Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группы "Лекарственные растения: друзья и враги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Авдонина Татьяна Александровна

Цель:

- Расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора/применения.

             

Образовательные задачи:

- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений, и в частности, пользе и многообразии лекарственных растений, их особенностях, особенностях их сбора и применения человеком.

- Закреплять умение определять и различать растения, а также закреплять знания о строении растений.

 

Развивающие задачи:

- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- Расширять и активизировать словарь детей.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к природе, прививать природоохранные навыки;

- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

 

Словарь:

Лекарственные растения, травник/ца, фитотерапия, травник(книга).

 

Материал:

-Демонстрационный: изображения растений, презентация.

-Раздаточный: картинка-паззл, материалы к дид. игре «Определи по запаху»

 

Предварительная работа:

Рассматривание растений и беседы во время прогулки, рассматривание иллюстраций растений, беседы о Красной книге и растениях, в нее занесенных, разгадывание загадок о растениях, сюжетно-ролевая игра "У доктора на приеме"

 

Ход занятия:

 

  1. Оргмомент

Ребята, сегодня с утра нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим: кто же нам пишет? На конверте подписано – для ребят группы Буратино от травницы тетушки Агафьи.

 

Ребята, а кто такие травники/травницы? … Люди, которые занимаются сбором трав/используют травы в качестве лекарств.

Интересно, что же нам пишет тетушка Агафья…

 

  Здравствуйте дорогие ребята! Как вы себя чувствуете?
Меня зовут тетушка Агафья, и мне нужна ваша помощь!  Я недавно захворала, и теперь совсем не успеваю сделать нужные дела. Я знаю, что вы много знаете и сможете мне помочь…

 

Ребята, пока тетушка Агафья поправляется, мы с вами поможем ей, и сами станем немного травниками! Тетушка Агафья передала нам список нужных дел (заданий).

Так, тут есть еще какой-то листок…

Достаю лист с надписью: «Справочник Лекарственных Растений».

Дальше –  сплошные загадки и ребусы… Мы с вами знаем лекарственные растения и загадки любим, эта задача нам по силам!

 

  1. Загадки о растениях.

 

  1. Тонкий стебель у дорожки,
    на конце его – сережки,
    на земле лежат листки-
    маленькие лопушки.
    Нам он как хороший друг,
    Лечит раны ног и рук.
    Каждый лист мой любит тропки
    У обочины дорог.
    Он однажды людям добрым
    Раны вылечить помог. (подорожник)

 

Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

 

  1. Не пустили в огород-
    Оттого она и жжет. (крапива)
    Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня. (крапива)

- Почему же все-таки крапива обжигает?

-Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

  1. Летом рад я свежей
    Ягоде медвежьей,
    А сушеная в запас
    От простуды лечит нас. (малина)

Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

  1. Весной растет,
    Летом цветет,
    Осенью осыпается,
    А цветок – на медок,
    Лечит от гриппа,
    Кашля и хрипа. (липа)

Многие знают, что липа — это не просто дерево, но и лечебный компонент. Она помогает при диабете, расстройствах желудка, а также предупреждает простуду, ангину, бронхит и многое-многое другое. А мед, собранный с липы, считается самым вкусным и целебным. Говорят, что одно липовое дерево способно дать больше меда, чем целое поле гречихи. Поэтому еще с давних времен люди полюбили липовый мед, а цветочки засушивали для ароматного чая.

5. Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка)

Используют для полоскания горла при ангине, добавляют в косметику, шампуни, пьют в виде успокоительного чая.

 

6. Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик)

Одуванчик растёт на лугах, в полях, в огороде.  Из его листьев   делают салат, из цветов делают варенье. В нем ценятся цветы, корень и сок из молоденьких листьев. Одуванчик чистит организм, полезен для профилактики проблем с пищеварением, а также помогает при высокой температуре.

- Молодцы ребята, а какие еще мы можем вспомнить лекарственные растения, кроме тех, что отгадали?.. Это и плоды кустарников и деревьев, ягоды.

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Лечение лекарственными растениями называется фитотерапией.

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами; и стали использовать их так же в лечебных целях. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.

А как их можно применять? … Заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить.

  1. Дидактическая игра «Собери растение»

Ребята, для следующего задания вам понадобятся материалы, лежащие у вас на столе. У тетушки Агафьи в травнике тоже собрано много растений. Но страницы с изображением растений оказались порванными. Наша задача -восстановить изображение.

 

Что получилось?

Как называются части растения?

Вы молодцы, отлично справились! А теперь давайте выйдем из-за столов на ковер и немножко отдохнем.

 

  1. Физкультминутка «Вместе по лесу идём».

 

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,             

                                     потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

 

 

  1. Дидактическая игра «Определи по запаху»

 

Тетушка Агафья как и все травницы собирает и заготавливает растения аккуратно, не смешивая между собой, каждую травку и корешок в свою коробочку или баночку…

Но у тетушки Агафьи растерялись все этикетки от лекарств. Как же можно определить – что за растение перед нами?.. По внешнему виду и по запаху. Сейчас наша задача – определить по запаху, что находится в емкости и приклеить правильную наклейку.

Чтобы успешнее справиться мы с вами разделимся на подгруппы по 4 человека – по два стола.

Молодцы!

 

Тетушка Агафья также написала в письме что существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.

Ребята, а знаете ли вы какие это правила?

 

 

Правила сбора лекарственных растений:

 

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.

- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

 

  1. Заключение

 

Ребята, тетушка Агафья будет очень рада что мы ей помогли и пойдет на поправку быстрее! А мы с вами сегодня вспомнили много полезных растений (Какие? А какие мы еще знаем?); вспомнили и их отдельные части, смогли узнать растения по описанию и запаху, а также запомнили правила сбора.

Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!

Тетушка в конце письма оставила нам чудесное стихотворение:

 

Лес, как сказочное царство,

 

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Травник может научить.

Все целебные растения

Знает он без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lekarstvennye_rasteniya.docx101.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группы

"Лекарственные растения: друзья и враги"

Цель:

- Расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора/применения.

        

Образовательные задачи:

- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений, и в частности, пользе и многообразии лекарственных растений, их особенностях, особенностях их сбора и применения человеком.

- Закреплять умение определять и различать растения, а также закреплять знания о строении растений.

Развивающие задачи:

- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к природе, прививать природоохранные навыки;

- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Словарь:

Лекарственные растения, травник/ца, фитотерапия, травник(книга).

Материал:

-Демонстрационный: изображения растений, презентация.

-Раздаточный: картинка-паззл, материалы к дид. игре «Определи по запаху»

Предварительная работа:

Рассматривание растений и беседы во время прогулки, рассматривание иллюстраций растений, беседы о Красной книге и растениях, в нее занесенных, разгадывание загадок о растениях, сюжетно-ролевая игра "У доктора на приеме"

Ход занятия:

  1. Оргмомент

Ребята, сегодня с утра нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим: кто же нам пишет? На конверте подписано – для ребят группы Буратино от травницы тетушки Агафьи.

Ребята, а кто такие травники/травницы? … Люди, которые занимаются сбором трав/используют травы в качестве лекарств.

Интересно, что же нам пишет тетушка Агафья…

  Здравствуйте дорогие ребята! Как вы себя чувствуете?
Меня зовут тетушка Агафья, и мне нужна ваша помощь!  Я недавно захворала, и теперь совсем не успеваю сделать нужные дела. Я знаю, что вы много знаете и сможете мне помочь…

Ребята, пока тетушка Агафья поправляется, мы с вами поможем ей, и сами станем немного травниками! Тетушка Агафья передала нам список нужных дел (заданий).

Так, тут есть еще какой-то листок…

Достаю лист с надписью: «Справочник Лекарственных Растений».

Дальше –  сплошные загадки и ребусы… Мы с вами знаем лекарственные растения и загадки любим, эта задача нам по силам!

  1. Загадки о растениях.

  1. Тонкий стебель у дорожки,
    на конце его – сережки,
    на земле лежат листки-
    маленькие лопушки.
    Нам он как хороший друг,
    Лечит раны ног и рук.
    Каждый лист мой любит тропки
    У обочины дорог.
    Он однажды людям добрым
    Раны вылечить помог. 
    (подорожник)

Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

  1. Не пустили в огород-
    Оттого она и жжет. 
    (крапива)
    Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня. 
    (крапива)

- Почему же все-таки крапива обжигает?

-Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

  1. Летом рад я свежей
    Ягоде медвежьей,
    А сушеная в запас
    От простуды лечит нас. 
    (малина)

Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

  1. Весной растет,
    Летом цветет,
    Осенью осыпается,
    А цветок – на медок,
    Лечит от гриппа,
    Кашля и хрипа. 
    (липа)

Многие знают, что липа — это не просто дерево, но и лечебный компонент. Она помогает при диабете, расстройствах желудка, а также предупреждает простуду, ангину, бронхит и многое-многое другое. А мед, собранный с липы, считается самым вкусным и целебным. Говорят, что одно липовое дерево способно дать больше меда, чем целое поле гречихи. Поэтому еще с давних времен люди полюбили липовый мед, а цветочки засушивали для ароматного чая.

5. Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка)

Используют для полоскания горла при ангине, добавляют в косметику, шампуни, пьют в виде успокоительного чая.

6. Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик)

Одуванчик растёт на лугах, в полях, в огороде.  Из его листьев   делают салат, из цветов делают варенье. В нем ценятся цветы, корень и сок из молоденьких листьев. Одуванчик чистит организм, полезен для профилактики проблем с пищеварением, а также помогает при высокой температуре.

- Молодцы ребята, а какие еще мы можем вспомнить лекарственные растения, кроме тех, что отгадали?.. Это и плоды кустарников и деревьев, ягоды.

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Лечение лекарственными растениями называется фитотерапией. 

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами; и стали использовать их так же в лечебных целях. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.

А как их можно применять? … Заваривать и настаивать, варить компоты и морсы, сушить.

  1. Дидактическая игра «Собери растение»

Ребята, для следующего задания вам понадобятся материалы, лежащие у вас на столе. У тетушки Агафьи в травнике тоже собрано много растений. Но страницы с изображением растений оказались порванными. Наша задача -восстановить изображение.

Что получилось?

Как называются части растения?

Вы молодцы, отлично справились! А теперь давайте выйдем из-за столов на ковер и немножко отдохнем.

  1. Физкультминутка «Вместе по лесу идём».

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,            

                                     потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

  1. Дидактическая игра «Определи по запаху»

Тетушка Агафья как и все травницы собирает и заготавливает растения аккуратно, не смешивая между собой, каждую травку и корешок в свою коробочку или баночку…

Но у тетушки Агафьи растерялись все этикетки от лекарств. Как же можно определить – что за растение перед нами?.. По внешнему виду и по запаху. Сейчас наша задача – определить по запаху, что находится в емкости и приклеить правильную наклейку.

Чтобы успешнее справиться мы с вами разделимся на подгруппы по 4 человека – по два стола.

Молодцы!

Тетушка Агафья также написала в письме что существуют определенные правила для заготовки лекарственных растений, которые должен помнить каждый травник.

Ребята, а знаете ли вы какие это правила?

Правила сбора лекарственных растений:

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать незнакомые плоды, корневища.

- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

  1. Заключение

Ребята, тетушка Агафья будет очень рада что мы ей помогли и пойдет на поправку быстрее! А мы с вами сегодня вспомнили много полезных растений (Какие? А какие мы еще знаем?); вспомнили и их отдельные части, смогли узнать растения по описанию и запаху, а также запомнили правила сбора.

Теперь мы с вами тоже в своем роде травники!

Тетушка в конце письма оставила нам чудесное стихотворение:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Травник может научить.

Все целебные растения

Знает он без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.


Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарства — друг или враг.»

Задачи:Образовательные задачи:1. Сформировать понимание, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними;2. Дать представления о правилах обращения с лекарствами;3. Побуждать дете...

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарства-друг или враг»

Сформировать понимание детей, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними....

Методическая разработка конспекта ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Прогулка на ферму. Наши друзья - домашние звери».

Цель: уточнить, расширить и обобщить знания детей о домашних зверях: внешних особенностях, питании, голосе, жилищах, пользе для человека, как человек ухаживает; о классификации природы и животных.Зада...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в старшей группе "Комнатные растения"

Данное занятие помогает детям уточнить и систематизировать знания о комнатных растениях и способах ухода заними...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Огонь -друг, огонь-враг"

Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня; воспитывать у детей безопасное поведение, быть осторожными с огнем.Задачи:Образовательные: закреплять знания о пожарной безопасности, правила поведения...