Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Этот удивительный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка; Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация НОД»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

«Этот удивительный песок»

(Средняя группа)

Выполнила:

Леонтьева Е.В.

Воспитатель

МБДОУ «Рябинушка»

Программное содержание: 

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка;

2. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

3. Закреплять умение отвечать на вопросы, грамматически правильно выстраивая предложения.

4. Обогащать словарь за счёт слов: сыпучий, песчинки, песок пропускает воду, лупа.

5. Закрепление порядкового счета.

6.Закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материал:

Кукла- Буратино, «чудесный мешочек» с песком,  песок, одноразовые стаканчики – прозрачные, ложечки, палочки, тарелочки, лупы, баночки с воронками, иллюстрации с изображением времени года весны и лето, фартуки и головные уборы, «подарок», презентация о песке.

Ход НОД.

Воспитатель:

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь…обнимитесь…

Поиграли  мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Воспитатель:  Ребята, смотрите следы! Интересно кто  к нам  приходил? Давайте пойдем по следам и узнаем.

(Дети вместе с воспитателем идут и находят Буратино с чудесным мешочком)

Буратино: Здравствуйте ребята!  Вы меня узнали?  Поздравляю вас с наступлением лето!

Воспитатель: Ребята, а разве у нас сейчас лето? (Ответы детей).

Буратино: Почему не лето, солнышко светит, на улице тепло, значит лето.

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью картинок расскажем   Буратино, почему сейчас не лето (ещё не растаял снег, на деревьях набухают почки).

Воспитатель:  Буратино, а что это у тебя в руках?  («чудесный мешочек») 

 Буратино: Пощупайте  и попробуйте отгадать, что я вам принес  (сахар, песок, соль).  ( Воспитатель и ребята определяют, что там песок)

Буратино:  Я шел к вам  в гости и увидел, что песок лежит везде, а зачем он нужен и что с ним делать, я не знаю! А  вы знаете?

Воспитатель: Конечно знаем, правда Ребята. Я предлагаю рассказать и показать Буратино про этот «удивительный» песок с помощью опытов. Садитесь за столы, но помните, что с песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза, а для этого мы оденем фартуки и головные уборы.

Опыт 1.

Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Возьмите стаканчик с песком и ложку.  Насыпьте в  тарелочку 1 ложку песка.

Вопросы к детям:

     - Легко ли сыплется песок (легко)

- Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий).

- А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится).

- А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется   (увеличительное стекло).

 

Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа. Давайте вместе скажем лупа.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.

-  Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Давайте вместе скажем «песчинки»

-  Как выглядят песчинки?

Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

- Похожи ли песчинки одна на другую?

- Чем похожи и чем отличаются? (Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Вы будете маленькие песчинки.

Игра с геометрическими фигурами «Найди свою песчинку» 

Правила игры: каждому ребенку дается карточка с геометрической фигурой. Под музыку дети ходят, бегают, но как музыка перестала, нужно найти соответствующую фигуру, такую как на карточке и закрыть её.)

Опыт 2

   Теперь возьмите пустой стаканчик и насыпьте 3 ложки песка.

В один стаканчик с песком  налейте воды.

-Какой стал песок? (мокрый) 

А теперь возьмите палочку и воткните её в стаканчик с сухим песком, возьмите еще палочку и воткните в стаканчик с мокрым песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце.

-  В какой песок  легче поместить палочку в сухой или мокрый?

Вывод: В мокрый песок, палочку воткнуть труднее, потому что песчинки «держаться друг за друга».

А в  сухом  песке  палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче.

Мы ведь уже знаем, что песок — рыхлый, рассыпчатый.

Опыт 3

 Вытащите палочки из стаканчиков, и положите на поднос.

 Возьмите стаканчики в руки.

- Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой?

А давайте проверим. А помогут нам в этом весы и Варя и Коля.

 Варя вешает стаканчик с сухим песком, а Коля с мокрым.

Вывод: мокрый песок тяжелее, чем сухой.

(Воспитатель, обращается к Буратино)

Воспитатель:  Буратино, ты наверное устал сидеть? Да и мы с ребятами трудились и немножко устали. И я предлагаю поиграть в игру:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше поднимитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

И друг – другу улыбнулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.         (игра проводится 2 раза)

Опыт 4.

-Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду?

Давайте это проверим. У вас на столах стоит баночка с воронкой, насыпьте в воронку сухой песок и налейте воды.

 -Что происходит с водой?  (она проходит через песок)  

Молодцы ребята, протрите руки влажной салфеткой от песка.

Сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:

Сухой песок сыпучий;

Песок состоит из песчинок;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

(Показ презентации)

- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.

-Песок используется для детских игр. А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке.

И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок ладошкой, а затем палочкой  нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, чтобы на улице стало тепло и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть с песком.

Воспитатель: Буратино, так ты понял, что это не простой песок, а «удивительный»?

Буратино: Спасибо ребята,  что мне рассказали и показали много нового и интересного. Теперь я точно знаю, что на улице весна и совсем скоро придёт лето, и чтобы вам было интересно играть на участке с песком, я приготовил для вас подарок (лопатки и формочки для песка). Прощается и уходит.

Группа «Почемучки» МБДОУ «Рябинушка»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

Конспект непосредственной организованной деятельности "Этот удивительный мир космоса"

Коспект предназначен для работы с детьми 6-7 лет, с целью расширить представления детей о космосе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Эти удивительные камни"

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему: "Эти удивительные камни". Для знакомства детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Учить самостоятельно делать ...

конспект Проектно-исследовательской деятельности "Этот удивительный песок"

Конспект проектно-исследовательской деятельностидля детей старшей группы «Этот удивительный песок». Цель: Создание условий для развития познавательно –исследовательских интересо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Этот загадочный космос"

Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен воспитателям детского сада для ознакомления старших дошкольников с миром природы, с окружающим миром.Цель: Создать условия для развит...