Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"
Вохомского муниципального района Костромской области.
Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок»
"КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ"
Подготовила музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Попова Наталья Леонидовна
Объяснительная записка
Перешагнув в двадцать первый век человек должен оглянуться на прошлое своей страны. Быть может в ней мы увидим многое, что поможет нам другими глазами взглянуть на предков, подскажет, как приблизится к природе, заставить гордиться собой и своим народом.
Технический прогресс, которого мы так стремительно добивались, о котором так страстно мечтали, семимильными шагами движется вперед, уводя нас все дальше от наших корней, от природы, от наших предков. Можно долго описывать, хорошо это или плохо. Можно задаваться вопросом: приобретая новое, не теряем ли мы большего? Возможно. Однако отвечать на эти вопросы каждый человек должен для себя сам.
Мы хотим узнать где и как наши предки жили, чем занимались, как заселяли наш район, сравнить быт и культуру прежних лет и современности. Познание природы побуждает нас бережнее относиться к богатствам родного края. Все это дает благоприятный импульс для становления духовной культуры детей.
Крайне необходимо в наше время создавать фундамент мировоззрения, нравственности в душах детей, а таким фундаментом должны быть: народная культура и традиции, проверенные временем и объективно отражающие действительность.
Данное методическое пособие апробировано с детьми 6-7 лет. Дети с большим интересом и желанием занимаются в кружке, познавая свой родной край. Мы продолжим поисковую работу по традициям и обычаям родного края. Так же хотелось сказать огромное спасибо за предоставленный материал Костровой М.А.
Автор . Попова Н.Л.
Ответственный за выпуск Урсакий Л.Н.
Содержание
- Объяснительная записка
- Село Вознесенье –Вохма XVII – XIX в.в.
- Обряды и обычаи вохмичей
- Вохомский фольклор и говоры
- Обычай проведения свадьбы на Вохме
- Заключение
В краеведческом музее храниться фотографии и рассказы о мужестве пяти вохмичей, Героев советского Союза, а также о Василии Криницыне, полном Кавалере Орденов Славы. Улица имени Елькина названа в честь одного из героев ВОВ.
Густые леса, болота, многочисленные озера оградили наш край от татаро-монгольских полчищ. Веками искали здесь спасения жители разоренных городов и местностей. Вохма – относительно свободный край, не познавший все тягости феодальной эксплуатации.
Все это, безусловно, наложило свой отпечаток и на духовную жизнь людей. Здесь складывался особый, свой вохомский фольклор, и местные жители сохраняли и передавали из поколения в поколение свои местные обычаи, обряды, произведения устного народного творчества.
Вохмяки любят свой, в недалеком прошлом «Забытый богом и людьми», отдаленный на сто с лишним километров от железных дорог, малоурожайный, с плохими дорогами край и гордятся им. И эта любовь и гордость получила свое отражение в частушках Вохомского края.
Частушки содержат россыпи народной поэтической и попросту народно-бытовой региональной лексики. А ведь эта лексика, ценность которой всем известна, уходит вместе с ее носителями и изменением традиционного народного быта. Частушки как бы консервируют народное слово и могут служить источником для изучения многих пластов народной лексики.
Вздумаю про дролечку,
Про редкое свиданьице.
Получается в груди
Тяжелое вздыханьице.
У милого моего
Сорок семь матанечек.
Он еще старается,
До сотни добивается.
Кто сказал, сто Вохма – захолустье?
Кто сказал, что там не жизнь, а ад?
Я родился в этой Вохме
И, признаюсь, очень рад
Кто сказал слова такие,
Тот не видел красоты
Нашей вохомской природы –
Этой русской чистоты.
Не видал весной восхода,
Птичьих песен не слыхал.
Наш щемящий душу воздух
Полной грудью не вдыхал,
Не видал, как лесорубы –
Этот северный народ –
Дебри будят, но не в трубы,
А пилой тайгу берет.
Не видал, как рожь стеною,
Колыхаясь на ветру,
Лесом окруженная,
Сверкает поутру.
Автор этого стихотворения М.Фатеев из села Спас. И пусть написано оно не по правилам литературного жанра, чувство гордости и любви к своей малой Родине с избытком окупают эти недостатки.
Человек должен знать, среди каких духовных ценностей живет, и ощущает личную ответственность за их сохранение. Покинув родное гнездо, с нетерпением ждать встречи с ним, сохранив в сердце память о месте, где родился и рос, где узнал первые радости и неудачи.
Обычай проведения свадьбы на Вохме
Звучат русские народные напевы.
Ведущий: Собираются девушки, да на гулянье в деревню, хороводы водить, песен попеть, поговорить, с ребятами познакомиться, поженихаться.
(Выходят девочки исполняют песню «Ой, улочка мала»)
Ой улочка мала.
- Ой, улочка, мала, ой, улочка, мала, хоровод велик 2р.
- Все люди раздайтеся, все люди раздайтеся, раступитёсь. 2р.
- Дайте мне младешеньке, дайте мне младешеньке походити, погуляти.
- Мои белы руценьки, мои белы руценьки размахались. 2р.
- Мои резвы ноженьки, мои резвы ноженьки расплясались. 2р.
- Моя буйна голова, моя буйна голова взвеселилась. 2р.
- Кого верно любишь, кого верно любишь, того здися нет. 2р.
После песни одна из девочек поет частушку:
Как на эту на вечеру, стало незачем ходить,
Ребята придут, в угол встанут, только сказки говорить.
Девочки встают в тесный кружок шепчутся, Звучит музыка, в зал заходят мальчики, идут по трое, по двое, девочки их не замечают. Один из мальчиков поет частушки:
Частушки
- Как на эту на гулянку, стало незачем ходить,
Ребята придут в угол сядут, только сказки говорить.
- Давай, товарищ, заведём по голубой рубашечке,
Давай, товарищ, заведем по дорогой милашечке.
Мальчики встают поодаль от девочек
1 девочка: Девочки, а давайте попляшем.
2 девочка: А чего плясать – то?
3 девочка: А будто и поплясать – то нечего, давайте нашего «Ветлугая»
Звучит «Ветлугай», мальчишки подходят, разбирают девочек на пары, дети исполняют пляску. Затем пары расходятся.
Ведущий: Вот так на гуляньях и знакомились девушки и парни, знались не один год, перед тем чтобы сватов засылать, свататься. Тосковали друг по другу, долго не видались, а видеться можно было только не работе, да при людях. Девочки исполняли хоровод Возле реченьки»
Возле реченьку.
- Возле реченьку, да возле реченьку, возле реченьку ходила гуляла 2р.
- Да гуси – лебяди, да гуси – лебяди, гусей – лебедей заганивала. 2р.
- Да уж клие, гуси, да уж клие гуси, клийе гуси, клие серы солода. 2р.
- Да разве вы гуси, да разве вы гуси, разве гуси не направалися. 2р.
- Да разве я молода, да разве я молода, разве млада не наплакалася (2р.)
- Да наплакалася, да наплакалася, наплакалася, нарыдалася млода. 2р.
- Да мы с милиленьким, да мы с миленьким, да мы с миленьким не видались года два. 2р.
- Да через полюшко, да через полюшко, через поле с ним бы свиделась. 2р.
- Да через два поля, да через два плоля, да через два поля ручку дала. 2р.
- Да про здоровье его, да про здоровье его, про здоровье его спрашивала. 2р.
- Да милый можешь ли, да милый можешь ли, у меня млоды головушка болит. 2р.
Ведущий: А как наступит зима, рождественский пост пройдет, уж тогда и засылали сватов. Свадьбы гуляли после Рождества. Существовала пословица: «Не сей рожь Фроловку, не бери жену Петровку», так как хлеб к Петрову дню (12июля) весь был съеден, а нового урожая еще не выросло.
Выбирали сватов, обычно это были родственники жениха: его крестная или брат отца.
Песня «Синтетюриха»
Синтетюриха.
Синтетюриха телегу продала , на телегу балалайку завела,
Балалаечка побрякивает, Синтетюриха выплясывает
(шаг с притопом)
Синтетюриха пирог пекла, угорела, под порог легла.
(кружиться под руку)
Сядь – кА, Коленька, на лавочку, поиграй на балалаечке.
(фонарики, хлопки)
Хорошо Коля выигрывает, Синтетюриха выплясывает.
(мальчики хлопают и топают, ведущий ходит вокруг восьмерой)
Синтетюриха высока на ногах, накопила много сала на боках.
(гармошка)
Надо сало-то повытопити, да на реку сходить вымочити,
(кружатся боковым галопом)
За рекой-то банька топиться, милый в банюшку торопиться.
(приставной шаг в сторону)
Где же, где же мне попариться, у старушки рыбка жариться.
(девки кружатся ,заворачиваясь за руку)
В золотой-то рыбке косточки, хороши наши подросточки.
(кружиться на бегу)
Сваха приглядывает кого с кем сосватать.
Хоровод «Бояре»
Бояре – сватовство.
- А бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.
- А бояре вы зачем пришли, молодые вы зачем пришли?
- А бояре мы невесту выбирать, молодые мы невесту выбирать.
- А бояре вам которая мила, молодые вам которая мила?
- А бояре нам вот эта мила, молодые нам вот эта мила.
- А бояре у вас нет картузов, молодые у вас нет картузов.
- А бояре это что не картузы, молодые это что не картузы? (снимают головной убор и показывают)
- А бояре у вас нет сапогов, молодые у вас нет сапогов.
- А бояре, это что не сапоги, молодые это что не сапоги (показывают)
- А бояре открывайте ворота, забирайте красу – девицу туда (забрали)
Ведущий: А после того, как просватают невесту, собирали все дома вечеринку, собирались подружки невесты, ее родственники и устраивали пропоины. Веселы были в этот вечер все. В доме жениха собиралась своя вечеринка, жених собирал своих родственников и друзей, его славили и пели такую песню: «Кудрявчик» (поют мальчики)
«Кудрявчик» величальная
Ты кудрявчик, ты кудрявчик молодой,
Да кудреватая головушка.
Да кудреватяа Алешкина
Да кто тебя спородил молодца.
- Спородила родна матушка
Вспоил-вскормил родный батюшко.
Подлелияла чужая сторона
Возлелияла чужая сторона.
Бело вымыла Вохомская сторона.
Раскочала легка лоточка,
Да пракачала легка лоточка.
Да что коновой, новой горенке.
Тут сидела красно девица душа,
Да завивала русы кудерцы,
Завивали приговаривала,
Когда речушки розольются,
В те пора кудри разовьются.
Ведущий: перед свадьбой будущие жених с невестой встречались и жених одаривал будущую невесту колечком. Девочка и мальчик поют и обыгрывают песню «Над серебряной рекой »
Над серебренной рекою.
1.Над серебряной рекой, золотом песочке
Повстречались мы с тобой в холодочке.
2.Ванька, Ванька, где ты был, где ты прападаешь?
- В города я уезжал, разве, ты не знаешь?
3.Ванька, Ванька, что купил?, - Как твое сердечко?
Ничего не позабыл, вот тебе колечко.
4.За кольцо благодарю, милый мой дружочек,
А еще ты что купил? – Вот тебе платочек.
5.За платок благодарю, и платок мне надо.
А еще ты что купил? – Плитку шоколада.
6.За шоколад благодарю, шоколад мне надо,
А еще ты что держишь? – Я вчера снимался.
7. Убирайся черт косой, что ты привязался.
Ты на карточке косой, но зато веселый,
А мы с Ванькою пойдем в сад гулять зеленый.
Ведущий: В день свадьбы приходили подружки в дом невесты, переносили на руках все приданное, которое приготовила невеста в дом жениха: постельное белье, нательное для мужа. Подружки расплетали косу невесты, расчесывали волосы. Девушка пела «Кокона» (песня – вытье)
Кокон
Ой, да повели меня молоду
Ой, да на чужую – то сторонку. 2р.
У кривого – то конона изба – то вся сломана,
Крыльцо – то упало, сделать – то некому
Ведущий: Ехали молодые к венцу с радостью, счастливые. А после венчания приезжали в дом к жениху, усаживали жениха и невесту за стол, а гости веселились, пели, водили хороводы.
Дети исполняют хоровод, перепевают частушки:
Елочки – метелочки – частушки.
Девочки:
Наши парни на гулянье что – то не явилися,
Они шли через болото, клюквой подавилися.
Выходит мальчик, девочки поют ему:
Раздайся народ, разойдися публика,
Я мальчишечку купила за четыре рублика.
Мальчик:
А у нас под окошком голубые цветики,
А девчонки то у нас чистые портретики.
Вот идет, вот идет, милый мой голубчик,
Развевает ветерком его рыжый чубчик.
Девочка поют:
Говорили про милого: худенький, да маленький,
Посмотрела на него, как цветочек аленький.
А вот пояс – то у Коли до чего кистистый,
Посмотрите-ка на него, до чего форсистый.
У меня миленок маленький, что зернышко в овсе,
Дал копеечку на семечки, сказал – Купи на все.
Мальчики:
Не смеяться, не смеяться вами-то над нами – то,
Посмотрите на себя, хороши ли сами – то.
Моя милка маленька, и мала, да резва.
На печи в углу спала, в валенок залезла.
Моя милка маленька, чуть повыше валенка,
В лапотки обуется, как пузыри надуется.
Моя милка косорылка за реку уехала,
Захотела повидаться в решете приехала.
У стола четыре ножки, у лоханки только три,
Ты хороший Коля парень, только под носом утри.
У милого кудри вьются, каждый день по волоску,
Но еще бы не бросала меня девушку в тоску.
Была кузница – сгорела, водой мельницу снесло
Полюбила небольшого – в поле снегом занесло.
Под мосточком рыбки ходят, рыбки все карасики,
Покупайте, парни, нам золотые часики.
Все частушки перепели – может быть и надоели,
А теперь вот посмотрите, мы пойдем, а вы сидите.
Ведущий: Свадьба была веселой, разгульной, а больше всех радовалась Синтетюриха.
Заключительный хоровод
И в заключении слова Карла Ясперса: «Прошлое содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем. Однако, именно оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит в себе. Мы стремимся к осознанию ситуации нашего времени. Однако эта ситуация обладает скрытыми возможностями, которые становятся зрительными лишь после своего осуществления»
Список литературы.
- Алексеев С. Городище – городок//Губернский дом. – 2003. - №3-4
- Бедов П. Знай и люби Костромской край. – К.: Кострома, 2003
- Голубев Е. Над Вохомской рекой. – К.: Костромской книжное издательство 1958
- Краеведение: Пособие для учителя/ Под редакцией доктора исторических наук А.В.Даринского – М.: Просвещение 1987
- Мигутина И.Ю. Престольные праздники// Губернский дом 2003
- Панфилов В.М. Вохомская земля – К.: Кострома 2004
- Панфилов В.М. Вохомские частушки//Литературная Кострома 1992
- Перминова Р. Из исторического прошлого// Вохомская правда 1990
- Попов Л.Н. Частушки Вохомского края: (Сборник)/ Л.Н.Попов; Вступ. Ст. Гарцовская Н. – 2-е издание перераб. И доп. – К.: Кострома 2004
- Потанин Г.Н.Никольский уезд и его жители: Документальное повествование// Вохомская правда - №5,6,7,13 1975г.
- Смердов А. Историко – географический экскурс//Вохомская правда №11 2002
- Чичерина В.В. Братщины//Губернский – 2003 №3,4
- Чичерина В.В. Как у наших у ворот//Губернский дом – 2003 №3,4
- Обычай проведения свадьбы. Собрала музыкальный руководитель Попова Н.Л..
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...
методическая разработка по изучению дошкольниками Краеведения по теме: «Что ты знаешь о родном крае?»
совместная проектная деятельность пошагово с использованием технологических карт, модулей раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, которая построена на интегр...
Дополнительная образовательная программа фольклорного кружка
В соответствии с современными задачами, программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данная рабочая программа осуществляе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей в возрасте 3-5 лет
Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора им...
Программа дополнительного образования фольклорного кружка «Соловушка»
Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление зас...
Сетка организованной образовательной деятельности на ноябрь 2020год, в II младшей группе «КОЛОКИЛЬЧИКИ» МБДОУ «Уярский ДСКН «Планета Детства» Воспитатель: Нестеренко Наталья Леонидовна
Сетка организованной образовательной деятельности на ноябрь 2020год....
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".
Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...