"Кузбасс-наша малая Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белянова Елена Сергеевна

Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzbass_300let.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей 5-6 лет «Кузбасс-наша малая Родина»

Цель:

 Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. 

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;

3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.

4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.

5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

Материалы и оборудование:

  • глобус
  • карта Кемеровской области
  • связка гелиевых воздушных шаров
  • макет «Природное богатство Кузбасса – уголь»
  • ноутбук для презентации
  • альбом «Кузбасс шахтёрский край»
  • столы для экспериментов (4)
  • фартуки (по счёту детей)
  • кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)
  • лупы (по счёту детей)
  • одноразовые стаканчики с водой. (по счёту детей)
  • влажные салфетки
  • бумага (картон)

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту нашего края.  Мы с вами сможем увидеть, что наша  Кемеровская область находится на юго-востоке Западной Сибири. На севере она граничит с Томской областью, на западе — с Новосибирской областью, на юго-западе — с Алтайским краем, на юге — с Республикой Алтай, на северо-востоке — с Красноярским краем, на востоке с Хакасией.

 

Вся территория области окрашена на физической карте в три основных цвета. Так условно изображают земную поверхность. Коричневым цветом обозначают горы, желтым – возвышенности и холмы, зеленым – равнины и низменности.

Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родному краю на  большом воздушном шаре. Мы сможем сверху рассмотреть нашу область. Это красивое путешествие, которое запомнится вам.

Садимся в корзину воздушного шара (фонограмма звуков природы: пение птиц, ветер).

Воспитатель: Ребята, посмотрите  мы с вами пролетаем разные города, реки, деревни. Может вы знаете названия? Если вы вспомнили, то можете их назвать.

А сейчас мы с вами сделаем первую остановку. Рассмотрите внимательно как вы думаете где мы остановились? (картинки с изображением леса, тайги)

Ребята, рассмотрите пожалуйста картинки с правилами поведения в лесу и выберите правильные.

 1 В лесу нельзя шуметь! Слишком громкая музыка,   может распугать птиц,   и они бросят свои гнезда, а  животные- норы.

2. Нельзя рвать полевые и лесные цветы!   Букеты можно составлять   из цветов из сада.

3.   Нельзя трогать   птичьи  яйца и птенцов в гнезде. Птица-мать может бросить это гнездо.

4. Нельзя забирать животных из леса домой! Это может быть опасно  для их жизни. Лес- их дом. В неволе они могут погибнуть,  не смогут самостоятельно добывать себе пищу, и погибнут.

5. Не разоряйте муравейники! Это их дом. Муравьи - санитары леса.

 6. Не оставляйте мусор, не бейте стекло в лесу!   Лес - это дом для насекомых, растений и животных, в котором всегда должно быть чисто и тихо!

Ребята, а вы знаете какие растения растут в лесах Кузбасса? (ответы детей Я предлагаю вам посмотреть  все деревья в нашем лесу (ответы детей). Картинки с изображением  хвойных и лиственных деревьев и сыграть в игру:

«Доскажи словечко»

-берёза кудрявая, а ель …(колючая)

- у сосны шишки, а у  дуба… (желуди)

- у сосны иголки, а у осины… (листочки)

-на дубе растут желуди, а на рябине…(ягоды)

-тополь осенью стоит без листьев, а кедр (в иголках)

А теперь ребята садитесь и отправляемся дальше в наше путешествие (фонограмма звуков природы: пение  птиц, шум ветера).

Второй наш привал будет возле реки Томь. Ребята мы оказались на берегу реки Томь. Может кто-нибудь сможет назвать из какого русла образовалась река?

(правый приток реки Оби, второй  реки Иртыш).

Как и в лесу здесь тоже нельзя бросать мусор в реку, шуметь!

Ребята, посмотрите здесь остались чьи-то следы. Я предлагаю попробовать отгадать?( картинки с изображением животных и их следов)

А игра называется «Чьи следы?»

Вам  предстоит определить, кто из животных оставил отпечатки на тропинке своих лапок. Внимательно посмотрите на следы возле вопроса   и постарайся представить, на чей отпечаток лапки похож и выбирай правильный ответ.

Молодцы ребята, вы правильно определили и нашли каждому животному его отпечаток следа.

А теперь ребята садитесь и отправляемся дальше в наше путешествие (фонограмма звуков природы: пение  птиц, шум ветера).

Третий  наш привал будет на Кедровском угольном разрезе. Посмотрите ребята вокруг, что вы видите?

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?

 Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

 Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?

Дети. Он чёрный, блестящий.

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. 

Что вы видите?

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом,  облако.

Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. - Он слоистый.

Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.

Воспитатель:

 Ребята, наши исследования закончились

Рефлексия.

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?

 Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным? 

Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Кузбасс-наша малая Родина"

Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Кузбасс-наша малая Родина» (старшая группа)

Цель: Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. Задачи:1.Продолжать ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...