НОД - "Волшебные мыльные пузыри"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вокуева Татьяна Владимировна

Занятие для детей 6 лет. Знакомим детей с опытно-экспериментальной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-volshebnye_mylnye_puzari.docx176.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №17 общеразвивающего вида»

Г. Печора

Открытое занятие по исследовательско-экспериментальной деятельности

для детей  подготовительной группы № 2

ʺВолшебные  мыльные пузыриʺ

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0215/001942ec-22f2bd93/hello_html_619f4cb0.png

Воспитатель: Вокуева Т.В.

 2022 год

Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: 

  • закрепить знания о воде и ее свойствах;
  • закрепить свойства мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное);
  • закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
  • активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри. 

Развивающие: 

  • развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
  • развивать исследовательские умения детей. 

Воспитывающие: 

  • воспитывать КГН;
  • умение взаимодействовать с другими детьми;
  • воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. 

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие”:

  • Формирование представления о жидкостях, их свойствах и качествах;
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие”:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие”:

  • Ввести в активный словарь детей слова: Лаборатория, опыты, эксперименты.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.

Художественно-эстетическое развитие”:

  • Развивать воображение, творческие способности детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

Оборудование и материалы: 

  • картинки «Правила поведения в лаборатории»,
  • фишки для разделения команд (5 команды по два ребенка),
  • маленький стол или на подносе, для фишек,
  • 3 стола (разделены полосами самоклейки)на 5 команд,
  • картинки – опыты для выполнения по командам,
  • команде 1 (прозрачность): стаканчик большой с водой, ложка, трубочка;

команде 2 (форма): несколько емкостей с разной формы и большая банка; стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка;

команде 3 (цвет, запах): банка с чистой водой и кисть с краской;

команде 4 (плавучесть, запах): широкая банка с водой, гвоздь, деревяшка и пластмасса;

команде 5 (жирные вещества не смешиваются) стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка.

  • Картинки мыла, нарисованные детьми;
  • Пять столов (соединены) (дети сидят по кругу);
  • Стаканчики, на каждого ребенка, с теплой водой;
  • Ложечки, на каждого ребенка;
  • Тарелочки с натертым мылом, на каждого ребенка;
  • Упаковка с жидким мылом;
  • Большие баночки с теплой водой, на каждого ребенка;
  • Трубочки, на каждого ребенка;
  • Глицерин.

   

Планируемые результаты:

Дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Внимание! Внимание!

Дорогие гости,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.

Эмоциональный настрой:

Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)

Справа друг и слева друг.

Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся.

Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а воспитателей в ребяток.

А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!

Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда.

Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы, что-то напоминают?

Дети «взрослые»: Маленькую лабораторию.

Воспитатель: Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?

Дети «взрослые»: Настоящие ученые!

Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. Оденьте свои халаты (на стульчиках висят спец. халаты) и присядьте на рабочие свои стульчики.

А вы, слышали, кто там работает?

Дети «взрослые»: Там работают ученые.

И я буду вашим научным руководителем, а вы мои помощники - ученые.

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории?

Дети «взрослые»:  Ученые проводят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?

Дети «взрослые»:  Опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое...

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное, возможно сделать для себя открытие?

Дети «взрослые»:  Да.

Воспитатель: Только для начала коллеги вспомним правила поведения в лаборатории: (иллюстрации или картинки нарисованные детьми)

  • Внимательно слушать старшего научного сотрудника.
  • Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
  • Не толкать соседа.
  • Ничего не пробовать на вкус.
  • Аккуратно пользоваться всеми баночками, веществами и приборами, которые используем во время опытов.
  • Поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Воспитатель: Все ученые мира хотят разгадать разные загадки природы, сделать какие то новые открытия. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.

Загадка: 

  1. Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук?
  2. Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
  3. Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (ВОДЫ)

Воспитатель: Мои помощники ученые поделитесь знаниями. Что Вы уже знаете о воде?

Дети «взрослые»: Вода – это прозрачная жидкость, которая не имеет вкуса, формы, цвета, запаха. Предметы из дерева и из пластмасса не тонут в воде, они легкие, а железные предметы тонут, они тяжелые. Жирные вещества не смешиваются с водой. (картинки нарисованные детьми)

Воспитатель: Знания есть, но нужно доказать, что вы правы. Что нужно сделать?

Дети «взрослые»: Опыты.

Воспитатель: Делимся на команды (по два ребенка; подойдите к столу и возьмите фишки) (три стола, разделенные полосами, для пяти команд)

Доказать командам (картинки с заданиями):

команде 1 (прозрачность): стаканчик большой с водой, ложка, трубочка;

команде 2 (форма): несколько емкостей с разной формы и большая банка; стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка;

команде 3 (цвет, запах): банка с чистой водой и кисть с краской;

команде 4 (плавучесть, запах): широкая банка с водой, гвоздь, деревяшка и пластмасса;

команде 5 (жирные вещества не смешиваются) стаканчик и тарелочка с растительным маслом, ложечка.

Дети «взрослые»: Делают выводы.

Физминутка:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: Мои начинающие ученые,  мы показали знания о воде. Но вы уверены, что все знаете о воде? И что изучать больше не чего.

Дети «взрослые»: Ответы.

Воспитатель: Я, как старший научный сотрудник, хотел бы вам предложить сделать открытие, от которого вы  будете получать удовольствие.

Попробуем сделать открытие.

Дети «взрослые»: Ответы.

Воспитатель: Послушайте и отгадайте  загадку. 

Похоже на пряники разного цвета, 

Собрало в себе запах трав всего света. 

Ребята охотно им моют ладошки, 

Не любят его лишь собаки и кошки. (МЫЛО) 

(на мольберте – рисунки мыла)

 -Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.) 

- Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов) 

- Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое) 

Воспитатель: А вы знаете, каких видов бывает мыло?

Дети «взрослые»: Туалетное, детское, хозяйственное.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку? 

Дети «взрослые»: Мыться, стирать одежду, мыть посуду.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаю вас на рабочие места.

(подойдите к  пяти столам - соединены) (дети стают по кругу)

Проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода. 

- Какая вода? (чистая, форма стаканчика, без вкуса)

- А какого цвета? (прозрачная)

-Какой температуры? (теплая)  Как вы определили? (потрогали стаканчик рукой)

 

Воспитатель: Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте на сыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (растворяется в воде) 

Воспитатель: Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная, белая) 

Теперь, возьмите трубочку и попробуйте пустить пузыри.

- Получается? 

Догадались, какое открытие я предложила сделать вам?

Дети «взрослые»:  Отвечают (пробуют пустить мыльные пузыри) 

Воспитатель: Да, пузыри у нас не совсем получились, быстро лопаются. Но не расстраивайтесь. Теперь вытирайте руки влажными салфетками и пододвиньте другие баночки с водой.

Воспитатель: Чтобы получились более крупные, воздушные пузыри какое мыло нужно добавить?

Дети «взрослые»:  Жидкое мыло.

Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. Интересно, а почему мыло в мягкой упаковке? Почему оно называется жидким? 

Дети «взрослые»:  Потому что мыло течет. 

Воспитатель: А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде (размешивают) А что произошло с мылом? 

Дети «взрослые»:  Ответы детей.

Воспитатель: А теперь используя трубочки попробуйте пустить мыльные пузыри. Получаются?

Дети «взрослые»:  Ответы детей.

Воспитатель: Какие пузыри вам больше понравились и натертого мыла или жидкого?

Дети «взрослые»:  Ответы детей.

Воспитатель: Какие пузыри получились из жидкого мыла?

Дети «взрослые»: Пушистые, прозрачные, большие, красивые, воздушные…

Воспитатель: Какие пузыри при перемешивании получались быстрее? И как надо мешать быстро или медленно?

Дети «взрослые»: Пузыри с жидким мылом быстрее образовались при перемешивании. Особенно если быстро мешать.

Воспитатель: Для того чтобы наши мыльные пузыри были крепкими добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин? 

Дети «взрослые»:  Ответы детей. 

Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, обладает сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую.

Воспитатель: Нам нужно добавить его совсем немного.  Дети «взрослые»:  Отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри. 

Воспитатель: А чтобы мыльные пузыри получились цветными, что нужно сделать?

Дети «взрослые»: Добавить краску.

Воспитатель: Но этот опыт мы оставим на следующий рабочий день. Мы должны будем закрепить последовательность действий получения мыльных пузырей и попробуем сделать цветными мыльные пузыри.

Воспитатель: Наше рабочее время подошло к концу, пришло время ученым возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Мои помощники ученые, у нас сегодня в лаборатории присутствовали дети. Какие вопросы вы бы и задали?

Дети «взрослые»: Вопросы детей.

Воспитатель: Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять

Превращаю всех взрослых – ученых в ребят,

А воспитателей в во взрослых.

Раз, два, три! Снова в группу заходи! 

Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. Какие чувства вы испытали когда были учеными.

Дети «взрослые»: Ответы детей.

Новые технологии используемые на НОД:

  1. Проблемная технология  - это  взаимодействие с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

  1. Ровестничество, предполагается взаимодействие детей  старшего дошкольного возраста с целью  социализации.

Создавать необходимую предметно-пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.

Объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу.

  1. Развивающий диалог - развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);

формировать умения детей  вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;

формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

развивать умение следовать правилам ведения диалога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные мыльные пузыри

Конспект интегрированного занятия...

НОД "Волшебные мыльные пузыри"

Цель:  Создание благоприятного эмоционального состояния у детей; развитие интереса к экспериментальной деятельности.Задачи1.     Создать радостное настроение у детей, ис...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебные мыльные пузыри»

Аннотация: мной разработан конспект занятия в игровой форме по «Художественно-эстетическому развитию» для детей средней группы компенсирующей направленности. Ключевые слова: мыльные пузыри...

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри»

Конспект ООД  по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри»...

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри» Нетрадиционная техника рисования – мыльными пузырями. (Вторая младшая группа. Возраст: 3-4 года)

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....

статья "Волшебный Мыльный пузырь!"

статья по мероприятию в 1 младшей группе...