Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе среднего возраста (4-5 лет) на тему: «Загадочный мир насекомых»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Клещ Ольга Витальевна

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования.

Конспект доработан и переориентирован на осенний период времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Восходовский детский сад №15 «Ромашка»

Варнавинского район Нижегородской области

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в группе среднего возраста

на тему:

«Загадочный  мир  насекомых»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ Восходовского

детского сада №15 «Ромашка»

Клещ Ольга Витальевна

п. Восход

2022 г.

Цель: Закрепить и расширить представления детей о насекомых и их характерных признаках, познакомить со схемой развития бабочки.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение слушать и воспроизводить на слух задания за воспитателем, ориентироваться в пространстве.

Познакомить детей с новым словом «Зимовье», объяснить его значение.

Закрепить знания детей о понимании слов лево – право.

Развивающие:

Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;

Обогатить словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Подготовительная работа:

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Рассматривание сюжетных картинок – насекомые.

Игровое упражнение «Лото в картинках»

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы, схема развития бабочки, костюм бабочки.

Средства: Мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: карточки с нарисованными насекомыми, скатерть зеленого цвета. Раскраски, карандаши.

Действующий герой: Бабочка.

Ход занятия:

Вводная

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Воспитатель: В это время насекомые ищут себе укрытие - «зимовье» от первых заморозков и зимней стужи. В зимовье насекомые пережидают самые сильные холода, укрытием для них могут стать кора дерева, муравейник (для муравьев), сухая листва и трава, земля.

Сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны? Как нужно вести себя в гостях?

Дети: отвечают.

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Подходят к макету (слайд 2) полянке - столу, накрытому зелёной скатертью.

Основная

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на осеннюю полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, что случилось, первый заморозок заколдовал наших насекомых. Нужно их разморозить! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится заморозок?

Дети: Солнца, тепла.

Воспитатель: Встанем в круг и прогоним осенний холод.

Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения.

Становитесь в круг опять! (Дети становятся в круг, взявшись за руки.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы – веселые лучи, (Хлопают в ладоши.)

Мы – резвы и горячи, (Бегут по кругу.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг по шире, (держась за руки, делают шире круг.)

Раз, два, три – вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)

Приподняться, подтянуться, (Поднимают руки вверх, вдох – прогнуться.)

Глубоко потом вздохнуть. (Выпрямиться)

Воспитатель: Холод, мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. Давайте мы их отогреем своим теплом.

Дети: Называют показываемое насекомое.

Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. (слайд 3)

Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

Воспитатель: Про кого эта загадка?

Дети: Про бабочку (сл.3 влетает бабочка)

Воспитатель: Правильно ребята.

Воспитатель: Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) (слайд 4) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелиться куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель: Ребята, по-моему, сейчас на наших глазах свершится чудо (слайд 5).

(Из куколки появляется девочка - бабочка)

Бабочка: Здравствуйте, ребята! Только, что со мной произошло чудо, я из куколки превратилась в бабочку. Мне нужно расправить свои крылышки и немного полетать на полянке. Хотите полетать со мной?

Воспитатель: Ребята, следите за бабочкой и повторяйте за ней движения.

Бабочка летает повсюду

(дети машут руками, летаю по группе в разные стороны)

Налево летит

(летят налево,

Направо летит

(направо летят).

Бабочка порхает по кругу

(дети машут руками, летаю по кругу),

Вверх, вниз… и назад спешит.

Бабочка прощается и улетает.

Воспитатель: А теперь давайте ещё раз вспомним, как же появляется бабочка, используя схему. (слайд 6)

Воспитатель: Что сначала откладывает бабочка?

Дети: Яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Гусеница.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: В куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть.

Воспитатель: Кто?

Дети: Птицы, люди.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.)

Воспитатель: Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?

Дети: Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев.

Воспитатель: Зачем им нужна такая окраска?

Дети: Защищаться от врагов, прятаться.

Воспитатель: Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.

Дети: прячут насекомых в кору деревьев или траву, на ветки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет:  может быть, кто то из вас знает  секрет божьей коровки? (ответы детей). Она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети: Они живые, полезные для человека и природы.

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?

Дети: Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки.

Закрываем глазки, кружимся вокруг своей оси.

Раз, два, три насекомыми стали вы…

Игра Дети изображают повадки насекомых.

Поиграем в кузнечика (дети прыгают как кузнечики, а теперь в пчёлок (летаем и жужжим, бабочек (летаем, порхаем руками-крылышками машем).

Заключительная

Воспитатель: Ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями насекомыми.

Дети: прощаются.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам раскрасить понравившееся насекомое.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Кого видели?

Отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, узнали из кого появляется бабочка, куда прячется божья коровка, играли в игры.

Ребята, вы все сегодня молодцы. Насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы ещё сходим к ним в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "МОИ ПОМОЩНИКИ - РУКИ"

РАЗРАБОТКА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПОЛЬЗЕ РУК ЧЕЛОВЕКА, ИХ ЗАЩИТЕ....

Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».

Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром в средней группе

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл,...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Ознакомление с окружающим с детьми среднего возраста «Туристы»

непосредственно-образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Одежда, головные уборы, обувь».Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Группа: средняя

Тема занятия: Весна идёт, весна идёт.Цели: дать представление о смене времён года;* закрепить знания о временах года;* научить различать признаки весны и зимы;* развивать речь, логическое мышление, во...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...