Экологический проект: "Время года - осень".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Пакина Эльвира Александровна

Экологический проект: "Время года - осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБОУ «Сосьвинская СОШ» структурное подразделение детский сад «Брусничка»

Экологический проект

«Время года – осень»

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                     Пакина Э.А.

Актуальность:

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн

облагораживает человека, делает его более чутким. При изучении природных явлений мы обращаем внимание детей на многие признаки различных времен года, учим прослеживать связь между ними, а воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся

наблюдать природу, видеть её красоту.

В нашем поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Мы считаем, что изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из

перспективных методов обучения и воспитания детей дошкольного

возраста. Поэтому мы и разработали проект «Время года- осень» для    детей дошкольной группы 6-7 лет.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе систематизации представлений детей об осени, овощах, фруктах, грибах и хлебе.
  2. Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  3. Продолжать знакомить детей с лесом, рекой, как с экосистемой,

систематизировать представления об изменениях, происходящих осенью.

  1. Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
  2. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, умение отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности. 7.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

8. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети 6-7 лет, родители.

Срок реализации: один месяц.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе,  признаки осени, ее дары).
  2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
  3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
  5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей,

формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность по реализации проекта

Подготовительный

(обсуждение цели и задач с

участниками проекта; изучение соответствующей литературы по теме проекта; сбор сведений о времени года осень)

  1. Планирование проекта.
  2. Определение темы проекта, задач.
  3. Подбор методической литературы по теме.
  4. Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий.

НОД «Время года-осень». Рассматривание изображений об осени на иллюстрациях, в книгах и журналах.

Отгадывание загадок об осени.

Основной этап - практический

Интеграция НОД.

Художественно - эстетическое развитие. Рисование: «Осенняя береза», «Ветка рябины» (техника пальчикового

рисования).

Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов».

Аппликация: « Осенняя ветка».

Познавательное развитие.

«Признаки осени»

«Откуда хлеб пришел».

Речевое развитие:

Пересказ «Грибы» В.Катаев. Составление описательных рассказов о осени и ее дарах.

Совместная деятельность

Рассматривание сюжетных картинок». Составление рассказа « Осень в моем поселке»

Беседы:

«Труд в природе осенью»

«Погода и здоровье»

«Краски осени»

«Осень в лесу»

«Осень в поселке»

«Подарки осени»

«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?»

«За грибами в лес пойдем»

«Почему исчезли насекомые?»

«Осень на реке»

Чтение художественной литературы.

Чтение:

Н. Сладков « Осень под водой».

Познавательный рассказ «Рост растений осенью».

В. Шульжика «Листопад».

З. Федоровская « Осень на опушке краски разводила».

К.Ушинский «Осень».

И. Соколов - Микитов «Листопадничек». Н. Нищева «Осень».

П. Воронко « Ветер».

Чтение рассказа «Осень в лесу» (по А.Шаховской).

Даль «Война грибов с ягодами». Я. Тайц «Грибы».

В.Катаев «Грибы».

М.Пришвин «Этажи леса».

Е. Трутнева «Осень» - заучивание Р. Сефа «Дождик».

И. Токмакова «Яблонька».

А. Толстой «Осень».

Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность.

Дидактические игры:

« Нарисуй столько же» по теме «В осеннем лесу»

«С какого дерева листок»

«Что бывает осенью»

« Раздели на группы»

«Четвертый лишний»

« Закончи предложение» по теме «Осень в лесу»

« Закончи предложение» по теме «Осень в поле»

« Когда это бывает»

«Превращение»

«Чего не стало?»

«Четвертый лишний»

«Скажи со словом «осенний»

«Лето или осень?» (игра с мячом)

«Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных)

«Угадай, с какого дерева лист и

плод» (закрепление названий деревьев)

«Поезд полезных продуктов»

«Ящик ощущений» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)

«Вершки и корешки»

«Съедобные – ядовитые грибы»

«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)

«Собери картинку»

«Составь предложение»

«Сосчитай урожай» (упражнять в

пересчете предметов в пределах первого десятка)

Сюжетно ролевые игры:

«Семья» сюжет « Покупаем демисезонную одежду».

«Путешествие в осеннем лесу».

Магазин «Овощи и фрукты».

«Семья» сюжет «На осенней прогулке».

«Семья» сюжет «Работаем на огороде».

«Библиотека» сюжет «Готовим выставку книг о лесе».

Режиссерская игра «В лес по грибы».

Пальчиковые игры

«Осень»; «Деревья»; «Овощи»; «Фрукты» Кукольный театр «Осенний листок» Моделирование ситуации

«Расскажем волку о правилах обращения с хлебом», «Расскажем мышатам о

подарках осени»

Наблюдение.

Наблюдение за осенними явлениями. Наблюдение за листопадом.

Наблюдение за дождем.

Сравнение осеннего дождя с летним. Наблюдение: ветер осенью.

Растения осенью.

«Небо осенью»

Наблюдение за трудом взрослых. Подготовка цветника к зиме.

Погода и одежда прохожих. Наблюдения за продолжительностью светового дня.

Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

Экскурсия на огород и в сад.

Целевая прогулка «Осень на участке детского сада».

Трудовая деятельность.

Помощь воспитателю в уборке урожая на огороде.

Помощь воспитателю в подготовке клумбы.

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Изготовление альбома о дарах осени. Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного

материала.

Уборка опавшей листвы на участке младшей группы.

Сбор природного материала для поделок. Окапывание кустарников на участке.

Художественно – эстетическое развитие.

Рассматривание:

Рассматривание репродукции картины И.Бродского «Опавшие листья».

Фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов), грибов.

Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу).

Загадки о фруктах и овощах, грибах Разучивание примет и поговорок об осени.

Составление из опавших листьев на асфальте узора.

Конструирование и ручной труд: «Корзинка для сбора

урожая»(оригами).«Овощи и фрукты для магазина» (соленое тесто).

Аппликация: «Осенние цветы»,

«Превращение осеннего листочка» (флористика), «Витаминная корзина» Рисование:

«Осенний пейзаж» (воском).

«Осенний лес» (техника предложенная педагогом на выбор детей: рисование мелом на асфальте, палочкой на мокром песке, на земле).

Рисование на асфальте «Листопад».

«Осень на реке» рисование по сырому. Работа с раскрасками.

Работа с трафаретами и шаблонами.

Лепка:

«Хлебобулочные изделия».

«Угощение для зверей» (овощи и фрукты).

Коллаж «Что можно сделать из муки?»

Изготовление гирлянд из осенних листьев

для украшения группы к празднику. Изготовление приглашений для родителей на осенний праздник.

Музыка.

Разучивание песен:

«Наступила после лета осень», сл. и муз. О.Осиповой

«Золотой листопад»,сл. Чиченковой, муз. Евтодьевой.

Слушание «Звуки леса».

Танец с осенними листьями «Листики- платочки».

Сценка «Сказочное приключение в Королевстве овощей»».

Песня-танец «Веселый огород». Разучивание «Танец сорняков».

Музыкальные игры:

«Что ты осень принесла?»

«Собираем урожай».

Физическое развитие.

Подвижные игры:

«Медведь и пчелы».

«Кто скорее соберет».

«Шофер».

Русская народная игра «Капуста».

«Раз, два, три к дереву беги». Русская народная игра «Волк».

Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая осень».

«Бездомный заяц».

«Гуси – лебеди».

«Перелет птиц».

Итоговый

Утренник « Золотая осень»

Работа с родителями:

  1. Выставка поделок «Краски осени».
  2. Выставка рисунков «Я и осень» (совместная деятельность детей и родителей)
  3. Оформление стенда для родителей «Осень явилась в гости к нам».
  4. Сбор природного материала (листья, веточки, шишки и т.п.)
  5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы и заучивании стихотворений об осени.

7.Рекомендовать экскурсию с детьми в лес.

  1. Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
  2. Ширмы: «К нам пришла Осень»».
  3. Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.

Анализ проделанной работы:

В октябре 2022 года была проведена работа по проекту «Время года - осень» с детьми дошкольного возраста 6-7лет.

Вид проекта был представлен как творческий. Продолжительность проекта один месяц

Участниками проекта стали дети 6-7 лет, воспитатели, родители, музыкальной руководитель.

В процессе работы над данным проектом  были проведены беседы с

детьми: «Труд в природе осенью», «Погода и здоровье», «Краски осени»,

«Осень в лесу», «Осень в городе», «Подарки осени», «Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?», «За грибами в лес пойдем»

«Почему исчезли насекомые?», «Осень на реке» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов,

раскрыть новое понятие «листопад» на основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать        внимание на изменения, произошедшие в природе.

Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и

взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.

В ДОУ был проведен конкурс поделок из природного материала:

«Дары Осени», где наши дети и родители приняли активное участие.

Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с

представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой

деятельности, связной речи; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Дети знают и называют:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
  • осенние приметы и явления:
  • пословицы, поговорки об осени;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

Итогом проекта стал осенний праздник: « Золотая осень», где дети показали свои знания и умения, полученные во время  проведения проекта.

Родители так же проявляли интерес к проекту. У них появилось желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Мы считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным

материалом.

Список литературы.

  1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
  2. А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошольников – М.:» Баласс» 1999
  3. Д. Колдина«Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет». Изд. Мозаика синтез 2012 г.
  4. Д. Н. Колдина « Рисование с детьми 6 – 7 лет» Изд. Мозаика синтез 2012 г.
  5. О. А. Скоролупова« Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Осень» 1 и 2 части. ООО Издательство Скрипторий 3003», 2006г.
  6. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с

природой» Подготовительная к школе группа» М: Просвещение 2015 г. 7.Г. С. Швайко « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Программа, конспекты, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Времена года" для детей старшей группы ДОУ

Создание системы экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, н...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Серия экологических проектов "Времена года"

Проявлять активный познавательный интерес к окружающей его природе,...

Экологический проект "Времена года"

Долгосрочный экологический проект для детей средней группы...

Экологическая тропа. Время года - осень.

На этом занятии было проведено знакомство детей с экологической тропой . Прохождение экологической тропы осуществлялось на участке Детского сада и знакомство с деревьями и кустарниками ,которые там пр...

Экологический проект "Времена года"

Через область познавательного развития воспитание у старших дошкольников эмоционального отклика на сезонные изменения в природе, совершенстивование двигательной активности, безопасной для себя и приро...

Экологический проект "Времена года" в младшей группе

 Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деят...