"Песок и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Белянова Елена Сергеевна

Вовлечение детей в элементарную познавательно-исследовательскую деятельность по изучению свойств песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pesok.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Песок и его свойства»

Цель:

  • Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.

Задачи:

Образовательные

  • формировать представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
  • Формировать умение изображать солнышко из песка;
  • Ознакомление с правилами поведения детей  при игре с песком.

Развивающие

  • развивать: творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком. умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми.
  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор

Здоровье сберегающие

  • Развитие общих речевых навыков, координация речи с движениями
  • Развивать мелкую моторику рук.

 

Методы и приёмы:

Словесные: проблемно-поисковые вопросы; диалог; художественное слово – загадка, стихотворение, потешка.

Наглядные: показ карточек, просмотр мультимедийной презентации.
Практические:  погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы), физминутка, игра с зайцем, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование, сюрпризный момент.

 Материалы: Мультимедиа, ящики (2 шт.), песок, песок цветной, карточки с правилами работы с песком, лейка с водой, фартуки, ведёрко, поднос,  корзинка,  клеёнка прозрачная, ватман, кисточка, клей ПВА, влажные салфетки, морковка с конфетами, подарок «Радужный песок».

 

Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, рассматривание иллюстраций «Играем с песком», чтение загадок, стихотворений о песке.

Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: - Дети вы любите смотреть сказки?  А вы знаете, что в каждой сказке есть своя волшебная страна. Посмотрите на экран. А вот ещё одна.  Слайды- картинки волшебных стран (2 картинки солнечные, играет фоновая музыка)

Воспитатель: -  Но есть необычная страна, а почему она необычная вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть.  (песок)

- Значит эта страна состоит из чего?

Дети: - Из песка.  

Воспитатель: - Посмотрите на экран.  Стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна»

Течёт в стране песочной песочная река,

Построен дом высотный из жёлтого песка,

А справа возле речки где круче бережок

Пекут в песочной печки песочный пирожок.

Воспитатель: - Посмотрите какой замок построен.  (Слайд замок из песка)

Слайд Зайчик – видео.

 (Здравствуйте ребята, я волшебный Зайчик из песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь, вы мне поможете?)

Дети: - Да.

Зайчик: - Тогда я поспешу к вам!

Стук в дверь. Входит зайчик.

Зайчик: - Здравствуйте дети, я очень к вам спешил.

Воспитатель: - Здравствуй Зайчик, а напомни нам, пожалуйста, из какой ты страны?

Зайчик: - Из песочной.

Воспитатель: -  Ой, как здорово, что ты к нам пришёл. Наши дети любят играть в песок. Правда дети?

Дети: - Да.

Зайчик: - А давайте мы с вами поиграем.

Физминутка.

Раз, два, три четыре, пять (прыжки)

Вышел Зайчик погулять (ходьба на месте)

Вот я всех ребят встречаю (приседание)

В песочную страну приглашаю.  (хлопают в ладоши)

Воспитатель: - Вы хотите поиграть в песок?  Но прежде чем пройти в песочную страну давайте познакомимся с правилами работы с песком.

1.Не разбрасывать песок, 2.Не брать руки в рот  3. Не тереть глаза   4.Обязательно мыть руки после игры с песком. 5 Не обсыпать друг друга.  (показ карточек)

(надевают фартуки, проходят к столу с песком)

Воспитатель: - Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.

Здравствуй, здравствуй песок,

Здравствуй, здравствуй дружок,

Будем мы с тобой играть

И не будем обижать.

Воспитатель: - Послушайте, песок тоже с нами здоровается. (высыпать песок из ведёрка)

Опыт с сухим песком.

Воспитатель: - Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он?

Дети: - шершавый, сухой.

Воспитатель: - Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?

А теперь поиграем в игру самый сильный. Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?

Дети: - песок сыплется.

Воспитатель: - Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он сыплется. Какой песок?

Дети: - сухой, сыпучий.

Воспитатель: - Попробуем слепить из него куличики.

(дети пробуют)

Воспитатель: - лепятся?

Дети: - нет

(шум дождя, слайд дождик)

 Воспитатель:(воспитатель льёт из лейки воду, играет фоновая музыка)

Дождик, дождик веселей

Своих капель не жалей,

Для цветов и для полей

И для маленьких детей.

- Посмотрите, куда делась вода?  Какой стал песок?

Дети: - впиталась, песок стал мокрый.

Воспитатель: - потрогайте его, какой он?   Теперь возьмите в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?

Дети: - Нет

Воспитатель: - Почему? 

Дети: - песок мокрый.

Воспитатель. -  Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делали много раз.

Вы слепите угощение для жителей песочной страны?

Дети: - конечно.

Воспитатель: - Давайте мы угостим их пирожками. (дети лепят, выкладывают на поднос)

Зайчик: - Ой, какие пирожки вы слепили, спасибо вам.

Жители песочной страны будут очень довольны вашими  пирожками.

Воспитатель: - Молодцы, все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы с песком?

(Дети вытирают руки влажными салфетками)

Зайчик: - Давайте ещё поиграем Игра музыкальная «Зайчик»

Зайчик прыгал, прыгал, прыгал и устал (прыгают)

Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял (показывают хвостик и ушки)

И услышал зайчик тихий, тихий звук (Подставляют ладонь к уху)

Посмотрел по сторонам и в ямку прыгнул вдруг (смотрят в стороны, прыгают вперёд)

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.

Воспитатель: - Проходите за мной я вам покажу.

(дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком)  

Воспитатель: - Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.

(дети работают под фоновую музыку)

Воспитатель: - Сейчас я стряхну лишний песок, и мы увидим, что получилось.

Дети, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось -  яркое, лучистое.

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки - 
Очень рады солнышку.

А давайте мы его подарим зайчику, чтобы в его стране не было скучно и всегда светило солнышко!

Зайчик: -  Спасибо дети, как рады будут жители песочной страны, теперь там никогда не будет грустно.

 Я тоже хочу угостить вас, у меня есть волшебная морковка, в ней для вас сладости.

Воспитатель: - Дети, зайчику пора возвращаться в свою страну, он заберет с собой солнышко и пирожки. До свидания Зайчик!

Дети: - До свидания Зайчик!

Воспитатель: - Дети, посмотрите, в песочной стране засветило солнышко, и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.

 (на экране слайд солнечной песочной страны)

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы для этого сделали?  Что вы узнали о песке?

Сюрпризный момент от жителей солнечной страны на экране появляется фото   – набор «Радужный песок». Воспитатель отдаёт коробочку-сюрприз.

Загадки про песок

Он очень нужен детворе, 

Он на дорожках во дворе, 

Он на стройке и на пляже 

И в стекле расплавлен даже.

Ответ: Песок

 

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал ...

Ответ: Песок

 

Что-то можно в нем зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нем поспать часок.

Угадали что? - ... 

Ответ: Песок

 

Он и желтый, и сыпучий, 

Во дворе насыпан кучей, 

Если хочешь, можешь брать 

И играть. 

Ответ: Песок

 

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

 Ответ: Песок

Мы в  песочнице  играем,
Строим  домик  из  песка, 
Увлеклись,  не  замечаем,  
Что  носки  полны  песка.   
Принесли  воды  в  ведёрке, 
Чтобы  не  сломался  дом,   
Красовался  на  пригорке,           
Мы  его  водой  польём. 
К. Балдина

Нам привезли 
песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш! 
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Н. Хилтон

Я полил 
песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
И. Финк

Песочница, песочница!
А в ней 
песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
З. Ямпольский  

 «Песочная страна»

Течёт в стране песочной песочная река,

Построен дом высотный из жёлтого песка,

А справа возле речки где круче бережок

Пекут в песочной печки песочный пирожок.

Н. Дилакторской

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песок и его свойства"

конспект занятия в средней группе...

Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Экспериментирование с предметами неживой природы...

Песок и его свойства.

На своем занятии в подготовительной группе, я провела исследование по теме « Песок и его свойства», для себя я поставила цели:1.Продолжать знакомить детей со свойствами песка, его происхождениям, чере...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и его свойства».

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и  его свойства».Программное содержание:  Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить о...

"Волшебный песок и его свойства"

quot;Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка"  К.Д. Ушинский...

Мастер- класс для воспитателей " Кинетический песок и его свойства"

Познакомить воспитателей с кинетическим песком, рассказать о его свойствах, особенностях,характеристиках....