Конспект НОД "Разные дома"
методическая разработка по окружающему миру

Романенко Тамара Петровна

Конспект НОД "Разные дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznye_doma_sotsializatsiya_kommunikatsiya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад

комбинированного вида № 47»  г. Ачинск;  Романенко Т.П.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного  возраста (Социализация, коммуникация) Тема: «Разные дома»

                                             

      Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

  • Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. Обогащать словарный запас детей.
  • конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы;
  • стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран;

Познавательная деятельность:

беседа на тему: «История жилища»; экскурсия на строительную площадку; наблюдение за трудом строителей.

Речевая деятельность: чтение и рассматривание иллюстраций к книге О. Тайлер «Всемирная география»

Изобразительная деятельность: рисование «Мой дом», «Дом будущего».

Конструирование: изготовление макетов жилища разных народов» (проект: «Я живу в Сибири – в Красноярском крае»);

Игровая деятельность: дидактическая игра «Собери дом», сюжетно – ролевая игра «Строим дом», настольно – печатная игра «Дорисуй и раскрась хижину(чум, ярангу);

Планируемый результат: Историческая лента «История жилища», Тематический альбом «Такие разные жилища», Выставка детских работ.

    Оборудование: проектор, слайды с изображением разных домов (иглу, чума,

    яранги, юрты, сакли, вигвама, избы), настольно - печатная игра «Сколько

    братьев у нашего дома?», глобус, цветные карандаши, мяч.

   Методическая и художественная литература:

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника;

Авдеева Ю.В. Я – это целый мир;

Ковалёва А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6-7 лет;

Чебан А.Я. Знакомим дощкольников с народной культурой;

Стихи: «Муссон» Усачёва А.

             «В гостях хорошо, а дома лучше» Шорыгина Т.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратился ученый, разрабатывающий проекты домов, в которых можно будет жить под водой и в космосе. Он не случайно обратился за помощью именно к вам. От кого-то ученый узнал, что есть такие ребята в нашем детском саду, которые любят наблюдать, придумывать что-то новое; что вы так много знаете о жилищах народов разных стран и даже рисовали на занятиях дома будущего, изготовляли макеты разных жилищ. Он думает, что вы ему непременно поможете, потому что в каждом из вас живет маленький изобретатель, художник, творец. Ребята, как можно помочь ученому, обратившемуся к нам за помощью?

 Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ученому, обратившемуся к вам за помощью. Можно выслать ему ваши рисунки, рассказы о домах разных народов, макеты разных домов. А чтобы ваши рассказы получились интересными и помогли ему, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о том, почему у людей, живущих в разных частях нашей планеты, такие разные дома. Ребята, что означает слово «дом»?

Воспитатель. Правильно, ребята, домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада или возвращаемся после долгого путешествия. Дом — место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения: «Я здесь чувствую себя как дома» или «Чувствуйте себя как дома»? Кто скажет, что они означают?

Воспитатель. Правильно, ребята, чувствовать себя как дома — это значит чувствовать себя хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома — лучше!» Послушайте об этом стихотворение.

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах —

Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут —

Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут,

Утешат и простят.

Т. Шорыгина

Скажите, пожалуйста, зачем нужны дома?

Воспитатель. Правильно. Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Если  посмотреть на глобус, можно увидеть, что на Земле среди Мирового океана есть шесть участков суши: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида.

                   (показываю материки на глобусе)

Эти участки суши называют материками. Как вы думаете, дома, которые строят люди, живущие на разных материках, одинаковые или разные?

     Давайте познакомимся с некоторыми жилищами, которые строят люди разных стран. С описанием многих из них вы уже знакомы. Помните сказку про лису и зайца? Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна - красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Потом лиса попросилась к зайцу ночевать, да и выгнала его из избушки, за что, в конце концов, была наказана. Конечно, мы можем посмеяться над глупой лисой: почему для постройки дома она выбрала такой ненадежный материал, как лед? Однако именно из ледяных и снежных глыб сооружают свои жилища люди, живущие на Крайнем Севере.

На экране с помощью проектора появляется изображение ледяного дома — иглу.

Ребята, как называется такой дом? Как вы думаете, тепло ли в таком доме?

Воспитатель. В доме, построенном из снега, не холодно, потому что людей согревает воздух, находящийся между снежинками. Как проникает свет в такой дом?

Воспитатель.  Свет в иглу проникает через толщу стен или окна из озерного льда. Что помещается внутри иглу?

Воспитатель. Верно. Лежанка из снега, покрытая шкурами.

 Почему жильцы таких домов не боятся, что их дома могут растаять с наступлением весны?

 Потому что на Крайнем Севере почти весь год зима. Многие жители Крайнего Севера занимаются разведением оленей. Как вы думаете, иглу будет удобным жилищем для оленеводов? Почему?

Воспитатель. Да, ребята, оленеводы часто переезжают с места на место в поисках новых пастбищ для животных, поэтому они сооружают себе временное жилище.

На экране с помощью проектора появляются изображения чума и яранги

      Как они называются? Чем отличается чум от яранги?

Воспитатель. Правильно, в яранге есть две половины: теплая и холодная.

  Почему их можно быстро разобрать и собрать на новом месте?

Воспитатель  Молодцы! Их строят из  деревянных  шестов и оленьих шкур

 (показываю детям, как собирается чум — соединяю между собой несколько карандашей и  накрываю их сверху куском ткани.)

 Как могут обогреться люди, живущие в чуме, яранге?

      Воспитатель. Верно! Внутри такого северного дома горит костер, а дым от него выходит через отверстие в крыше. Ребята, у каких народов есть жилище, по форме напоминающее ярангу?

Воспитатель. У тех, кто живет в степях.  Как называется их дом?

     Воспитатель. Чем юрта отличается от яранги?

Воспитатель. Почему? Юрта накрывается войлоком или грубой шерстяной тканью, а не оленьими шкурами.  В степях нет оленей. Здесь разводят животных, от которых получают много шерсти: овец, коз. В степях не так холодно, как на Крайнем Севере, поэтому жилища накрывают шерстяной тканью, которая  защищает людей зимой от холода, а летом от солнца и ветра с песком.

       Почему народы, живущие в степях, тоже сооружают себе временные жилища?

Воспитатель. Правильно. Сегодня пастухи пасут скот здесь, а завтра — там. Разберут свои дома-юрты, погрузят на телегу и поедут на новое место. Как вы думаете, на юге, в жарких странах, где жилища строят люди?

 

Воспитатель. На столбах. Как называются такие жилища?

Ответы детей сопровождаются показом через проектор слайда с изображением хижины.

Воспитатель. Почему дома строят не прямо на земле, а на столбах, сваях?

Воспитатель. Верно! Дома на сваях лучше защищены от наводнений. Почему в тропических странах бывают наводнения?

     Воспитатель. Здесь часто идут сильные дожди.  В жарких странах не бывает зимы, там  никогда не бывает снега. Полгода (целых шесть месяцев) стоит сухая и теплая погода, а  полгода — жарко и идут дожди. Послушайте об этом шуточное стихотворение А. Усачева «Муссон».

Ребенок

Есть на свете ветер странный

По фамилии Муссон:

В южных странах постоянно

 С океана дует он.

Из-за этого Муссона

Есть там только два сезона:

Там стоит полгода сушь,

А полгода льет как душ.

Объявляется погода

Там, примерно, раз в полгода:

Ждите все сезон дождей...

Вот погодка у людей!

Воспитатель. Удобно ли людям жить в таком доме? Почему?

Воспитатель. Удобно, потому что в таком доме не жарко, пальмовые листья защищают от жары, сваи защищают от наводнений.

  Видите, сколько интересного мы узнали о домах людей, живущих в разных частях нашей планеты! И, конечно же, каждый хозяин считает свое жилище лучшим, потому что это его родной дом. Чем же жилища отличаются друг от друга?

 Воспитатель. Одни жилища защищают от холода, другие от сильного ветра с песком, жаркого солнца, наводнения. Жилища отличаются по форме, они сделаны из разного материала.

  Почему они разные?

Воспитатель. Верно! На разных материках разные климат, природа. Поэтому и дома у людей разные: в Африке, где очень жарко, люди строят круглые дома из пальмовых листьев; в Азии, где много песка и мало деревьев, люди живут в юртах; на северных частях материков, где очень холодно и нет деревьев, строят чумы из шкур оленей; дома изо льда. Предлагаю вам поиграть в игру «Сколько братьев у нашего дома?», в ходе которой вы еще раз вспомните о том, что дома у людей, живущих на разных материках, разные.

Игра «Сколько братьев у нашего дома?»

Оборудование: маленькие карточки с изображением домов и человечков, живущих в таких домах, большие пейзажные картины с изображением того географического места, где можно встретить такие дома.

Игровая задача: во время увлекательной игры-путешествия узнать, что у людей, живущих в разных концах света, есть свои традиционные жилища.

Игровые действия. Дети получают карточки с изображением домов, человечков и большие пейзажные картины. Для каждого домика нужно отыскать большую карту с соответствующим пейзажем, найти фигурку человечка, живущего в таком доме.

Дети делятся на две микрогруппы. Каждая стоит за своей разделительной чертой или в своем кругу. Одним раздают карточки с изображением домиков, другим — карточки с изображением людей. По условному сигналу дети начинают искать свою пару. Первая объединившаяся пара считается победительницей. Победа считается окончательной, если играющие смогут ответить на вопросы ведущего. Этот вариант игры можно усложнить, если не сразу раздать карточки детям, а разложить их на некотором расстоянии от играющих — так, чтобы каждому игроку еще и надо было быстро взять какую-нибудь карточку. Причем карточки должны лежать рисунками вниз — чтобы повысить эффект неожиданности.

Воспитатель. В городах много жителей. Какие дома строят в больших городах?

Ответы детей сопровождаются демонстрацией через проектор слайдов с изображением многоэтажных домов.

Игра «Кто строит дом»

Воспитатель бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет профессии людей, которые строят дома. Названные другими детьми профессии повторять нельзя. Примерные ответы детей: каменщики, плотники, электрики, сварщики, стекольщики, маляры, штукатуры, крановщики, архитекторы, проектировщики.

Воспитатель. Вот мы и вспомнили о том, что люди, живущие в разных частях нашей планеты, строят разные жилища. Ребята, что же можно выслать ученому, чтобы помочь ему в разработке по строительству домов, в которых можно будет жить под водой и в космосе?

 Воспитатель. Молодцы! Как вы все хорошо придумали! Сегодня после дневного сна вы превратитесь в маленьких изобретателей и нарисуете дома, в которых людям можно будет жить под водой и в космосе.

Ваши рисунки, рассказы о разных домах я отправлю ученому, обратившемуся к вам за помощью. Думаю, что они ему помогут в разработке новых домов!

                                               

                                                                 

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дома в нашем городе Зеденограде"

Задачи данного занятия:Познакомить детей с разными типами домов (многоэтажными, одноэтажными), с особенностями жизни людей в городе Зеленограде, с городским бытом. Продолжать знакомить детей с професс...

Конспект НОД: "Дома в нашем городе"

Конспект непосредственно Образовательной деятельности В средней группе «Листик» Интегрированного – занятия на тему: «Дома в нашем городе» «Моя семья» ...

Конспект ННОД "Дома на нашей улице"

Программное содержание: знакомить детей с родным городом Куйбышевым , названием родного города ,названием улиц, на которой находится детский сад и на которой живут дети, развивать диалогическую ...

Конспект занятия "Дома бываю разные"

Познавательное развитие...

Конспект ННОД "Дома и здания"

Совместная партнерская деятельность по познавательному развитию.Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие по домам...

Конспект "Один дома"

Беседа с детьми об опасных для жизни и здоровья предметах. Дать знания о значении этих предметов для людей и о правилах пользования этими предметами.Закрепить с детьми правила пожарной безопасности. П...

Конспект НОД "Дома в городе"

Художественно-эстетическая деятельность, Аппликация...