Игры
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры - эксперименты с песком
«Откуда берётся песок»
Цель: выяснить, откуда в природе берется песок
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Описание: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над
листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы
получили песок? Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
«Из чего состоит песок»
Цель: выяснить, из чего состоит песок
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Описание: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
«Теплый - холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок
находится. Предложите поиграть с песком, пересыпьте его между пальчиками
маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?
Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную -
с теплым.
«Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Описание: Предложите сделать куличик из сухого песка. Она не получилась,
рассыпалась. Почему?
Вывод: сухой песок сыпучий.
«Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно
лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материал: песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.
Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок: какого цвета, попробовать
на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки?
Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу.
Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого
песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком?
Можно ли сухим песком рисовать?
На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на
клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
«Домики для птичек»
Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или
пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.
Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.
Описание: Одну часть песочницы полейте водой, другую — оставить сухой.
Предложите сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого
хочет.
Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки — окошечки —
пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными,
красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не
видно.
Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.
«Куда исчезла вода»
Цель: показать, что песок легко впитывает воду.
Материал: стаканчики с песком и водой.
Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он
стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
«Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Описание: попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставьте до
высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Описание: насыпьте мокрый песок в формочки, сделайте фигурки. Какие
фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
«Вот ведерко, вот совок»
Цель: Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается,
принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно
просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.
Материал: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.
Описание: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить
эксперимент — из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта
спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с
сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.)
Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из
влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте
в магазине кулинарии и т. п.
Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять
рассыпаются?
Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка
или нет, почему?». (Ярко светит солнце — песок сухой; его намочили или шел
дождь — песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как
сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного
лаборанта.
Полезные стихи о песке, об играх с песком
Вот ведерко, вот совок.
Я иду играть в песок.
Напеку я без пеней
Пирогов и куличей.
А из камешков — печенье.
Вот какое угощенье!
Это все не для ребят,
Это куклы все съедят.
***
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка:
Кушай, кушай, мамочка,
Сладкие два пряничка!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/02/img-20220902-wa0043.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-569713-1423401113.jpg)
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...