Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительный мир песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сазанова Алла Владимировна

Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительный мир песка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._nod_udiv.mir_peska.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.

Подготовила воспитатель: Сазанова Алла Владимировна

Тема: «Удивительный мир песка»

Цель: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка, его применением через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников.
  • Приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов.
  • Учить ребёнка высказывать свои суждения.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы: песок в контейнерах, цветной песок, стаканы с водой, подносы, ложечки, лупа – на каждого ребёнка, презентация, схема свойств песка, 2 ёмкости с песком (влажным и сухим, игрушки, лейки, правила безопасности при работе с песком, воронка с песком, вода окрашенная гуашью, презентация «Удивительный песок».

 

Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, мультимедийное оборудование, планшет для рисования песком.

Словарная работа: энциклопедия, лупа, фильтр.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Аленка, я веселая и добрая девчонка.

Я шла мимо вашего детского сада, услышала звонкий смех и решила зайти к вам, познакомиться и поиграть.

В это время слышится хруст снега и стук в стекло.

Ой, вы кого — то ждете? Кто там?

Пингвинёнок: Здравствуйте, ребята, это я — пингвиненок Пингви.

Я живу далеко на севере, среди льда и снега.

Мне на день рождения подарили вот эту красивую коробку.

А что в ней и для чего это нужно, я не знаю.

Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Интересно, что же там такое?

Попробуйте на ощупь определить, что же такое в мешочке?

Вы абсолютно правы! Это песок!

А вы знаете, где можно увидеть песок, где он бывает?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ой, а я ведь совсем забыла… У меня же есть волшебная книга! Она называется ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

Вот она какая! Старинная!

Эта книга знает про все на свете.

Сейчас я скажу волшебные слова, а вы мне помогайте.

Чудо- книга, помоги, про песок нам расскажи!

Дети повторяют за воспитателем волшебные слова.

II. Показ презентации «Ах, этот удивительный песок».

Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, оранжевым, красным, белым.

Есть песок речной, морской.

А есть еще песок карьерный.

Есть песок строительный. Применяется песок в дорожных работах

Песок люди используют при постройке домов.

Им посыпают зимние обледеневшие дороги.

Песок помогает людям тушить пожары.

Песок нужен не только нам, людям, но и животным.

А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.

Пингвиненок: Я устал, а вы устали? Ну тогда все дружно встали!

Физкультминутка.

(Выполнение движений вслед за воспитателем.)

Воспитатель: Ребята, я так люблю играть! А вы любите?

А хотите поиграть в мою самую любимую игру

Называется она исследователи.

Чтобы стать настоящими исследователями, необходимо надеть специальную защитную одежду.

Дети одевают фартуки.

Воспитатель: Ну вот, теперь мы смело можем пройти в научную лабораторию.

Ребята, быть исследователем совсем не просто, а иногда и опасно…

Поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности. Как нужно работать с песком, чтобы не навредить себе и своим друзьям?

Обратите внимание на знаки. Они перечеркнуты красной линией, а значит предупреждают нас, что так делать нельзя.

III. Опыты

Воспитатель: Уважаемые исследователи, предлагаю вам занять свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы.

Опыт №1«Из чего состоит песок?»

  • Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Вывод. Песок состоит из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Опыт №2: «Легко ли сыпется сухой песок?»

Воспитатель: Наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Легко ли сыпется песок?

Дети делают вывод: Песок сыпется легко и рассыпается на песчинки.

Опыт №3: «Можно ли лепить из сухого песка?»

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас определить ещё одно свойство. У меня здесь две ёмкости с песком. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно сухой песок сделать влажным?

Дети: Полить его.

(Просим полить из лейки)

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок руками, можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок — темно-желтого, сухой песок — светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод. Следы остаются на влажном песке.

Опыт 4. Фильтрация воды.

У песка есть полезное свойство очищать воду. Возьмём окрашенную воду и пропустим через воронку, наполненную песком. Посмотрите, какая вода в стакане?

Вывод. Песок — природный фильтр.

Итог.

Воспитатель: А хотите стать художниками и порисовать цветным песком.

И сейчас мы с вами из песка сделаем красивую бутылочку. (Ребята по — очереди, подходят к воспитателю и через воронку насыпают разноцветный песок в горлышко бутылки.

— Вот какая красивая разноцветная бутылочка получилась у нас благодаря «удивительному песочку».

Вы не будете против, если мы ее подарим нашему новому знакомому, пингвиненку?

Воспитатель: — А теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать? Ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок.

— Значит, будем рисовать на песке, а чем можно рисовать на песке? Правильно, пальчиками. А рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе.

Нарисуем жёлтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

- Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются. Давайте мы тоже им улыбнёмся.

Воспитатель: — Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.

Что мы узнали о нем?

(Перед детьми в качестве подсказки таблица)

Дети: — Песок состоит из песчинок.

Сухой песок сыпучий.

Чтобы песок стал мокрым, его надо полить.

Сухой песок светлый, а мокрый – темный.

Из сырого песка можно лепить, а из сухого нет.

На мокром песке следы отпечатываются четко, а на сухом нет.

- Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок?

Теперь нам надо все наши исследовательские записи отправить Пингвиненку на далекий Север.

Давайте положим все наши записи в конверт. А конверт в коробку, туда же положим подарок для Пингвина, который мы сегодня с вами сделали. Ну все, отправляем посылку.

(Голос пингвиненка) 

 - Спасибо вам, ребята. Теперь я точно знаю, что такое песок и для чего он нужен. Как же много я сегодня узнал! И хочу вас отблагодарить. Ищите подарки в коробке!!!

Воспитатель: — Ребята, но это ещё не всё. Так как вы были сегодня лучшими исследователями и провели самые значимые опыты и эксперименты, то я хочу наградить вас медалями. (награждение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.

http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»  Формировать свободное общение с взрослыми и детьми  Ввести детей в проблемную ситуацию, ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию ."Свойства песка"

Конспект занятия для детей старшего дошкольно возраста по экспериментированию "Свойства песка"...