Конспект НОД на тему "Свойства соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ситникова Анна Андреевна

Знакомство детей со свойстами соли посредством эксперементирования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе

на тему: «Свойства соли»

Составила:

воспитатель

Ситникова Анна Андреевна

Шарья, 2021

«Свойства соли»

Цель

Ознакомление со свойствами соли

Психолого-педагогические задачи

Обучающие:

  • Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов;
  • Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием;
  • Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
  • Знакомить с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов - микроскопом

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, творческое воображение и познавательный интерес;
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до конца.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе НООД

Познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации детей

Фронтальная, по подгруппам.

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный)

Разные виды соли, одноразовые стаканчики, ложечки, кусочки овощей (свежих и соленых), вода, иллюстрации, соль, ложка, баночка, нитка, стаканчик с водой, краски акварельные, клей ПВА, лист формата А4, схема.

Планируемый результат

Свободно владеют элементарными знаниями о свойствах соли.

Предварительная деятельность с воспитанниками

Рассматривание картинок, отгадывание загадок, просмотр развивающих мультфильмов.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: включение детей в образовательную ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность

Введение в ситуацию

Вместе с детьми педагог стоит в кругу.

П. - Ребята, сегодня Эльза и Анна со своими учениками экспериментируют и выращивают кристаллы. Какие? Отгадайте загадку.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Я не только лишь в еде –

Я живу в морской воде.

Что это?

Расскажу я вам, ребята, сказку про Ивана-купца. Как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю-океану. Много стран повидал, торговал всякими товарами. Вот поднялась в море буря, выбросило корабль на невиданный остров. Отправился Иван земли разведывать, да и набрел на великую гору. Смотрит, а в той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к далекому городу. Отправился Иван к царю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А царь про соль не слыхивал, во всем его государстве соли не было. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван, вздумалось ему посмотреть, как кушанья царю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку. Взял да и всыпал соли, сколько надобно для яства. Наступило время обед подавать: царь попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал царь поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к царю. Позволил царь солью торговать.

П. А как вы ребята думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

П.- Молодцы! Вы совершенно правы. Присаживайтесь за столы.

Соль

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Соль – природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская.

Похвала.

Похвала, поощрение.

Поддержка

2 часть - основная

Цель: расширение и закрепление знаний детей о свойствах соли

Актуализация

Затруднение в ситуации

Открытие нового знания

Включение нового знания в систему знаний ребенка

П. – Ребята давайте вспомним во что добавляют соль. У вас у каждого на столе лежат карточки с изображением, где может использоваться соль, но, вам нужно быть внимательными, ведь не все карточки правильные.

Д/И «Вспомни и назови»

П. Все правильно! Вы большие молодцы!.

П. Ребята посмотрите, что у нас на доске. Как вы думаете?

П. Верно, это схема. Схемы нам помогают лучше запомнить информацию. Эта схема про соль, но посмотрите, окошечки пустые. Сможем мы рассказать все о соли?

Проведение опытов. После каждого проведенного опыта на доску вывешивается карточка, которая символически изображает свойство соли.

1 опыт. Соль твердая, белая, имеет вкус.

На столе в емкостях стоят чашечки с солью крупного и мелкого помола, морской, йодированной.

Ребята, можете ли вы определить, какая соль находится в емкостях? Постарайтесь описать, как вы определили качество соли. 

Вкус воды ото льда, а вкус пищи от соли. Как вы думаете, для чего человеку нужна соль?

Соль в жизни людей всегда была важным продуктом. Без нее многие продукты безвкусны. Какой мы можем сделать вывод?

  1. опыт. Соль растворяется в воде.

Эльза предлагает детям растворить соль в воде.

Ребята, скажите, что произошло? Какой мы можем сделать вывод?

В замке Эльзы всегда прохладно, бывает иногда очень холодно. Согреемся?

Пальчиковая гимнастика

Руки в кулаки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем.

Сильно на него нажмем.

  1. опыт. Микроскоп.

Кристаллы соли имеют форму куба. Соль не имеет формы, принимает форму сосуда, в котором находится.

(Демонстрирую кристаллики соли). При кристаллизации поваренная соль принимает форму куба. Кто мне скажет, что такое микроскоп?

(Демонстрирую детям микроскоп).

Слово микроскоп имеет греческое происхождение и переводится, как маленький наблюдатель. Это инструмент, который используется для рассматривания крохотных предметов, которые невозможно увидеть невооруженным взглядом.

Скажите, ребята, какую форму имеет соль?

А много кристалликов? Посмотрите, я поставлю в стакан карандаш. Карандаш изменил свою форму?

Попробуем насыпать соль в разные сосуды. Форма соли меняется?

Какой мы можем сделать вывод?

  1. опыт. У соли нет запаха.

Ребята, у чеснока есть запах? Понюхаем.

Понюхаем соль.

Вывод?

Сколько мы с вами провели опытов, пора и отдохнуть. Выходите ко мне.

Соли в речку брошу я -

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути,

Столько соли мне найти?

  1. опыт. Соль в творчестве.

П. Ребята мы заполнили все пустующие ячейки нашей схемы, осталась последняя. На ней нарисованы кисточки и краски. Где еще может нам пригодиться соль?

П. Правильно. Солью можно рисовать, соль добавляется в тесто, из которого можно делать различные поделки.

П. Предлагаю нарисовать рисунок в подарок Эльзе и Анне. Для этого вам потребуется чистый лист, клей, которым вы будете рисовать, соль, а после будете раскрашивать красками.

Еда, для дыхания, в косметику, в ванную, в мыло, рисование и т.д.

Схема.

Нет. Нужно сначала все узнать.

Белое, сыпучее, крупинки блестят, твердые на ощупь, легкие.

Для приготовления пищи, засолки овощей.

Соль белая, сыпучая, твердая, имеет вкус.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Соль растворяется в воде, вода цвет и запах не изменила, изменился только вкус.

Да!

Дети сжимают руки в кулаки.

Дуют на кулаки и ладони разжимаются.

По очереди нажимают на пальцы правой и левой руки.

Устройство, которое увеличивает предметы.

Дети рассматривают кристаллы соли в микроскоп.

Форму куба.

Нет.

Дети насыпают соль в разные сосуды.

Да, меняется

Соль состоит из кристаллов, имеющих форму куба. Соль не имеет формы.

Есть.

Дети нюхают.

Запаха у соли нет.

У соли нет запаха.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В творчестве.

Дети сначала наносят клей на листок, после посыпают солью, а потом уже раскрашивают.

Похвала

Поощрение, похвала.

Похвала

3 часть - заключительная

Цель: подведение итогов деятельности.

Осмысление

Что вы сегодня узнали нового?

Что вам понравилось? Что было сложно?

Я предлагаю вам понаблюдать в течении нескольких дней за выращиванием соляных кристаллов.

Мы проводили опыты. Узнали, что соль бывает разная, поваренная, йодированная. Соль необходима для приготовления пищи. Еда с ней вкуснее. Соль не имеет формы, запаха. Кристаллы соли имеют форму куба.

Похвала и поощрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию солью в старшей группе «Морозные узоры»

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.Цель:Ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования с помощью соли.Задачи:О...

Конспект НОД: «Выращивание кристаллов соли»

Задачи: 1.Познакомить детей с понятием кристалл.2.Изучить условия образования кристаллов.3.Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы....

Конспект открытого занятия "Волшебная соль"

Конспект занятия "Волшебная соль"...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

Конспект занятия по экспериментированию "Соль и сахар" старший дошкольный возраст

Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей с помощью экспериментирования.Задачи:Создать условия формировать умение детей распознавать вещества (соль, саха...

Конспект занятия "Достопримечательности города Соль-Илецка"

конспект занятия "Достопримечательности города Соль-Илецка"...