Праздник "Чувашия - мой дом родной"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширение представления о родном крае, знаменитых людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashiya_-_moy_dom_rodnoy.docx | 108.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Ядринская районная администрация Чувашской Республики
МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида
План – конспект праздника
«Чувашия – мой дом родной!»
(подготовительная группа)
Составитель:
воспитатель Тувалева Л.В.
Ядрин, 2015
Цель: - познакомить с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым и великим чувашским поэтом К.В.Ивановым;
Задачи: - развивать элементарные представления об историческом прошлом Родины;
- закрепить знания детей о Республике Чувашия;
- вызвать интерес к изучению чувашского языка;
- воспитывать культуру общения, эстетические чувства, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийный проектор
- Презентация «Чувашия-мой дом родной»
- стулья по количеству детей
Раздаточный материал:
- образец узора
- листы цветной бумаги на каждого ребенка
- счетные палочки
Использованная литература и источники:
- Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина. «Азбука чувашских орнаментов и эмблем».
- Солнышко сияет, играть нас приглашает. И.В.Махалова, Е.И.Николаева. - Чебоксары: «Новое Время», 2006.
- Чувашский народный сайт
http://ru.chuvash.org/e/d092d18bd188d0b8d0b2d0bad0b0
- Биография И.Я.Яковлева
http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=14&id=1486
- Фото Чебоксар
http://www.volgaples.ru/index.php?action=viewPage&id=10
I. Вводная часть.
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
Ǎп-ăп-ăп,
Эп ларатăп шăп,
Ча-ча-ча
Эп аван ача.
3. Вступительное слово.
ВЕДУЩАЯ: Я рада приветствовать вас, ребята, на нашем празднике «Чувашия - мой дом родной!» (Слайд №1)
«25 апреля – день особенный, это день чувашского языка и посвящен чувашскому просветителю, Ивану Яковлевичу Яковлеву. (Слайд №2)
Мы попутешествуем во времени, поиграем в чувашские народные игры, нарисуем узор.
- Давайте подумаем, почему мы так говорим «Чувашия – мой дом родной»?
- Домом мы зовем Чувашию, потому что родились здесь мы и наши родители, потому что здесь нас любят и всегда ждут. Это наша малая Родина.
1 ребенок. Мĕн-ши вăл Тăван Çĕр-шыв?
2 ребенок. Аякра-ши, çывăх-ши?
3 ребенок. Аякра та, çывăх та.
4 ребенок. Каласа парам, тăхта.
1 ребенок. Йывăç пÿрт. Урам енче
Виçĕ çутă чÿрече.
Ярăнса ÿсет йăмра,
Каш-кашлать вăл çумăра;
2 ребенок. Уяра вăл лăпланать,
Шухăша кайса ларать,
Эс вăраннă-вăранман
Вăл пăхать пĕр кантăкран:
3 ребенок. «Хĕвел тухнă, тăмалла,
Чуп,ачам, - тет, - шкулалла».
Каçпала йăмра сана
Тепĕр хут пăхса сăнать:
4 ребенок. «Ку ачи аван-çке те,
Кĕнеке вулать-ши? –тет, -
Вĕренет-ши урокне?
Намăс пулмĕ-ши хăйне?»
5 ребенок. Эс юлмастăн намăса,
Ÿстерсех пыран ăса;
Ху та хытă тăрăшан,
Юлташна та пулăшан,
6 ребенок. Шав калатăн: «Вĕренер!»
Ма тесессĕн – шкул ачи.
7 ребенок. Сан килÿ Етĕрнере,
Хамăр кас ялан асра,
Çавă-шим çĕршывăмăр?
Çав та, çав кăна та мар.
Ведущая. Мы прослушали отрывок из поэмы Петра Хузангая «Тăван Çĕршыв» («Родина»).
II. Основная часть.
1.Рассказ об И.Я.Яковлеве.
ВЕДУЩАЯ: Давайте потихонечку откроем дверь и войдём в дом( Слайд №3 «Чувашская изба»)
Мы с вами оказались в одной крестьянской чувашской семье. Посмотрите как тепло и уютно в этом доме.
Сидит женщина в национальной одежде, прядет, вышивает. Возле нее люлька с младенцем. А отец сидит лапти плетет.
- Мать вышивает, перед ней ее дети, наблюдая, обучаются (указывает на детей-зрителей).
- В таком доме родился великий Учитель и Просветитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев. (Слайд №4)
Детство его было трудным, но несмотря на трудности в жизни, он всегда стремился к знаниям . Иван Яковлевич много и отлично учился. После окончания гимназии, университета И.Я. Яковлев постоянно задумывался над тем, как научить народ чувашский грамоте. Для этого надо было создать доступный народу алфавит, обучить и подготовить учителей, составить буквари. Для этих целей молодой Иван Яковлев собрал педагогов и они блестяще выполнили эту тяжелую задачу: создали чувашский букварь.
Детям показывают чувашский букварь (Слайд №5)
Ведущая: В него помимо букв вошли и чувашские поговорки и пословицы. Первый чувашский букварь предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для воспитания самых необходимых норм поведения чувашей, которые передавались предками чувашей из поколения в поколение.
* С одеждой обращайся аккуратно, не рви: если порвал - зашивай сам, поставь заплатку, чинить свои вещи не стесняйся, и это не должно быть зазорно.
*Чем гулять на улице, лучше работай дома;
*При ходьбе соблюдай осанку, шагай прямо.
* При встрече старших кланяйся.
* Не шали и там, где нет твоих родителей.
*Куда бы тебя ни посылали по делу, возвращайся быстрее.
* Не находись среди грубых людей и не слушай их ругательские слова.
*Всюду будь честным, если будешь врать, тебе перестанут верить
ВЕДУЩАЯ: В честь И.Я.Яковлева назван университет, в котором готовят будущих учителей, воспитателей, логопедов. (Слайд №6)
- В Чебоксарах есть проспект Яковлева.(Слайд №7)
- Возле национальной библиотеки в нашей столице установлен памятник Великому просветителю(Слайд №8)
Ежегодно 25 апреля, в День рождения просветителя, общественность Чувашской Республики проводит на сквере с памятником И.Я. Яковлеву праздничный митинг с возложением живых цветов.
- На родине И.Я.Яковлева имеется музей(Слайд№9).
2.Физкультминутка. «Тух-ха, Ванюк, пирĕн ума» (Дети под музыку играют и танцуют).
3. К.В. Иванов – классик чувашской поэзии.
Ведущая: Дальше мы познакомимся ещё одним великим человеком Чувашии. К.В. Иванов – классик чувашской поэзии.(Слайд №10)
Родился 15 (27) мая 1890 года в селе Слакбаш: Белебеевского района республики Башкортостана. Учился в сельской школе: затем в Симбирской чувашской учительской школе: где впоследствии работал учителем чистописания и рисования. Природа щедро одарила К.В. Иванова талантом, гениальный поэт, переводчик, педагог, художник, фотограф. Автор прекрасных стихотворений, стихотворных сказок, трагедий. Но более всего он знаменит своей гениальной поэмой «Нарспи». (Слайд №11,12)
А сейчас наши дети прочитают отрывок «Çимĕк иртсен» из поэмы «Нарспи» великого чувашского поэта К.В.Иванова
1.Чипер ача Сентти пур,
Чупса çÿрет урамра.
Кĕвентине утланса,
Ача вылять лашалла.
2.Аслă урам тăршшĕпе
Чиксĕр тусан кăларать,
Хура чикан пек хура,
Каçпа киле таврăнать.
3.Чипер ача Сентти пур,
Чупса килет лашипе.
Хăйĕн пĕчĕк чĕлхипе
Пакăлтатать инкĕшпе.
4.Çичĕ çулхи ачара
Чăваш чунĕ ларать çав.
Пĕчĕк куçĕ йĕрсен те,
Йăваш тути кулать çав.
III.Практическая часть.
1. Знакомство с чувашским орнаментом.
Ведущая: У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок», – говорил великий чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев. Народная чувашская вышивка известна всему миру. В вышивке использовали основные цвета.
- Назовите основные цвета чувашской вышивки (красный,черный).
- Красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.
-Черный цвет связан земледелием.
- Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.
-Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.
Синий – свод неба, желтый – солнце.
- Орнамент - древнейший язык человечества. (Слайд №13 )
Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Каждый символ имеет свое обозначение.
– Посмотрите на экран. Здесь какие символы изображены? (Слайд №14,15)
-символы солнца, тепла;
–символы животных.
– земли и растений;
- символы двора и реки;
- дальше мы видим дома, золотые поля.
2.Дидактическая игра «Что означает узор?»(Слайды №16,17,18,19),
ВЕДУЩАЯ:
- Представьте себя мастерами чувашской вышивки. Выложите на своих «салфетках» узор по образцу счётными палочками (Составление чувашского узора).
IV. Проведение игры.
Ведущая. Чуваши очень трудолюбивый народ, в старину хлеб убирали, жали, молотили вручную, но в то же время они очень дружно отдыхали, пели песни. Взрослые играли вместе с детьми.
Предлагаю поиграть в чувашскую игру «Лепешка» («Пашалу»)по сказке «Иван простак» (Слайд №20)
Выбирают водящего и лепешку. Остальные встают в круг. Водящий стоит за кругом. Игроки говорят: Жнецы молодые,
Серпы золотые,
Жали, пожинали,
В копны поклали.
На гумне стогами,
В клети закромами,
В печи пирогами.
Лепешка убегает, водящий ее ловит.
Правила игры. Водящий и лепешка бегают между игроками, по кругу, пересекая его. Лепешка, убегая от водящего, встает перед любым игроком. Игрок становится лепешкой и убегает от водящего. Если водящий поймает лепешку, то они меняются ролями.
V. Подведение итогов.
ВЕДУЩАЯ: Вот и завершилось наше путешествие. Ребята! Вы все проявили активность, сообразительность, старание. Молодцы! (Слайд№21)
Что нового вы сегодня узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...
"Родной дом-родная деревня"
Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...