Технологическая карта «Путешествие на метеостанцию» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Черемисова Татьяна Георгиевна

                                                                       

Цель:  познакомить  с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.

Задачи:

Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить с профессией метеоролога и приборами-помощниками: ветряным рукавом, флюгером, барометром, термометром, дождемером.

Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Путешествие на метеостанцию»

в старшей группе

                                                               Подготовила и провела:

                                                                           Черемисова Татьяна Георгиевна

Цель:  познакомить  с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.

Задачи:

Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить с профессией метеоролога и приборами-помощниками: ветряным рукавом, флюгером, барометром, термометром, дождемером.

Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с природой.

Оборудование и материалы: метеоплощадка, колонка,  ветряной рукав, флюгер, барометр, термометр, дождемер,  доска, мел, карточки, конверт, лист бумаги.

Методы и приёмы: информативно - рецептивный, репродуктивный , исследовательский , практический, наглядный.

Ход занятия:

(Приходим с детьми на метеостанцию)

Воспитатель: Ребята кто из вас знает, куда мы пришли? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы пришли на метеостанцию!

Воспитатель: Кто может ответить, что такое метеостанция? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что такое погода? Ответ: 

Воспитатель: Что, что сейчас происходит на улице? (Ответы идёт дождь, светит солнце, тепло, холодно…)

 Воспитатель:  Сегодня мы с вами станем юными синоптиками, то есть будем учиться предсказывать погоду, используя для этого наши приборы-помощники: ветряной рукав, флюгер, термометр с барометром, ловец облаков и другие.

Воспитатель: Готовы! Тогда начинаем!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма, а какого именно вы узнаете, прослушав эту песенку. (включаю аудиозапись из мультфильма)

Воспитатель: Кто понял, из какого мультфильма эта песня?

Воспитатель: Верно, ребята, это «Ми-ми-мишки». А письмо мне прислала Тучка. Хотите узнать, что она написала? Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)

 «Здравствуйте, ребята! Вчера я смастерила  из бумаги самолёт и подарила его на день рождения, Кеше! Мы хотели сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но Лисичка сказала что, для этого погода должна быть без осадков и не ветреной. Мы с Кешей  решили попробовать запустить его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с самолётом или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа. Подпись: Тучка».

Воспитатель:   Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей)

Воспитатель: Только я не знаю, как сообщить Тучке о наших наблюдениях.

Воспитатель: Я поняла мы тоже напишем ей письмо, но, необычное, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков. Так Тучка узнает, какая сегодня погода, и сможет позапускать с Кешей самолетик. Ребята, чтобы помочь Тучке, надо отгадать загадку. Готовы?

Светит ярко, жарко греет,

Всё осветит, всех согреет.

Рано утром к нам в оконце

Лучиком прорвётся. (Солнце)

Воспитатель: ребята, для того чтобы узнать какая сегодня будет погода, ясная или пасмурная, нужно посмотреть на небо. Если светит солнце и нет туч, это какая погода?

Дети: ясная.

Воспитатель: А если на небе есть облака, это какая погода?

Дети: переменная облачность.  

Воспитатель: Если небо затянуто тучами и идет дождь, то это какая погода? Дети: пасмурная

 Воспитатель: Ребята у синоптиков есть специальные значки, которыми они обозначают разную погоду. И мы с помощью этих значков напишем письмо тучке. Хотите с ними познакомиться?

Дети: да

Воспитатель: Для этого мы подойдем к специальной доске (показываю значки обозначающие ясную, пасмурную погоду). ( Посмотреть на небо и удивиться…)

 Воспитатель: Ой, а что это в небе такое?

Белые овечки по небу гуляют.

Соберутся в стаи - солнце закрывают. (Облака.).

Воспитатель: облака бывают разные. Вид облаков мы определяем с помощью прибора, который называется ловец облаков. (Показываю прибор ловец облаков)

Воспитатель: посмотрите облака бывают кучевые, как барашки (показать), слоистые (показать), как пирог, перистые (показать), как пёрышки и дождевые (показать).  

Отгадайте ещё одну загадку:

Разгоняет легко тучи,

Очень сильный и могучий,

Любит в поле погулять,

Листья по полу гонять….(Ветер)

Воспитатель: ребята, а какой ветер бывает?

Дети: слабый, сильный и ураганный.

Воспитатель: За ветром мы с вами  будем наблюдать с помощью ветряного рукава (показать).

Воспитатель: посмотрите поднимается ли ветряной рукав?

Дети: нет

Воспитатель: это означает что ветра нет и рукав спокоен и называется это - Штиль. Слабый ветер, когда ветряной рукав чуть-чуть приподнимается и начинает шевелиться. Ураганный ветер, это когда лес шумит, качаются деревья. Рукав сильно надувается и развевается.

С помощью флюгера мы узнаём, в каком направлении дует ветер.

Посмотрите на буквы – (С, Ю, В, З), они означают стороны горизонта: Север, Юг, Восток и Запад.  Если ветер дует с севера, то флюгер поворачивается в противоположную сторону, на юг, а если с юга, то…ответы детей ….

- Давайте определим для Тучки, какой сегодня дует ветерок …. (предположим, с севера на юг).

Воспитатель: ребята вы, наверное, устали давайте отдохнем.

Ветер южный прилетел
И тихонечко пропел
На носочки ты вставай
Облака ты разгоняй.
Подняться на носки, руки вверх, помахать руками.
Ветер северный летел,
Руки в стороны.
В наши уши он свистел Руками закрыть уши.
Береги здоровье, детка
Не то ждёт тебя, таблетка!
 Руки в стороны, к вискам, покачать головой.
Мы здоровье сберегаем,
Спинки плотно закрываем.

 Руки за спину, прыжки на двух ногах.

Ветер, ветер пролетай,
И гулять нам не мешай.
Руки на пояс, ходьба на месте.

Воспитатель: Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – …(Дождь)

Воспитатель: Чтобы узнать, сколько выпало дождя на землю, мы обратимся к специальному прибору, который называется дождемер (показать). Посмотрите есть ли в дождемере вода?

Дети: нет

Воспитатель: это означает что осадков в эти дни не было.

Воспитатель: посмотрите, на метеобудку. Здесь находятся самые важные приборы, которые спрятаны от солнца и дождя, чтобы правильно показывать погоду.

      Воспитатель:  У меня в руках термометр. Как вы думаете, что он показывает?

Дети: температуру.

Воспитатель:  Правильно! температуру. Только не тела, а воздуха!

Дети воздуха.

Воспитатель: Холодно или тепло сейчас покажите с помощью жестовХолодно –присядьте и обнимите себя руками! Тепло –руки поднять к солнышку. (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Тучка заждалась нашего ответа на письмо, давайте поскорее напишем его. Сначала мы с вами определим погоду и напишем её на доске. (Дети определяют погоду и рисуют её на доске)

Воспитатель: А теперь посмотрите перед вами лист бумаги, конверт и значки погоды. Вам нужно выбрать подходящие значки и приклеить их на листочек. Потом положить в конверт и заклеить. Это письмо мы и отправим Тучке. (дети приклеивают значки на лист)

Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли Тучке определить погоду. Теперь когда они с Кешей получат письмо то смогут запустить свой самолётик.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с приборами: (показатьфлюгер, ветряной рукав, ловец облаков, термометр, дождемер и смогли правильно определить температуру воздуха, направление ветра, тип облаков. Итак, наш прогноз погоды. Сегодня: ясно, солнечно… радостно и весело!!!! На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание, юные синоптики. До новой встречи!!!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 «Путешествие на метеостанцию»

в старшей группе

                                                               Подготовила и провела :

                                                                           Черемисова Татьяна Георгиевна

Цель:  познакомить  с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.

Задачи:

Образовательная: дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер; расширить знания о погоде; познакомить с профессией метеоролога и приборами-помощниками: ветряным рукавом, флюгером, барометром, термометром, дождемером.

Развивающая: развивать у детей навыки исследовательской деятельности

Воспитательная: воспитывать интерес и потребность в общении с природой.

Оборудование и материалы: метеоплощадка, калонка,  ветряной рукав, флюгер, барометр, термометр, дождемер,  доска, мел, карточки , конверт, лист бумаги.

Методы и приёмы: Информативно - рецептивный  , репродуктивный , исследовательский , практический, наглядный.

Словарная работа: термометр, барометр, ветряной рукав, флюгер, метеобудка.

Планируемый результат занятия: выражают положительные эмоции (удивление, радость, интерес) при изучении приборов метеостанции ; умеют поддерживать беседу, выражают свою точку зрения.

Ход занятия:

(Приходим с детьми на метеостанцию)

Воспитатель: Ребята кто из вас знает, куда мы пришли? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы пришли на метеостанцию!

Воспитатель: Кто может ответить , что такое метеостанция? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что такое погода? Ответ: то, что сейчас происходит на улице: идёт дождь, светит солнце, тепло, холодно…

 Воспитатель:  Сегодня мы с вами станем юными синоптиками, то есть будем учиться предсказывать погоду, используя для этого наши приборы-помощники: ветряной рукав, флюгер, термометр с барометром, ловец облаков и другие.

-Готовы! Тогда начинаем!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма, а какого именно вы узнаете, прослушав эту песенку. (включаю аудиозапись из мультфильма)

Воспитатель: Кто понял, из какого мультфильма эта песня?

Воспитатель: Верно, ребята, это «Ми-ми-мишки». А письмо мне прислала Тучка. Хотите узнать, что она написала? Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)

 «Здравствуйте, ребята! Вчера я смастерила  из бумаги самолёт и подарила его на день рождения, Кеше! Мы хотели сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но Лисичка сказала что, для этого погода должна быть без осадков и не ветреной. Мы с Кешей  решили попробовать запустить его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с самолётом или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа. Подпись: Тучка».

Воспитатель:   Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей)

Воспитатель: Только я не знаю, как сообщить Тучке о наших наблюдениях.

Воспитатель: Я поняла мы тоже напишем ей письмо, но, необычное, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков. Так Тучка узнает, какая сегодня погода, и сможет позапускать с Кешей самолетик. Ребята, чтобы помочь Тучке, надо отгадать загадку. Готовы?

Светит ярко, жарко греет,

Всё осветит, всех согреет.

Рано утром к нам в оконце

Лучиком прорвётся.. (Солнце)

Воспитатель: ребята, для того чтобы узнать какая сегодня будет погода, ясная или пасмурная, нужно посмотреть на небо. Если светит солнце и нет туч, это какая погода?

Дети: ясная.

Воспитатель: А если на небе есть облака, это какая погода?

Дети : переменная облачность.  

Воспитатель: Если небо затянуто тучами и идет дождь, то это какая погода? Дети : пасмурная

 Воспитатель: Ребята у синоптиков есть специальные значки, которыми они обозначают разную погоду. И  мы с  помощью этих значков  напишем письмо тучке.. Хотите с ними познакомиться?

Дети: да

Воспитатель: Для этого мы подойдем к специальной доске (показываю значки обозначающие ясную, пасмурную погоду). ( Посмотреть на небо и удивиться…)

 Воспитатель: Ой, а что это в небе такое?

Белые овечки по небу гуляют.

Соберутся в стаи - солнце закрывают. (Облака.).

Воспитатель: облака бывают разные. Вид облаков мы определяем с помощью прибора, который называется ловец облаков. (Показываю прибор ловец облаков)

Воспитатель: посмотрите облака бывают  кучевые, как барашки (показать), слоистые (показать),  как пирог, перистые (показать), как пёрышки и дождевые (показать).  

Отгадайте ещё одну загадку:

Разгоняет легко тучи,

Очень сильный и могучий,

Любит в поле погулять,

Листья по полу гонять….. (Ветер)

Воспитатель: ребята а какой ветер бывает?

Дети: слабый, сильный и ураганный.

Воспитатель: За ветром мы с вами  будем наблюдать с помощью ветряного рукава (показать).

Воспитатель: посмотрите поднимается ли ветряной рукав?

Дети: нет

Воспитатель: это означает что ветра нет и рукав спокоен и называется это - Штиль. Слабый ветер, когда ветряной рукав чуть-чуть приподнимается и начинает шевелиться. Ураганный ветер, это когда лес шумит, качаются деревья. Рукав сильно надувается и развевается.

С помощью флюгера мы узнаём, в каком направлении дует ветер.

Посмотрите на буквы – (С, Ю, В, З), они означают стороны горизонта: Север, Юг, Восток и Запад.  Если ветер дует с севера, то флюгер поворачивается в противоположную сторону, на юг, а если с юга, то…ответы детей ….

- Давайте определим для Тучки, какой сегодня дует ветерок …. (предположим, с севера на юг).

Воспитатель: ребята вы наверное устали давайте отдохнем.

Ветер южный прилетел
И тихонечко пропел
На носочки ты вставай
Облака ты разгоняй.
Подняться на носки, руки вверх, помахать руками.
Ветер северный летел,
Руки в стороны.
В наши уши он свистел Руками закрыть уши.
Береги здоровье, детка
Не то ждёт тебя, таблетка!
 Руки в стороны, к вискам, покачать головой.
Мы здоровье сберегаем,
Спинки плотно закрываем.

 Руки за спину, прыжки на двух ногах.

Ветер, ветер пролетай,
И гулять нам не мешай.
Руки на пояс, ходьба на месте.

Воспитатель: Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку:

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – …(Дождь)

Воспитатель: Чтобы узнать, сколько выпало дождя на землю, мы обратимся к специальному прибору, который называется дождемер (показать). Посмотрите есть ли в дождемере вода?

Дети: нет

Воспитатель: это означает что осадков в эти дни не было.

Воспитатель: посмотрите, на метеобудку. Здесь находятся самые важные приборы, которые спрятаны от солнца и дождя, чтобы правильно показывать погоду.

      Воспитатель:  У меня в руках термометр. Как вы думаете, что он показывает?

Дети: температуру.

Воспитатель:  Правильно! температуру. Только не тела, а воздуха!

Дети воздуха.

Воспитатель: Холодно или тепло сейчас покажите с помощью жестов. Холодно –присядьте и обнимите себя руками! Тепло –руки поднять к солнышку. (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Тучка заждалась нашего ответа на письмо, давайте поскорее напишем его. Сначала мы с вами определим погоду и напишем её на доске. (Дети определяют погоду и рисуют её на доске)

Воспитатель: А теперь посмотрите перед вами лист бумаги, конверт и значки погоды. Вам нужно выбрать подходящие значки и приклеить их на листочек. Потом положить в конверт и заклеить. Это письмо мы и отправим Тучке. (дети приклеивают значки на лист)

Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли Тучке определить погоду. Теперь когда они с Кешей получат письмо то смогут запустить свой самолётик.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с приборами: (показать) флюгер, ветряной рукав, ловец облаков, термометр, дождемер и смогли правильно определить температуру воздуха, направление ветра, тип облаков. Итак, наш прогноз погоды. Сегодня: ясно, солнечно… радостно и весело!!!! На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание, юные синоптики. До новой встречи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " путешествие в сказку" для детей старшей группы.

Конспект занятия с применением ИКТ для детей старшей группы "Путешествие в сказку"...

Конспект занятия «Путешествие в страну музыкальных звуков» старшая группа

Цель:- формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте.-развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.- воспитывать любовь к муз...

Конспект занятия «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»для детей старшей группы...

конспект занятия "Путешествие в сказочную страну - Театр" старшая группа

Занятие подготовлено с элементами театрализованной деятельности для старшей возрастной группы...

Конспект занятия « Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» ( старшая группа)

Задачи : Образовательные .Актуализировать знания детей о  порядковом счете.Дать возможность применить на практике полученные знания о геометрических фигурах , упражнять в ориентации в пространств...

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» в старшей группе по развитию речи

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» в старшей группе по развитию речиКонспект занятия «Путешествие в страну сказок» в старшей группе по развитию речиПутешествие в ст...