путешествие на метеостанцию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия «Путешествие на метеостанцию»

Цель: в игровой форме познакомить дошкольников с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.

Задачи:

Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить детей с профессией метеоролога и приборами-помощниками: солнечными часами, ветряным рукавом, флюгером, барометром, термометром, дождемером, гигрометром.

Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности:

наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с природой.

Оборудование и материалы: детская метеоплощадка, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, барометр, термометр, дождемер, гигрометр, доска, мел.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! А кто из вас знает, куда мы пришли? (Ответы детей)

- Молодцы! Правильно, мы пришли на метеостанцию!

- А кто скажет, что это такое? (Ответы детей)

Послушайте загадку:

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).

 

-Метеоролог, профессия человека, который изучает погоду. И в этом метеорологам помогают специальные приборы. По всей нашей стране работают метеостанцииМетеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр!

Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, которые мы видим и слышим с экрана телевизора.

Показания наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (ответы детей и демонстрация карточек).

Это очень ответственная работа

Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование.

Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.

Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Барометр – определяет атмосферное давление.

«Солнечные часы» - определяют время и части суток.

Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

Пальчиковая гимнастика: Приплыли тучи дождевые

Приплыли тучи дождевые, (Шагаем на месте.)

Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши.)

Дождинки пляшут, как живые. (Шагаем на месте.)

Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте.)

И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагаем на месте.)

Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши.)

А дождик теплый, дождь неугомонный (Шагаем на месте.)

Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. Будьте внимательны, не спешите.

Игра«Хорошо – плохо».

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.

Например:

«Идет дождь» :

Хорошо – поливает огород, цветник -питает землю влагой;

Плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть и т. д.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду загадывать вам загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материала на столе. Подойдите, пожалуйста все к столу.

(Дети подходят к столу, на котором находятся: лейка, контейнер с водой, барабан, кусочки пенопласта,ёмкость для развития воздушной струи).

Воспитатель:

Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь,

То прятаться начнут. (Дождь)

(Ребёнок поливает из лейки)

Бежал по тропке луговой —

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой (Ветер)

(Ребёнок дует на воду в контейнере)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)

В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад. (Гром)

(Ребёнок бьёт в барабан)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я проверю как вы запомнили приборы и поиграть с вами в игру.

Игра«Что нужно для работы метеоролога

На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе. Дети выбирают нужный прибор и говорят для чего он нужен.

Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете,сложно работать метеорологами.

Дети: отвечают

ВоспитательВ любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Дети: Да.

ВоспитательМетеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений?

Дети: отвечают

ВоспитательПредлагаю вам взять наши приборы и провести некоторые измерения погодных условий: определить силу ветра, проверить осадки, измерить температуру воздуха, солнечность или пасмурность дня и заполнить наш календарь природы. Затем вы попробуете определить погоду на завтра.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Подойдите к стол, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня.

Итог:

Воспитатель:

- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)

- О чем говорили? (ответы)

- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)

- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)

- Для чего они нужны? (ответы)

- Вам понравилось быть метеорологами(ответы)

- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были замечательными помощниками и на отлично справились со всеми заданиями! Спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteostantsiya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие на метеостанцию»

Цель: в игровой форме познакомить дошкольников с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.

Задачи:

Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить детей с профессией метеоролога и приборами-помощниками: солнечными часами, ветряным рукавом, флюгером, барометром, термометром, дождемером, гигрометром.

Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности:

наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с природой.

Оборудование и материалы: детская метеоплощадка, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, барометр, термометр, дождемер, гигрометр, доска, мел.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! А кто из вас знает, куда мы пришли? (Ответы детей)

- Молодцы! Правильно, мы пришли на метеостанцию!

- А кто скажет, что это такое? (Ответы детей)

Послушайте загадку:

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).

-Метеоролог, профессия человека, который изучает погоду. И в этом метеорологам помогают специальные приборы. По всей нашей стране работают метеостанцииМетеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр!

Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, которые мы видим и слышим с экрана телевизора.

Показания наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (ответы детей и демонстрация карточек).

Это очень ответственная работа

Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование.

Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.

Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Барометр – определяет атмосферное давление.

«Солнечные часы» - определяют время и части суток.

Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.

Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.

Пальчиковая гимнастика: Приплыли тучи дождевые

Приплыли тучи дождевые, (Шагаем на месте.)

Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши.)

Дождинки пляшут, как живые. (Шагаем на месте.)

Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте.)

И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагаем на месте.)

Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши.)

А дождик теплый, дождь неугомонный (Шагаем на месте.)

Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. Будьте внимательны, не спешите.

Игра«Хорошо – плохо».

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.

Например:

«Идет дождь» :

Хорошо – поливает огород, цветник -питает землю влагой;

Плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть и т. д.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду загадывать вам загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материала на столе. Подойдите, пожалуйста все к столу.

(Дети подходят к столу, на котором находятся: лейка, контейнер с водой, барабан, кусочки пенопласта,ёмкость для развития воздушной струи).

Воспитатель:

Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь,

То прятаться начнут. (Дождь)

(Ребёнок поливает из лейки)

Бежал по тропке луговой —

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой (Ветер)

(Ребёнок дует на воду в контейнере)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)

В небе молния сверкнёт,

А за нею звук идёт,

Как грохочет камнепад,

Иль петарды, да не в лад. (Гром)

(Ребёнок бьёт в барабан)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я проверю как вы запомнили приборы и поиграть с вами в игру.

Игра«Что нужно для работы метеоролога

На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе. Дети выбирают нужный прибор и говорят для чего он нужен.

Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете,сложно работать метеорологами.

Дети: отвечают

ВоспитательВ любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?

Дети: Да.

ВоспитательМетеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений?

Дети: отвечают

ВоспитательПредлагаю вам взять наши приборы и провести некоторые измерения погодных условий: определить силу ветра, проверить осадки, измерить температуру воздуха, солнечность или пасмурность дня и заполнить наш календарь природы. Затем вы попробуете определить погоду на завтра.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Подойдите к стол, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня.

Итог:

Воспитатель:

- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)

- О чем говорили? (ответы)

- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)

- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)

- Для чего они нужны? (ответы)

- Вам понравилось быть метеорологами(ответы)

- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были замечательными помощниками и на отлично справились со всеми заданиями! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа "Детская метеостанция"

Данная публикация является развитием ранее выполненной мною работы на тему "Ознакомление дошкольников с некоторыми природными явлениями в условиях детского сада" и содержит в себе ход модернизации и с...

"Метеостанция" -проект по оборудованию метеостанции на площадке ДОО собственными силами

в проекте указаны цель, задачи, возможные варианты изготовления оборудования, словарик юного метеоролога...

Конспект занятия «Путешествие на метеостанцию»

Познакомить дошкольников в игровой форме с назначением метеостанции и приборами метеоролога....

«Путешествие с Незнайкой на метеостанцию»

Познавательно - исследовательская деятельность....

Занятие «Путешествие на метеостанцию»

Цель: в игровой форме познакомить дошкольников с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.Задачи:- дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расш...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...

Путешествие по метеостанции. "Юные исследователи "

Дети - это маленькие исследователи. Дошкольник очень любознательны и любопытны, для поддержания и развития познавательных интересов детей, я организовала путешествие по нашей метеостанции. Ребята здес...