Программа дополнительной образовательной деятельности театрального кружка «Теремок» для дошкольников 4-5 лет
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Ахметова Ландыш Мунировна

В программе представленны основные этапы рабты театрального кружка: цель, задачи, виды деятельности, календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительной образовательной деятельности

кружка «Теремок» в средней группе

Пояснительная записка

Программа имеет художественно- эстетическую направленность. Актуальность ее очевидна, поскольку театр для ребенка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на маленького зрителя и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

  В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

  Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

  Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.
 
 Задачи

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
    2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
    3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Диагностика проводится 2 раза в год – в октябре, апреле

Содержание программы:

 Программа составлена с учетом интеграции образовательных разделов.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 

2. «Художественно-эстетическое развитие» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близких по содержанию сказки.

3. «Речевое развитие» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок,  чистоговорок,  потешек. 

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Познание. Окружающий мир» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения, пластику передавать образ какого-либо персонажа.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Требования к уровню подготовки

Должен уметь:

  • Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
  • Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства;
  • Самостоятельно подбирать и использовать разнообразные игрушки для разыгрывания несложных  театрализованных представлений;
  • Уметь изготавливать из бумаги маски, элементы небольших декораций;
  • Выступать с инсценировками перед родителями, детьми своего детского сада, а также приглашенными гостями

Должен знать:

  • Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей);
  • Некоторые приемы и манипуляции, используемы е в некоторых видах театров: кукольный, настольный, теневой, на магнитной доске и т.д.

 

Формы и режим работы

Занятия будут проводиться в форме кружка один раз в неделю по средам в 15.30. Длительность занятий – 20 минут. В середине и в конце учебного года (декабрь, май) планируется отчетный показ театрализованной постановки с участием детей для родителей.

  • Чтение литературы;
  • Рассказы воспитателя о театре;
  • Оформление альбома о театре;
  • Театрализованные игры;
  • Индивидуальные творческие задания;
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
  • Ситуация общения;
  • Игровые упражнения;
  • Разыгрывание коротких этюдов, мини-сказок с дальнейшим показом зрителям;

Модель работы театрального кружка

  1. Речевая разминка:

- выполнение упражнений на развитие речевого дыхания;

- формирование умения управлять голосом, развитие дикции  (заучивание чистоговорок, скороговорок, считалок);

2.  Дидактические игры на развитие пластики, жестов, мимики.

3.  Физкульт.  минутка

4. Проигрывание театрализованных фрагментов:

- стихи ; диалоги;

- короткие сказки.

Тематический план занятий дополнительной организованной деятельности театрального кружка «Теремок»

Сентябрь

  1. Знакомство с театром. Правила поведения в театре.
  2. Театральные профессии. Игра «Что можно, что нельзя?».
  3. Пальцевые упражнения (Здравствуйте, пальчики! Замок. Сидит белка на тележке); Упражнения для Мистера язычка (с зеркалом);
  4. Игра с куклами Би-ба-бо «Кто как здоровается?»
  5. Театрализованная постановка сказки «Теремок».

Октябрь

  1. Пальцевые упражнения (Мама, мама! Две сороконожки)  Игровая ситуация «Кот и Пес в театре». Беседа «Кто вел себя в театре правильно (неправильно и почему?)»
  2. Музыкальная игра «Огородная- хороводная» - разучивание
  3. Артикуляционная гимнастика «Зарядка для мистера язычка» (с зеркалом). Чистоговорки.
  4.  Заучивание  считалки «Я зверек и ты зверек».
  5. Артикуляционные упражнения «Зарядка для Мистера Язычка»; Чистоговорки;  
  6. Хороводная игра «Мы на луг ходили» -  разучивание.

Ноябрь

1. Зарядка для Мистера Язычка (с зеркалом).

2. Мир театра. Беседа «Что такое театр», игра «Измени голос»;

3.  Играем в профессии: Игра «Король, прими нас на работу!»

4. Вежливый зритель. Беседа  с просмотром презентации «Как правильно вести себя в театре»;

5. Инсценировка  русской народной сказки «Теремок».

Декабрь

1. Пальцевые упражнения «Я построю новый дом».

2. Наше настроение. Этюды на выражение эмоций:  «Чуть, чуть грустно», «Я злой».

3. Раз, два, три, четыре, пять вы хотите поиграть? Игра – разминка «Охота на большого медведя».

4. Весёлый диалог. Инсценировка стихотворения «Я – сама!».

5.  Нарисуй веселую маску. Изготовление масок.

6. Ритмическое упражнение  «Звенит трамвай!».

Январь

1. Расскажи стихи руками. «Летит, летит по небу шар».
2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка ряба»
3. Здравствуй, киска, как дела? Разыгрывание по ролям стихотворения  И. Жукова «Киска».

4. Игралочка:  Пальчиковая гимнастика. Игра - пантомима: «Сугробы», «Нос, умойся!»
5. Игра имитация: «Как варили суп».

Февраль

  1. В гостях у сказки. Постановка сказки «Репка».
  2. Наша дружба. Игра «Скажи ласковое слово»; «Назови соседа ласково».
  3.  Твори, выдумывай, пробуй. Изготовление куклы из пластилина.
  4. Мир игры.  Игра «Испорченный телефон», «Придумай рифму».
  5. Ритмизация стихотворения «Звенит трамвай!» различными способами.
  6.  Логоритмическое упражнение «Засолка капусты» - разучивание.
  7. Игровая ситуация «В овощном магазине» - закрепить названия овощей и фруктов;

Март

  1. Пальцевые упражнения «Флажок», «Стоит в поле теремок», «Что стряслось у тети Вали?»
  2. Лучшие друзья. Постановка сказки «Колобок».
  3. Пробуем измениться.  Стихи на развитие мимики и интонации: «Папа разбил драгоценную вазу».
  4.  Дидактические игры: «Весёлые превращения», «Море волнуется».

Апрель

1. Репетируем сказку «Заюшкина избушка».

2. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

3. Мир сказки. Настольный театр «Два жадных медвежонка».

Май

1. Викторина «По страницам сказок».

2. Подготовка к спектаклю «Каша-Дуняша».

3.  Репетиция спектакля  «Каша - Дуняша».

Литература:

  1. Михайлова  М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы»,  Ярославль, 2002.
  2. Науменко  Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», М., 2000.
  3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А. «Театрализованные игры в детском саду», М., 2000
  4. Поляк Л. М. «Театр сказок» СПб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет....

Программа театрального кружка "Теремок"

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у дете...

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...

Программа театрального кружка "Теремок" 1 мл.гр.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эст...

Рабочая программа театрального кружка "ТЕРЕМОК" (средняя,старшаяя группы)

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через  театрализованную деятельностьСодержание :1.Пояснительная записка2.Цели программы3.Задачи программы4.Основные н...

Программа дополнительной образовательной деятельности кружка «Теремок» в средней группе

В программе сформулированы цель, задачи курса театрализованной деятельности с воспитанниками средней группы. Описана модель, формы работы театрального кружка, а также представлен тематический план зан...

Программа театрального кружка "Теремок"

Программа описывает подготовку по театральной деятельности детей  дошкольного возраста 4-7 лет.Она разработана  для развития творческих способностей и речевого развития детей посредством теа...