Конспект занятия. Познавательное развитие. Тема: «Огонь — друг, огонь — враг».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жиленко Наталья Владимировна

Систематизация  и закрепление знаний об одной из природных стихий - огне, возможности использования его человеком,  закрепление правил пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihiya_ogon.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Огонь — друг, огонь — враг».

Цель: систематизация  и закрепление знаний об одной из природных стихий - огне, возможности использования его человеком,  закрепление правил пожарной безопасности.

Программное содержание:

Образовательные задачи:    учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг, учить детей видеть противоречия, уметь их решать.

Развивающие задачи:  развивать творческое воображение, развивать умения двигательной и мимической выразительности, формировать умение понимать учебную задачу.

Воспитывающие задачи: воспитывать чувство осторожности и самосохранения, воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»

 Методы и приемы:  Сюрпризный  момент,   словесные и наглядные методы,  художественное слово, д/и  «Хорошо – плохо», «Если возник пожар», двигательные упражнения

Оборудование: Свеча, игрушечный телефон,  картинки: кузница, воздушный шар, печка, взлет космической ракеты; магнитофон, диск со спокойной музыкой, красный воздушный шар, ленточки красного цвета.

Предварительная работа:

беседа с детьми о пожарной безопасности, рассматриваний плакатов и иллюстраций по пожарной безопасности, чтение произведений К.Чуковского «Путаница», Г.Цыферова « Жил на свете слоненок», И.Холина «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».

Ход занятия:

Фантазирование под музыку. Детям предлагается отрывок спокойной музыки, который прослушивается в полной тишине с закрытыми глазами. Затем дети рассказывают о своих представлениях.

Воспитатель: - А мне представился тихий, сумрачный вечер, по комнате медленно расползается темнота, а на столе…. Хотите узнать, что я видела на столе? Отгадайте.

                                                       Сгорает тонкий фитилёк,
                                             Стекает воск, -    и огонёк
                                             На ней задорно пляшет.
                                             Уютно в доме нашем!

-Это свеча. (воспитатель вносит горящую свечу. Свет гасится, дети сидят кружочком вокруг свечи, наблюдают за огоньком) . Предложить детям словами определить свое внутреннее состояние в этот момент.

Вопросы: - Какого цвета огонек свечи? Можно ли определить одним цветом? Можно ли определить форму пламени (понятие относительности: и «да» и «нет»?

Почему иногда говорят так: языки пламени?

Физкультминутка под музыку

Дети изображают свечу в момент горения: тающий воск, колеблющееся  пламя

Воспитатель достает цилиндр

Вопросы: -Что это? Какого цвета цилиндр? Что бывает красного цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: -вы правильно заметили, что этот цилиндр похож на огонь. Это и есть огонь. Но огонь, с одной стороны, хороший, добрый, а с другой стороны, он – плохой, злой.

-Когда огонь – хорошо?

Дети называют предположение и делают шаг вперед

Воспитатель: правильно, вы рассказали мне о том огне, который помогает нам в жизни. Он помогает нам готовить еду, дает нам тепло и свет. Это хороший огонь (поворачиваем цилиндр веселой, доброй стороной)

Скажите, а когда огонь может стать плохим? (Ответы детей)

Поворачиваем цилиндр черной стороной

Воспитатель:- А как же появился у человека огонь? Раньше, когда люди жили в пещерах, они ели сырое мясо. Однажды, в сильную грозу, загорелся лес. В огне погибло животное. Человек нашел его и решил съесть его мясо. Ему понравилось. Он пришел домой и рассказал своим друзьям, что мясо, обжаренное на огне мягче и вкуснее. Постепенно люди приручили огонь: сидели вокруг костра, грелись, готовили еду. А теперь? Посмотрите на картинки. Где люди используют огонь? (Обсуждение) Картинки: кузница, воздушный шар, печка, взлет космической ракеты

Воспитатель:- Давайте представим, что бы было, если б человек так и не научился управлять огнем? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, наш огонь хочет поиграть с вами. Давайте покажем ему, когда он бывает плохим, а когда хорошим.

Игра «хорошо – плохо»  (Хорошо – красный цвет; плохо – синий.)

Вопросы:

Огонь в лампочке…

Огонь зажег штору… .

Огонь помогает готовить обед…

Огонь зажег в лесу дерево… .

Огонь в лампочке обжег коту нос…

Огонь помогает обогревать квартиру…

Воспитатель:- Итак, огонь может быть другом, а может быть врагом.

-Что может случиться, если с огнем обращаться неосторожно?

-Можно ли оставлять включенным утюг, плиту, телевизор?

-Почему родители не разрешают вам брать спички?

Физкультминутка под музыку

Давайте представим себе, как танцует огонь. Танец огня с ленточками.

Игра «Если возник пожар»( В руках красный шар)

Воспитатель: -Этот шар в руках недаром

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой ….

Ребенок. (Пожар) (передача шара)

Воспитатель раз, два, три, четыре –

У кого пожар….

Ребенок: (В квартире)

Воспитатель: дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил…

Ребенок: (Утюг)

Воспитатель: красный отблеск побежал

Кто со спичками….

Ребенок:( Играл)

Воспитатель: стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над … .

Ребенок: (Газом)

Воспитатель: пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег ….

Ребенок: (Листву)

Воспитатель кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ….

Ребенок.( Предметы)

Воспитатель : - помни каждый гражданин

Этот номер … .

Ребенок. Ноль один

Воспитатель: дым увидел – не зевай, и пожарных ….

Ребенок:  (Вызывай)

Воспитатель:- можно ил справиться с пожаром? Кто помогает бороться с огнем? Чем пожарные гасят пламя? Что делать, если вдруг начался пожар?

Воспитатель: - Итак, нужно вызвать пожарную команду.

Дети по очереди набирают на игрушечном телефоне 01 и проигрывают ситуацию вызова команды, называя полный домашний адрес, свои фамилию, имя.

Итог занятия: - Что вы сегодня узнали для себя нового и важного?(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»

Цели.1.  Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2.           Закреплят...

Конспект занятия в старшей группе "Огонь - друг, огонь - враг"

Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем....

Познавательная беседа Тема: «Огонь друг – огонь враг»

Он всегда бывает разным,Удивительный огонь.То буяном безобразным,То тихоней из тихонь,То он змейкой торопливойПо сухой скользит коре,То косматой рыжей гривойПолыхает на заре....

Конспект " Урока безопасности " по теме " Огонь - друг, огонь- враг "

Вначале с детьми была проведена беседа об огне. Дальше занятие строилось по заданиям.- вопрос-ответ,- колесо безопасности с различными пожарными знаками,- подобрать к каждой картинке правило пожарной ...

Конспект занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»

Конспект занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»...

Конспект НОД. Пожарная безопасность. Тема: "Огонь - друг, огонь враг."

Конспект НОД. Пожарная безопасность. Тема: "Огонь - друг, огонь враг."...

Конспект занятия по ОБЖ. Тема: Огонь друг-огонь враг

Конспект занятия по ОБЖ. Тема: Огонь друг-огонь враг...