ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА – НАШ ОБЩИЙ ДОМ"
методическая разработка по окружающему миру

Волокитина Елена Аникиевна

Цель и задачи реализации программы

Цель программы: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о планете Земля, её природе и формирование у детей  основ экологического сознания и экологической культуры.

 

 

Задачи:

1. Обогащать детей знаниями о природе на планете Земля, её многообразии.

7

2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

 

3. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №117 «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ»

   

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

Детский сад №117

__________________Шаньгина Н.П.

«     » ____________________ 2020 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Автор-составитель программы:

Воспитатель:

Волокитина Елена Аникиевна

Срок реализации – 3 год

Возраст воспитанников: 4-7 лет

Архангельск

2020

2

№/№

Содержание

Стр.

Паспорт программы

3

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

5

Цель и задачи реализации программы

6

Принципы реализации программы

7

Ожидаемые результаты реализации программы

7

Возрастные характеристики познавательного развития детей подготовительной к школе группы

8

  1. Содержательный раздел

Вариативные формы и методы реализации программы

8-9

Учебно-тематический план программы

9

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по освоению программы

10

  1. Организационный раздел

Мониторинг освоения программы

11

Литература

20

   

3

Паспорт программы

  1. Наименование программы

Программа дополнительного образования «Голубая планета»

  1. Реквизиты образовательной организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида №117 «Весёлые звоночки»

Адрес: ул. Розы Люксембург 27

Контактные телефоны: 68-00-07

Адрес сайта: merrybells117.ru

E-mail madoy117@gmail.com

  1. Автор-составитель программы

Воспитатель Волокитина Елена Аникиевна

  1. Возрастная категория воспитанников

Дети от средней до подготовительной к школе группы (4-7 лет)

  1. Сроки реализации программы

Сентябрь 2020 – май 2023

  1. Нормативно-правовое основание для разработки программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;

- Устав МАДОУ Детский сад № 117;

- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ Детский сад № 117

  1. Цель программы

Создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о планете Земля, её природе и формирование у детей  основ экологического сознания и экологической культуры

  1. Задачи программы

1. Обогащать детей знаниями о природе на планете Земля, её многообразии.

2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

3. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

- У детей  дошкольного возраста сформированы элементарные естественно-научные представления о Земле;

- Повышен интерес к природе и бережное отношение к планете Земля;

- Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;

- У детей повышается рост уровня наблюдательности;

- Дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы;

- Заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.

5

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.

Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми.

Первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Задача педагогов и родителей – помочь им осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира.

География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Эта работа о том, как и чем заинтересовать детей и родителей в изучении этой интересной, многоплановой, увлекательной науки.

Сегодня, в нашу эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык всё брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: « Мы не можем ждать милости от природы», человеческое общество все больше вредит окружающей среде, и это принимает огромные масштабы, влияя на наше здоровье. Нашу планету Земля может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы, осознавая, что он сам является частью этой природы. Мы видим, что всё большее значение приобретает нравственное, экологическое образование и воспитание человека.

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Иногда они комментируют то, что узнали, внося своё видение, используя нестандартное, интересное объяснение.

Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными,

6

пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Чтобы дети прониклись к этой науке, целесообразно знакомить их с ней уже в дошкольном возрасте. Развитию географических представлений способствуют путешествия по карте, соединяя серьезное с игрой. Для таких игр в качестве материала нужны физическая и политическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путешествия. Основной девиз таких игр — узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве.

Важность данной работы состоит в том, чтобы пробудить чувства ребенка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и всего мира. Нужно научить ребенка оценивать поведение человека в окружающем мире, высказывать своё мнение. Педагоги дошкольного учреждения должны создать для этого соответствующие условия, используя разнообразный материал для ознакомления детей с наукой «география». Обязательное условие для выполнения целей проекта – работа с родителями. Родители должны знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность.

С чего должен начать педагог? Конечно, с изучения научно-методической литературы, подборкой интересной информации для ребенка, подбором фотографий, иллюстраций. Нужно помнить о том, что для педагога главное – не дать ребенку готовые знания, а заинтересовать его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить.

Занятия с детьми строятся по принципу игрового развивающего обучения и направлены на развитие любознательности, пытливости ума, формирование умения анализировать собственные наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Воспитатель учит детей задавать вопросы, видеть и понимать красоту окружающего мира, проводить опыты.

1.2.

Цель и задачи реализации программы

Цель программы: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о планете Земля, её природе и формирование у детей  основ экологического сознания и экологической культуры.

Задачи:

1. Обогащать детей знаниями о природе на планете Земля, её многообразии.

7

2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

3. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

1.3.

Принципы реализации программы:

- принцип культуросообразности: построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач познавательного  воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип эстетизации развивающей предметно-пространственной  среды и быта в целом;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов детской деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек-тирующего);

- принцип  обогащения сенсорно-чувственного опыта.

- принцип поддержки детской инициативы и самостоятельности.

1.4.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- У детей старшего дошкольного возраста сформированы элементарные естественно-научные представления о Земле;

- Повышен интерес к природе и бережное отношение к планете Земля;

8

- Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;

- У детей повышается рост уровня наблюдательности;

- Дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы;

- Заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.

1.5.

Возрастные характеристики познавательного развития детей подготовительной к школе группы

Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов.

В подготовительной группе дети активно используют метод наблюдения, с его помощью дети учатся выделять сущностные признаки в наблюдаемых явлениях и объектах, а также устанавливать причинно-следственные связи между ними.

Самой продуктивной формой наблюдения являются опыты.

имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране.

Дети 6-7 лет уже хорошо ориентируется в пространстве,

умеют применять новые знания в жизненных ситуациях и  играх.

Знает правила поведения в природе и соблюдают их.

Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.

Способны создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.

  1. Содержательный раздел
  1. Вариативные формы и методы реализации программы

Формы взаимодействия с детьми:

9

  • Наглядные материалы.
  • Рассказы педагога «Знаете ли вы?»
  • Чтение литературы познавательного характера.
  • Создание  тематических альбомов «Такие разные страны», «Мечты о путешествиях», «Незнакомый животный мир»,
  • Создание фотоальбома «Изучаю планету Земля».
  • Дидактические игры.
  • Схемы, планы, наблюдение, исследование и экспериментирование.
  • Проблемные ситуации.
  • Творческие игровые ситуации.
  • Работа с макетом  «Чудо-глобус».

  1. Учебно-тематический план программы

Средний возраст

Наименование темы

Часы

1

Диагностика (приложение)

25 мин

2

Диагностика (приложение)

25 мин

3

«Что нам осень подарила»

25 мин

4

«Цветы на участке осенью»

25 мин

5

За грибами мы пойдем

25 мин

6

Развлечение:

«К нам осень пришла!»

25 мин

7

«Сколько знаю я дождей»

25 мин

8

«Домашние животные»

25 мин

9

«Как звери к зиме готовятся!»

25 мин

10

Развлечение:

 «К нам гости пришли»

25 мин

11

«Осеннее дерево»

25 мин

12

«Перелетные птицы»

25 мин

13

«Воробьишка»

25 мин

14

Развлечение: «Синичкин праздник»

25 мин

15

«Снежинка»

25 мин

16

«Волшебная льдинка»

25 мин

17

«Зимняя красавица - ель»

25 мин

18

«Жизнь птиц зимой»

25 мин

19

«Мороз – удивительный художник»

25 мин

20

Комнатные растения.

25 мин

21

«Полезные витамины»

25 мин

22

Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу»

25 мин

23

«Наши четвероногие друзья – собака»

25 мин

24

«Птицы прилетели»

25 мин

25

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

25 мин

26

«Водичка – водичка»

25 мин

27

«Первые цветы в природе»

25 мин

28

Развлечение

«Русская березка»

25 мин

29

«Божья коровка»

25 мин

30

«Солнышко на травке»

25 мин

31

Итоговое развлечение:

«В мире природы»

25 мин

32

Диагностика

25 мин

33

Диагностика

25 мин

Старший возраст

п/п

Наименование темы

Часы

1

Вводное занятие на тему: «Кто такие путешественники?». Понятие «География».

30 мин

2

«Глобус- модель Земли».

30 мин

3

«Географическая карта мира». 1занятие

30 мин

4

«Географическая карта мира». 2занятие

30  мин

5

«Континенты и страны». 1 занятие

30 мин

6

«Континенты и страны». 2 занятие

30 мин

7

«Животные разных континентов». 1 занятие

30 мин

8

«Животные разных континентов». 2 занятие

30 мин

9

«Государства и города». 1 занятие

30 мин

10

«Государства и города». 2 занятие

30 мин

11

«Россия- великая наша страна!» 1 занятие

30 мин

12

«Россия- великая наша страна!» 2 занятие

30 мин

13

«Россия- великая наша страна!» 3 занятие

30 мин

14

«Россия- великая наша страна!» 4 занятие

30 мин

15

«Водная стихия»

30 мин

16

«Горные вершины»

30 мин

17

«Природные явления»

«Погода»

30 мин

18

«Символика государств». 1 занятие

30 мин

19

«Символика государств». 2 занятие

30 мин

20

«Индия» 1 занятие

30 мин

21

«Индия» 2 занятие

30 мин

22

«Япония» 1занятие

30 мин

23

«Япония» 2 занятие

30 мин

24

«Италия» 1 занятие

30 мин

25

«Италия» 2 занятие

30 мин

26

«Греция» 1 занятие

30 мин

27

«Греция» 2 занятие

30 мин

28

«Франция» 1 занятие

30 мин

29

«Франция» 2 занятие

30 мин

30

«Англия» 1 занятие

30 мин

31

«Англия» 2 занятие

30 мин

32

«Германия» 1 занятие

30 мин

33

«Германия» 1 занятие

30 мин

34

Игры народов Европы.

30 мин

Подготовительный к школе возраст

1

Вводное занятие. Страны Европы. Обзор

30 мин

2

«Страны Америки. Обзор» 1 занятие

30 мин

3

«Страны Америки. Обзор» 2 занятие

30 мин

4

Уолд Дисней и его мультфильмы. Парк Диснейленд. Рисование

30 мин

5

Парк Диснейленд.

30 мин

6

Рисование «Любимый мультфильм» 1 занятие

30 мин

7

Рисование «Любимый мультфильм» 2 занятие

30 мин

8

«Страны Африки. Обзор» 1 занятие

30 мин

9

«Страны Африки. Обзор» 1 занятие

10

Животный мир Африки 1 занятие

30 мин

11

Животный мир Африки 2 занятие

12

Интерактивная игра «Страны мира»

30 мин

13

«На просторах нашей Родины».

30 мин

14

«Животный мир России»

30 мин

15

«Растительный мир России »

30 мин

16

«Москва- столица государства Российского». Символика

30 мин

17

Познавательная эстафета «Мы-туристы»

30 мин

18

Путешествуем по городам России (цикл занятий) Вводное «Дневник путешествий»

19

Архангельск

20

«Твой город – твое здоровье»

21

«Город, в котором хотел бы я жить»

22

Санкт Петербург

23

Золотое кольцо России (обзор)  Сергиев Посад

24

Переславль-Залесский

25

Ростов

26

Ярославль

27

Кострома

28

Иваново

29

Суздаль

30

Владимир

31

«В гостях у жителей подводного царства»

32

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

33

«Человек – верный сын природы»

34

«Удивительное рядом»

35

Развлечение (в рамках диагностики) «Юные спасатели!»

10

2.3.        Формы взаимодействия с семьями воспитанников по освоению программы

1.        Организация тематических творческих работ по изученной стране (рисунки, поделки)

2.        Создание совместных тематических папок о разных странах.

3.        Создание фотоальбомов, презентаций о странах, которые дети посетили вместе с родителями.

4.        Оформление выставки «Я люблю путешествовать!»

  1. Организационный раздел
  1. Особенности организации образовательного процесса:

Продолжительность реализации программы 1 год

Формы и режим занятий:

При наполняемости группы 20 детей занятия кружка по  проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна превышать 25 мин (средний возраст) и 30 минут (старший возраст)

Формы проведения занятий различны.

Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, – так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно чтением небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта.

Формы проведения итогов реализации программы:

– выставки детских работ

– выставки тематических альбомов и фотоальбомов

3.2.        Мониторинг освоения программы кружка

Диагностика обследования уровня развития детей

11

Диагностический материал для выявления сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

Елизавета Иштыкова

Диагностический материал для выявления сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

В данном пособии предложен методический материал для проведения диагностики знаний по выявлению уровней и показателей сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста. Данные диагностики направлены на выявление у детей экологического сознания и отношения к природе. Диагностический материал предложен в вариативных формах.

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей.

Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

1. Знания

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным: с живым признакам.

Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют свою группу живого в целом.

2. Отношение

Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.

Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

12

Диагностика сформированности экологической культуры

Задания по ознакомлению с природой

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения: модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ.

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла): два набора - «много» воды - жарко; два набора -«много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек: карточки с условными обозначениями частей растения:

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.);

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.);

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей. Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям: предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

ОЦЕНКА.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,

Средний уровень — дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие №2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце учебного г ода.

МАТЕРИАЛ.

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город); наборы картинок растений и животных указанных ; экосистем

13

(по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей;

перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей. Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину

города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

ОЦЕНКА.

Первый показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).

Высокий уровень - дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Задания, направленные на выявление уровня сформированное представлений и понятий о природе.

1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных, ты знаешь?

А) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

14

Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом: жизни и средой обитания (вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т. д.). (Использование картины с сознательно допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и т. п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года). Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

1 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

2 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленности к среде обитания.

3 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины  

15

явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости).

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 1.8 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении, не способен к установлению связей и зависимостей.

Качественная диагностика

Цель качественной диагностики — отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для проведения такой диагностики воспитатели, педагог- эколог должны регулярно вести записи наблюдений за детьми в детском саду и отмечать высказывания родителей. Они могут быть зафиксированы в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить на детей карты экологической воспитанности.

Форма для записей воспитателя может быть разной: можно заносить отдельные высказывания детей в толстую тетрадь (своеобразный «Дневник наблюдений», выделив заранее разделы: «Поведение» (в групповом помещении, на прогулке, в живом уголке, «Высказывания» и т. п. В этом случае в каждом разделе будет отражена информация о разных детях. Еще вариант: результаты наблюдений фиксируются отдельно для каждого ребенка (отдельные странички с фамилиями детей в тетради или карточки на каждого из них). Для облегчения работы можно записывать высказывания детей на магнитофон или видеомагнитофон.

Карта экологической воспитанности

Естественно, перечисленные виды диагностики не отражают все разнообразие, однако можно утверждать, что наиболее объективные результаты возможны при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетание количественной и качественной диагностики, диагностирование ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели смогут заполнить «Карту экологической воспитанности ребенка», которая составлена нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6—7 лет» (JT .А. Парамонова и др.). В карте в той или иной степени отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически

16

грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Заполнять карту нужно аналогично другим картам такого же типа: утвердительный ответ педагога фиксируется галочкой, если данные неопределенные — знак вопроса, если результат ниже возрастных возможностей — ставится флажок (авторы «Карты индивидуального развития.» предлагают рассматривать такой флажок как сигнал неблагополучия). Обсудить карту целесообразно с экологом, психологом и родителями. Ниже приводится проект «Карты экологической воспитанности ребенка 6—7 лет». Автор будет благодарен читателям за все высказанные замечания и предложения.

Карта экологической воспитанности ребенка 6—7 лет

ФИО___ДОУ №___

Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность

Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы___

Имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину — следствие, последовательность явлений) ___

Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делит животных на «вредных» и «полезных» и т. п.)___

Умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку___

Знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки___

Понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием

окружающей среды ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т. п.)___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т. п.)___

Имеет навыки экологически безопасного поведения (где можно играть и отдыхать, а где — нельзя)___

Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде

Пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут

нанести вред окружающей среде

Проявляет инициативу и желание участвовать в практической    деятельности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц)

Диагностика знаний детей о природных объектах

1. Какие деревья ты видел на экологической тропе? (Назвать основные виды деревьев: сосна, ель, береза, дуб, клен).

2. Какие кустарники ты видел? (Ива, ольха серая, черемуха, малина).

17

3. Какие травянистые растения ты видел? (Мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, плаун, папоротник, крапива двудомная, ветреница, тысячелистник, купальница, кипрей (иван-чай, кислица).

4. Какие из них лекарственные? (Сосна, береза, ольха серая, малина, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива двудомная, плаун, папоротник, тысячелистник, кипрей).

5. Какие ядовитые растения ты видел на экологической тропе? (Печеночница, ветреница, купальница).

6. Каких насекомых ты наблюдал на экологической тропе? (Муравьи, бабочки, лесной клоп, кузнечик, майский жук).

7. Каких птиц ты заметил на экологической тропе? (Трясогузка, поползень, утки, дятел, грачи, синицы, воробьи, скворцы, пеночки, клесты, вороны).

8. Каких зверей ты видел? (Белки).

9. Какие ландшафты ты встречал? Выбери на картинках. (Берег реки, холм, луг, лес, заболоченный участок).

10. Отражение знаний в рисунке. (Высокий уровень — на рисунке изображены все объекты; средний уровень — на рисунке изображены только наиболее яркие объекты: высокие деревья, цветущие растения, река; низкий уровень — на рисунке изображены 1—-2 объекта).

11. Отражение в речевой деятельности. Задание: расскажи, что ты видел на экологической тропе (по схеме). (Высокий уровень — рассказ полный, обо всех объектах; средний уровень — рассказ о самых ярких, запоминающихся объектах; низкий уровень — перечисление объектов без подробного описания).

12. Самостоятельное ориентирование на экологической тропе. Задание: составь маршрут на панно.

Другие формы диагностики

Игры. Пример: игра в мяч по типу «Съедобное — несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая при-рода». Педагог бросает ребенку мяч, называя объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребенок ловит мяч, если к неживой — отбрасывает. Второй воспитатель фиксирует результаты. На прогулке педагог продолжает игру по этой же теме: предлагает детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы. Другой вариант: воспитатель называет слово, дети должны определить, обозначает ли оно объект природы (если да, они прыгают, если нет — замирают на месте). При этом взрослый делает обманные движения.

Сочинение сказок. Педагог предлагает дошкольникам сочинить сказку, определяя заранее тематику повествования и отмечая, насколько полно дети отражают в сказке пройденный материал. Диагностика может включать разные варианты. Например, педагог начинает сказку, дети — продолжают. Например, по теме «Ветер».

18

«Жили-были два брата-ветра. Один из них был злым и колючим, его звали. (имя придумывают дети, а второй — ласковым и добрым по имени. Злой ветер срывал с людей шляпы, с домов — крыши, переворачивал корабли в море и был очень доволен своей работой. А младший брат, добрый ветер.».

Задание: продолжить сказку.

Еще вариант: один ребенок (или воспитатель) начинает сказку,            остальные продолжают по очереди, произнося одну - две фразы. Такие сказки (рассказы) можно сочинять и во время экскурсий. Например, вы стоите с детьми возле кротовой норы и предлагаете им сочинить сказку о кроте, который здесь обитает. Первый ребенок говорит: «Жил-был крот». Второй: «Он был черный, толстый и слепой». Третий: «Однажды крот решил отправиться в путешествие» и т. п.

Рассказы с ошибками. Педагог предлагает детям рассказы, сказки с ошибками. Они должны внимательно прослушать тексты и найти как можно больше неточностей, объяснить свою точку зрения. Вот пример рассказа с ошибками известного путешественника барона Мюнхгаузена.

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам».

Рассказы с вопросами. Составляются рассказы с вопросами, при ответе на которые дети используют полученную на занятиях информацию. Пример по теме «Летающие семена».

«Однажды Катя с мамой гуляли по улице и любовались плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?"»

Вопросы ребятам: Кто, действительно, посадил одуванчик на крыше? Как он туда мог попасть? Может быть, его вырастил Карлсон? Какие еще растения могли бы забраться так высоко? (Дошкольники вспоминают материал о семенах, распространяемых ветром.)

Рисунки. 1. Рисунки с однозначным заданием (на знание и понимание материала). Выполняя задания такого типа, дети раскрашивают контурные изображения. Например, на листе бумаги изображены растения суши и водоемов. Задание: раскрасить только водные. Другой вариант: ребенку предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Раскрасить нужно только те из них, на которых нет признаков ветра. Дошкольники также получают задания, обозначенные с помощью различных знаков. Так, на одном из рисунков они должны дорисовать верхнюю часть дерева в наклоненном состоянии, учитывая направление ветра (оно было показано на листе с помощью стрелки). Еще вариант: среди предложенных картинок дети выбирают сюжеты природоохранного содержания и отмечают их значками определенного цвета. Для таких целей используются и перфокарты.

19

2. Творческие рисунки помогают прежде всего определить эмоциональное отношение ребенка к природе, его способность выражать чувства через изобразительное искусство (пример: выбор красок для определения «настроения» чистой и грязной реки, дерева в разную погоду и т. п.).

Обсуждение литературных произведений. Задания сказочных персонажей. Известно, что дошкольники с удовольствием выполняют просьбы различных сказочных персонажей. Так, часть диагностики можно проводить на экологической тропинке, оформив задания как пожелания хозяина этой тропинки — Боровичка.

Другие творческие задания. Для детей старшего возраста с высоким уровнем умственного развития можно предложить ряд особых заданий. Чтобы выполнить их, они должны воспользоваться уже полученной информацией, но не просто воспроизвести, а применить творчески. Вот примеры таких заданий по блоку занятий «Воздух».

1. Ветер — известный шутник. Но мало кто знает, что он умеет делать флаги. Конечно, это не настоящие знамена с полотнищами, а особые, природные флаги. Где их можно увидеть? Если забраться высоко

- высоко в горы, почти у самых вершин можно обнаружить удивительные деревья: все ветки у них с одной стороны. Издалека кажется, что кто- то расставил на склоне горы флаги. Это — работа ветра. Как ему удается превратить обычное дерево в дерево-флаг?

2. Однажды ученые приплыли на небольшой остров и стали изучать обитающих на нем животных. Они были очень удивлены, что большинство насекомых (стрекоз, жуков) почти не умеют летать, зато хорошо ползают. Оказалось, что крылья им не нужны. Сначала ученые недоумевали, но потом решили: во всем виноват ветер. Дело в том, что на острове постоянно дуют сильные ветры: с утра до ночи и с ночи до утра. Возможно, они решили поселиться на этом острове. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летают, а ползают по земле?

Литература. Воспитатель подбирает соответствующие тематике рассказы, стихи и составляет к ним комплекс вопросов (на усвоение знаний, развитие образного мышления и т. п.).

Диагностирование поведения ребенка и его отношения к природе.

Создание проблемных ситуаций как форма диагностики уже используется в экологическом образовании. При таком подходе взрослый целенаправленно, не ставя ребенка в известность, создает определенную ситуацию и наблюдает за его поведением. Важно не ограничиться фиксацией наблюдений, а выяснить хотя бы некоторые причины несоответствия между «словом и делом».

20

Литература:

1. Большая энциклопедия эрудита./ Москва «Махаон», 2004.

2. С. Гаврина «Атлас по географии»/ ООО «Альт-Канц», 2008.

3. Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.

4. Д.В.Кошевар “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014.

5. Мир знаний. Космос/Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.

6. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.

7. И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.

8. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Программа дополнительного образования "Земля- наш общий дом"

Организация кружковой работы по экологическому образованию...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ, УМЕЛЫЕ!» (общая физическая подготовка с элементами единоборств) 4-5 лет

Отличительной особенностью программы дополнительного образования «Сильные, смелые, ловкие, умелые!» (общая физическая подготовка с элементами единоборств) является объединение эффективной ...

Программа дополнительного образования по правилам дорожного движения для воспитанников с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Уроки Кузьмы Патрулькова»

Данаая программа предназначена для воспитанников дошкольных учреждений старшего дошкольного возраста с целью обучения безопасному поведению на дороге....

Рабочая программа дополнительного дошкольного образования по познавательному развитию «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

Содержание программы  представлено следующими разделами: Паспорт ПрограммыПояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеУчебно-методический комплексТребования к уровню освоения ра...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего «Планета Лего»

XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к совре...