Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА для детей «ЧАРЛИ»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)

АИЖ

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charli.docx97.11 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1231 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМЕНИ В.Д. ПОЛЕНОВА»

Принята на заседании Утверждаю педагогического совета Директор ГБОУ Школа № 1231 от «27» августа 2021г. ________________В.В. Тиунова

Протокол № 1 «31» августа 2023г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА для детей

«ЧАРЛИ»

Направленность: театральная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Жукова Анастасия Ивановна,

педагог дополнительного образования

Москва 2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка …..………………………………………........ 3
  2. Формы контроля и механизм оценивания результатов освоения

программы……………………………………………………………4

  1. Учебный (тематический) план ………….…………………………… 5
  2. Содержание учебного (тематического) плана …………………......... 6
  3. Список литературы…………………….……...………………….…… 7

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Чарли» (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования.

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа кружка «Чарли» относится к театральной направленности.

Программа составлена на основе авторской программы «Правильное детство» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл - в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы - образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.

Актуальность Программы

Актуальность обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств личности. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Период детства от 4 до 7 лет - это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности.

Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе. Педагогическая целесообразность программы определяется возрастными особенностями дошкольников: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью.

Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

Цель - помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами театров

3. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами

4. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения)

5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми

7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки.

10 Формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности речи

11. Воспитывать культуру поведения в театре.

Ожидаемый результат:

дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;

дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;

самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки;

участвуют в театральных конкурсах и фестивалях.

Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты.

Формы и методы обучения:

словесные, наглядные, репродуктивные, использование в сценах знакомых умений и навыков. Поисковые - участие в индивидуальном и коллективном поиске.

Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.

Формы работы (индивидуальная, групповая).

Театрализованные игры.

Занятия в театральном кружке.

Рассказы воспитателя о театре.

Организация спектаклей.

Индивидуальные творческие задания.

Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

Беседы-диалоги.

Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

Чтение литературы.

Оформление альбома о театре.

График проведения занятий два раза в неделю согласно расписанию.

Продолжительность занятий: 30 мин.

Общее количество учебных занятий 72.

Программа рассчитана на 1 год, количество детей от 4 до 7 лет.

Оптимальное количество обучающихся в группе - 12 человек.

Учебно-тематический план


СЕНТЯБРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1. Летние зарисовки.

Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника.

Беседа «Летние впечатления».

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музакльно-ритмическая композиция

«В гостях у лета».

Подвижные игры.

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек.

2. Что такое театр?

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

Беседа «Что такое театр?».

Рассматривание иллюстраций

к теме «Театр».

Пантомимические загадки

и упражнения.

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение.

3. Играем в профессии

Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий.

Игра «Театральная разминка»,

Загадки о театральных профессиях,

Подвижные игры.

Творческие задания по теме занятия.

Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями.

4. Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

«Веселые сочинялки».

Игры «Сочини предложение»,

«Фраза по кругу».

Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».

Музыкальное сопровождение, мяч.

ОКТЯБРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1. Сказки осени

Познакомить детей

музыкальной сказкой «Осенняя история»; учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Побуждать слушать музыку, передающую

образ героев сказки.

Музыкальная сказка «Осенняя история».

Беседа по содержанию.

Отгадывание загадок по сказке.

Музыкальные зарисовки к сказке.

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф.

2. Музыка ветра

Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Разучивание музыкальных номеров

/ танец Ветра и Листочков,

музыкальная композиция

«В мире животных».

Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики.

3. Осенний лес.

Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками.

Работа с детьми над передачей

музыкального образа главных героев

/Ежика, Белочки, Волка,

Медведя, Девочки/.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, шапочки героев, костюм осени.

4. Девочка в лесу

Упражнять детей в выразительном

исполнении характерных

особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети)

изготовлению декораций к сказке.

Подготовка к сказке

«Осенняя история»

Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке,

Бумага, краски, ножницы и т.д.

НОЯБРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1. Осенняя история

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Драматизация сказки

«Осенняя История»

для детей детского сада.

Декорации, костюмы и маски, музыкальное сопровождение.

2.

Мыльные пузыри

Порадовать детей новым сказочным сюжетом; побуждать к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно;

Игры и упражнения на

развитие речевого дыхания

и правильной артикуляции:

«Мыльные пузыри»,

«Веселый пятачок» и т.д.

Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе.

3.

Вежливый зритель

Познакомить детей с понятиями

«Зрительская культура»,

а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Игра «Угадай!»,

Настольный театр «Хвостатый хвастунишка».

Альбом «Мир Театра».

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр».

4.

Наши фантазии

Учить детей передаче музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать де-тей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

Упражнения по ритмопластике.

.

Музыкальное произведение М. Глинки

«Вальс Фантазия».

Музыкальное сопровождение.

ДЕКАБРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказка зимнего леса.

Формировать умение внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

Слушание русской народной сказки

«Рукавичка». Рассматривание

иллюстраций к сказке.

Беседа по содержанию.

Иллюстрации к сказке «Рукавичка».

2

Зимовье зверей.

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

познакомить детей с музыкальными номерами сказки; побуждать к двигательной активности.

Выразительное рассказывание сказки детьми.

Обсуждение характерных особенностей героев.

Игра «Узнай героя сказки».

Музыкальные номера сказки.

Музыкальное сопровождение.

Маски и шапочки героев сказки.

3

Музыкальная карусель.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания

«Хоровод зверей».

Репетиция сказки «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

4

Рукавичка

Порадовать детей, создать сказочную атмосферу .

Драматизация сказки

«Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.


ЯНВАРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Чудесен мир театра.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

Оформление альбома «Все о театре».

Рассматривание картинок, фотографий с детскими спектаклями.

Выбор материала для альбома.

Альбом, фотографии и картинки по теме «Театр».

2

Карнавал животных

Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в танцевальных движениях музыкальный образ.

Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии.

Игра «Снежинки»,

Музыкальная композиция Сен-Санс

«Карнавал животных».

Игра «Передай позу».

Музыкальное сопровождение.

3

Мастерская актера

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Открытие «Мастерской актера».

Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению.

Костюмы, маски, краски, бумага и т.д.

4

У страха глаза велики

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Сказка «У страха глаза велики».

Беседа по сказке.

Изображение эмоций по сказке.

Рассказы детей из личного опыта.

Фланелеграф, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Дюймовочка

Познакомить с музыкальной сказкой «Дюймовочка»; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

Музыкальная сказка «Дюймовочка». Слушание музыкальных номеров сказки. Обсуждение характерных особенностей героев. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке.

2

Мир игры.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции.

Распределение ролей.

Игровые упражнения для развития речи

«Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч.

3

Музыкальная сказка

Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.

Работа над музыкальными образами

героев сказки / Звездочета, Дюймовочки, Звездочек/.

Музыкальное сопровождение,

4

Давай поговорим.

Побуждать детей к совместной работе; обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

Веселые диалоги.

Упражнения на развитие

выразительной интонации.

Разучивание танца «Звездочек и лягушек».

Музыкальное сопровождение, цветок.

МАРТ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Расскажи сказку.

Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

Рассказывание детьми сказки

«Дюймовочка» по ролям.

Маски героев сказки.

Куклы для настольного театра.

2

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Разучивание танца Кувшинок,

танца Мышек.

Индивидуальная работа

над ролью Дюймовочки

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

3

На полянке

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений

с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена на поляне.

/Бал Жуков и бабочек/.

.

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

4

Страна эльфов.

Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.

Заключительная сцена сказки.

«Вальс цветов»

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

АПРЕЛЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Музыкальный калейдоскоп

Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

Сказка «Дюймовка».

Пантомимические и интонационные упражнения.

«Голоса героев»

Музыкальное сопровождение, костюмы героев.

2

Рисуем сказку.

Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке «Дюймовка». Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей.

«Тюльпан», «Лесная полянка»,

«Пруд», «Дворец эльфов»

Краски, цветная бумага, картон и т.д.

3

Репетируем сказку

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Генеральная репетиция сказки

«Дюймовка».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и маски.

4

Играем сказку

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Драматизация музыкальной сказки «Дюймовка»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и маски.

МАЙ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Веселые игры

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство.

Итоговое занятие кружка:

«Веселые игры в стране «Театралии»».

Игровые задания: «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие

Музыкальное сопровождение, маски животных.

2

По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Итоговое занятие кружка.

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

3

Рисуем сказку.



Закрепить знания детей профессий художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Рисование иллюстраций к любимой сказке.
Игровые упражнения для развития речи

«Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке.

4.

Мой любимый театр

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Итоговое занятие

театрального кружка

«Мой любимый театр».

Викторина по знакомым сказкам.

Драматизация любимой сказки

( по желанию детей).

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки.

Методическое обеспечение: учебно - методические комплекты, аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.

Литература:

  1. М.Б. Зацепина "Развитие ребенка в театрализованной деятельности";
  2. В.А. Недоспасова "Растем, играя",
  3. Чурилова Э.Г. "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников".
  4. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
  5. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин
  6. «Психогимнастика» М. Чистякова.
  7. «Театр возможного» А. Буренина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...

Программа дополнительной образовательной деятельности театрального кружка «Теремок» для дошкольников 4-5 лет

В программе представленны основные этапы рабты театрального кружка: цель, задачи, виды деятельности, календарно-тематическое планирование...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...