Образовательный проект " Физика для дошкольников"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Куликова Татьяна Николаевна

 Тема проекта: «Физика для дошкольников».

Тип проекта : познавательно-исследовательский      

  По времени реализации: среднесрочный: 12 занятий основных, 2 вводных. Проводятся 2 раза в неделю. На каждую тему отводится 2 часа.

 По количеству участников: массовый (дошкольники 6-7 лет, воспитатели, родители).

 Место проведения: МОУ СОШ 6 старшая дошкольная группа, кабинет физики.

 Для достижения результатов перед собой мы поставили цель: создать условия для развития  поисково-познавательной  деятельности дошкольников 6-7 лет  как основы интеллектуально-личностного и творческого развития.

  Для достижения поставленной цели сформулировали задачи:

  • познакомить детей с наукой – физикой, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности;
  • формировать  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно- исследовательской  деятельности;
  • учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.
  • систематизировать  знания дошкольников об основных физических я
  • развивать у детей познавательный интерес и предпосылки к исследовательской деятельности  логическое мышление, речь;
  • учить анализировать полученные результаты, делать выводы
  • воспитывать бережное отношение к  окружающей среде;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Образовательный проект

«Физика для дошкольников».

Составитель:

 Воспитатель: Куликова Т.Н.

Углич 2021-2022 гг.

«Физика - наука молодых. И приобщаться к ней надо рано.

"Правила игры" в физике - сложные,

и по- настоящему овладевать ими можно только

 в результате долгого и вдумчивого труда."

А.А.Абрикосов

  Актуальность

Ребенок (дошкольник) по природе исследователь, стремящийся изо дня в день познать окружающий его мир. Ему интересно все: предметы, явления. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, часто сам экспериментирует с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Он разбирает игрушки, наблюдает за падающими в воду предметами (тонет - не тонет),  стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,  попробовать, постучать ими  и т.п. В старшем дошкольном возрасте ребенок задумывается о таких физических явлениях, как: что такое свет, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству  и т.п. Он задает массу вопросов ( из чего сделан предмет, почему светит солнце, как устроен какой –либо прибор, от куда берется то или иное явление природы) взрослым, но, как правило, эти вопросы остаются без ответа. Почему так происходи и как это изменить?

Мы живем в век компьютеризации. Телефоны, планшеты и другие гаджеты плотно вошли в нашу жизнь, проводя за виртуальным общением больше времени , нежели общаясь вживую, тем более , когда нам отвечать на вопросы ребенка , если все наше внимание адресовано телефону. Многие родители отвечают на все детские вопросы: «Пойдешь в школу узнаешь !» А ребенка этот вопрос волнует сейчас, а не потом. Педагоги полагают, что главная их задача – подготовить воспитанника к школе, т.е научить читать, писать, считать, применяя для этого не совсем подходящие методы. Однако задача подготовки ребенка к школе отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены, школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

   Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

  Задача педагогов заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника 6-7 лет, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

   Мы в рамках факультатива по экспериментальной деятельности «Неизведанное рядом»  проводим различные опыты с веществами, раскрываем суть физических явлений, при этом у дошкольников есть возможность выдвигать гипотезы, строить предположения и опытным путем опровергать или подтверждать их. В основе рабочей программы факультатива лежит пособие О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты» . Рабочая программа состоит из 5 блоков: живая природа, неживая природа, физические явления, свойства материалов, человек. Программа рассчитана на 34 учебные недели.

   Проблема проекта

Если опыты в рамках тематических блоков : воздух, вода, почва, живая природа более понятны дошкольникам, они с интересов экспериментируют с различными веществами, делая при этом самостоятельные выводы, то физические явления для них остаются чаще всего нераскрытыми( что такое магнит или от куда берется электричество, что такое звук и притяжение ит.д.).Поэтому у детей старшего возраста складываются определенные  представления о физических явлениях. Это и не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки — вот источники этих представлений.

Но если взрослые не объясняют детям физические явления, не дают им толкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «Физическое явление - есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К. Д. Ушинский).

  Поэтому  для более детального изучения данной темы, выделили блок «Физические явления» в отдельный проект, который назвали « Физика для дошкольников».

 Новизна проекта.

   Чтобы наша совместная деятельность в рамках проекта была более продуктивной, приносила массу положительных эмоций всем участникам, мы используем в работе современные  методики и авторские пособия.

 Тема проекта: «Физика для дошкольников».

Тип проекта : познавательно-исследовательский        

  По времени реализации: среднесрочный: 12 занятий основных, 2 вводных. Проводятся 2 раза в неделю. На каждую тему отводится 2 часа.

 По количеству участников: массовый (дошкольники 6-7 лет, воспитатели, родители).

 Место проведения: МОУ СОШ 6 старшая дошкольная группа, кабинет физики.

 Для достижения результатов перед собой мы поставили цель: создать условия для развития  поисково-познавательной  деятельности дошкольников 6-7 лет  как основы интеллектуально-личностного и творческого развития.

  Для достижения поставленной цели сформулировали задачи:

  • познакомить детей с наукой – физикой, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности;
  • формировать  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно- исследовательской  деятельности;
  • учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.
  • систематизировать  знания дошкольников об основных физических я
  • развивать у детей познавательный интерес и предпосылки к исследовательской деятельности  логическое мышление, речь;
  • учить анализировать полученные результаты, делать выводы
  • воспитывать бережное отношение к  окружающей среде;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

В работе мы использовали следующие методы и приемы.

Словесные:

эвристическая беседа;

научный рассказ о явлениях;

художественное слово (чтение литературы);

Наглядные:

использованием видеоматериалов;

показ образцов: магниты, приборы для измерения электричества.

Практические:

проведение опытов и экспериментов;

 знакомство с различными физическими явлениями;
дидактические игры

Метод игрового проблемного обучения( проигрывание ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску  решений проблемы).

Метод мнемотехники ( фиксирование результатов эксперимента).

 Этапы  реализации  проекта:

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

 Основной этап

Проведение мероприятий в  группе.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

 Заключительный этап

Проведение итоговой НОД .

 Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Презентация проекта на школьном методическом объединении педагогов начальной школы и дошкольных групп.

План работы:

  • найти  теоретический материал о физических явлениях( магнит, свет, звук, теплопередача, электричество, вес, притяжение) в энциклопедиях, интернете, спросить у взрослых дома итд.
  • просмотреть видео по данным темам;

 сходить в школу в кабинет физики и узнать, как изучают то или иное явление

  • провести эксперименты;
  •  сделать фотовыставку.
  • расширить РППС;
  • создать картотеку опытов представить проект на ШМО педагогов начальной школы и дошкольных групп.

Предполагаемые результаты

  • приобретены новые знания детьми об окружающем мире;
  • дети выведены на более высокий уровень познавательной , исследовательской активности, мыслительных операций;
  • сформировано умение сверять результат деятельности с целью корректировать выводы;
  • развиты навыки анализа и синтеза;
  • развиты навыки самостоятельного проведения опытов на основе уже проведенных;
  • установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами.

 Форма проведения и организации НОД:

Занятия проводятся в формате – «мини лаборатории», в которой дети - « маленькие ученые».

Форма организации: фронтальная , индивидуальная , подгрупповая.

На первом занятии из цикла дошкольники сначала проводят несложный эксперимент, делают и предположения, далее знакомятся с тем или иным  физическим явлением и вместе с педагогом подтверждают или опровергают ранее сделанные выводы, фиксируют на карточках. На втором занятии по теме вспоминают результаты  прошлого опыта и выполняют новый эксперимент, делая выводы. Такая система работы позволяет дошкольникам не бояться выражать собственное мнение, предполагать результат, находить самостоятельно решение, не бояться ошибиться и отстаивать свою точку зрения.

 Мероприятия проекта.

 Подготовительный этап: декабрь.

Знакомство родителей с темой проекта, анкетирование. Родительское собрание «Физика для малышей»

Диагностика дошкольников, фиксирование результатов.

 Основной этап: январь-февраль

  Экспериментальная деятельность в мини лаборатории, консультативная деятельность с родителями и педагогами, фиксирование результатов.

 Заключительный этап: март

  Проведение итогового занятия. Фото выставки « Юные физики». Презентация проекта на ШМО.

 Диагностический блок

  Цель педагогической диагностики - выявление особенностей развития  познавательно- исследовательской  деятельности детей и качественный анализ уровня развития каждого ребенка для определения его индивидуальных возможностей и на этой основе создание оптимальных условий для развития, обучения.

  При педагогической диагностики использовалась  методика  по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности.

По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования.

По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

По итогам  мониторинга суммируются баллы трех методик и выявлен результат

Результаты педагогической диагностики

Уровень

Начало проекта

Промежуточный результат

высокий

0%

14.2%

средний

57%

71.6%

низкий

42,8%

14,2%

                                             

 

                             

 

Вывод:  данные диагностики на промежуточном этапе в начале марта показали , что наблюдается положительная динамика  в развитии познавательно- исследовательской деятельности: дошкольники стали проявлять больший интерес к экспериментальной деятельности,   в повышении уровня развития познавательных процессов, в углублении и расширении знаний о неживой природе, в развитии личностных характеристик воспитанников.

Проект на данном этапе не завершен                       

Перспективное  планирование  опытно-экспериментальной деятельности по проекту.

Январь 2 неделя

Вводное занятие: «Что такое физика?»

Познакомить детей с понятиями «наука», «физика», «ученые», известными учеными-физиками. Вызвать интерес к данной науке, желание познать ее законы.

 «Тело и вещество».

Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело, а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.

 

 Январь: 

 3-неделя: «Звук»

Дать детям определение понятия «звук», познакомить со свойствами звука. Познакомить с особенностями о распространении звука(высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные; развить первичные представления , наблюдательность, мыслительные операции.

Опыт «Звуки в воде».

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: Большая емкость с водой, камешки.

Ход: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Опыт «Как быстрее»?

Цель: Выявить с детьми особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Материал: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Ход: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевки (менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой — натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо тампоном, в другое — вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.

Опыты с родителями  дома: «Как сделать звук громче»

Цель: обобщить представления детей о звуке

Материал : труба, палка, камень

Ход : ребенок с родителями на прогулке встают по обоим концам трубы и слушают, третий стучит по трубе разными предметами, слышат разный по громкости звуки. Выясняют ,от чего это зависит.

         

 Январь 4неделя: «Свет»        

Показать значение света. Объяснять, что источники света могут быть природные( солнце, луна, костер) и искусственные( изготовленные лампа, фонарик, свеча).Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Поддерживать познавательную активность.

 Опыт «Передача солнечного «зайчика»

Цель: Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал: схема многократного отражения.

Ход: Дети рассматривают движение солнечного «зайчика» Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом, помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в её окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

 Опыт «Радуга на стене»

Цель: Познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей

Материал: Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры).

Ход: Дети рассматривают отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Объясняют, как образуются цвета, как образуется белый и черный. Рассказывают о том, что цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает.

 Опыт «Разноцветные огоньки»

Цель: Формировать понимание того, из каких цветов состоит солнечный луч.

Материал: Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Ход: Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

  Опыт с родителями дома «Живые тени»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов.

Материал: Свеча , ножницы, бумага, зеркало.

Ход: Приготовить два листа с разными вырезами в форме лица, один укрепить на зеркале, другой нужно двигать( то прикладывать, то отодвигать), сзади должен помещаться источник света, когда листок бумаги двигается, глаза и рот человека то открываются, то закрываются.

 Февраль 1 неделя. Вес. Притяжение.

Познакомить детей с понятиями вес и притяжение. Определить что же такое земное притяжение.

  Опыт «Как увидеть притяжение»

Цель: Формировать представление о взаимосвязи земного притяжения и веса предмета.

Материал: Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках; весы.

Ход: Дети рассматривают предметы, выясняют, притягиваются ли они к Земле (да), почему не падают (их держит нить). Взрослый предлагает узнать, не бросая предмет, какой из них притягивается сильнее (по силе натяжения). Дети, поочередно, взвешивают предметы на весах, замечают показания.

 Опыт «Вес и притяжение».

Цель: Учить понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал: Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Ход: Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает им узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы различные по весу, отмечая показания весов.

 Опыт с родителями  дома «Почему легче»

Цель: Выявить с детьми случаи невесомости (частичной потери веса) на Земле

Материал: Предметы на нитке, емкость с водой, пружинные весы.

Ход: Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают его в воду, не снимая с весов. Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес – предмет стал легче) Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивает его наверх.

 Февраль 2 неделя « Магниты»

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность притягивать к себе железные предметы помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

 Опыт «Волшебный магнит».

Цель: познакомить со свойствами магнита.

Материал: стакан, вода, магнит, пробка деревянная, скрепки, предметы из пластика, картон.

Ход: дети на занятии опускают в стакан с водой различные предметы, магнитом водят по стенкам стакана, металлические предметы притянулись. То же самое делают через картонный лист. Делают выводы

 Опыт «Земля – магнит»

Цель: Выявить с детьми действия магнитных сил Земли.

Материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Ход: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

 Опыт с родителями дома: «Взаимодействие двух магнитов»

Цель :закрепить полученные знания по теме

Материалы: два магнита.

Ход. Дети  с родителями проверяют, поднося один магнит к другому  Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

   Февраль 3 неделя. «Электричество»

 Уточнить представления детей о значении электричества для людей. Познакомить с принципами работы электрических приборов.

   Опыт «Статическое электричество»

Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.

Материалы: два воздушных шарика, волосы, шерстяная ткань, пластиковый карандаш, черный перец

Ход:  взрослый предлагает потереть шерстяной тканью два воздушных шара, поднести их друг к другу. Понаблюдать, что будет происходить. Шары начнут отталкиваться друг от друга. Немного поднять шарик над головой.

Педагог предлагает потереть пластиковый карандаш о волосы и поднести к черному перцу. Частички перца притянутся к карандашу. В конце необходимо сделать вывод.

Протирая карандаш о  наши волосы, создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя  отрицательно и положительно заряженные частицы.

   Опыт «Танцующая фольга»

Цель: Научить детей самостоятельно выявить взаимодействие двух наэлектризованных

Материалы: полоски фольги алюминиевой, бумажное полотенце, пластиковая расческа.

Ход: взрослый предлагает разложить полоски фольги на бумажное полотенце ,далее потереть расческой о волосы. Волосы, о которые потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. Легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

  Опыт с родителями дома: «Вертушка»

Цель: Научить детей самостоятельно выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материал: Три пластмассовые расчески, мех.

Ход: Взрослый подвешивает расческу на длинной нити. Спрашивает детей, как заставить ее вращаться, ничем не дотрагиваясь (подуть, подействовать какой-нибудь силой). Предложения детей обсуждают. Электризуют вторую расческу, поднеся ее к первой, заставляя ту вращаться. Выясняют, почему это происходит («электрическая» расческа притягивает «неэлектрическую» и заставляет ее вращаться).

Электризуют подвешенную расческу, поднося к ней вторую наэлектризованную расческу, обращают внимание, куда теперь движется первая расческа (вращается в другую сторону). Соединяют две одинаковые пластмассовые расчески крестообразно, подвешивают их на нить. Выясняют, как заставить их вращаться. Предположения дети оформляют в виде алгоритма действий, проверяют, поднося третью наэлектризованную расческу к краям «вертушки».

  Февраль 4 неделя «Теплота»

Закрепить  знания детей о тепловых явлениях и теплопередаче, сезонных изменениях. Развивать  способности к преобразованию.

  Опыт «Тёплый — холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материалы: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Ход:  Взрослый предлагает предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше. Дети делают вывод, что металлические предметы нагреваются быстрее.

  Опыт «Где живёт теплота?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материалы: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Ход: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи). Пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение  детей с родителями «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Ход: родители предлагают детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

 Март 1 неделя

Итоговое занятие по теме: «Путешествие в страну физики».

Фотовыставка «Юный физик».

Итоговый мониторинг

  РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Известно. Что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта педагогов с семьями дошкольников. Родители должны осознавать, что главным примером в жизни детей являются они сами. Поэтому каждая минута, проведенная с ним бесценна, а собственный пример обогащает и формирует личность дошкольника.

 Для достижения поставленной цели мы организовали совместную, продуктивную работу с родителями.

1. Анкетирование « выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей»

2. Картотека экспериментов для дома для лучшего усвоения материала и совместного времяпрепровождения детей с родителями.

3.Родительское собрание. «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности».

4.Консультативная деятельность «Как организовать дома мини-лабораторию». « Как поддержать познавательный интерес ребенка в современное время.»

5.Организация фотовыставки « Юные физики».

На данном этапе реализации проекта  дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,  делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

 Проблему  дети решали  путем простого наблюдения, опыта и  анализа действительности

 Дошкольник лучше усваивает материал, когда выполняет сам.  В процессе опытов дети сами решали поставленные задачи, выдвигали гипотезы, подтверждали или опровергали предположения, очень нравилось работать по группам. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развитие у детей познавательно- исследовательской  деятельности,  инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети научились пользоваться образовательным пространством группы, применять полученную информацию, экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей сформировалось осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы

Литература

  • Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  • Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  • Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
  • О.В Дыбина « Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий дошкольников. М 2004.
  • Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  • Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  • Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»
  • Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  • Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
  • Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
  • Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
  •  Интернет ресурсы: Inafourok.ru ,nsportal.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах с элементами исследования»

Чтобы выработать положительную привычку по соблюдению правил дорожного движения важно включать детей в исследовательскую, практическую работу....

Образовательный проект для старших дошкольников "Животные наших лесов"

Проект носит информационно – познавательный,  практически – деятельностный, социальный  характер и включает в себя все виды детской деятельности.Цель: способствовать расширению и ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»

АКТУАЛЬНОСТЬ:Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является осново...

Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»

Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...

Образовательный проект "Патриотическое воспитание дошкольников, через связь с социумом посредством проведения праздников и развлечений"

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через связь с социумом посредством участия детей в праздниках и развлечениях, воспитание гордости и уважения за Российскую армию....

Образовательный проект для старших дошкольников «Лепится - не лепится».

Если Вы хотите узнать, из чего можно лепить, свойства разных материалов, сформировать у воспитанников активность в освоении новых знаний и умение их использовать в практической деятельности, читайте с...