Главные вкладки

    "Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

     

     
        Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие

     

    Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

    Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятии «воспитание», как центральной категории осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом.

    Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

    Воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.

    Воспитание в образовательном смысле - это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

    Воспитание - это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.

    Воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов), содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека .

    Независимо от формулировки понятия, многие авторы едины во мнении, что воспитание характеризуется следующими важными признаками:

    1. целенаправленность, то есть наличие общего образца, социально-культурного ориентира;
    2. соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
    3. присутствие определенной системы организуемых влияний;
    4. создание условий для усвоения ребенком определенных норм взаимоотношений;
    5. освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.

    Воспитание неразрывно связано как с обучением, так и со становлением личности, поскольку данные процессы направлены на человека как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния воспитательного воздействия на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание», что наглядно демонстрирует неразрывную связь указанных процессов.

    На всем протяжении развития педагогической мысли воспитание находилось в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

    Сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

    Цели воспитания - системообразующий элемент воспитательной системы, а все остальное - это средства, содержание, формы, методы, деятельность.

    Принято считать, что педагогические цели делятся на две группы:

    - идеальные;

    - актуальные - конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности (реальные и измеряемые).

    Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся:

    - формирование гуманистического мировоззрения;

    - формирование потребностей и мотивов нравственного поведения;

    - создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения учащихся.

    Содержание образования - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством».

    Содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами»  или вообще как «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему».

    Современные взгляды на воспитание предполагают внесение иных смыслов в привычные категории, а также введение новых. Содержание процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников. Все это призвано сделать содержание воспитательного процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной программы для изучения. Содержание воспитательного процесса должно вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя сам» (И. Кант).

    Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не можем не заметить, что и цели и задачи воспитания базируются на нравственном аспекте формирования личности человека. Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны.

    На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание». В последние годы все чаще и чаще используется словосочетание «социальное воспитание» и практически не встречается «воспитание нравственное». Между тем этот термин имеет совершенно определенное содержание. Значение понятия «социальное воспитание» шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных.

    От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания. В античности нравственное воспитание детей, по мнению Аристотелю, основывалось на «упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными»

    Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста «стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших»

    К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.

    В настоящее время единого подхода к определению «нравственного воспитания» не существует. По мнению Р.С. Буре - нравственное воспитание - это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм»

    С.А. Козлова определяет нравственное воспитание как «целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества»

    Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности - это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.

    Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.

    Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.

    По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».

    Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

    Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда.

    Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

    В исследованиях, проведенных учеными В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой, А.А.Анциферовой, Н.Ф.Виноградовой, В.Г.Пушминой и др., воспитание патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах большое внимание уделялось формированию положительного отношения детей к различным явлениям нашей социальной действительности и отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее отчетливо выступает взаимосвязь нравственного и интеллектуального компонентов личности. Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С.А.Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С.А.Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.

    Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

    - особенности дошкольного возраста;

    - многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;

    - отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

    В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром, в подготовительной группе, на тему: "На лесной поляне".

     Автор занятия: Халимова Гульназ Гаязовна, воспитатель 2 квалификационной категории, МАДОУ  Центр развития ребенка - Детский сад N98 "Планета детства", г. Набережные Челны.

     

         Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой ( человек- часть природы). Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первоцветах; продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать умение рисовать ватными полочками. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

         Предварительная работа: знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство с первоцветами, знакомство со способами нетрадиционного рисования.

         Оборудование: предметные картинки, рисунки первоцветов, цифровые карточки, Красная книга, мяч, краски акварельные, альбомные листы, кисточки, ватные палочки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    - Ребята, мы сейчас с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».

    -А что она означает? (растения, птицы, животные)

    -А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)

    -Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

    -А мы сейчас поговорим о природе и о не природе.

    -На столе лежат картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на левую сторону природу, на правую не природу.( дети по очереди выходят и прикрепляют, проверяем)

    Игра: «Природа и не природа».

    -Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы то отталкиваете.(играем)

    -Ребята, посмотрите здесь на поляне много цветов, перечислите какие это цветы?(ромашка, ландыши, подснежники, мат- и- мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик)

    -Как их называют?(весенние)

    -Посмотрите внимательнее все ли тут цветы весенние?(нет, есть летние)

    -А как еще называют весенних цветов? ( первоцветы)

    -Сколько у нас первоцветов? ( 3 )

    -А сколько летних цветов? ( 4 )

    -А каких больше? ( 3   4 )

    -А сколько у нас вообще цветов? ( 3+4=7 ) (все рения делаем на доске с цифровыми карточками)

    -Ребята, какие из этих цветов на природе редкие? (ландыши, подснежники)

    -А куда они занесены?(в Красную книгу)

    -Как вы думаете почему?(потому, что они на грани исчезновения)

    -В нашей группе есть своя Красная книга, где занесены редкие растения и животные , но тут нет ландыши. Давайте мы с вами нарисуем их, и занесем в нашу книгу.

         Показываю технику рисования.

      -Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем ватными полочками. Берем палочку макаем в воду , потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки.

         Дети рисуют.

         Выставка рисунков.

    -Ребята, скажите мне пожалуйста где мы сегодня побывали?

    -Что такое природа?

    -Что такое не природа?

    -Что мы сегодня рисовали?

    -Ребята, на этом занятие окончено, спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию"С любовью по родному краю"

    В 2009г. я участвовала в районном конкурсе "Растим патриотов России". В номинации "Разработка занятия" я заняла 3 место. Может кому пригодиться!...

    Как воспитать любовь к родному краю.

    Материал о том, как помочь родителям знакомить докольника с родным краем....

    Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"

        Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы  живем в очень красивом  и непохо...

    Любовь к родному краю!

    Данный материал посвященн проблеме формирования любви к малой Родине и приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны, посредством музейной педагогики. Данная стать предназначена для...

    Любовь к родному краю начинается в семье

    В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впеча...

    Любовь к родному краю начинается с малого

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12201707","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]...

    Любовь к родному краю, знание его истории-основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

        В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение экологических проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В соответствии с концеп...