Программа театрального кружка "Теремок" 1 мл.гр.
рабочая программа (младшая группа) на тему

Филимонова Татьяна Петровна

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teremok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа театрального кружка «Теремок» ( 1 мл.гр.). Воспитатель: Филимонова Т.П.

2014-2015г.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитывать цельную личность - нелегкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребенка.

Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной деятельности, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Ребенок не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога.  Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развивать творческое начало в каждом ребенке.

При всем разнообразии видов художественной деятельности особое место в  воспитательно - образовательном процессе занимает театральная деятельность. Через театрализованную деятельность ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируется первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развиваются творческие способности. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния в процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формирует понятия добра и зла. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому - преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять "установку" на образовательную деятельность.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

НОВИЗНА: программный материал позволяет выявить способности детей к театральной деятельности.

ПРОБЛЕМА: детской застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест в современной педагогической и психологической литературе. В своей работе мы опирались на следующее определение: застенчивость это - свойство личности, характеризующее отсутствие свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наглядный и личностный потенциал.  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - этот путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2.Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно - выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно - образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомима).

5.Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6.Формировать опыт социальных навыков поведения. Поощрять проявления самостоятельности, активности, инициативности в игре с персонажами игрушками.

7. Развивать у детей интерес к театрально - игровой деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Переход ребенка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

2. От индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех пяти сверстников, исполняющих роли.

3. от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2014 - 2015 г.г.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности. Оборудовали театральный уголок, который включает в себя следующие виды театра.

  • пальчиковый театр
  • кукольный театр
  • настольный театр
  • театр масок
  • вязаный театр
  • фланелеграф- театр картинок
  • театр игрушек (используются любые объемные игрушки)
  • костюмированный театр
  • перчаточный театр
  • атрибуты для занятий и спектаклей
  • музыкальный центр
  • методическая литература
  • художественная литература
  • иллюстрации к сказкам

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ:

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого. Совершенствуются восприятие, интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи.

Развивается интерес к играм действиям со звуками, к подражанию движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Пробуждается интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширяются контакты со взрослым. Поощряются проявления самостоятельности, активности в игре с персонажами - игрушками.

Формируется желание к слушанию народных песенок, сказок, сопровождая чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра, и других средств наглядности, а также формируется умение слушать художественные произведения без наглядного сопровождения.  Дети договаривают слова, фразы, при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Ранний возраст завершается кризисом трех лет.

Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:

Познание: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящем в содержание театральных игр и упражнений.

Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

Чтение художественной литературы: знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Художественное творчество: развивается интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

Музыка: Дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

Кружковые занятия проводятся по 10 - 15 минут, во второй половине дня, 1 раз в неделю. Всего 26 занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ

1 неделя. Тема: "Цветы» - разучивание игры со стихотворным сопровождением.

Цель: Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.

Оборудование: Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылек на гибкой проволоке.

2 неделя. Тема: "Я умница- разумница" русская народная потешка.

Цель: Разучивание русской народной потешки "Я умница - разумница". Развивать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Кукла Маша.

3 неделя. Тема: "Зайчик" народная игра.

Цель: Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей.

Оборудование: Игрушка зайчик.

4 неделя. Тема:  "Лиса, заяц и петух"  русская народная сказка. Цель: Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки. Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.

Оборудование: Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю "Лиса, заяц и петух". Шумовые игрушки.

НОЯБРЬ

1 неделя. Тема: " Коза - хлопота" русская народная потешка.

Цель: Вызывать радостное чувство от участия в игре. Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, Вызывать желание играть с ней, подражать полету птички. Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.

Оборудование: Шапочки, маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка - коза.

2 неделя. Тема: "Деревьям по подарку" латышская народная песенка.

Цель: Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени (деревья меняют свой окрас), и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке "Деревьям по подарку"

3 неделя. Тема: разучивание игры  " Птички" со стихотворным сопровождением.

Цель: Побуждать детей использовать движения для создания образа птички. Вызывать желание наблюдать за движениями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Учить сочувствовать персонажу.

Оборудование: Шапочки, маски птичек по количеству детей.

4 неделя. Тема: " Серенький козлик" кукольный спектакль.

Цель: Развивать устойчивый интерес. К кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон.

Оборудование: Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю "Серенький козлик"

ДЕКАБРЬ

1 неделя. Тема: "Машенька и рукавички" кукольный спектакль.

Цель: Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову.

Оборудование: Ширма, игрушки: Машенька, зайчики, волк.

2 неделя. Тема: "Зайчишка -трусишка" русская народная потешка.

Цель: Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки - маски.

Оборудование: Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы. Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки- маски зайчиков; бутафорские морковки.

3 неделя. Тема: Чтение и разыгрвание потешки "Как по снегу, по метели, трое саночек летели".

Цель: Продолжать знакомство малышей смалыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Раскрыть содержание произведения прибегая к принципу наглядности, используя методические приемы "обыгрывания" действий.

Оборудование: Волшебные веревочки, бабка, дед, девочка, тетушка, трое саночек - плоскостные персонажи кукольного театра.

4 неделя.  Тема: Инсценировка русской народной сказки " Козлята и волк"

Цель: Вызвать интерес к театрально игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением Формировать желание перевоплощаться в какой - либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.

Оборудование : избушка козы, лес, игрушки: коза, козлята, волк - персонажи кукольного театра. Гуашь, салфетки, козлята, вырезанные по контуру

ЯНВАРЬ

1 неделя. Тема: "Лиса" русская народная попевка.

Цель: Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки - маски.

Оборудование: Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки - маски зайчиков по количеству детей.

2 неделя. Тема: "Три медведя" настольный театр

Цель: Познакомить детей с кукольным спектаклем "Три медведя"

Оборудование: Перчаточные куклы к спектаклю "Три медведя"

3 неделя. Тема " Бабушкины - забавушки"

Цель: Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: Настольные игрушки: корова, козленок, утка, гусь, воробей, колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя. Тема: "Топ - топ",  Кабардино - балкарская песенка. "Мамины помощники" настольный театр.

Цель: Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога. Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца. Воспитывать желание участвовать в общей пляске, выполняя движения по показу педагога.

Оборудование : настольная ширма, комплект рукавичек к кукольному спектаклю " Мамины помощники"

2 неделя. Тема: "Зайчик" , русская народная потешка. "Прокати, лошадка, нас!" песенка.

Цель: Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика. Развивать желание слушать потешку, наблюдать за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании.

Оборудование: Резиновые куклы, сорока, лошадка, Ваня. Шапочка - маска зайчика.

3 неделя. Тема: " Маша и медведь" настольный театр.

Цель: Приобщать детей к игре, обучая звукоподражанию. Учить понимать содержание сказки, разыгранной педагогом.

Оборудование:  Игрушки театра рукавичек: большая собака и щенок. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю " Маша и медведь"

4 неделя. Тема: " Шарик мой голубой" песенка.

Цель: Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками.

Оборудование: Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек.

МАРТ

1 неделя. Тема: " Мышка в чашечке зеленой" польская детская песенка. "Медведь" русская народная потешка.

Цель: знакомить с приемами кукловождения театра народной игрушки. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Побуждать к участию в свободных плясках с игрушками.

Оборудование: Большая машина, комплект кукол театра народной игрушки : мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

2 неделя. Тема: " Теремок"  р.н.с.

Цель: Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. Развивать стремление участвовать в свободных плясках, выполняя движения по показу педагога и самостоятельно.

Оборудование: большая машина, комплект народных игрушек к сказке "Теремок"

3 неделя. Тема: " Самолет" потешка. "Веселые музыканты" кукольный театр.

Цель: Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Оборудование: Пригласительный билет. Комплект народных игрушек: Петрушка, медвежонок, зайчик, козочка, кошка.

4 неделя. Тема: "Шла собачка" р.н. потешка. "Петух" русская народная считалка.

Цель: Закреплять интерес к театрально - игровой деятельности. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание р.н.с. потешки " Шла собачка".

Оборудование: Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь.

АПРЕЛЬ

1 неделя. Тема: " Расти коса до пояса" р.н. потешка.

Цель: Вызывать желание слушать р. н. потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Деревянный гребень для расчесывания волос. Мягкая игрушка лиса.

2 неделя. Тема: "Не вари кашу круту" русская народная потешка. "Под грибком" кукольный спектакль.

Цель: Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным театром " Под грибком" и поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол.

Оборудование: Мягкая игрушка мишка, декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю " Под грибком"

3  неделя. Тема: " Кто в домике живет ?" кукольный спектакль.

Цель: Показать кукольный спектакль "Кто в домике живет?" Поддерживать желание общаться с игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.

Оборудование: Напольная плоскостная избушка. Мягкие игрушки: медведь, медведица и два медвежонка.

4 неделя. Тема: " Маша обедает" инсценировка  стихотворения на фланелеграфе.

Цель: Порадовать повеселить малышей, обогатить его запоминающимися впечатлениями, научить подражать голосам животных.

Оборудование: Картинки на фланелеграфе.

МАЙ

1 неделя. Тема: " Потерялась наша Таня" инсценировка стихотворения.

Цель: Вызвать интерес к театрально игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей.  Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением Формировать желание перевоплощаться в какой - либо образ.

Оборудование:  Костюмы героев стихотворения.

2 неделя. Тема: "Теремок" инсценировка  сказки.

Цель: Вовлечь детей в игровую ситуацию и пробудить желание действовать самостоятельно в роли.

Оборудование: Шапочки - маски героев сказки.

3 неделя. Тема: " В гостях у Бабушки - загадушки"

Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление, развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. Вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений.

 Оборудование: Костюм для бабушки - загадушки, шапочки- маски.

4 неделя. Анализ театрально игровой деятельности детей.

Цель: Провести анализ театрально - игровой деятельности. Оценить их творческие проявления во второй половине учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

План работы с родителями по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций по программе Театральные дорожки в подготовительной группе»

План работы с родителями  по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций  по программе Театральные дорожки в  подготовительной группе»...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста

Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...