Проект «Я часть России» в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Мунтяну Анастасия Валерьевна

В этой методической разработке представленно подробное календарное планирование, разбитое на три темы: "Страна моя родная", "Русский сувенир", "Русский богатырь".

Каждая тема соответствует неделе (всего их в проекте три). Формы деятельности и тематика подобраны в соответвии с интересами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Я часть России»

в старшей группе

Подготовили:

Мунтяну Анастасия Валерьевна

Санкт-Петербург,

2021 г


ПРОЕКТ «Я ЧАСТЬ РОССИИ»

Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

Сроки проведения: кратковременный (1-19 ноября)

Возраст воспитанников: 5-6 лет;

Актуальность: любовь Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. За период дошкольного детства дети должны получить основы преставлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему отечеству о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Поэтому мы считаем необходимостью проведение такого рода проектов в рамках дошкольного образования. Их реализация поможет воспитать достойного гражданина своей страны, умного, эрудированного, уважающего своих историю и предков.

Цель: формирование у детей интереса и любви к Родине посредством проведения проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать у детей стремление работать в коллективе посредством работы в командах, бесед, коллективного обсуждения, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр;
  2. Формировать знания об особенностях истории русского народа, его обычаев, менталитете посредством глубокого изучения истории России;
  3. Способствовать развитию связной как монологической, так и диалогической речи через прослушивание тематической литературы, проговаривании материала, изученного в ходе НОД или любого другого вида деятельности;
  4. Формировать первичные знания об истории России, искусстве и мастерстве русского народа, эпосе, главнейших героях Руси (богатыри) посредством проведения тематических мероприятий (НОД, различные виды игр, беседы);
  5. Воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к истории родной страны, способствовать становлению гордости в детях за свою страну посредством проведения проекта.

Работа с родителями:

  1. Папка- передвижка «4 ноября – День народного единства»;
  2. Консультация для родителей "Как объяснить ребенку, что такое народное единство»;
  3. Совместное чтение тематической литературы;
  4. Совместное чтение и добровольное заучивание Гимна России»;
  5. Совместные просмотры тематических документальных фильмов;
  6. Посещение выставок народного творчества.
  7. Папка-передвижка «О пользе чтения русской народной литературы».

1 НЕДЕЛЯ «СТРАНА МОЯ РОДНАЯ»

Д/н

Вид деятельности

Цель проведенных в этот день мероприятий

1.11

  1. Рассматривание символики России
  2. Беседа «Страна, в которой я живу»;
  3. Просмотр мультфильма из серии «Гора Самоцветов»;
  4. Беседа об истории русского народа;
  5. Ситуативная игра «Приглашение к столу»;
  6. Чтение русской-народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Повторение уже изученного ранее материала (символика РФ), расширение знаний о символах родной страны.

Получение знаний о появлении такого народа, как славяне, его истории, истоках и откликах в современной России. Формирование знаний о разнообразии народов РФ, об их особенностях и менталитете.

Формирование знаний о гостеприимности русского народа посредством разыгрывания житейских ситуаций и проговаривания особенностей русского гостеприимства.

2.11

  1. Беседа «Почему я говорю на русском языке»;
  2. Прослушивание записи звучания старославянского языка;
  3. Раскрашивание картинок с патриотической тематикой (флаг, герб, Кремль)
  4. НОД «Слава русской старине»;
  5. Подвижная игра «У медведя во бору»
  6. Д/и «Сложи картинку» (русские-народные промыслы);
  7. Разыгрывание русской народной потешки.

Формирование первичных знаний о появлении русского языка: откуда пришла азбука, кто ее создатели и как звучал древний русский язык.

Продолжение формирования знаний о символике РФ путем раскрашивания тематических раскрасок по памяти.

Воспитание положительных чувств к русским предметам старины, формирование интереса к изучению.

Привлечение детей к театральной деятельности путем проигрывания русской-народной потешки.

3.11

  1. Викторина «Обычаи и промысел русского народа;
  2. Просмотр иллюстраций с костюмами разных народов России;
  3. Просмотри презентации «4 ноября – День народного единства;
  4. Раскрашивание раскрасок «Символы России»
  5. Аппликация «Береза – как символ России»;
  6. П/И «Слепой козел» (р/н игра)

Повторение с детьми особенно запоминающихся обычаев и промыслов русского народа. Привлечение внимания детей к разнообразию народных костюмов, прививание эстетического вкуса.

Расширение знаний о празднике Народного единства, рассказывание о людях, благодаря которым этот праздник стал таким знаменательным.

Повторение деревьев, преобладающих на территории РФ, а конкретно выделение березы как символа России.


2 НЕДЕЛЯ «РУССКИЙ СУВЕНИР»

8.11

  1. Беседа о дымковской игрушке;
  2. Д/и «Дымковская игрушка»;
  3. Рассматривание русской матрешки, проговаривание особенностей и форм;
  4. Рассматривание видов русской росписи (городецкая, дымковская, гжель и тд)
  5. П/и «Золотые ворота»;

Формирование первичных знаний о дымковской игрушке: материал, форма, основные герои лепки, особенности покраски, орнамента.

Продолжение изучения матрешки, рассматривание разнообразных видов матрешек, рассматривание старинной матрешки.

Визуальное знакомство с различными видами росписи, известными в России.

9.11

  1. Чтение «Дымка красная девица» (М.Г. Смирнова);
  2. Показ презентации «Мастера Руси»;
  3. Д/и «Каждое изделие в свой город».
  4. Самостоятельная деятельность детей: рисование дымковской игрушки (барыня, курочка, козлик и тд)

Знакомство с дымковской игрушкой как с литературным персонажем.

Получение знаний о мастерстве русского народа, о его талантах.

Формирование художественно-эстетических навыков через рисование дымковской игрушки.

10.11

  1. Беседа «Кто такая матрешка»;
  2. Декоративное рисование «Нарядная барышня»;
  3. Рассматривание иллюстрация русского-народного костюма;
  4. Просмотр документального фильма «Галилео. Хохлома».

Продолжение рассматривания матрешки, фантазирование на тему ее наряда и перенесение задуманного на бумагу в качестве художественной деятельности.

Знакомство с конкретной росписью, Хохломой, путем просмотра документального кино.

11.11

  1. Чтение «Хохлома» (В.Набоков);
  2. П/и «Колокольцы-бубенцы»;
  3.  Рассматривание иллюстраций старой посуды, мебели в русской-народной росписи.

Продолжение знакомства с хохломой через литературный образ, переданный Владимиром Набоковым в рассказе «Хохлома».

Формирование знаний о роли хохломы в декорировании различных предметов обихода.

12.11

  1. Разыгрывание с игрушками «Матрешкины потешки;
  2. Изготовление куколки из ниток своими руками.
  3. П/и «Бояре» (р-н игра)

Сюжетно-ролевая деятельность детей с матрешками в их свободной деятельности.

Развитие творческих способностей и мелкой моторики через индивидуальную работу с нитками (изготовление куколки).


3 НЕДЕЛЯ «РУССКИЙ БОГАТЫРЬ

15.11

  1. Беседа «Кто такие богатыри»;
  2. НОД «Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»»;
  3. Просмотр презентации «Русские богатыри»;
  4. Д/И «Одень богатыря».

Первое знакомство детей со словом «богатырь» и что оно обозначает. Приобщение детей к художественно-эстетическому развитию путем знакомства с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

Формирование новых знаний о силе, мужестве, отваге и любви к Родине через личность самого богатыря и его образа жизни.

16.11

  1. 1.Беседы:«Преданья старины глубокой»,
  2. НОД «Рассматривание картины «Витязь на распутье» (Н.Рерих)
  3. 3.Раскраски «Богатыри»;
  4. Чтение «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Знакомство детей с такими литературными формами, как былина, предание и тд.

Формирование знаний о конкретных богатырях, а в частности о Илье Муромце и его подвигах.

17.11

  1. Беседа «Что такое быль и небыль?»
  2. С/р игра «Строим крепость»
  3. Д/и «Снаряди богатыря»;
  4. Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках.

Развитие  навыков конструирования посредством передачи приблизительной формы крепости.

Запоминание основных признаков богатырей путем снаряжения богатыря в дидактической игре.

Продолжение изучения малой литературной формы (пословицы и поговорки), активизации их в активном словаре детей.

18.11

  1. Беседа «Враги русских богатырей»
  2. С/р игра «Три богатыря»;
  3. Чтение былин «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич»;
  4. Д/и «Угадай, о ком говорю».

Повторение раннее изученного материала о богатырях, расширение знаний об их подвигах, героизме. Знакомство с остальными наиболее известными богатырями. Развитие памяти и внимания через угадывание особенностей того или иного богатыря на основе изученного материала.

19.11

  1. Беседа «Современные богатыри»;
  2. Чтение С. Михалков «Дядя Степа»;
  3. Беседа с детьми об их папах, как защитниках;
  4. С/Р игра «Дядя Степа великан!»

Воспитание в детях стремления быть такими же храбрыми защитниками своей Родины посредством повторения стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Формирование знаний о том, что богатырем можно быть и в современном мире, прямо как дядя Степа.

Вывод: все мероприятиях нами были проведены в полной мере и получили отклик как со стороны детей, так и их родителей. Дети повторили факты из истории России, узнали новую информацию об обычаях и особенностях своей родной страны и русского народа. Также мы продолжили формирование знаний о русском зодчестве, о мастерстве и талантах русских мастеров. Дети попробовали самостоятельно изображать дымковскую игрушку. Тема недели «Русские богатыри» заинтересовала детей больше всего: им было интересно рассматривать картины (репродукции), слушать былины, играть в разного рода игры на эту тематику (дидактические, с/р игры, подвижные. Таким образом, можно сказать, что поставленные перед нами задачи в рамках проекта мы решили в полной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект "Путешествие по России" в старшей группе

Конспект итогового-значимого проекта в форме занятия был разработан и проведен, как заключительное занятие в конце учебного года....

Проект "Олимпиада в России" в старшей группе №6 "Колобок"

Проект "Олимпиада в России" в старшей группе №6 "Колобок"...

Проект «Моя Родина - Россия!» в старшей группе

Цель проекта: Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, закрепление знаний детей о русской культуре, ее традициях, национальной одежде, п...

Информационный проект «Моя Родина Россия» в старшей группе

Воспитание любви к Родине, есть неотъемлемая часть в жизни каждого человека.Наша задача - дать понять детям, что такое Родина, раскрыть её сущность, показать красоту природы русской, воспитывать в дет...

проект "Я часть России"

laquo;Я часть России»долгосрочный патриотический проектЦель: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордост...

Проект «Наша Родина-Россия» в старшей группе №2 «Знайки»

Проект  «Наша Родина-Россия» в старшей группе №2 «Знайки»...