Дополнительная образовательная программа фольклорного кружка
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Чеботарёва Лия Николаевна

       В соответствии с современными задачами, программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данная рабочая программа осуществляется на основе традиционных подходах музыкального воспитания, где представлены все виды детской музыкальной деятельности: восприятие, исполнительская деятельность (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), музыкальное творчество и музыкально-образовательная деятельность. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке и музыкальном наследии. Именно поэтому родная культура должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavlyayus_soavtorom_programmy.docx78.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

фольклорного кружка

для детей от 5-ти  до  7 лет

программа рассчитана на 2 года обучения

Пояснительная записка

     Уникальная, самобытная культура наших предков осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и художественно-эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества, такие как честность, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое до конца. Мудрое народное слово, отточенные веками интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребёнком себя как нужной частью общества, природы. Формируется не только основа знаний, но, самое главное, умение применять их в жизненной практике.

     Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивает голос, повышает речевую и определяет певческую культуру детей. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений. Но и позволяют точнее передать, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения.

     Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке и музыкальном наследии. Именно поэтому родная культура должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность.

     В соответствии с современными задачами, программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данная рабочая программа осуществляется на основе традиционных подходах музыкального воспитания, где представлены все виды детской музыкальной деятельности: восприятие, исполнительская деятельность (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), музыкальное творчество и музыкально-образовательная деятельность. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной и авторской классической музыки. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой организации обучения. Задания, которые даются детям подготовительной группы, носят игровой, развлекательный характер обучения. Занятие проводится один раз в неделю по 25 минут в вечернее время, её построение основывается на общих задачах музыкального воспитания.

     Фольклорная программа предусматривает использование краеведческого материала: русских народных и композиторских песен, игр, хороводов, пословиц и поговорок, скороговорок и дразнилок, знакомство с традициями и обычаями русского народа, народным календарём.

     Программа строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

Программа фольклорного кружка имеет следующие разделы:

Раздел 1. «Народоведение».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

     В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.        в кажВ

 Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Формы подведения итогов:

  • Занятия интегрированного типа;
  • Развлечения;
  • Театрализованные представления, концерты;
  • Календарные праздники;
  • Видео и фотоматериалы;
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ.                                

Цель работы кружка: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи программы:

Образовательные: 

  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
  • Воспитательные:
  • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.
  • Развивающие: 
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  •  Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  •  Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.

Организация работы кружка:

Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия  -  25 мин. (средний дошкольный возраст), 30 мин. (старший дошкольный возраст), 35 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе - 15 человек. Программой предусмотрено проведение:

– тематических занятий – 40;

– доминантных занятий – 20;

– развлечений – 4 (“Капустница”, “Новогодний сапожок”, “Василий–капельник”, “Ярилины игры”);

– интегрированных занятий – 4 (“Осенний парк”, “Мир игрушек”, “Воробьиная дискотека”, “Город мастеров”).

Структура занятия с детьми 5-6 лет

  1.  Приветствие.
  2.  Артикуляционная гимнастика.
  3.  Основная часть:

         -Беседа.

         -Пение, инсценировки.

         -Музыкально - ритмические движения, музицирование.

  1.  Игра.

Структура занятия с детьми 6-7 лет.

  1.  Приветствие.
  2.  Артикуляционная гимнастика.
  3.  Основная часть:

-Беседа.

         -Пение, инсценировки.

         -Музыкально-ритмические движения, музицирование.

  1.  Игра.
  2.  Релаксация.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:        

5-6 лет

  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  • Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
  • Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
  • Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Проявлять внимание и заботу к близким.

6-7 лет.

  • Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
  • Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
  • С желанием участвовать в любом виде деятельности.
  • Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
  • Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
  • Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
  • Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
  • «ниточка с иголочкой».
  • Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
  • Уметь свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Передавать полученный опыт.

Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:  к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Методические рекомендации к реализации программы: Данная программа рекомендована воспитателям и  музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.

Необходимые условия реализации программы: Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

РАЗДЕЛ I

«Народоведение»

Тема1. «Календарные праздники».

Знакомить детей с народными календарными праздниками. Обычаями и традициями русского народа.

Тема 2. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

Тема 3. «Считалки, дразнилки, скороговорки, частушки».

Цель данного вида фольклора - развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

РАЗДЕЛ II

«Народные песни»

Тема 1. «Календарные песни».

Песня - как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема 2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений- постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

Тема 3. «Обрядовые песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

Тема 4. «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; печальные и мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и лёгкости звука. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

РАЗДЕЛ III

«Игровой фольклор»

Тема 1. «Кто в игры не играл – тот детства не видал».

     Развивать музыкальный слух, музыкальную память. Данная тема подразумевает  развитие умений выполнять игровые образы; развитие творческой индивидуальности; формирование физических качеств, здоровья; формирование коммуникативных качеств.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

РАЗДЕЛ IV

«Хоровод»

Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

РАЗДЕЛ V

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2. «Ансамблевая игра».

Развивать музыкальность детей, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1.

  1. Беседа о календарных песнях. Слушание песни (по усмотрению музыкального руководителя).
  2. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
  3. Игра «Капуста», «Огородная» и др.
  4. Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).

Занятие 2.

  1. Слушание   (по усмотрению музыкального руководителя).

      Беседа   о     содержании   песни, особенностях ее исполнения.

  1. Распевание. Закличка «Осень, осень, в гости просим».
  2. Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».
  3. Игра «Капуста», «Огородник».

        Занятие 3.

 1. Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».

 2. Беседа о свадебных, обрядовых песнях.

 Слушание песни «Ой, где был сокол?». Знакомство со звеньями свадебной игры.

  3. Игра «Колечко»

  4. Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др.

Занятие 4.

1. Обучение элементам нотной грамоты.

2. Хоровод « Как пошли наши подружки».

3. Слушание  «Ой,  где был  сокол?».  

 Выделение  эпитетов,  метафор,поэтических параллелей (невеста – белая  

 лебедушка, молодая яблонька; жених - сизый селезень, ясный сокол).

  Своеобразие мелодии, поэтического изложения.

4. Игра «Колечко».

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

  1. Обучение элементам нотной грамоты.
  2. Разучивание частушек.
  3. Хоровод «Как пошли наши подружки».
  4. Игра «Мельница»

Занятие 2.

  1. Исполнение частушек.
  2. Игра на детских музыкальных инструментах.
  3. Хоровод « Как пошли наши подружки».
  4. Игра « \Мельница».

Занятие 3.

Проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка».

Занятие 4.

  1. Беседа о прошедшем празднике.
  2. Разучивание песни «Говорят у нас вот так!».
  3. Игры по желанию детей.

НОЯБРЬ

Занятие 1.

  1. Беседа  о  предназначении   потешек.  
  2.  Разучивание  потешки «Иванушка»
  1. Песня «Говорят у нас вот так!».
  2. Исполнение заклички «Осень, осень в гости просим!».
  3. Игра «Мельница».

Занятие 2.

  1. Беседа о колыбельных песнях «Гули».
  2. Разучивание песни «Вдоль по улице ребятушки идут».
  3. Исполнение песни «Говорят у нас вот так!».
  4. Игра «Горшок».

Занятие 3.

  1. Заучивание потешек «на сон»: «Баю - баю - баюшки» и др.
  2. Слушание колыбельной «Гули».
  3. Пение «Вдоль по улице ребятушки идут», «Гости»
  4. Игра «Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 4.

  1. Обучение элементам нотной грамоты.
  2. Игра на детских музыкальных инструментах.
  3. Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки».
  4. Песня «Как у наших у ворот».
  5. Игра «Капуста».

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

  1. Беседа  о   празднике   «Святки»  

(от   Рождества  до   Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.

  1. Разучивание Рождественских колядок.
  2. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима».
  3. Повторение знакомых песен.
  4. Игра «Пирог».

             Занятие 2.

  1. Слушание «Авсень - коляда».
  2. Беседа о содержании песни, характер её исполнения.
  3. Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
  4. Хоровод «Ой, ты, зимушка - зима!».
  5. Игра на детских музыкальных инструментах.

Занятие 3.

1. Слушание «Авсень - коляда».

2. Разучивание прибаутки «Зайка белый».

З. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Занятие 4.

  1. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима»
  2. Повторение Рождественских колядок.
  3. Игра на детских музыкальных инструментах.
  4. Игра «Метелица».

ЯНВАРЬ

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Всех зовём на наши Святки»

Занятие 1.

  1. Слушание «В низенькой светёлке».

Определить характер песни, её содержание.

  1. Разучивание песни «Как повадился  коток».  

 Повторение песен  по желанию детей.

  1. Игра «Льдинка».

Занятие 2.

  1. Слушание «В низенькой светёлке».
  2. Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима».
  3. Песня «Как повадился коток». «Говорят у нас вот так!».
  4. Игра «Льдинка».

Занятие 3.

  1. Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю».
  2. Разучивание пестушки.
  3. Исполнение знакомых песен.
  4. Игра «Мельница».

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

  1. Слушание «Баю - баю - баюшок».
  2. Разучивание песни «Шёл Ванюша».
  3. Повторение песни «Как повадился коток».
  4. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 2.

  1. Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах.

Слушание «Выходила наша Масленица».

  1. Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
  2. Игра «Горшок».

Занятие 3.

  1. Слушание «Выходила наша Масленица».
  2. Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».

3.  Повторение прибауток, приговорок к масленице».

4.  Игра «Горшок».

Занятие 4.

1. Разучивание песни «Блины».

2. Хоровод «А мы Масленицу провожали».

3. Игра «Сковорода».

МАРТ

Занятие 1.

1. Заучивание закличек о весне.

2. Пение «Блины», «Шёл Ванюша», «Как повадился коток».

3. Хоровод «А мы Масленицу провожаем».

4. Игра «Горшок».

Занятие 2.

ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»

Занятие 3.

  1. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде,

связанным с этим временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю».

  1. Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».
  2. Повторение знакомых песен.
  3. Игра «Колечко».

Занятие 4.

1. Слушание «Уж я сею - высеваю».

2. Разучивание песни «Ой, сад во дворе».

3. Хоровод «Идет Матушка Весна».

4. Игра «Капуста».

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

1. Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй».

2. Пение «Ой, сад во дворе»,  «Шёл, Ванюша».

  1. Игра на детских музыкальных инструментах.
  2. Хоровод «Идёт Матушка - Весна».

Занятие 2.

  1. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
  2. Разучивание пасхальных приговорок.
  3. Повторение знакомых песен.
  4. Игра «Ручеёк».

Занятие 3.

ПРАЗДНИК «ПАСХА ХРИСТОВА»

МАЙ

Занятие 1.

  1. Слушание песни «Утушка - луговая».

2.  Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»

3. Хоровод «Вот уж скоро лето».

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5.  Игра «Ручеёк».

Занятие 2.

  1. Слушание «Утушка - луговая».
  2. Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала».
  3. Повторение закличек.
  4. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 3.

  1. Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
  2. Разучивание песни к игре «Пчёлы».
  3. Пение частушек.
  4. Игра на детских музыкальных инструментах.
  5. Игра в «Ворона».

Занятие 4.

  1. Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».
  2. Заучивание пестушки «Мое дитятко в дому».
  3. Исполнение частушек.
  4. Игра на детских музыкальных инструментах.
  5.  Игра «Пчёлы».

Перспективное планирование

с детьми 5 - 6 лет

месяц

№ заня-

тия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Брусничный пирог».

«Гармошечка – говорушечка»

(посиделки с мамами)

«Ах, капустка моя».

«Всякому делу своя пора».

1.Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями.

2.Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах.

3. Обогащать репертуар пословиц  поговорок о труде.

4.Вовлекать детей в процесс засолки капусты и выпечки пирогов.

5.Обогащать знания детей о природе.

6.Развивать у детей артикуляционный аппарат.

7.Знакомство детей с музыкальным инструментом – гармонь, характером его звучания.

8. Развивать в детях личностное качество -  гостеприимство (хозяина).

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Где был Иванушка?»

«Закружись наш хоровод».

«Хлеб - всему голова».

«В гости к осени»

(праздник)

1. Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов.

2.Закреплять навыки кукловождения.

3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.

4.Расширять песенный репертуар произведениями шутливого характера,  инсценировать их, передавать задорный характер.

5. Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу.

6.Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе.

7. Развивать дикцию детей, используя прибаутки.

8. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка».

9.Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости.

ноябрь

1.

2.

3.

4.

«Сказка к нам пришла»

(представление для малышей)

«Кузьминки – об осени поминки»

«Добро делать спешить надобно»

«Матушка родимая»

(развлечение с мамами)

1.Познакомить детей с календарным праздником  Кузьминки и традициями этого праздника.

2.Познакомить детей с предметами быта: скамейка – сундучок, люлька – качалка, веретено.

3.Развивать артистические навыки.

4.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен.

5. Учить анализировать поступки человека и высказывать свое мнение.

6.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим.

7.Развивать умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других

декабрь

1.

2.

3.

4.

«Здравствуй, зимушка – зима»

«Ходит сон по лавочке»

(посиделки с мамами)

«Зимняя карусель»

«Новый год у ворот»

1.Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.

2.Украшение элемента русского костюма (кокошника).

3.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора.

4.Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка.

январь

1.

2.

3.

«На пороге коляда»

«Святки»

(развлечение)

«Праздник валенка»

1.Познакомить детей с традициями русского народа – Рождеством.

2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.)

3.Учить петь песни-колядки.

4.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику.

5. Развивать в детях личностное качество -  гостеприимство (хозяина и хозяйки).

6.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения.

февраль

1.

2.

3.

4.

«Веселые частушки»

«Богатыри»

(развлечение с папами)

«Смех и веселье»

«Блины русские»

1. Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер.

2.Учить правильному певческому дыханию.

3.Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни.

4.Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.

5.Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках.

6.Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами.

7.Развивать координацию рук и ног в танце, учить выполнять движение «Стенка на стенку».

март

1.

2.

3.

4.

«Гостьюшка годовая»

«Семья в куче – не страшна и туча»

«Василиса краса»

«Прялица»

1.Познакомить детей с традициями русского народа – Масленица, масленичная неделя.

2.Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах.

3.Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках.

4.Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке.

5.Познакомить с героиней русских сказок – Василисой. Учить плести косу.

6.Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца.

7.Обучать детей двигаться противоходом,  выполнять хороводный шаг.

апрель

1.

2.

3.

4.

«Чудеса – кудеса»

«Птицы летите – весну несите»

«Сороки»

«Пасхальное яичко»

(сказка для малышей)

1.Познакомить детей с традициями русского народа – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздником - Сороки.

2. Пополнять репертуар детей песенками-закличками.

3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.

4. Познакомить детей с празднованием Пасхи.

5.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.

май

1.

2.

3.

4.

«Весну привечаем – игры затеваем»

«Дорога не ешка, дорога потешка»

«Русская песня»

«Встреча у околицы»

(концерт для родителей)

1.Закреплять у детей знания устного фольклора.

2.Закреплять артистические навыки детей в выступлении.

3.Воспитывать в детях бережное отношение к природе.

4.Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх.

Перспективное планирование

с детьми 6 - 7 лет

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Труд и наука – брат и сестра»

«Жихарка»-инсценировка для  детей средней группы

«У наших ворот всегда хоровод»

«Листопадничек»-интегрир. занятие

1.Закреплять знания  детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах.

2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце.

3. Познакомить с новыми  пословицами и   поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни.

4. Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность.

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Осенние посиделки»

развлечение

«Покров»

«Как у нашей Дуни»

«Октябрь – свадебник»

1. Учить понимать смысл праздников и их обрядов.

2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница.

3.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами.

4.Знакомить детей со свадебными и поцелуйными играми.

5. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки.

6.Знакомить детей с новым видом театра – «Люди – куклы». Учить кукловождению.

ноябрь

1.

2.

3.

4.

«Сказка к нам пришла»-представление

для средней группы.

«Кузьма - Демьян»

Варежковый театр-занятие с мамами

«Нет дороже дружка, чем Матушка родимая» -развлечение с

мамами

1.Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах. Эмоционально передавать их переживания.

2.Учить детей выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста».

3.Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель.

4.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра.

5. Учить детей правилам этикета

декабрь

1.

2.

3.

4.

«Зимушка – сударушка»

«Шуба да кафтан»

«Спиридон - Солнцеворот»-театр бибабо для средней группы.

«Новый год у ворот»-праздник

1. Обогащать словарный запас детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д..

2.Совершенствовать навыки кукловождения театра би-ба-бо. Развивать интонационную выразительность речи в театрализации.

3.Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме.

4.Изготовить елочные игрушки для малышей.

5. Создать атмосферу радости и веселья на празднике.

январь

1.

2.

3.

«На пороге - коляда»

«Страшные вечера»- развлечение

«Праздник валенка»

1.Дать более углубленное представление  о празднике – зимние Святки.

2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.)

3.Познакомить детей с обрядом – колядование, инсценировать песни - колядки.

4.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок.

5. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

6.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка.

7. Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения.

февраль

1.

2.

3.

4.

«В гостях у домового»

«Игры молодецкие»- с папами.

«Без песен мир тесен»

«Ждём весну»

1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса.

2. Воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей.

3. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке.

4. Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении.

5.Разучить с детьми игровое движение – «ручеек».

6.Закрепить знания детей фольклорного материала о весне.

март

1.

2.

3.

4.

«Как на масленой неделе»

«Марья - искусница»- занятие с мамами

«Сорок птах»

«Птицы летите, весну несите»

1.Расширить знания  детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели.

2. Познакомить с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей, украшать с ней рушник.

3. Разучить танец «Вологодские кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения.

4. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках.

5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений.

6.Познакомить детей с обрядом «Сороков».

апрель

1.

2.

3.

4.

«Дуйте в дудки…»

«Красна речь поговоркою»

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»

1.Познакомить детей с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха.

2. Разучить обрядовые игры.

3.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне.

4. Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми.

5.Закреплять навыки работы с тестом.

6. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц.

май

1.

2.

«Весну привечаем – игры затеваем»

«Приходите в гости к нам»- концерт

для детей и взрослых

1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

Учебно-методическое обеспечение программы

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

  • Детские музыкальные  инструменты: ложки, трещотки, бубны, колотушки, барабаны, погремушки, дудочки, свистульки, саксафон, труба, румбы, колокольчики, тарелки, молоточки, треугольник, металлофоны, флейты и др.
  • Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • Материал для создания игровой ситуации: мягкие игрушки, куклы, зайки, кошка и котёнок, петушок, лисичка, собака и щенок, медведь, птичка, матрёшки, неваляшки и т.д.
  • Театры: би-ба-бо, театр на фланели, театр картинок, деревянные театры, пальчиковые, театр ложек, лоскутный театр, теневой театр, театр масок и т.д.
  • Домик, плетень, печь расписная, колодец расписной,

     деревья осенние и весенние, ёлочки, яблоня с

     яблочками, грибочки, ягодки, морковь.

     Деревенская утварь: кочерга, расписные

     чугунки, ложки деревянные разного размера

      плошки, чашки  разного размера и т.д.

  • Детские фольклорные костюмы, кокошники, фуражки и т.д.

 

  • Музыкально-дидактические игры;
  • Портреты композиторов;
  • иллюстрации теме «Времена года»;
  • Графическое пособие «Эмоции»  
  • Альбомы для рассматривания:  

   «Симфонический оркестр», «народные

     инструменты», «Расскажите детям о  

    музыкальных инструментах»,

(карточки, на которых изображены лица с различными эмоциональными

     настроениями) для определения

     характера мелодии при слушании

     произведений;

  • Музыкальные лесенки (трёх-, пяти- и

     семиступенчатые – озвученные);

  • Фланелеграф и магнитная доска;
  • Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • Ширма большая, настольная и т.д.;
  •  Атрибуты к подвижным играм.

Диагностика уровня  развития детей.

Диагностика проводится в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.

Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором.

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях
  2. Знание народных инструментов
  3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки, дразнилки)
  4. Багаж народных игр
  5. Формирование певческих навыков
  6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
  7. Художественно творческое развитие

Методика выявления уровня владения детьми народным музыкальным фольклором.

        Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

        В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.

Показатели

Уровни

Баллы

Эмоциональная отзывчивость при восприятии  русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

3 балла

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия)/

2 балла

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

3 балла

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты

( используется зрительная наглядность)

2 балла

Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию ( по усмотрению муз. рук)

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи

2 балла

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры)

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры)

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры)

2 балла

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 5-6)

4 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 4-5

3 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 3-4)

2 балла

Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов  ( по усм. муз. рук).

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после оказания ему моторной помощи

( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания)

2 балла

Художественно-творческое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец

 («свою» песню или танец)

4 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь)

3 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.)

2 балла

Анализ и обобщение полученных результатов

Список детей

Показатели уровня развития детей

1

2

3

4

5

6

7

Общая оценка

Уровень развития

1

 Гусарова София

2

Малова Лиза

3

Данилов Артём

4

Белова Даша

5

Кузьмин Артём

6

Иванов Артём

7

Комарова Настя

8

Степанова Таня

9

Хромов Андрей

10

Карпова Катя

11

Багдасарян Офелия

 12

Павлов Никита

 

Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей-7.

Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле

У. муз. р.= 1+2+3+4+5+6+7

                                7

1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора

2- наличие элементарных знаний о народных традициях

3- формирование певческих навыков

4- багаж народных игр

5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

6- знание русских народных инструментов

7-художественное творческое развитие

Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла

Высокий

2,4-3,4

средний

1,3-2,3

Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста

IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.

 Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

        

III (Высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла

У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

II (Средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла

У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощи

Список использованной литературы

1. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г.

2. Аникин В.П. К мудрости ступенька -  М.: Детская литература, 1987.

3. М.Ю.Картушина Русские народные праздники в детском саду – Творческий центр Сфера Москва 2006.

4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995.

5. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Советский композитор, 1986.

6. Русские народные подвижные игры М.Ф.Литвинова пособие для воспитателя детского сада под редакцией  Л.В.Руссковой. – Москва «Просвещение «1986

7. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. - М, 1977 — 1988.

8. Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. А. А. Разумов. - М,  1957

9. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).       Сборник текстов русского детского  народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов/Автор-составитель   М.Ю. Новицкая — М.: АРКТИ, 1999.

10.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

11.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.

12. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.

13.Медведева М.. “А мы просо сеяли”.

14.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Дополнительная образовательная программа кружка "Путешествия"

Дополнительно-образовательная программа кружка «Путешествия» предназначена для подготовки детей к школе, направлена на разносторонне развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняю...