"ГДЕ БЫВАЕТ ВОЗДУХ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аникина Татьяна Владимировна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_byvaet_vozduh.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Цель: расширения знания детей о свойствах воздуха, через организацию совместной деятельности, через эксперименты.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Развивающие:

- активизировать и расширять словарный запас детей;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

Воспитательные:

- развивать умение делать выводы;

- воспитывать интерес к окружающей жизни;

-развивать внимание, память, логическое мышление, умение выполнять задания в определенных условиях.

Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.

«Где бывает воздух»

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Вводная часть.

У воспитателя в руках надутый воздушный шарик. Незаметно для детей воспитатель отпускает его он сдувается.

Основная часть.

Воспитатель: Ой, ребята, я принесла вам шарик, а он сдулся. Что делать? Как его опять надуть?

Дети: Надуть воздухом!

Воспитатель: А где его взять?

Дети: Он находится внутри у нас, и другие ответы.

Воспитатель: А чем еще можно надуть шарик?

Дети: Насосом!

Воспитатель: Молодцы, правильно (Давайте позже надуем шарики, Хорошо?)

Вот вы говорите воздух, воздух, а где он? Мы можем его увидеть? (ответы) Значит воздух какой?

ВЫВОД: воздух невидимый!

Воспитатель: Ребята, а если мы поймаем воздух? Может мы его увидим? (ответы). Хотите я научу вас ловить воздух? (ответы).

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие исследователи. Кто такие исследователи? Где они работают? (Они работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем лаборатория. Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения? Какие ?

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Для этого, закройте глазки, а я произнесу заклинание:

        Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории

Эксперимент № 1

Воспитатель:  Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему?

         Дети: Он пустой!

Воспитатель: Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы). Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял место в мешке. Как вы думаете на что он стал похож? (ответы). Попробуйте сдавить пакет . Почему не получается?

Дети: Там воздух!

Воспитатель: Где можно использовать воздух? Что еще надувают воздухом? (ответы)

ВЫВОД: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает воздух прозрачный, невидимый,  чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.

Воспитатель: Воздух ест везде! А есть ли воздух в воде? (ответы) Хотите проверить?

Эксперимент № 2

Подуть через трубочку в стакан с водой. Почему появились пузырьки? (ответы)

А что произойдет с салфеткой, брошенной в таз с водой? (проделать опыт). Намокнет ли салфетка, опущенная в воду в перевернутом стакане?

Опыт. Ко дну стакана кусочком пластилина прикрепить сложенную вчетверо бумажную салфетку. Цель опыта: познакомить со свойством воздуха.

Возьмите  в руки стакан, внутри которого находится салфетка. Потрогайте ее, какая она? Мокрая или сухая? Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, Что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Потрогайте, намокла ли салфетка? Почему салфетка осталась сухой? Что же в нем было?

Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появилось в воде?

Дети: Видны пузырьки.

Воспитатель: Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана его место занимает вода. Проверьте салфетку, какая она теперь?

Дети: Мокрая.

ВЫВОД: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку, воздух хотя и невидим, значит он занимает место.

Воспитатель: предлагает сесть детям на ковер. Ребята, а что бы было, если бы вдруг воздух исчез?

Дети: Мы не смогли бы жить.

Эксперимент № 2

Воспитатель: Пальчиками одной руки закроем нос, а другой рукой зароем рот одновременно. Что происходит? (ответы)

ВЫВОД: Человек не может жить без воздуха. Человеку необходим воздух для дыхания. Без еды человек может прожить много дней, без воды-несколько дней, без воздуха он прожить может несколько минут.

А только ли человеку нужен воздух?

Дети: растениям и животным.

Воспитатель: Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете воздух какой? Чистый или грязный? Откуда берется чистый воздух?

Дети: Чистый воздух нам дают растения.

Воспитатель: Мы дышим кислородом, а вдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.

Сейчас я прочитаю вам сказку «СПОР»

Сказка о Земле, Солнце и Воде.

       Поспорили как-то раз земля и вода, кто из них главный.  Земля твердила, что она главная, потому что растут на ней деревья, цветут цветы, летают птицы, ходят животные, ползают насекомые. Всем она дает жизнь на земле, радует всех своими красками.

А вода твердила, что она главная, ведь она всех поит своей чистой водой, в воде плавают рыбы, растут водоросли, обитают разные водные обитатели.

Долго они так спорили.

За спором наблюдало солнце и решило их проучить. Солнце стало ярче светить и давать сильный жар земле и воде. Вода, считая себя главной, стала испаряться. Маленькие капли воды быстро поднимались в небо. Воды в ручейках, реках, в море становилось все меньше. Земля вся растрескалась от жары. Деревья, трава стали высыхать, животные, насекомые, птицы ушли из леса. Все кругом стало гибнуть. А солнце все грело жарче, и наблюдало, что же будет. Посмотрели на все это земля и вода и взмолились.  Пощади нас солнце, посмотри на нас, мы погибаем, не грей так сильно, дай дождя, дай воды. Иначе не будет больше жизни на земле. Пожалело солнце, землю и воду.

Обратилось солнце к туче дождевой с просьбой. Туча помоги! Высушило я все реки, высушило землю, хотела, чтобы они больше не спорили, кто из них главный. Все погибло, дай дождя, оживи все вокруг. Посмотрела туча на высохшие деревья, на растрескавшуюся, безжизненную землю. Посмотрела, на те места, где когда-то текли реки, бежали звонко ручьи, плескалась вода, взбивая волны в пену. Жалко стало их. Да, одной мне справиться. Позвала на помощь своих больших и маленьких туч. И когда все тучи пришли на помощь, соединились между собой, закрывая все небо.  Ударил гром. С неба упали первые капли. Сначала капли падали медленно, ударяясь о раскаленную землю, превращаясь в пар и снова поднимались в небо. Солнце спряталось за тучи. И тогда ещё раз ударил гром и полил на землю крупными каплями ливень. Целую неделю лил дождь, наполняя реки водой, пропитывая и оживляя землю.

Расцвела земля, покрылась шелковистой, сочной травой, ожили деревья, зацвели разноцветными красками цветы. Водой наполнились ручьи, реки, моря. В воде снова зародилась жизнь.  Выглянуло солнце, обогрело матушку землю, матушку воду.

И сказало тогда солнце: - Нет жизни на земле без воды, всему живица вода. Слава и хвала дождю, ведь он брат меньший твой вода. Земля ты дала всем жизнь, но не забывай, что друг без друга нам просто не существовать. Живите в мире и согласии.

С тех пор Земля и Вода больше не спорят кто из них главный, а живут дружно.                    

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что воздух нужен не только человеку, но и растениям и животным.

О солнце мы поговорим в другой раз. А сейчас скажите пожалуйста, Какой в лесу воздух? (ответы) Почему он там чистый? (ответы). Там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород-это газ, которым дышат люди, животные, растения. Заслуга растений именно в том, что вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.

 Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы).

ВЫВОД: Воздух бывает чистый и грязный.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу (бег на месте)

Чистого пречистого воздуха найду (потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»).

Воспитатель: А еще хотите ребята с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать?

Я вас приглашаю за столы (на столах палитры с разведенной гуашью, возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая образ).

Заключительная часть.

А сейчас я предлагаю вам выбрать картинки, рассмотрите их и зачеркните красным карандашом то, что загрязняет воздух. А на других картинках закрасьте зеленым карандашом кружки где загрязняется воздух.

 Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).

А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательными, активными, проявляли любознательность. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия - экспериментирования "Бывает ли воздуху жарко?"

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Сюжетная лепка. Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, нах...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Конспект открытого занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Ход занятия.Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом. «Игра на...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста«Бывает ли воздуху жарко»?...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста: «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста....

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?"

Конспект игрового занятия-экпериментирования для детей старшего возраста "Бывает ли воздуху жарко?"...