«Удивительный мир природы в произведениях В. Бианки» для детей средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Шепель Ирина Сергеевна

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. И здесь нам на помощь придет художественная литература. Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель Виталий Валентинович Бианки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18"

______________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а

тел./ф. 549-02-04 dssp18@mail.ru

Образовательный проект

«Удивительный мир природы в произведениях В. Бианки»

для детей средней группы

Подготовила и провела:

Шепель Ирина Сергеевна

воспитатель

первой квалификационной категории

Проект «Удивительный мир природы в произведениях В. Бианки»

в средней группе

Тип пректа:

- творческий;

- информационный;

- игровой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире через произведения писателя - натуралиста В. Бианки.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с творчеством В. Бианки.

- Формировать интерес к художественному творчеству писателя.

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

- Обогащать лексический запас детей. Развивать связную речь.

- Расширять знания детей о мире живой природы.

- Учить передавать впечатления от прочитанного в продуктивных видах деятельности: лепке, аппликации, рисовании.

- Воспитывать общепринятые нормы и правила взаимодействия с взрослыми и сверстниками, любовь к живой природе.

- Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников на примере книг В. Бианки.

- Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.

Актуальность проекта:

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. И здесь нам на помощь придет художественная литература. Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель Виталий Валентинович Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. 

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

  • Изучение биографии писателя.
  • Оформление книжного уголка.
  • Пополнение библиотеки группы портретом писателя В. Бианки и его книгами о природе.
  • Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
  • Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборы игрушек.
  • Создание дидактических игр о птицах, животных, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

2 этап. Выполнение проекта

  • Проведение занятий, бесед.
  • Чтение книг, просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки.
  • Рассматривание иллюстраций к произведениям В. Бианки.
  • Отгадывание загадок.
  • Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса».
  • Занятия по художественному творчеству по произведениям В. Бианки.
  • Игры – драматизации: «Лис и мышонок», «Лесной колобок - колючий бок».
  • Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
  • Экскурсия в городскую библиотеку. (Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах).

3 этап. Результаты

  • Обработка, оформление материалов по теме.
  • Выставка-отчет детско-родительских работ «Мой Виталий Бианки».
  • Изготовление кормушек

План работы по проекту:

Чтение произведений писателя: «Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует», «Глаза и уши», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лис и мышонок», «Мастера без топора», «Паучок – пилот», «Первая охота», «У кого дом лучше всех».

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. Бианки. Беседа по вопросам. Активизировать словарный запас по теме: «Птицы», «Животные», «Насекомые».

Беседы: «Книги - мои друзья», «Пернатые друзья», «В парке», «О жизни писателя-натуралиста В. Бианки», «О творчестве детского писателя В. Бианки».

Загадки о животных, птицах, насекомых.

Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки: «Как муравьишка домой спешил», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь».

Дидактические игры: «Птичья столовая», «Кто где живет?», «Чье гнездо», «Угадай, чей след», «Чей нос?», «Угадай птицу по силуэту», «Собери птицу», «Кто какие звуки издает» (птицы), лото «Животные».

Сюжетно – ролевые игры: «Мышонок Пик», «Теремок» В. Бианки, «Зоопарк», «Воробьиха и воробушки», «Кошка с котятами».

Подвижные игры: «Птицы по местам», «Муравей и дождик», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы», «Совушка».

ОД:

Интегрированная образовательная деятельность театрализация сказки «Лесной колобок - колючий бок», лепка «Ёж».

Инсценировка сказки «Лис и мышонок».

Чтение рассказа «Чей нос лучше»

Чтение рассказа «Лесные домишки»

Рисование: «Красивая птичка».

Аппликация «Как муравьишка домой спешил»

Работа с родителями:

Оформление странички в родительском уголке по теме: «Что читать детям 4-5 лет».

Выставка рисунков «Приключения мышонка Пика».

Итог проекта.

Изготовление кормушек.

Беседы:

«О жизни писателя-натуралиста В. Бианки»

Цель: Познакомить детей с жизнью писателя-натуралиста В.Бианки

Виталий Валентинович Бианки (11.02.1894 - 10.06.1959) – орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей и последователей. Он был одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других – в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», – записывал он в своем дневнике.

Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве.

Родился он в 1894 году в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом.

На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях

Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.

«О творчестве детского писателя В. Бианки»

Цель: Познакомить детей с творчеством писателя В.Бианки

- Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами продолжим знакомство с одним из замечательных писателей, который в основном писал о природе. Посмотрите.

Показать портрет писателя Виталия Валентиновича Бианки

- Ребята, чей это портрет? (ответы детей)

- Что вы знаете о писателе В. В. Бианки? (ответы детей)

- Виталий Бианки был писателем и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».

Подвести детей к выставке книг В. Бианки

- На нашей выставке представлено много книг писателя. Чему же научили вас книги В. Бианки? (ответы детей)

- Да! Правильно, быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с животными и растениями, оберегать и охранять их.

Конспект беседы на тему «Книги - мои друзья»

Цель и задачи: формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать произведения разного жанра, эмоционально откликаться на воображаемые события; закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность.

Воспитатель предлагает собраться детям в книжном уголке.

Читает загадку: Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук,

А приходит в дом, как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

- Что это такое? (книга)

- Сегодня, друзья мои, мы будем говорить о книге и бережном отношении к ней.

Воспитатель показывает книгу. 

- Часто говорят: «книги – наши друзья». Почему книгу считают другом? Для чего нужна книга? Книги, мудрые добрые друзья, вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия; читая книги, мы узнаём стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Не зря говорит пословица: «Книга – источник знаний».

Воспитатель: Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Чтобы делал ученик,

Если б не было бы книг?

Если б всё исчезло разом,

что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книгой руку,

А её на полке нет!

Нет! Нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг. ( С. Михалков)

- Отгадайте загадки.

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

У стены большой и важный – 

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Воспитатель предлагает поиграть в игру 

«Угадай, какая книга исчезла».

На столе разложены 5 – 6 книг. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает книжку, дети отгадывают, какая книга исчезла и кто её автор.

- Что будет, если исчезнут все книги? Где можно взять книгу?

- Ребята, все вы знаете, что книги сделаны из бумаги. Но ведь бумага легко рвётся! Что же. Книги скоро порвутся и совсем исчезнут? Как же нужно обращаться с книгой, чтобы она долго – долго радовала читателей?

- Книги – наши друзья. А друзей не обижают, о них заботятся.

Дети с воспитателем рассматривают книги.

- А теперь посмотрите на эти книжки и скажите. Как с ними обращались?

- Да некоторые книги очень больны. Почему? Потому что их брали грязными руками, отрывали листочки, рисовали на них каракули. Вот теперь эти книжки горько плачут: «Дорогие дети, берегите нас!»

- Как нужно обращаться с книгами? (ответы детей)

Беседа «Пернатые друзья»

Цели: Закрепить знания детей о перелетных птицах, учить правильно, называть птиц (ворона, воробей, синичка, сова, дятел). Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода. Формировать у детей понятие "зимующие" птицы. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.

Вступительная беседа.

Воспитатель: ребята, каких птиц вы знаете? Где птицы живут? Чем они питаются? Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?

(ответы детей)

Воспитатель: покажите на плакате, каких птиц вы встречали на улицы чаще всего.

Рассматривание с детьми гнезда воробья.

Рассматривание иллюстрированной книги: "Птицы в парке"

Дидактическая игра: "Покажи птичку по описанию" (дети подбирают соответствующие карточки с изображением птиц).

В конце беседы можно провести с ребятами игру малой подвижности "Птички в гнездышках"

Предметно практическая развивающая среда: Плакат "Знакомые птицы", книга: "Птицы зимой в парке", сюжетные картинки с изображением птиц, шапочки - маски птичек.

Беседа «В парке»

Воспитатель: В парке растут деревья, кусты, цветы и травы. Их посадили люди. Что бы они хорошо росли, им нужен свет, тепло, влага, питание.

Кто живет в парке?

Ответы детей.

Правильно. В парке живут птицы, звери, насекомые.

Воспитатель: В парке можно увидеть несколько видов птиц. Среди них: сизый голубь, домовой воробей, серая ворона, скворец, большая синица, зяблик и другие. Обитают более десяти белок. Для них оборудовано несколько кормушек. Белки привыкли к соседству с человеком и охотно берут корм из рук.

А, что растет в парке?

Ответы детей.

Воспитатель: В парке растут разные породы деревьев, цветы, травы и кустарники.

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: показывает картинки растений. В парке растут лиственные растения, в основном липы. Растут так же клены, ясени, тополя, березы и ели. В центральной части находится яблоневая аллея. Так же растет сирень.

Воспитатель: А теперь, я загадаю вам загадки.

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Он живет не на земле,

А на дереве в дупле. (Белка)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза)

Символ мира эта птица,

Ей на месте не сидится,

Письма носит на себе,

И всегда она в цене! (Голубь)

Ребята животные нуждаются в заботе?

Ответы детей

Ребята растения нуждаются в охране?

Ответы детей.

Дети делают выводы о заботе растений и животных в парке.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект образовательной деятельности в средней группе. Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки»

                                                                Подготовила:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Шепель И.С.

Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе, наблюдательность, развивать память, речь, мышление.

Ход занятия

- Ребята, угадайте загадку:

без рук,

без топоренка

построена избенка? (гнездо)

– Ребята, а где живут птицы?

- Все ли птицы живут в гнездах?

- Давайте узнаем это из рассказа Виталия Бианки.

Чтение рассказа «Лесные домишки».

Обсуждение. Вопросы:

- Расскажите, как потерялась Ласточка-береговушка?

- С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?

- Где живет Зуек? (в камнях)

- Какой домик у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик Береговушке? Почему?

- Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)

- На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)

- Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)

- Где жила Пеночка? (в шалашике в траве?) Почему не осталась у ней Береговушка?

- Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)

- Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)

- Нашла ли Береговушка свой домик?

- Где находился домик Ласточки-Береговушки?

- Ребята, чей домик вам больше всего понравился?

- Чей домик вам показался самым удивительным?

Чтение рассказа В. Бианки «Чей нос лучше»

Цель: Продолжать формировать интерес и потребность к восприятию

познавательной сказки.

Ход ОД

1. Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у человека - нос, а у птицы - (клюв).

2. Чтение рассказа.

3. Беседа. Вопросы:

- Как называется нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?

- Чей клюв вам показался самым удивительным?

- Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.

- Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (расщелкивать орешки, шишки). Покажите Дубоноса.

- Какой клюв у Клеста-Крестоноса?

Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена).

Для чего Бекасу-Долгоносу длинный и прямой клюв? (козявок из тины доставать)

- Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху) Зачем ему такой клюв? (в воде живность поддевать).

- Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (чтоб червяков и букашек из травы доставать)

- Какой нос у Широконоса? (толстый как лопата)

- В чем особенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (клюв и сетка и глотка)

- Какой клюв у Пеликана?

- Что делает своим клювом Дятел?

- Что стало с Мухоловом?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект интегрированного занятия в средней группе.

Театрализация сказки «Лесной колобок - колючий бок», лепка «Ёж».

                                                                Подготовила:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Шепель И.С.

Интегрированная образовательная деятельность театрализация сказки «Лесной колобок - колючий бок», лепка «Ёж».

Задачи: познакомить детей с творчеством писателя В. Бианки; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Ход занятия:

I часть. Беседа о творчестве В. Бианки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке.

(дети подходят к книжному уголку)

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с замечательным писателем В. Бианки, который писал сказки и рассказы о природе. Сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве В. Бианки. В. Бианки родился в  г. Санкт - Петербурге. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет».

Он был дружен с природой с детства, его познакомил с ней отец. Он брал сына с собой на прогулки. На охоту. Он учил сына узнавать птиц по полету, зверя по следу, самое главное – научил сына записывать свои наблюдения. Потом все эти наблюдения превратились в замечательные сказки и рассказы о природе.  Перед вами только часть этих книг, которые написал В. Бианки. Первая книжка писателя «Лесные домишки».

Вот, например,  книга В. Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Сова», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка?

(Рассматривание иллюстраций к книгам В. Бианки с сопровождением рассказа воспитателя)

II часть. Театрализация сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Итак, сказка начинается.

(показ настольного театра «Лесной колобок – колючий бок»)

Воспитатель. Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Кто написал сказку «Лесной колобок – колючий бок»

Воспитатель: Кто был главным героем сказки?

Физминутка «Ежик»

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Не умел он топать - Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать - Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать…

Бегают на месте

III часть. Художественно - творческая деятельность

Воспитатель: Так кто же это «лесной колобок – колючий бок»?

Воспитатель: Конечно же? это лесной ежик. Давайте, сегодня сделаем главного героя сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Для этого нам понадобятся пластилин и природный материал – семечки.

(показ воспитателя)

Воспитатель: Сначала мы катаем из пластилина шарик и превращаем его в овал (форма яйца). Затем вытягиваем носик остренький и четыре лапки. Колючками послужат семечки. Их вставляем острыми кончиками вверх. Вот и получился лесной колобок.

(дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает)

(анализ детских работ)

IV часть. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?

Воспитатель: О чем писал В. Бианки?

Воспитатель: Сейчас попробуйте угадать по иллюстрациям сказку или рассказ В. Бианки.

(воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию для детей средней группы.

Инсценировка сказки В. Бианки «Лис и мышонок»

                                                                Подготовила:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Шепель И.С.

Конспект ОД по речевому развитию

Инсценировка сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Цель: познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно, слушать литературные произведения без наглядного сопровождения, формировать способность детей к диалогической речи.

Задачи:

Учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, учить различать животных и угадывать их по описанию;

Учить вести диалог в процессе показа и рассказывания сказки "Лис и мышонок ";

Развивать мышление, сообразительность, память, сенсорные возможности, умение слушать песню и выполнять движения под музыку, развивать общую и мелкую моторику;

Воспитывать любовь к художественной литературе, к животным, интерес к игре, вызвать положительные эмоции.

Ход ОД

Воспитатель. Дети, сегодня к нам прибежал маленький зверёк. Вот он спрятался у меня в кармане. Зверёк серенький. Очень боится кошек. Про него придумана загадка:

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? ….(дети отвечают)

(Достает игрушку-мышонка).

Конечно, это мышка. Какая она? Где живет? А вы знаете, что не все мышки живут в домах? Есть мышки, которые живут в лесу. И там тоже есть зверь, которого мышки очень боятся. Вы его знаете? (Дети отвечают: «Нет») Нет? Тогда послушайте сказку.

Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Воспитатель читает сказку В. Бианки «Лис и мышонок».

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лиса, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.  

Воспитатель. От кого же прячется в свою норку мышонок? (ответы детей). Да, мышонок прячется от лисы. (Показывает детям игрушечную лису). Вот она, хитрая лисичка-сестричка. А какая у нее шубка? (дети отвечают: рыжая, пушистая). Да, на ней красивая рыжая шубка. Ее легко узнать по острой мордочке. Какая у лисы мордочка? (Дети отвечают: «У лисы острая мордочка») А что ещё есть у лисички? (ответы детей). Да, у лисички есть красивый пушистый хвост. Кого хочет съесть Лиса?

Физминутка.

Дети, а вы знаете песенку про Мышку? Давайте потанцуем и споем.

(Дети по показу воспитателя выполняют ритмические движения под песню Железновых «Маленькая мышка» )

Маленькая мышка по городу бежит. (Бегут пальцами обеих рук по коленям)

Глядит ко всем в окошки (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)

И пальчиком грозит (грозят пальчиком)

А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? (руки прижаты ладонями друг к другу под голову, затем перевернуть на другой бок)

Такого непослушного я буду щекотать! (щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку).

У нас все дети послушные?

Чтение сказки Бианки «Лис и мышонок» (повторное).

Инсценированные сказки.

Хотите еще раз послушать сказку «Лис и мышонок»? (ответы детей) Теперь ее вам расскажут Лис и Мышонок. Кто хочет быть лисой, а кто мышонком?

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лис, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель. Кто встретился Лису в лесу? (ответы детей). Что было у мышонка испачкано в земле? (ответы детей). Почему Мышонок испачкался? (ответы детей). Зачем мышонку нужна норка? (ответы детей). Что хотел Лис? (ответы детей)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы.

Тема: «Красивая птичка»

                                                                Подготовила:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Шепель И.С.

Конспект ОД по рисованию «Красивая птичка»

Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию.

Задачи:

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение.

- Упражнять в рисовании красками, кистью.

- Расширять представления о красоте, образные представления.

- Развивать образное восприятие, воображение.

- Воспитывать гуманное отношение к окружающему.

Предварительная работа: Наблюдения за птицами во время прогулки, рассматривание иллюстраций. Рассматривание народных игрушек, изображающих птиц.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Образец нарисованной птички, картинка – снегирь.

Раздаточный материал: краски, кисточки, тонированная бумага альбомного листа (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть

(Аудиозапись: пение птиц)

Воспитатель: Ребята, в какое время года можно услышать звонкое пение птиц? (Весной, летом). Правильно, а сейчас какое время года? (ответы детей)

Правильно, сейчас зима. Осенью мы с вами беседовали о перелётных птицах. Они на зиму улетают в тёплые края. А сейчас мы поговорим о птицах, которые остаются зимовать. Как называются эти птицы? (ответы детей) Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Воробей, ворона, сорока, синица, голубь, снегирь.  

К нам в гости должна прилететь птица, но сначала вы должны отгадать загадку, что это за птица?

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Что это за птица? (снегирь)

Воспитатель: Правильно, это снегирь. Посмотрите вот и снегирь прилетел.

Основная часть

Воспитатель: Снегирь получил своё название от слова снег, так как прилетает к нам в город с первым снегом, живёт всю зиму, а потом опять улетает в лес. Это очень красивая и спокойная птица. У неё красная грудка, чёрная маленькая голова, длинный хвост, крепкий и толстый клюв. Как вы думаете, чем питается снегири? (ответы детей) Правильно, снегири питаются семенами деревьев, семенами шишек, ягодами рябины.

У этой птицы голос очень слабый. Слышно только тихое посвистывание. Но оттенков у его песенки множество. Своим свистом они могут позвать друзей или предупредить об опасности.

Воспитатель: наш снегирь грустный, я его встретила утром, когда шла в детский сад и спросила его: «Снегирь, а почему ты такой грустный?» Он мне ответил, что у него нет друзей) Как мы можем ему помочь? (ответы детей)

Снегири очень дружные и живут всегда стайкой. Поэтому и наш снегирь хочет много друзей.

Сначала рассмотрим образец. Посмотрите на снегиря.

Из каких частей состоит птица? (ответы детей – туловище) Какой оно формы? (овальной) Какого цвета? (ответы детей)

Какая голова? (она круглая, маленькая и чёрная) Голова меньше, чем туловище. Находится впереди и немного сверху.

Что находится на голове? (глаза, клюв) Чем заканчивается туловище? (хвостом) Какой хвост? (длинный и чёрный)

Мы с вами рассмотрели снегиря. Теперь немного отдохнем.

Физкультминутка.

-Вот на ветках, посмотри!

В красных майках снегири!

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят.

Улететь хотят.

Воспитатель: ребята, мы сегодня, будем с вами рисовать, как настоящие художники, а теперь, я вам покажу, как правильно рисовать птичку-снегиря.

Необходимо немного отступить вверх от ветки. И нарисовать овал, закрасить его. Рисую голову. Она меньше туловища, находится впереди и немного сверху. Рисую круг, закрашиваю, рисую клюв. С другой стороны рисую хвост. Он длинный и чёрный. Две ножки. На туловище рисую крыло овальной формы с чуть заострённым концом. Вот и готов снегирь. А теперь и вы приступайте к работе.

Воспитатель: Ребята, вы помогли нашему снегирю. Посмотрите, как он развеселился. Какая у него большая и дружная семья. Снегирь говорит вам спасибо!

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?

- Зачем он к нам приходил?

- Как мы помогли снегирю?

- У вас все получилось или были трудности? (Какие трудности)

Ну, а сегодня, когда мы с вами пойдем на улицу и рассмотрим, какие птицы прилетают к нам на участок.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект образовательной деятельности

 в средней группе «Ёжик»

с использованием нетрадиционной техники рисования

«печать мятой бумагой»

                                                                Подготовила:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Шепель И.С.

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – штампинг.

Задачи:

- Закрепить полученные знания об образе жизни и повадках ежа.

- Ответы детей на поисковые вопросы воспитателя.

- Чтение сказки В. Бианки «Ёж - спаситель». Ответы на вопросы по содержанию сказки.

- Учить рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида; выполнять рисунок тела без предварительной прорисовки карандашом. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печать смятой бумагой»

- Развивать образное мышление.

Предварительная работа:

Чтение стихов, загадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций, с выяснением особенностей повадок.

Организация детей:

I – дети сидят полукругом на стульчиках,

II - работа проводится за подготовленными столами.

Материал:

Иллюстрации к сказке В. Бианки «Ёж - спаситель»

Иллюстрации с изображением ежей.

Пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, тонированная бумага, кисточки, «смятая бумага», стаканчики с водой.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации. Вспоминают об образе жизни и повадках ежа: где живет, чем питается, что делает зимой, кто его враги, кто друзья.

Воспитатель предлагает детям ответить на поисковые вопросы:

- Зачем ежику нужна колючая шубка?

- Как вы думаете, что произошло бы, если бы этой шубки не было?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А теперь, послушайте сказку, которая называется «Ёж - спаситель»:

Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платье, как была босиком, побежала в лес.

…В лесу на пригорке было много земляники. Маша живо набрала корзиночку и побежала назад к дому, прыгая по холодным от росы кочкам. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её босая нога, сорвавшись с кочки, до крови укололась о какие-то острые колючки.

Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся и зафуфукал. Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги.

Ёж замолчал.

Вдруг прямо на Машу ползёт большая серая змея с чёрными зигзагами на спине - ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги отнялись. А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает розоватый язык.

Тут вдруг ёж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змеи.  Гадюка вскинулась всем телом и кинулась на него - как плетью ударила. Но ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Ёж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил ей на спину лапками.

Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой.

Воспитатель спрашивает детей:

- Как Маша уколола ногу?

- Кто хотел укусить Машу?

- Как ей помог ёж?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Физкультминутка «Под огромною сосной»

Под огромною сосной, Дети-ежата бегают за воспитателем-ежом.

На полянке на лесной,

Куча листьев, где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, Делают повороты головой в стороны.

На пенечках посидим. Приседают.

А потом все дружно спляшем, Дети кружатся.

Вот так ручками помашем. Машут руками.

Помахали, покружились

И домой заторопились. Убегают на свои места.

Г. Утробин.

- Ребята, давайте закроем глазки и представим, что мы с вами в осеннем лесу (музыка «шумы леса»). Ветер шумит, деревья высокие и низкие, а вот под кустиком спрятался маленький ёжик, ждёт свою маму ежиху, вокруг много разноцветных листьев. Как красиво!

- А сейчас откройте глазки и скажите, кого вы увидели в лесу? Что ежи делали? Хочется вам нарисовать то, что вы увидели в лесу? (Ответы детей)

- Мы будем сегодня художниками. Только рисовать мы сегодня будем необычным способом. Помогать нам сегодня будет – мятая бумага. (Воспитатель показывает детям нетрадиционную технику рисования «печать смятой бумагой». Дети прижимают мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносят оттиск на бумагу, передавая форму тела ежа. Показывает, как можно дорисовать мордочку и лапки).

Дети приступают к работе.

В конце занятия воспитатель, при рассматривании работ, обращает внимание детей на то, какая получилась дружная семья ежей, в которой ежики такие разные, не похожие один на другого.

В заключении занятия воспитатель читает стихотворение "Ёж" В. Степанова:

- Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной -

Ёжик добрый, а не злой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект образовательной деятельности по аппликации

в средней группе с элементами рисования

«Как муравьишка домой спешил»

                                                                Подготовила:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Шепель И.С.

Цель: Закрепить технику вырезывания окружности из квадрата и прямоугольника.

Задачи:

  • учить детей создавать выразительную композицию,
  • соединяя в одном рисунке разные техники изображения;
  • учить плавным поворотам руки при вырезании, вырезать из прямоугольника овал, срезая углы; совершенствовать технику работы с ножницами;
  • формировать аккуратное и бережное отношение к материалам; любовь к насекомым;
  • поощрять желание выполнить работу по-своему;
  • развивать мелкую ручную моторику, творческое мышление, воображение

Предварительная работа:

Чтение сказки «Приключение муравьишки»,

Беседа о пользе муравьев, рассматривание иллюстраций,

Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением муравейника,

Образец, выполненный воспитателем. Презентация «Аппликация «Муравьишка»

Материалы к занятию: бумаги белого цвета, цветная бумага: квадраты и прямоугольники коричневого цвета, ножницы, клей.

Ход Од

Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Вводная беседа.

- Загадка:

Вижу домик – теремок.

Он не низок, не высок.

Чей, домишка из иголок

На земле из старых елок?

Кто в домишке, том живет?

Беседа.

- Ребята, скажите, чей это дом? (ответы детей)

- Совершенно правильно, это муравейник. А кто живёт в муравейнике? Что вы знаете про муравьёв?

(дети высказываются)

- Какую сказку мы читали про муравьишку?

2. Основная часть.

Физминутка «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал.

(Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой).

Ножку тонкую он поломал.

(Ритмично сгибают и разгибают ноги).

Травкой быстро ее обмотал

В муравейник скорей побежал.

(Ритмично бегут на месте).

Ну, а солнце за лес уж зашло.

(Медленно приседают)

Стало сразу так страшно, темно.

(Закрывают глаза ладонями).

Хорошо, что друзья помогли,

(Шагают)

Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы! (Делают ритмичные хлопки).

- А вы, ребята, хотите потрудиться и сделать для муравьишки друзей?

Воспитатель показывает образец, презентацию «Аппликация «Муравьишка» (этапы выполнения работы), вместе с детьми обсуждает план выполнения работы.

- Обязательно нарисуйте глазки, усики и лапки.

- Кто мне сможет ответить, сколько лапок у муравья? И где они находятся?

Практическая часть.

Дети начинают работать, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Как у всех красиво получилось! Ребята, хотите поиграть?

Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, "дождик" дотрагивается до "муравья", никто не толкается.

Подвижные игры

«Птицы по местам»

Группе детей даются карточки с изображением различных птиц. На 2-х досках крепится зимний пейзаж и летний.

Ребята вы теперь стали птицами. Самыми разными. Но вас можно разделить на две группы: зимующие и перелетные. Зимующие летят к зимней картинке, а перелетные к летней.

«Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках - обручах. В другой стороне сидит ребёнок - «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («намочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг - «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас».

Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

«Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят, и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

«Охотники и зайцы»

Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.

Оборудование: мяч.

Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».

Ход игры: Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамьями).

На слова воспитателя:

Зайчик прыг-скок, прыг-скок

В зеленый лесок

«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».

Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.

«Совушка»

Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

Ход игры: На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.

Сюжетно – ролевые игры

«Теремок» В.Бианки

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки или шапочки с персонажами, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок» В.Бианки. Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!

Воспитатель: А теперь мы должны решить, кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают об игрывать сказку.

«Зоопарк»

Цель: Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

«Воробьиха и воробушки»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю, есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями.

А знаете, что я люблю больше всего делать?

В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.

Целый день летаю и чирикаю, ищу своих деток.

Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки.

Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы?

Отзовитесь, почирикайте. Я жду».

(Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели).

Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком.

«Кошка с котятами»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает).

У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану.

Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. Давайте вы будите моими котятами.

Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяукайте?».

Затем воспитатель обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка.

Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».

Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».

Загадки

Работящие зверьки

Строят дом среди реки

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход! (бобры)

Лесом катится клубок

У него колючий бок

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (еж)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (медведь)

Днем я сплю,

А ночь – летаю.

Хорошо я поступаю? (сова)

Птичка – невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (воробей)

Загадки о животных

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади — метла. (Корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

С бородой родится,

Да никто этому не дивится. (Козёл)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины. (Бобры)

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки, где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт. (Лиса)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

Как зовут её? (Лиса).

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (Заяц)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки — ни одной. (Ёж)

Смотри: лежит под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да вдруг побежала. (Ёж)

Загадки о птицах

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (Скворец)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей).

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду -

Чужим их сбуду. (Кукушка)

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Рекомендации для родителей: «Что читать детям 4-5 лет»

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно выяснить чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками овладеть. По мнению многих авторитетных психологов и педагогов, дети должны в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям, уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему жить негде!», «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть, Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть, Зайчика нужно оставить жить на улице?

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность. Еще в 19 веке русскими учеными доказано, что нравственность воспитывается только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы!

Очень важно!!! Каждую прочитанную книгу с ребенком необходимо обсудить. Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о прочитанном. Даже если малышу всего 4 года! Когда по книге задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие событий.

Еще одной из задач педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 - 5 лет выразительно читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их декламировать.

В возрасте 4 - 5 лет нужно начинать учить детей пересказу. Тут от взрослых понадобится максимум терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоится в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень серьезный труд.

Список литературы для чтения, пересказов и заучивания наизусть:

Сказки:

Смоляной бычок

Зимовье зверей

Гуси-лебеди

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Жихарка

Два жадных медвежонка

Три поросенка

Привередница

Петушок и бобовое зёрнышко

Царевна лягушка

Снегурочка

Крылатый, мохнатый да масляный

Лисичка-сестричка и волк

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок)

Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.

В.Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал: «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.

Б.Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.

К.Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.

С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», «Мяч», «Багаж» и др.

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

С.Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?», «Рисунок», «Где очки?», и др.

В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик».

Г.Х.Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.

В.Осеева «Хорошее», «На катке», «Сыновья», «Три товарища» и др.

З.Александрова «Елочка», «Таня пропала», «Мишкины соседи», «Дождик» и др.

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», «Научу одеваться и братца» и др.

Г.Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.

Бр.Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка» и др.

Как учить стихи.

Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее.

Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время, выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

И добиться успеха в жизни 

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко «пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное.

При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в «различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1. Ты ещё не видел чуда?

2. Никогда не видел чуда?

3. Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

4. Ты увидишь просто чудо

Удивительное чудо:

Там, где магазин «Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается берёзка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание:  Формировать элементарные представления о...

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки» (старший дошкольный возраст)

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки»  (старший дошкольный возраст)...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в ДОУ "Необыкновенная прогулка" для детей средней группы

Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ ,целью которого является расширение и углубление знаний детей средней группы об окружающем мире,растениях , способах их распространения....

«Лесное путешествие» (Мир природы, рисование) Итоговое интегрированное занятие для детей средней группы

laquo;Лесное путешествие» (Мир природы, рисование) Итоговое интегрированное занятие для детей средней группы...

Проект "Удивительный мир часов". Экскурсия в мини-музее для детей средней группы

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулироват...