Народные праздники чувашей. Сурхури.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шавикова Татьяна Ивановна

История того места, где мы родились и живем, для нас очень важна. Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. В последние годы очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Опора на культурные традиции чувашского народа помогает  воспитанию любви к малой родине у  подрастающего поколения. 
Предлагаемый конспект совместной деятельности с детьми  посвящен  знакомству с праздником зимнего цикла - «Сурхури» – праздника в честь приплода скота.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._konspekt._prazdniki_._surguri._shavikova_t.i.docx496.88 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к методической разработке по теме

«Народные праздники чувашей. Сурхури.»

Название работы: «Народные праздники чувашей.  Сурхури.»

Актуальность: 

История того места, где мы родились и живем, для нас очень важна. Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. В последние годы очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Опора на культурные традиции чувашского народа помогает  воспитанию любви к малой родине у  подрастающего поколения. 
Предлагаемый конспект совместной деятельности с детьми  посвящен  знакомству с праздником зимнего цикла - «Сурхури» – праздника в честь приплода скота.


Цель : Приобщать детей к чувашской истории и  традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с чувашским народным праздником.

Модель организации     образовательного процесса -  совместная деятельность.  

Форма проведения – путешествие в прошлое.

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие,  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Новизна: В настоящее время материалов по ознакомлению детей дошкольного возраста с чувашской культурой и  национальными праздниками недостаточно, автор сделал попытку решения  данной проблемы.

Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о чувашском национальном празднике Сурхури, дети проявляют эмоциональную отзывчивость на стихи – пожелания добра и благополучия.

Цель:

Приобщать детей к чувашским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с чувашскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

Продолжать знакомство детей с традициями празднования известных чувашских праздников, познакомить с обычаями и традициями праздника Сурхури.

Учить детей понимать чувашскую вышивку, уметь «расшифровывать»  послание из старины – узоры.

Приобщать детей к истокам древней культуры. 

Помочь детям запомнить стихотворный текст методом кодирования (Технология ТРИЗ).

Развивающие: Развивать интерес к  истории и культуре родного края, развивать память, логическое мышление.  

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения  к  самобытности  народной культуры.

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к чувашским обычаям, к народным играм.

Речевые: Развивать интерес к чувашскому языку, совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций,  заучивание наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц,  народных примет.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитофон,  диск с чувашскими народными мелодиями,  колокольчик.

Методические приемы:

  1. Ресурсный круг.
  2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.
  3. Путешествие в прошлое.
  4. Отгадывание праздника по чувашскому узору.
  5. Просмотр презентации «Чувашский праздник Сурхури».
  6. Чувашская народная игра «Пастух и овцы» (Физкультминутка).
  7. Знакомство и обсуждение стихотворения на Сурхури.
  8. Заучивание стихотворения методом кодирования. (Технология ТРИЗ).
  9. Дидактическая игра  «Отгадай приметы о зиме по карточкам – схемам».
  10.  Возвращение из прошлого в детский сад.
  11. Итоговая часть. Рефлексия.

Ход НОД:

 Воспитатель в чувашском народном платье, приглашает детей в группу под чувашскую народную мелодию.

Ресурсный круг.

Воспитатель: 

-  Ыра кун, ачасем. Здравствуйте, ребята. Какое  сегодня замечательное  утро! У меня хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Я желаю, чтобы ваши внимательные  глаза  увидели сегодня  очень много красивого, яркого!

Я желаю, чтобы ваши ушки  услышали  мелодичную  музыку!

Я желаю, чтобы ваши ручки умело выводили чудесные  узоры!

Беседа и рассматривание                                                                              чувашского национального костюма и узоров.

Воспитатель: 

-  Ребята,  посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета!  Вы знаете, как называется мой наряд.

Предполагаемые ответы  детей.

(Чувашский национальный  праздничный костюм.)

Воспитатель: 

- Да, это чувашский народный праздничный костюм. Объясните, почему это праздничный костюм. Какие детали одежды показывают, что такой наряд одевали женщины именно на праздники?

Предполагаемые ответы  детей.

(Нарядный фартук, он называется «сапун», на ней много вышивок. В обычные дни  на голову женщины завязывали «масмак», и только  по праздникам надевали головной убор из монет и бусин. В зависимости от замужества это был или «хушпу», у замужней женщины,  или шапочка-тухья, у молодой девушки. На  вас надето белое платье – «шура кепе», такое  платье женщины надевали только на праздники, в обычные дни одевалось пестрое платье).

Воспитатель: 

- Молодцы  вы очень хорошо расписали чувашский народный праздничный костюм. Такой наряд женщины надевали только на праздники.

Вопросы к детям: 

- Ребята, вы любите праздники? (Ответы детей)

 - Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Предполагаемые ответы  детей.

(Новый год, Масленица, Пасха и т.д.)

Воспитатель: 

-Вы знаете много праздников.  А знаете ли вы чувашские народные праздники?

Ответы детей.

 Воспитатель: 

-  Чуваши  всегда  любили праздники,   потому что народ умел трудиться, умел и веселиться.  Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? 

Ответы детей.

 

Воспитатель:

 - У меня есть волшебный колокольчик, который  перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

На экране слайд с изображением деревни с деревянными избами, с соломенными крышами.

Воспитатель: 

- Ребята мы с вами оказались в прошлом. У чувашей   много красивых традиций и праздников. На праздниках звенели песни, стихи, танцы. У каждого праздника были свои стихи и песни.

-Чтобы узнать на какой праздник  попали, мы должны отгадать, что изображено вот на этой чувашской вышивке.  (На экране слайд вышивки, обозначающий  животного)

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Да, вы угадали. Это изображение животного.

- Как эта вышивка может быть связана с народным праздником? (Ответы детей).                                                                                                                          –Праздник называется Сургури, по чувашски это звучит Сурхури, нога животного.

Воспитатель: 

         Чуваши в старину выращивали много овец. К рождеству в основном овцы оягнились и народ справлял праздник – Сургури («Сурхури» - от чувашского слова «сурӑх» - означает «овца»).

(Просмотр слайдов  презентации «Чувашские национальные праздники»)

 1слайд.  Сургури– старинный чувашский  праздник. Отмечался он в период зимнего солнцестояния. Сургури обычно праздновался целую неделю.  Во время празднования  проводились обряды.

2 слайд.   К празднику готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). Когда наступил день Сургури, пекли пироги и обязательно пирог с горохом.

3 слайд.   Считали, если в Сургури дети на санках скатятся с самой высокой и длинной горки, то лен и конопля в новом наступающем году вырастут особенно высокими.

4 слайд.  Ребята, собираясь группами, подворно обходили деревню. Заходя во двор, они запевали песню о том, что, если хозяева не дадут им пирога, овца сломает ногу, если дадут — нога срастется.

5 слайд.   Дети, собираясь группами, ходили по домам, поли, плясали.       Полагали, что из домов злых духов  могут изгнать только ряженые. Распевая песни, а гостеприимные хозяева приглашали в дом и потчевали пирогами и всякими сладостями. Ребята в благодарность желала щедрым хозяевам благополучия, здоровья, обильного урожая и приплода домашнего скота. Вдобавок дети осыпали хозяев жареным горохом, приговаривая:


Да будут три вида вашего скота
Многочисленными,
как горошины в стручке,
Тучными, как моченые горошины,
Крепкими, как жареные горошины.
Один конец стада да будет у водопоя,
Другой конец да будет в хлеву!

5 слайд.   И, конечно, ребята очень любили играть.  Ни один праздник чувашей не проходил без развлечений и гр.

                Приглашаем детвору

                В интересную игру!

Физкультминутка.

Чувашская народная игра «Пастух и овцы». Игроки встают в круг. Все вместе говорят:

Потерялись овечки,
Заблудились овечки.
Ты, пастух,  овец поймай,                                                   В стадо всех их собирай!

Воспитатель:

- Как вы хорошо играли.  Во время празднования Сурхури ребята под музыку пели  песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. А вы знаете такие стихи – пожелания?

 

Ответы детей.

Воспитатель:

- Вот послушайте одно из таких пожеланий.

Мы хозяевам желаем:

Чтобы рожь была густая,

Чтобы масло не растаяло.

Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят.

Воспитатель:

- Ребята, что желали дети хозяевам, у кого они были в избе?

Предполагаемые ответы  детей.                                                                                      (Богатого урожая, благополучия, чтобы у хозяев был хороший приплод домашних животных).

Воспитатель:

- Что означает выражение «Полный двор животов!»?

Предполагаемые ответы  детей.

Воспитатель:

- Правильно, под словом  животы  дети подразумевали весь  домашний скот. Ребята, предлагаю сегодня выучить это пожелание. Вы согласны?

Ответы детей.

Заучивание стихотворения методом кодирования (ТРИЗ).


Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Теперь и вы можете в Сурхури  пожелать добра и благополучия.  

Воспитатель:

- Посмотрите, шапка –ушанка. Такие теплые шапки носили наши предки зимой. Ведь зимы у нас холодные.  Да в ней задание.  Нам нужно по рисункам – схемам назвать чувашские приметы о зиме. Мы справимся?

Ответы детей.

Дидактическая игра

 «Отгадай приметы о зиме по карточкам – схемам».

Чувашские приметы:

  1. Облака идут против ветра – к снегу.
  2. Облака идут низко – ожидай стужу.
  3. Дым из трубы столбом – к холодам.
  4. Кошка в клубок – мороз на порог.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, все приметы отгадали.

Воспитатель:

-Нам пора возвращаться обратно.

 Колокольчик волшебный звени,

В детский сад  нас перенеси.

Итоговая часть.

Вопросы воспитателя:

- Что нового мы сегодня с вами узнали?

- Вам понравился чувашский праздник Сурхури?

-Вы бы хотели так же как в былые времена желать добра, счастья, благополучия людям, которые вас окружают?

Список использованной литературы.

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с.

  2. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 67 - 73.

  3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

  4. Осипова Н. Ю. Праздники и календарные обряды. - Чебоксары, 2006 . - С. 232.

  5. Салмин Антон:  Праздники, обряды и верования чувашского народа. – Чебоксары, 2016.

Приложение 1.

Карточки схемы «Угадай приметы».

Облака идут против ветра – к снегу.

https://drasler.ru/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0-002.jpg                https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/51/76/wind-sign-symbol-vector-4315176.jpg        https://png.pngtree.com/png-vector/20191009/ourlarge/pngtree-cloud-and-snowflakes-icon-outline-style-png-image_1801208.jpg

Облака идут низко – ожидай стужу.

https://drasler.ru/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0-002.jpg             https://raskrasil.com/wp-content/uploads/Raskrasil-priroda-54.jpg              https://img2.freepng.ru/20180224/rqq/kisspng-weather-climate-clip-art-hand-colored-weather-climate-5a92035994ec94.58217292151951855361.jpg

Дым из трубы столбом – к холодам.

https://i.etsystatic.com/13221305/r/il/3a611b/1549659105/il_570xN.1549659105_4awe.jpg   https://r3.mt.ru/r22/photoDFCB/20740012340-0/jpeg/bp.jpeg      https://st2.depositphotos.com/7773504/11358/i/950/depositphotos_113589186-stock-photo-3d-illustration-of-simple-electric.jpg       https://www.backblaze.com/blog/wp-content/uploads/2019/02/cold.jpg

Кошка в клубок – мороз на порог.

http://clipart-library.com/images/BcaKAMkKi.jpg     https://webstockreview.net/images/clipart-cat-yarn-12.png          https://www.methodistinsurance.co.uk/Images/temperate_tcm101-45881.png  C:\Users\79538\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\w3E-Mmn_6VA.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Чувашия - мой дом родной"

Расширение представления о родном крае, знаменитых  людях....

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Паспорт музея" Музей народных кукол Чувашии"

Формирование познавательных  интересов дошкольников  путем  использования  различных видов  наглядности , а именно народных кукол Чувашии....

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...

Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...