Проект «Школа юных физиков"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Как заниматься с детьми физикой так, чтобы это приносило максимум пользы для их образования в будущем? На самом деле, дети активно исследуют физику буквально с пелёнок. Они хватают, бросают, рвут и ломают не потому, что любят хаос — они таким образом активно исследуют свойства предметов и мира вокруг. Это настоящая экспериментальная физика, когда маленький исследователь настойчиво постигает закономерности в окружающих физических процессах и ищет их причины. Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу юных физиков», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_yunyh_fizikov.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Школа юных физиков»

Что я слышу — забываю.

Что я вижу - я помню.

 

Пояснительная записка

На самом деле, дети активно исследуют физику буквально с пелёнок. Они хватают, бросают, рвут и ломают не потому, что любят хаос — они таким образом активно исследуют свойства предметов и мира вокруг. Это настоящая экспериментальная физика, когда маленький исследователь настойчиво постигает закономерности в окружающих физических процессах и ищет их причины.

Как заниматься с детьми физикой так, чтобы это приносило максимум пользы для их образования в будущем?

Как мы привыкли? Сначала теория, потом практика. Но современная педагогика показывает, что обучение бывает более продуктивным, если двигаться прямо в противоположном направлении: сначала опыт, а потом обобщения и выводы.

К примеру, в теме «Плавучесть» мы играем с детьми в «Плавает или тонет». У нас целая корзина разных предметов: там детали из разных видов пластика, металла, деревяшки нескольких видов, кусочки разных овощей и фруктов, сухие макароны и так далее. Нужно выбрать какой-то предмет и предположить, останется он на поверхности или пойдёт ко дну. Если перед нами пробка или утёнок для ванной, то угадать легко. Гайка или металлическая машинка — тоже. А вот с картошкой или пластиковой шайбой всё не так просто! От чего же это зависит?

Хорошо, если получается построить буквально всё обучение не через абстрактные объяснения, а через цепочку экспериментов, которые позволяют буквально «ощупать» физическое явление с разных сторон.

Сделав цепочку из нескольких экспериментов, связанных с одним физическим явлением, ребёнок часто сам может обобщить свои наблюдения и прийти к выводам. Иногда дети сами подсказывают, что можно сделать, чтобы проверить новые гипотезы

 Эксперименты часто показывает преподаватель. При таком подходе дошкольники быстро теряют интерес к опыту. Но как только они получают возможность что-то делать самостоятельно, то превращаются в самых вовлечённых и заинтересованных людей на свете!

Родители тоже часто говорят «Давай я сам покажу, а то ты всё разольёшь!». Конечно, что-то может быть разлито, рассыпано или сломано. Но важно помнить, что ценность занятия прямо пропорциональна тому, насколько ребёнок в нём участвует.

Часто взрослый, проведя с детьми эксперимент, сразу же с упоением начинает объяснять, что и почему произошло. Конечно, всем нравится чувствовать себя компетентными, когда их внимательно слушают. А ещё сложился определённый стереотип: если ты преподаватель, то должен что-то объяснять, иначе в чём смысл всего, что тут происходит вообще и твоего участия в частности?

Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу юных физиков», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

Цель:

Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.

Задачи;

- Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- Знакомить с различными свойствами веществ (звук, свет, тепло и т.п.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество) инерция и реактивное движение.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Срок реализации проекта: июль -август.

   

Взаимосвязь образовательных областей: содержание проекта охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

Продукт  совместной деятельности: опыты, эксперименты;

Ожидаемый результат: в завершении проекта ожидаются следующие результаты:

у детей:

  • сформируются представления детей об объектах живой и неживой природы

 совершенствуются коммуникативные навыки: дети научатся   взаимодействовать со взрослыми и сверстниками 

  • у родителей:
  • сформируются представления о развитии познавательных способностей и речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  • станут активными участниками и равноправными партнерами  в     образовательном процессе;
  • будут созданы благоприятные условия в семье для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы;

Участники проекта:

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста,  их родители.

Пути реализации проекта

Использованы формы:

- Опыты

- Эксперименты

- Наблюдения

- Беседы

- Открытая непосредственно-образовательная деятельность 

Использован  метод:

- исследовательский

- продуктивный

 

В основу работы над проектом легли технологии:

- развивающего обучения

- игровые  

Формы работы

- Совместная деятельность воспитателя с ребёнком

- Совместная деятельность родителей с ребёнком

- Самостоятельная деятельность детей

- Наблюдения в природе

- Опыты

- Эксперименты 

- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий,

- Беседы по теме эксперимента

Этапы работы над проектом

1 этап: подготовительный июль – 1 неделя

- Мотивация детей.

- Определила цель и задачи проекта.

- Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

- Разработка комплексно-тематического плана работы.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

- Создание центра поисково-экспериментальной деятельности детей.

2 этап: основной

План работы

Июль -  2  неделя: 

Вводное занятие: «Что такое физика?»

Познакомить детей с понятиями «наука», «физика», «ученые», известными учеными-физиками. Вызвать интерес к данной науке, желание познать ее законы.

3  неделя: «Тело и вещество».

Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело, а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.

«Секреты земного притяжения»

Познакомить детей с понятием  земного притяжения.

Игра-эксперимент на прогулке «Подбрось вверх»

 Вес и закон всемирного тяготения».

Познакомить детей с понятием «вес» и значении веса в физике.

Игра-эксперимент на прогулке «Найти самый тяжёлый и самый легкий предмет»

 Опыт на выходных «Измерение веса в быту».

4 неделя: «Звук»

 Дать детям понятие «звук», познакомить со свойствами звука. Опыт: «О дрожалке и пищалке».

Опыт совместно с родителями  на выходных: «Как аукнется, так и откликнется».

 Опыт на прогулке: «Как звук сделать громче?»

Август 1 неделя

«Свет»

Знакомство со светом в лаборатории

 «Что такое оптика? Или Тайны Света».

Познакомить детей с разделом физики – оптикой. Дать знания об отражении света. Опыт с лупой.

  Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Я на солнышке лежу! Или зачем мы носим солнечные очки?».

Эксперимент на прогулке. Научить правилам безопасности на солнце

Подготовленный опыт «Фокусы с зеркалами».

Опыт на прогулке «Солнечные зайчики».

 «Теплота».

Знакомство с температурой в лаборатории

 Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Термометр из бутылки»

Эксперимент  па прогулке «Где  теплее?»

2 неделя: «Электричество»

Дать детям понятие об электричестве. Знакомство с электричеством в лаборатории

  Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Как сделать намного электричества»

Опыт на прогулке: «Статическое электричество» или «Сила трения»

  «Магниты»

Познакомить детей со свойствами магнитов в лаборатории

Опыт на выходных «Найди клад в пустыне»

  Подготовленный опыт родителей совместно с ребёнком «Свойства магнитов»

Опыт на прогулке: игра «Найди что магнитится», «Зачем и как устроен компас?»

3 неделя: принцип работы механических игрушек.

Беседа: «принцип  работы заводных игрушек, история  их появления, и роль игрушки в науке.

Исследовательская деятельность «преобразование энергии».

Изготовление модели машины на резиноматоре.

Опыт: «Свойства резины», «Свойства пластмассы»

3 этап: Заключительный.

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Итог проекта:

Вызвать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, природе вещей у детей и родителей.

Дать практические знания и научить применять эти знания в жизни о воде, весе, свете, звуке, электричестве.

Заключение. Наверное, главная вещь, которую я усвоила,: важны не те выводы, которые озвучишь ты, а те выводы, которые сделают участники из игр, обсуждений, и всего остального. В работе с детьми это уж точно не менее значимо.

Первое, чему важно научить маленьких исследователей — строить и проверять гипотезы. Обратите внимание: важна, не правильность выводов. Важно научить детей размышлять и делать выводы. И чем больше гипотез, тем лучше.

 В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный  метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа юного пожарного"

мероприятия проведенные в нашей группе посвещенные месячнику по пожарной безопасности....

Педагогический проект «Школа юного пешехода»

В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький...

ПРОЕКТ: «Школа юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста

Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков но...

Проект «Школа юных Робинзонов»

Проект «Школа юных Робинзонов»...

Проект "Школа юных космонавтов"

Основная идея моего проекта видна в целях проекта, а точнее, заключается в познании Космоса детьми, так как интерес к нему появляется весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда. Солнц...

Паспорт проекта "Школа юных модельеров"

Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом швеи...

Проект «Школа юного инспектора движения»

Одной из серьезнейших проблем любого района и города является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получ...