Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Жеребятьева Юлия Владимировна

Данная программа направлена на активное приобретение детьми  культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_folklornogo_kruzhka_posidelki.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО Турочакский район, МДОУ д/с Берёзка с. Иогач. Воспитатель – Жеребятьева Юлия Владимировна

Приложение 10

Утверждено

«____»______2013 г.

Заведующая МДОУ

д/с Берёзка с.Иогач

________________

Н.Ю.Кащеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

фольклорного кружка «Посиделки»

на 2013-2014 учебный год

Воспитатель:

Жеребятьева

Юлия

Владимировна

с.Иогач

2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

фольклорного кружка «Посиделки»

на 2013-2014 учебный год

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача  детского сада – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Посиделки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности   народного фольклора. Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу.

Программа «Посиделки» построена на единой методологической установке, предполагающей комплексный подход в организации содержания и процесса освоения традиционной отечественной культуры.
Востребованность данной программы очевидна, так как данная программа направлена на активное приобретение детьми  культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

           Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры.  

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

           Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края. Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка. 

Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского,  музыкального  творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

Обеспечить знания по народному календарю.

Изучение народных примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.

воспитательные: 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства

Предполагаемые результаты  реализации программы

 дети должны знать: 

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки;

 дети должны уметь: 

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

 - рассказывать о народных праздниках и календарных приметах

Программа рассчитана на 1 год. Проводится 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Режим занятий  детей по программе «Посиделки»: 25 минут.

 

№ п/п

Тема

Всего

занятий

1.

 Диагностика

1

2.

«Приметы и календарь»

2

3.

«Осень, осень, в гости просим»

5

4.

«Хрустальный звон зимы»

7

5.

«Февраль – вьюговей»

5

6.

«Весна – всему году ключ»

6

7.

Май – лошадку запрягай»

6

8.

Диагностика

1

9.

Заключение

1

 

Итого в год

34

Содержание программы

1 диагностика (1 занятие.)

Выявить наличие знаний, умений, навыков на начало года, владение фольклорным материалом

 2. «Приметы и календарь» (2 занятия.)

Народный календарь:  рассказ о народном земледельческом календаре,  названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

3. «Осень, осень, в гости просим» (5 занятий.)

Народный календарь:

Сентябрь - Встреча осени, Осенины,  

Октябрь -   “Капустница”, “Матушка с ярмарки пришла”

Устный фольклор:  осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим».  

Музыкально- фольклорные игры: « 

  праздник « Урожай собирай»


4. «Хрустальный звон зимы» (7 занятий.)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь  “Именины осени” “Зиновий – синичник.

Декабрь -  «Святки», Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?»,  

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

5. «Февраль - вьюговей» (5 занятий.)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица»,  

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор:   «Блины».

 Музыкально-фольклорные игры:   «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка»,   «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна  - всему году ключ» (6 занятий.)

Народный календарь:  биседы о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель –   «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Земелюшка чернозём».

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет»  

 Праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (6 занятий.)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя»,  “Солнечная карусель”

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

 Развлечение :“Пойду ль, выйду ль я”

8. диагностика (1занятие.)

9. Заключение (1занятие)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хоровод

Список использованной литературы

  1. Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987.
  2. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия М.1971.
  3. Михайлова М. А.  у наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль 2001.
  4. Хрестоматия по истории русской фольклористике. М. 1973.
  5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под. Ред. Орловой Л.К. Владимир 1995.
  6. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.
  7. Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №8-2000.
  8. Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.
  9. Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа танцевального кружка "Карамельки".

Рабочая программа танцевального кружка "Карамельки" разработана с учетом ФГОС, основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)

Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкального фольклорного театра «Народная копилка»

Обучение музыкальному фольклору детей младшего дошкольного возраста – это этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним. Программа рассчитана на два г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности для детей 3-5 лет

В Программе представлена вся информация о  кружке "Мукосолька":информационная карта Программы, цель и задачи Программы, целесообразность, актуальность, учебный план, перспективный план,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально-хорового кружка "Колокольчики"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию рабочую программу вокально-хорового кружка "Колокольчики"...