Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мир природы в произведениях В. Бианки». Игра в стиле брейн-ринг.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Булгакова @

закрепить знания детей о творчестве В. Бианки, привить детям любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мир природы в произведениях В. Бианки». Игра в стиле брейн-ринг.

Подготовила и провела

воспитатель высшей категории

 ГБОУ ШКОЛА № 460

Булгакова Елена Анатольевна

Цель: закрепить знания детей о творчестве В. Бианки, привить детям любовь к природе.

Предварительная работа: ознакомление детей с биографией писателя. Чтение рассказов и сказок В. Бианки. Иллюстрирование детьми книг В. Бианки. Изготовление поделок из природного материала. Выставка детских работ. Просмотр видеофильмов.

Материалы к игре: портрет писателя; рисунки детей; поделки из природного материала; круги, разбитые на секторы; два волчка со стрелками; конверты с вопросами; жетоны; призы; альбом П.И. Чайковского «Времена года»; аудиозаписи с голосами животных и птиц; черный ящик.

Ход игры:

Зал оформлен как зимний лес. Дети заходят под музыку и занимают места на стульях. Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года». В зал входит ведущий в костюме Лесовика.

Ведущий: - Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на работу барсук, терпи.

Вот снег зашевелился, дрогнула ветка… И перед наблюдателем раскрывается еще один лесной секрет. А потом обо всем, что увидел, Виталий Валентинович рассказывал ребятам в книгах, проникая им в чудесные тайны природы.

Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие – на воде или под водой.

В своих лесных былях и сказках Бианки ответил детям на множество вопросов.

В основе всех рассказов и сказок лежат собственные наблюдения писателя. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям за родной природой.

Друзья мои, вы уже познакомились со многими произведениями Бианки, узнали много нового, интересного.

Сегодняшняя игра покажет, на сколько хорошо вы знаете рассказы Бианки, его героев и их особенности».

(Ведущий предлагает детям разделиться на две команды. Дети придумывают названия командам, выбирают капитанов, занимают свои игровые места за столами. В зале сидят зрители-болельщики. На столах круги, разбитые на секторы с цифрами. На мольбертах стоят пронумерованные конверты с вопросами. Команды по очереди раскручивают волчок со стрелкой и отвечают на вопрос, выпавший на игровом поле. За правильный ответ команда получает жетон. О готовности команды к ответу капитан оповещает ударом в бубен.)

Ведущий: «Я желаю удачи обеим командам. Внимание, начинаем. Право первого хода принадлежит команде, которая первой отгадает мою загадку.»

Вышел старик-годовик,

Махнул рукавом,

И полетели 12 птиц.

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны белое,

А с другой – черное.

(год, месяцы, недели, дни, ночи)

Содержание вопросов в конвертах

  1. Какой птице принадлежит этот клюв?

«Эй вы, мелюзга! Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю и в мешок себе отложу, опять поймаю и опять отложу.»

(пеликан)

Из какого произведения эти слова?

(«Чей нос лучше?»)

2.Кому принадлежат эти ноги?

«Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах – когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землей жить, землю лапами рыть да назад ее за собой отбрасывать – очень даже удобно.»

(крот)

Из какого произведения?

(«Чьи это ноги?»)

3.В записи звучит кваканье лягушек.

Вопрос: «Чья это песня? Из какого рассказа?»

(лягушка из рассказа «Кто чем поет?»)

4. Игра со зрителем.

Кому принадлежит этот домик из сказки Бианки «Лесные домишки»?

«На высокой ели, на толстом суку выстроен дом. Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит теплый, мягкий.»

(белка)

Ребенок, правильно ответивший на вопрос «игры со зрителем», получает небольшой сувенир-поделку.

5.У какого животного оторвался хвост, когда щенок схватил его зубами?

(ящерка)

В каком произведении Бианки это происходит?

(«Первая охота»)

Ведущий: «А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и объявляю музыкальную паузу».

(Дети танцуют танец маленьких утят)

Ведущий: - Команды, занимайте свои места! Игра продолжается!

6.Внимание, черный ящик!

«Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко –и вниз. А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки».

Вопрос: Листок какого дерева в этом ящике?

(березы)

7. Кто помог преодолеть Муравьишке забор?

(кузнечик)

8. В записи звучит голос кукушки.

Вопрос: -Голос какой птицы вы слышали? В каком произведении автор рассказывает о ней?

(кукушка, «Кукушонок»)

9. В чьё гнездо кукушка подбросила свое яйцо?

(в гнездо Пеструшки)

10. Игра со зрителем :

Вопрос: -  Как называется растение «комариная смерть» и где оно растет?

(росянка, на болоте)

(Ребенок, правильно ответивший на вопрос «игры со зрителем», получает небольшой сувенир – поделку)

Ведущий: - И снова музыкальная пауза!

(Дети поют песню «Не дразните собак», музыка Шаинского, аккомпанирует музыкальный руководитель.

11. Кто помогал Муравьишке переправиться через реку?

(водомерка)

12. Внимание, черный ящик!

(Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его родной дом. Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся.  Вдруг видит, рядом на листке…»

Вопрос: Кого увидел Муравьишка? Кто в черном ящике?

(гусеница)

Ведущий: - А сейчас подведем итоги нашей игры!

(Подсчитываются жетоны, выявляется команда-победитель)

Ведущий: - Команды построится для награждения!

(Обе команды выстраиваются друг против друга. Команда, победившая в игре, получает главный приз. Все участники награждаются «золотыми» медалями. Проигравшая команда получает утешительный приз «Зоологическое лото».

Ведущий: - Сегодня мы с вами наблюдали за интереснейшей игрой. Обе команды были на высоте. А сейчас я приготовила вам сюрприз: приглашаю всех ребят посмотреть мультфильм по рассказу В. Бианки «Мышонок Пик».

В игре использовались произведения В. Бианки:

  1. «Чей нос лучше?»
  2. «Кто чем поет?»
  3. «Чьи это ноги?»
  4. «лесные домишки»
  5. «Первая охота»
  6. «Кукушонок»
  7. «Росянка – комариная смерть»
  8. «Как Муравьишка домой спешил»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения».

Конспект занятия  по развитие речи  в подготовительной группе«Лексические игры и упражнения».Воспитатель:Кажимова Е.Р.Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слухово...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Продолжение работы над произведением нанайская сказка "Айога"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Продолжение работы над произвидением нанайская сказка "Айога"" Цель: знакомить со сказками других народов. Учить дет...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Викторина по произведению С.В. Михалкова «Дядя Степа».

Викторина, посвященная произведению С.В. Михалкова "Дядя Степа", для подготовительной группы....