КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ : «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» 
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Солодова Ольга Борисовна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ :

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» (Компенсирующая  гуппа).

                                                      Воспитатель : Солодова О.Б.

 

ЦЕЛИ: -Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей;

-познакомить с птицами нашего края

-расширять представление об особенностях внешнего вида птиц;

-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативную функцию речи;

-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

-развивать чувство партнерства и сотрудничества;

-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением птиц, слова с заданиями, аудио запись голосов птиц, загадки о птицах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц. Прослушивание записи пения птиц. Чтение сказок, где встречаются птицы .

Ход занятия:

 

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение А. Плещеева

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Воспитатель. Ребята, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (о весне)

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Начинает греть солнышко. Небо стало голубое. Оживает природа, просыпаются животные от зимнего сна. Прилетают птички из теплых краев. Первые цветы появляются из-под мокрого снега.)

Воспитатель. Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых краев и которые зимуют у нас? (Перелетные и зимующие)

 Игровое упражнение «Вопрос – ответ»

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птице нашего Красноярского края..Ребята ответьте на вопросы:

• Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.

• Почему они называются перелетными?

• Чем они занимаются, когда возвращаются домой? Ответы детей – проверяют старые гнезда, строят новые.

• Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.

• Почему они называются зимующими?

 Народные приметы.

Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц:

• Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу;

• Воробьи громко чирикают – к оттепели;

• Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.

Опрос детей: приметы, которые запомнили.

Игра «Сундучок загадок»

 «Птицы»

Воспитатель: В сундуке спрятаны картинки, на которых изображены птицы. Отгадав загадку вы выпускаете птицу на волю, или она остается зимовать (зимующие, или улетает в теплые края (перелетные).

Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)

Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители

2. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет крохи собирает. (Воробей)

3. Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но, вдруг, спорхнули яблоки

Ведь это… (Снегири)

 

4 .Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 

5. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Снова по законам вечным

В город к нам пришла весна.

Я повесила скворечник

На березе у окна.

Как-то утром, наконец,

Занял новый дом скворец.

И теперь у нас не тихо.

Целый день поют скворцы.

Есть у скворушки скворчиха

И горластые птенцы.

Скворчик — просто молодец,

Он — заботливый отец.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию скворца, скворечника

Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур.

Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева.Скворцы прилетают в конце марта.

Пальчиковая гимнастика «Птицы» (в кругу, пальцы превращаются в птиц.)

Эта птичка – соловей

Эта птичка – воробей

Эта птичка – совушка

Сонная головушка

Эта птичка свиристель

Эта птичка коростель

Эта птичка – злой орлан (машут руками)

Птички, птички – по домам.

 

 «Весенний лес»

Воспитатель:

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой разлуки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

Набухают быстро почки

Появляются листочки

Всюду гомон, птичья трель –

Это к нам пришла весна.

Я приглашаю вас в весенний лес, который наполнился весенним пением.

Прослушивание аудиозаписи с пением птиц.

Физкультурная  минутка « Грачи».

На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)

Хоть трудна была дорога, (останавливаются)

Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)

«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему: (машут «крыльями»)

Наши черные грачи («летают» по кругу)

Птицы работящие!

 Словестная  игра «Мама – птенец»

Воспитатель. Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть птицу, а вы говорить, как называется ее птенец.У журавля — … (журавленок)

У скворца – … (скворчонок)

У лебедя –(лебеденок)

У грача – … (грачонок)

У утки — (утенок)

У аиста — … (аистенок)

У гуся – … (гусенок)

«Подбери слово».

- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

-Аист большой, а соловей … (маленький)

- У соловья серая грудка, а у ласточки (белая)

-У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

-Аист белый, а грач … (черный).

-У ласточки длинный хвост. Значит, она какая? (Длиннохвостая.)

-У грача острый клюв. Какой он? (Остроклювый.)–

-У ворона чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

 

Воспитатель с микрофоном.

Ребята я сейчас буду корреспондентом и буду брать у вас интервью о том, что вы знаете о птицах из жизни и из сказок. И так приступим:

-Скажите, кого называют птицами? (животных, тело которых покрыто перьями).

-Какие виды птиц бывают? (зимующие, перелетные, домашние).

-Где могут жить птицы? (в лесу, в поле, в горах, в воде).

-Почему улетают перелетные птицы? (плохо переносят холод, нечем питаться, так как исчезли насекомые).

-В какое время года они улетают в теплые края? (осень- время перелета птиц).

-Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы).

Птица, лучший почтальон? (голубь).

-Птица, которая не растит своих птенцов? (кукушка).

-В каких сказках можно встретить птиц? («Гадкий утенок», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка», «Лисичка и журавль», «Серая шейка», «Сказка о кукушке», «Кугочка Ряба», «Гуси Лебеди»).

Какие птицы служили Бабе-Яге? (гуси- лебеди).

-Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко? (курица - это домашняя птица).

С какой птицей дружит Винни-Пух? (с совой).

-В какую птицу превратился гадкий утёнок? (в лебедя).

-Какая птица славится своим необычным хвостом? (павлин).

- Птицы, которые взяли лягушку в теплые края. (дикие утки).

-Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. (дятел).

- Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка).

-Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (собирают червей, личинок, жуков).

-Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда).

-Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка).

-Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец).

Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).

- Какие птицы перед дождем летают низко? (ласточки, они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)

-Птица, призванная лучшим певцом в мире? (Соловей)

 

 

 Игровое упражнение «Солнечный круг»

Воспитатель:

А сейчас подошли ко мне, сели в кружок на палас. Скажите, вы любите птиц? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту из круга: «Я люблю птиц, потому, что они поедают вредных насекомых»

(ответы детей)

Посмотрите, что у нас получилось (солнце). А вы, добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Чтение стихотворение.

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ :

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» (Компенсирующая  гуппа).

                                                      Воспитатель : Солодова О.Б.

ЦЕЛИ: -Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей;

-познакомить с птицами нашего края

-расширять представление об особенностях внешнего вида птиц;

-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативную функцию речи;

-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

-развивать чувство партнерства и сотрудничества;

-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением птиц, слова с заданиями, аудио запись голосов птиц, загадки о птицах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц. Прослушивание записи пения птиц. Чтение сказок, где встречаются птицы .

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение А. Плещеева

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Воспитатель. Ребята, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (о весне)

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Начинает греть солнышко. Небо стало голубое. Оживает природа, просыпаются животные от зимнего сна. Прилетают птички из теплых краев. Первые цветы появляются из-под мокрого снега.)

Воспитатель. Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых краев и которые зимуют у нас? (Перелетные и зимующие)

 Игровое упражнение «Вопрос – ответ»

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птице нашего Красноярского края..Ребята ответьте на вопросы:

• Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.

• Почему они называются перелетными?

• Чем они занимаются, когда возвращаются домой? Ответы детей – проверяют старые гнезда, строят новые.

• Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.

• Почему они называются зимующими?

 Народные приметы.

Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц:

• Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу;

• Воробьи громко чирикают – к оттепели;

• Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.

Опрос детей: приметы, которые запомнили.

Игра «Сундучок загадок»

 «Птицы»

Воспитатель: В сундуке спрятаны картинки, на которых изображены птицы. Отгадав загадку вы выпускаете птицу на волю, или она остается зимовать (зимующие, или улетает в теплые края (перелетные).

  1. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)

Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители

2. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет крохи собирает. (Воробей)

3. Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но, вдруг, спорхнули яблоки

Ведь это… (Снегири)

4 .Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

5. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Снова по законам вечным

В город к нам пришла весна.

Я повесила скворечник

На березе у окна.

Как-то утром, наконец,

Занял новый дом скворец.

И теперь у нас не тихо.

Целый день поют скворцы.

Есть у скворушки скворчиха

И горластые птенцы.

Скворчик — просто молодец,

Он — заботливый отец.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию скворца, скворечника

Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур.

Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева.Скворцы прилетают в конце марта.

Пальчиковая гимнастика «Птицы» (в кругу, пальцы превращаются в птиц.)

Эта птичка – соловей

Эта птичка – воробей

Эта птичка – совушка

Сонная головушка

Эта птичка свиристель

Эта птичка коростель

Эта птичка – злой орлан (машут руками)

Птички, птички – по домам.

 «Весенний лес»

Воспитатель:

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой разлуки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

Набухают быстро почки

Появляются листочки

Всюду гомон, птичья трель –

Это к нам пришла весна.

Я приглашаю вас в весенний лес, который наполнился весенним пением.

Прослушивание аудиозаписи с пением птиц.

Физкультурная  минутка « Грачи».

На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)

Хоть трудна была дорога, (останавливаются)

Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)

«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему: (машут «крыльями»)

Наши черные грачи («летают» по кругу)

Птицы работящие!

 Словестная  игра «Мама – птенец»

Воспитатель. Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть птицу, а вы говорить, как называется ее птенец.У журавля — … (журавленок)

У скворца – … (скворчонок)

У лебедя –(лебеденок)

У грача – … (грачонок)

У утки — (утенок)

У аиста — … (аистенок)

У гуся – … (гусенок)

«Подбери слово».

- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

-Аист большой, а соловей … (маленький)

- У соловья серая грудка, а у ласточки (белая)

-У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

-Аист белый, а грач … (черный).

-У ласточки длинный хвост. Значит, она какая? (Длиннохвостая.)

-У грача острый клюв. Какой он? (Остроклювый.)

-У ворона чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Воспитатель с микрофоном.

Ребята я сейчас буду корреспондентом и буду брать у вас интервью о том, что вы знаете о птицах из жизни и из сказок. И так приступим:

-Скажите, кого называют птицами(животных, тело которых покрыто перьями).

-Какие виды птиц бывают(зимующие, перелетные, домашние).

-Где могут жить птицы(в лесу, в поле, в горах, в воде).

-Почему улетают перелетные птицы(плохо переносят холод, нечем питаться, так как исчезли насекомые).

-В какое время года они улетают в теплые края(осень- время перелета птиц).

-Какие птицы не умеют летать(пингвины, страусы).

Птица, лучший почтальон? (голубь).

-Птица, которая не растит своих птенцов? (кукушка).

-В каких сказках можно встретить птиц? («Гадкий утенок»«Лягушка – путешественница»«Дюймовочка»«Лисичка и журавль»«Серая шейка»«Сказка о кукушке»«Кугочка Ряба»«Гуси Лебеди»).

Какие птицы служили Бабе-Яге(гуси- лебеди).

-Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко? (курица - это домашняя птица).

С какой птицей дружит Винни-Пух(с совой).

-В какую птицу превратился гадкий утёнок? (в лебедя).

-Какая птица славится своим необычным хвостом? (павлин).

Птицы, которые взяли лягушку в теплые края(дикие утки).

-Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. (дятел).

- Птенцы какой птицы не знают матери(кукушка).

-Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (собирают червей, личинок, жуков).

-Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда).

-Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка).

-Какая птица умело подражает голосам птиц(скворец).

Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).

- Какие птицы перед дождем летают низко? (ласточки, они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.)

-Птица, призванная лучшим певцом в мире? (Соловей)

 Игровое упражнение «Солнечный круг»

Воспитатель:

А сейчас подошли ко мне, сели в кружок на палас. Скажите, вы любите птиц? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту из круга: «Я люблю птиц, потому, что они поедают вредных насекомых»

(ответы детей)

Посмотрите, что у нас получилось (солнце). А вы, добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Чтение стихотворение.

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"

Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....

Конспект занятия на тему: «Птицы – наши друзья»

Умение лепить птицу, беседа о зимующих птицах....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Птицы нашего края»

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать по...

Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края».

Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края». ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Птицы нашего края»

Любит семечки и сало,Во дворе с утра леталаЭта маленькая птичка.Отгадайте, кто? Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник "Синичкин день". В этот день в разных уголках нашей...

Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"

Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"...