методическая разработка
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа)

Фомина Оксана Ивановна

«Экологическое воспитание деМБДОУ детский сад №3 с. Таремское

 

 

 

 

 

 

    

Методическая разработка раздела

 общеобразовательной программы 

по теме:

«Экологическое воспитание детей 7-го года жизни через ознакомление с  природой родного края»

 

 

 

 

  

 

                                                 

воспитателя Фоминой Оксаны Ивановны

                                                образование среднее специальное

                                       педагогический стаж  17 лет

 

 

 

 

 

  

                                

 

 

г. Павлово, 2022г.

 

        1. Краткая характеристика раздела  ООП ДО. 

 

«Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало

одних наблюдений. Надо одушевить для них

весь мир и всю природу, заставить говорить

языком любви и жизни и немой камень, и

полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо

веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку»       

 

                                                                                                                                      / Белинский /

         Дошкольный возраст - это период, когда ребенок выражает свое отношение к окружающему миру с помощью эмоций и чувств.

   Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе родного края.

  Одним из принципов построения экологической работы в детском саду является краеведческий принцип.

  Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей недостаточно знаний о природе родного края, это показало в результате опроса детей подготовительной группы, наблюдений за ними. Для выявления представлений о красоте и значимости природы родного края провела анкетирование с родителями, индивидуальные беседы и пришла к выводу, что углубление в познание природы родного края необходимо.

      Проанализировав Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, программу экологического образования «Наш дом – природа» Н.А Рыжовой,   программу «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, пришла к выводу, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» отражает  направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребенка.

    В программе «Наш дом– природа» Н.А Рыжовой особое внимание  уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Ценность данной программы состоит в том,  что в ней уделяется особое внимание нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.  Структура программы представлена тематическими блоками.

    В программе «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, которая создавалось  как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Девиз программы «Детство»:  « Чувствовать – Познавать – Творить».

  Во всех 3-х программах решаются задачи экологического воспитания. Практически во всех программах заложено построение экологического воспитания на материале родного края. Не случайно темой написания Программы развития ДОУ и стала «ДОУ как детский сад краеведческой направленности»по которой работал на протяжении нескольких лет     (2008-2012 гг).

В связи с этим и целью моей методической разработки  является воспитание у детей устойчивой потребности в познании родного края, а на этой основе- формирование у детей бережного, внимательного отношения к его природе.

2. Задачи  методической разработки

 

Познавательные  задачи :

-  Расширять кругозор детей в процессе ознакомления с природой родного края;                                                -  Обогащать экологические представления детей, практическую деятельность по возможности  сохранения и бережного отношения к родному краю;

Развивающие:

 

- Продолжать развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление);

-  Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, проявлять инициативу;

- Развивать творческий подход в процессе экологического воспитания в рамках ознакомления с природой родного края;

 

Воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к родной природе ;                                                                                    -  Воспитывать патриотические и эстетические чувства средствами экологического воспитания в процессе выполнения заданий по экологическому воспитанию;                                                                        - Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми; 

      3. Психолого- педагогическое обоснование и содержание представляемой методики (технологии).

 

А) Психолого- педагогическое  обоснование.

   Методическая разработка направлена на  работу с детьми 7-го года жизни. Ребенок  самостоятелен, эмоционален и любознателен.

В этом возрасте происходит дальнейшее  физическое и психическое развитие ребенка: внимание  становится произвольным, развивается восприятие , воображение, словесно-логическое мышление  (навыки обобщения и рассуждения). У ребенка продолжают формироваться  представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширяются знания о природе: особенности жизни животных, птиц, рыб, растений на земле, под землей, в воде и воздухе. Углубляются знания о разнообразии причин происходящих в природе изменений, об усилиях человека по сохранению целостности экосистем. У детей 7-го года жизни формируются правила поведения в природе и контактов с животными, ядовитыми растениями . Проявляет активный интерес к природе родного края. Однако, недостаточно дети владеют знаниями по экологическому воспитанию в рамках ознакомления с природой родного края.    

 

Б)  Раскрытие содержания работы

   Начиная работу по данному направлению, путем анкетирования и консультаций с родителями выяснила, что не во всех семьях родители стараются выделить время наблюдениям за объектами родной природы, беседам  с детьми о ней; заучиванию или чтению художественной литературы о природе родного края. Это и явилось поводом написания Программы развития ДОУ «ДОУ как детский сад краеведческой направленности», а также в своей работе я использую Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой , парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н., методики к программе экологического воспитания «Наш дом-природа» Н.А.Рыжовой. Эти программы направлены на развитие у дошкольников положительного отношения к природе, учат детей позитивно взаимодействовать с природными объектами.

     Воспитательно-образовательный процесс осуществляется через следующие формы организации образовательной деятельности: НОД, ОДРМ, СУСДД, РС.

    Работая  в течение  нескольких лет  над  проблемой экологического воспитания и образования дошкольников по программе, методикам  и технологиям  активно использую разные формы обучения и воспитания.

Это образовательная деятельность (занятия) в форме:

-  бесед (сравнительные «Животные нашего края и степей»;  обобщающие «Птицы нашего края весной», «Человек и родная природа»; обобщающие с элементами наблюдения «Животные нашего края»; проблемно-этические «Кому нужна вода?»; беседа-путешествие «Жители  речного царства»; беседа с элементами труда «Растения в нашем уголке природы»; обобщающие беседы с использованием схем и моделей «Насекомые рядом с нами», «Экологические цепочки в родном лесу»;

- экскурсий в любимый лес, на пруд с родителями;

- целевых прогулок ( в сопровождении родителей),

- сравнительного наблюдения с элементами труда «Растения живого уголка» и т.д.,

- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

- проведения экологических игр «Приготовь лекарство», «Животные и растения нашего края»

- чтения экологических сказок «Жила-была речка», художественной литературы «Печальная береза» А.Фет, «Раненые деревья» Скребицкий Г., «Весело цветники в поле пестреют» Плещеев А.; стихи и песни  Павловских поэтов: Н.Сычаев «Песня о городе Павлово-на-Оке», стихи Н.Корноуховой, Е.Гагариной, А.Важенина, стихи и песня Н.Смагина, П.Кузнецова.  

- проведение  досугов «В гостях у гриба-лесовика», интеллектуальных игр «В гармонии с природой»

   Образовательная деятельность, проводимая в режимные моменты в процессе которой дети не только учатся видеть красоту окружающей природы, но и приобретают навыки культурного и имеющая воспитательно-развивающий характер, а также создаю условия для самостоятельной познавательной детской деятельности. 

    В своей работе я учитываю, что нельзя заложить основы экологического мировоззрения и правильное отношение к своему здоровью без поддержки семьи и связи с социумом.
   Взаимодействуя с родителями через  разнообразные формы объясняю значение развития экологических представлений о природе родного края. Направляю внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Периодически привлекаю семьи воспитанников к активному отдыху, экскурсиям с детьми в родной лес. А также вовлекаю родителей в совместную с детьми исследовательскую и  проектную  деятельность ( оформление альбомов, газет, книг-самоделок) . Охотно родители соглашаются участвовать в выставках совместного творчества, досугах, познавательных викторинах.


     В свой работе применяю как наглядные, так и словесные методы работы: вопросы к детям , объяснение, худ.слово. В практической деятельности использую следующие развивающие методы: ответы детей, систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, создание книг-самоделок, сбор природного материала, совместный труд детей и взрослых в природе .

 

  Решение поставленных задач направлено на достижение основной цели – воспитание у детей устойчивой потребности в познании родного края, а на этой основе- формирование у детей бережного, внимательного отношения к его природе.

Поэтому  в группе создана развивающая среда, которая соответствует ряду условий:

                         Уголок природы

Комнатные растения, требующие разных способов ухода

Материалы для ухода за растениями

«Огород на подоконнике»

Альбомы с фотографиями любимой и родной природы

Природный материал нашего края

Календарь погоды

Дидактические игры о родной природе

Природоохранительные и запрещающие знаки

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми

Выставка овощей, фруктов, осенних цветов родного края.

                  Опытно-исследовательская лаборатория

-емкости для экспериментирования

-подносы на каждого ребенка

-лупы

-полочка с материалами и предметами для экспериментирования

-материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом

-семена для посадки и проращивания в разных условиях

-песочные часы

                   Центр занимательной математики

-дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др.

-логические задачи, придуманные детьми

                   Центр книги и развития речи

-схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах родной природы

-иллюстрации с изображением времен года, животных, растений нашего края  для описания

-познавательная литература о родной природе

-картины о природе и труде взрослых в природе (о нашем крае)

-книги –самоделки по данной тематике «Всё о птицах нашего края» и.т.д.

-альбом о родной природе : рассказы, стихи, загадки, приметы и др.

                   Центр художественного творчества

-картины-пейзажи нашей местности, натюрморты овощей и фруктов

-силуэты животных, рыб, насекомых нашего края для раскрашивания

-поделки из бумаги «Природа любимого края в оригами»

-поделки из природного материала по данной тематике

-предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты и т.д.( о любимой природе нашего района)

                 Центр здоровья и физической культуры

-шапочки цветов, насекомых, животных птиц нашего края для имитации их движений и проведения подвижных игр

-наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о необходимости соблюдения правил поведения в условиях родной природы, что благотворно действует на здоровье человека

                  Центр игры

Материалы к сюжетно-ролевым играм «Доктор Айболит», «Помощники леса»

Дидактические игры: «Чей хвост», «Где чей домик», «Кто что кушает», «Зоологическое лото», «Животные и растения родного края»

                Центр музыки и тетра

-альбом песен о родной природе с подбором иллюстраций и фотографий

-различные виды театра

-подбор произведений для слушания звуков любимого леса

 

    В подготовительной группе, где я работаю, прекрасный живой уголок, в оформлении которого приняли активное участие родители и дети. В центре уголка, между комнатными растениями, оборудовали аквариум – модель природного водоема, мини – экосистема, изготовили клетки для декоративных птиц, животных.  И я решила создать « картотеку разумных и полезных предложений », в которую вошли советы родителей, воспитателей и специалистов. Большая работа ведется по оформлению календарей погоды и природы, дневник наблюдений, красочно оформляем уголок дежурств по природе.
    Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе , любят экспериментировать, Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов с водой, почвой, посева семян, колировка рассады. Тем самым наглядно показали детям возможность вторичного использования материалов, которые выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
   В уголке  детского сада я организовала мини-музей «Природа родного края», который включает в себя: фотографии, картины, рисунки, гербарии, книги, открытки, на которых представлен растительный и животный мир нашей местности. Это бесценное место, откуда маленький человек вынесет много знаний . В музее мы проводим не только занятия по ознакомлению с окружающей средой, но и развитие речи, математику, художественно – продуктивную деятельность, музыку.
    Вместе  с детьми создали макет экологической системы «Лес». В макете представлен растительный и животный мир, а также имеются модели : «Птицы», «Звери», «Насекомые»- эти модели помогали детям в составлении обобщенных описательных рассказов. Моделируя, дети в игре устанавливают причинно-следственные связи, определяют, почему отдельные животные, растения не могут жить в чуждой им экологической среде. Предметные модели: «Лес», «Поле», «Луг», «Водоем» с их помощью у детей формируются представления о соответствующих экосистемах.

    В уголке природы имеется зона под названием «Зеленая лечебница», которая «выезжает» в группы и привлекает детей к работе по оказанию помощи растениям – обрезке, пересадке, подкормке, лечению.
  Одно из видных мест в нашей группе занимает выставка детских работ «Природа и фантазия детей», которая постоянно обновляется поделками и рисунками детей.

  Увидев растения на участке детского сада, дети хотят узнать о его особенностях, росте в рубриках газеты «Как растут растения», «Секреты фасолинки», «Хитрости семян», «Растения у тебя дома». Любой ребенок должен почувствовать, что детский сад это его второй дом. А свой дом надо хорошо знать, любить и быть в нем хозяином.

   Особое место я отвожу игре, - так как через игру ребенок познает мир и все то, что его окружает. Проводила подвижные, словесные игры природоведческого содержания «Скажи, что лишнее»,  «Изобрази животного нашей местности», «Кто как кричит» и т.д. Но больше внимания уделяю дидактическим играм «Живое – неживое», «Зоологическое лото», «Разложи карточки», «Животные и растения родного края», так как они способствуют систематизации представлений о мире природы.

     С целью обогащения, расширения представлений о родном крае использую художественное слово: стихи, песни и рассказы о родном крае интересны и содержательны.           Художественное слово, соединенное с живым восприятием природы, помогает созданию ярких образов, углублению знаний детей.

  В продуктивной деятельности дети делали зарисовки по результатам наблюдений и бесед, изготавливали макеты с изображением животных и растений родного края, изготавливали пособия для занятий. Увлеченные занятиями, они ведут дневники, зарисовывая свои наблюдения, изготавливают подарки в день рождения елочки, розового куста, живо включаются в учебный процесс, проводят опыты, экспериментируют и радуются новому ростку, объекту.
   Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный, целенаправленный, практический подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Вся  территория  детского сада утопает в зелени красивых деревьев (берез, рябин, елей, тополя, клена, сирени), кустарни-ков, изящная альпийская горка и благоухающие цветами клумбы. На площадке у нас  есть озелененная беседка для отдыха, песочный дворик, небольшой огород. Вкопаны лавочки, дети спокойно сидят на них, отдыхают, наблюдают за насекомыми, птицами, цветами. Здесь дети учатся созерцать природу, сосредотачиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Цветник и огород облагораживаем  вместе с детьми, а также наблюдаем за работой дворника. Рядом находится школьный двор, недалеко от детского сада  красивый лес.

    Все это помогает детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это формирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно складывается на развитии его психики

    Мною накоплен ценный опыт работы по детскому словотворчеству. В совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей рождаются интересные экологические сказки, рассказы, загадки. Это ценный результат самовыражения детей, их опыта, эмоциональ-ных переживаний, отношения к происходящему.
   

   Тематика занятий построена так, что она дополняет воспитательно-образовательный процесс детского сада и помогает воздействовать на эмоциональное развитие ребенка. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски природы родного края, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать.
           Таким образом, формирование у детей старшего возраста системы знаний о родном крае является одним из условий нравственного становления личности. Краеведческий материал расширяет кругозор детей, расширяет их интеллектуальный потенциал. Родной край- это та среда, в которой живут дети, источник их впечатлений, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей.

 

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела ООП

Для системного экологического развития  детей я  провожу мониторинг образовательного процесса (по образовательным областям) и мониторинг детского развития (уровень развития интегративных качеств),  на основе полученных результатов составляю перспективное планирование где отражается интеграция  с различными видами детской деятельности, индивидуальная работа и  результаты выполнения ООП по интегративным качествам .

 

1.Описание интегративных качеств ребёнка подготовительной группы в соответствии с разделом ООП.

  • Физически развитый…Ребенок подвижен. Проявляет активность при организации подвижных игр, связанных с природой родного края.
  • Любознательный, активный. Ребёнок проявляет разнообразные познавательные интересы к экспериментированию над объектами природы родных мест. Проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении экологических заданий. Выполняет поручения взрослых, стремиться быть аккуратным и заботливым в отношении родной природы .
  • Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует и адекватно воспринимает происходящие явления, изменения в природе родного края;  отражает образы родной природы в речи; проявляет гуманное отношение к свои родным местам.
  • Овладевший средствами общения…Обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой, сообщает о впечатлениях от увиденного, задает вопросы, подробно отвечает на вопросы об изменениях, причинно-следственных связях между экосистемами в рамках родного края.
  • Способный управлять своим поведением. Управляет своим поведением, стремиться выполнять нормы и правила, понимает важность нравственного поведения по отношению к природе родного края, а также испытывает чувство вины, стыда и осознаёт последствия в случае нарушения норм и правил. Способен длительно проявлять волевое усилие в процессе исследовательской, проектной деятельности по изучению растительного и животного мира родной природы; контролирует и преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия ( трудиться, стараться, сосредотачиваться).
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим по дальнейшему ознакомлению с природой родного края.
  • Имеющий первичные представления …..Ребенок имеет первичные представления об особенностях жизни животных, птиц, растений на земле, в воде и воздухе на территории нашего края. Понимает взаимосвязь жизнедеятельности животных, птиц, растений, выстраивая экологические цепочки. Значения природной среды для человека. Усилия человека по сохранению целостности экосистем на протяжении родных просторов.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу (использование схем, моделей), слушать взрослого и выполнять его инструкции, касающиеся углубления знаний о природе нашего края.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Осуществляет самоконтроль, проявляет индивидуальность в проектной деятельности, выразительно отражает в речи свои наблюдения о родной природе, впечатления в процессе продуктивной деятельности. Имеет практические навыки ухода за живой природой. Знает известных Павловских авторов песен, рассказов и стихов о родном крае.

 

2. Представление результатов мониторинговых исследований  раздела ООП

 В начале нашего пути дети  испытывали затруднения:

- в выделении конкретных признаков живой природы родного края;

- с трудом определяли характерные признаки строения животных и растений нашей местности;

- с помощью взрослого устанавливали причинно-следственные связи в природе;

- гуманное отношение было ситуативным.

          

         Следующие  показатели на слайде, представленные в результате проведенной работы :  

Сравнительные диаграммы по уровню развития интегративных качеств у дошкольников,  начало работы  и  май 2013г                                                                                                  /  итоговые результаты- по методике ЮА Афонькиной/

 

 

    
  image
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Результаты мониторинга развития интегративных качеств у детей подготовительной группы  на конец 2012-2013 уч.года показывают, что высокий уровень развития имеют  40 % детей, средний уровень- 60% детей. По социально-личностному и познавательно-речевому развитию  показатели значительно улучшились, поэтому есть все основания утверждать, что проведенная мною работа успешна, приятно видеть детей и родителей, знающих и любящих природу своего края.

Мониторинг уровня овладения детьми умениями и навыками  по образовательным областям, май 2013 г,

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Улучшились показатели развития  детей по всем образовательным областям:   по ОО «Здоровье» - на 22 %, по ОО «Физическая культура» - на 28%; по ОО «Безопасность» – на 35%; по ОО «Труд»- на 32%; по ОО «Социализация» -на 47%; по ОО «Познание» : по сенсорному развитию – на 15 %; по уровню математических представлений на 15%, по ознакомлению с окружающим на 45%; по ОО «Коммуникация» – на 23 %; по ОО «Чтение художественной литературы»- на 36%;  по ОО «Художественное творчество»-на 29%,по ОО    «Музыка»-на 12%. 

 

   Подводя итоги диагностирования, хочется отметить, что не только системность и комплексность, дающая возможность включить эту  деятельность, материально краеведческого содержания, но и заинтересованность этой деятельностью взрослых, дала положительные результаты, что позволяет  воспитывать ребенка знающего и любящего свой родной край

 

  1. Реализация принципа интеграции

 

Образовательные области

Интеграция по задачам и содержанию

психолого-педагогической работы.

Здоровье

Формировать представления о важности сохранения здоровья при взаимодействии с природой родного края.   

Социализация

Развивать инициативу, организаторские способности при проведении подвижных, дидактических игр краеведческого содержания.  Привлекать к созданию книг-самоделок о природе родного края. Воспитывать такие качества как дружелюбие, привычку сообща трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с красивой природой края; воспитывать чувство гордости за неё.

Труд

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к родной природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, трудиться на территории ДОУ (на огороде, помогать облагораживать цветочные клумбы, сгребать снег и т.д).

Закреплять умение работать с природным материалом (создавать фигурки людей, животных, птиц из шишек, веточек, травы, желудей, передавать выразительность образа, создавать общие композиции, например «Лесная полянка».

Безопасность

Продолжать формировать навыки культуры поведения и представлений об опасных для человека ситуациях в окружении родной природы .

Познание

Углублять представления о растительном и животном мире родного края. Подвести детей к  пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от чистоты родной природы.

Развивать проектную деятельность по данной теме (исследовательскую, творческую). Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. Закреплять умения детей пользоваться шаблонами, моделями и схемами по ознакомлению с природой нашего края.

Коммуникация

Формировать умение связно рассказать об увиденном  в окружающей родной природе. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи при чтении стихов, рассказов воспроизведении экологических сказок о родном крае.

Чтение художественной литературы

Использовать художественные произведеняй Павловских поэтов в организации образовательной деятельности.

 

Художественное творчество

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности и детали в природе родного края и четко отображать их в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать развивать коллективное творчество. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям родного края, произведениям искусства Павловских художников, к художественно-творческой деятельности.

Музыка

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре (содержанием и исполнением песен о родном крае)

 

  1. Представление результатов.

 

 Внешние результаты для социума (профессиональное сообщество, родители)

- разработка перспективного плана по данному направлению;

 - выступление на педсовете в детском саду на тему «Влияние природы родного края на формирование эстетических чувств дошкольника»;

- памятка для воспитателей по проведению целевых прогулок;

- консультация для педагогов на тему «Воспитание доброты к природе»;

- открытый показ организации прогулки на тему «Что нам подарила осень?»;

- выставки: детских рисунков, поделок из природного материала (совместные работы родителей и детей) на темы: «Родные просторы»,  «Берегите природу», «Дары моего огорода» ;

- открытый показ организации литературно-музыкального досуга для детей на тему «Охранять природу - значит охранять Родину»,

- тематический вечер  на тему «Лекарственные растения родного края»;

- интеллектуальная игра для детей (КВН) на тему «Родной край»;

- оформление фотогазеты на тему «Птицы нашего края»;

- картотека дидактических игр краеведческой направленности;

 

- анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»;

- консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»;

- родительское собрание на тему «Войди в природу другом»;

- информация в родительском уголке на тему «Мой ребенок- юный эколог»;

- природоохранительные акции «Береги деревце- сохранишь лес!»;                                                                      - оформление папки-передвижки на тему «Люби и охраняй окружающую природу»;

- выставка фотографий на тему «Прикоснись к природе сердцем»

- выставки: детских рисунков, поделок из природного материала, букетов (совместные работы родителей и детей)  на темы: «Родные просторы»,  «Берегите природу», «Осенние фантазии» ;

 

Внутренние результаты – для детей.

Дети проявляют интерес к экологическим играм о природе родного края, проектной и исследовательской деятельности, охотно в них участвуют. Интересуются новым, неизвестным в окружающем . Активно задают вопросы, любят экспериментировать. Способны планировать свои действия, направленные на достижение поставленных целей. Знает и соблюдает правила поведения в природе любимого края (не ломать, не бросать и т.д.).  Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи между природными явлениями; выделяет особенности и детали в окружающей природе и воспроизводит в речи, продуктивной деятельности. Могут осуществлять самостоятельный выбор решения творческих задач из предложенных вариантов. Полученные знания и навыки  дети используют в самостоятельной деятельности (в группе, на прогулке, в лесу и .д.). Объем имеющихся у детей экологических представлений хорошо виден в организации досугов, викторин, экологических уроков. Совместные с родителями мероприятия объединили интересы и взгляды детей со взрослыми, наладились взаимоотношения. Дети отзывчивы, гуманны и  воспитаны по отношению к другим людям, окружающей родной природе.

 

  1. Характеристика эффективности методической разработки

Изучение литературы по данной теме позволило мне систематизировать свои знания по углублению экологических представлений у  детей о природе родного края и понять, что комплексное использование всех форм организации образовательного процесса помогает расширить знания о природе нашего края, понять красоту и значимость воспитания заботливого, бережного отношения к ней. 

 

Содержание работы с детьми обогатилось использованием развивающих приемов экспериментирования, моделирования.

Применение требований Программы позволило обогатить свои рефлексивные умения с целью отслеживания уровня развития интегративных качеств и овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Обогатились мои исследовательские, проектировочные умения по данному направлению работы, а также организаторские способности при взаимодействии с родителями воспитанников в проведении  консультаций, родительских собраний, мастер-классов, семейных досугов.

 

   В заключении своего выступления мне хочется отметить, что  формирование у детей старшего возраста системы знаний о родном крае является одним из условий нравственного становления личности. Краеведческий материал расширяет кругозор детей, расширяет их интеллектуальный потенциал. Родной край- это та среда, в которой живут дети, источник их впечатлений, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей.

 

 

                  

                                                

                                                Список литературы

 

  1. Алешина Н.В.»Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М, 2008г
  2. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», М 2005г
  3. Груба Г.В., Помелова И.К. «Ребенок познает мир», НН, 2003г
  4. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград 2007г
  5. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живем в России», М 2008г
  6. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду», М 2010г
  7. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду», М 2004г
  8. Под ред. Васильевой М.А, Комаровой Т.С, Гербовой В.В. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М 2005г
  9. Порхунова В.В.«Планирование эколого-образовательного процесса в ДОУ» НН 2004г
  10. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г.»Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ /интегрированные занятия/», М 2005г
  11. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», М 1998г
  12. Программа экологического образования дошкольников Рыжовой Н.А. «Наш дом-природа», М 1998г
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой , М 2010г
  14. Стеркина Р.Б., Князева О.Л.,Авдеева Н.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
  15. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», М 2008г
  16. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста / Осень. Зима. Весна. Лето / , М 2006г
  17. Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Санкт-Петербург 2009г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природой родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

       МБДОУ детский сад №3 с. Таремское

 

 

 

 

 

 

     

Методическая разработка раздела

 общеобразовательной программы  

по теме:

«Экологическое воспитание детей 7-го года жизни через ознакомление с  природой родного края»

 

 

 

 

   

 

                                                 

воспитателя Фоминой Оксаны Ивановны

                                                образование среднее специальное

                                       педагогический стаж  17 лет

 

 

 

 

   

                                   

г. Павлово, 2022г.

 

        1. Краткая характеристика раздела  ООП ДО.  

«Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало

одних наблюдений. Надо одушевить для них

весь мир и всю природу, заставить говорить

языком любви и жизни и немой камень, и

полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо

веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку»        

                                                                                                                                      / Белинский /

         Дошкольный возраст - это период, когда ребенок выражает свое отношение к окружающему миру с помощью эмоций и чувств.

   Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе родного края.

  Одним из принципов построения экологической работы в детском саду является краеведческий принцип.

  Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей недостаточно знаний о природе родного края, это показало в результате опроса детей подготовительной группы, наблюдений за ними. Для выявления представлений о красоте и значимости природы родного края провела анкетирование с родителями, индивидуальные беседы и пришла к выводу, что углубление в познание природы родного края необходимо.

      Проанализировав Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, программу экологического образования «Наш дом – природа» Н.А Рыжовой,   программу «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, пришла к выводу, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» отражает  направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребенка.

    В программе «Наш дом– природа» Н.А Рыжовой особое внимание  уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Ценность данной программы состоит в том,  что в ней уделяется особое внимание нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.  Структура программы представлена тематическими блоками.

    В программе «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, которая создавалось  как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Девиз программы «Детство»:  « Чувствовать – Познавать – Творить».

  Во всех 3-х программах решаются задачи экологического воспитания. Практически во всех программах заложено построение экологического воспитания на материале родного края. Не случайно темой написания Программы развития ДОУ и стала «ДОУ как детский сад краеведческой направленности»по которой работал на протяжении нескольких лет     (2008-2012 гг).

В связи с этим и целью моей методической разработки  является воспитание у детей устойчивой потребности в познании родного края, а на этой основе- формирование у детей бережного, внимательного отношения к его природе.

2. Задачи  методической разработки

Познавательные  задачи :

-  Расширять кругозор детей в процессе ознакомления с природой родного края;                                                -  Обогащать экологические представления детей, практическую деятельность по возможности  сохранения и бережного отношения к родному краю;

Развивающие:

- Продолжать развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление);

-  Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, проявлять инициативу;

- Развивать творческий подход в процессе экологического воспитания в рамках ознакомления с природой родного края;

Воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к родной природе ;                                                                                    -  Воспитывать патриотические и эстетические чувства средствами экологического воспитания в процессе выполнения заданий по экологическому воспитанию;                                                                        - Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми;  

      3. Психолого- педагогическое обоснование и содержание представляемой методики (технологии).

А) Психолого- педагогическое  обоснование.

   Методическая разработка направлена на  работу с детьми 7-го года жизни. Ребенок  самостоятелен, эмоционален и любознателен.

В этом возрасте происходит дальнейшее  физическое и психическое развитие ребенка: внимание  становится произвольным, развивается восприятие , воображение, словесно-логическое мышление  (навыки обобщения и рассуждения). У ребенка продолжают формироваться  представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширяются знания о природе: особенности жизни животных, птиц, рыб, растений на земле, под землей, в воде и воздухе. Углубляются знания о разнообразии причин происходящих в природе изменений, об усилиях человека по сохранению целостности экосистем. У детей 7-го года жизни формируются правила поведения в природе и контактов с животными, ядовитыми растениями . Проявляет активный интерес к природе родного края. Однако, недостаточно дети владеют знаниями по экологическому воспитанию в рамках ознакомления с природой родного края.    

Б)  Раскрытие содержания работы

   Начиная работу по данному направлению, путем анкетирования и консультаций с родителями выяснила, что не во всех семьях родители стараются выделить время наблюдениям за объектами родной природы, беседам  с детьми о ней; заучиванию или чтению художественной литературы о природе родного края. Это и явилось поводом написания Программы развития ДОУ «ДОУ как детский сад краеведческой направленности», а также в своей работе я использую Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой , парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н., методики к программе экологического воспитания «Наш дом-природа» Н.А.Рыжовой. Эти программы направлены на развитие у дошкольников положительного отношения к природе, учат детей позитивно взаимодействовать с природными объектами.

     Воспитательно-образовательный процесс осуществляется через следующие формы организации образовательной деятельности: НОД, ОДРМ, СУСДД, РС.

    Работая  в течение  нескольких лет  над  проблемой экологического воспитания и образования дошкольников по программе, методикам  и технологиям  активно использую разные формы обучения и воспитания.

Это образовательная деятельность (занятия) в форме:

-  бесед (сравнительные «Животные нашего края и степей»;  обобщающие «Птицы нашего края весной», «Человек и родная природа»; обобщающие с элементами наблюдения «Животные нашего края»; проблемно-этические «Кому нужна вода?»; беседа-путешествие «Жители  речного царства»; беседа с элементами труда «Растения в нашем уголке природы»; обобщающие беседы с использованием схем и моделей «Насекомые рядом с нами», «Экологические цепочки в родном лесу»;

- экскурсий в любимый лес, на пруд с родителями;

- целевых прогулок ( в сопровождении родителей),

- сравнительного наблюдения с элементами труда «Растения живого уголка» и т.д.,

- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

- проведения экологических игр «Приготовь лекарство», «Животные и растения нашего края»

- чтения экологических сказок «Жила-была речка», художественной литературы «Печальная береза» А.Фет, «Раненые деревья» Скребицкий Г., «Весело цветники в поле пестреют» Плещеев А.; стихи и песни  Павловских поэтов: Н.Сычаев «Песня о городе Павлово-на-Оке», стихи Н.Корноуховой, Е.Гагариной, А.Важенина, стихи и песня Н.Смагина, П.Кузнецова.  

- проведение  досугов «В гостях у гриба-лесовика», интеллектуальных игр «В гармонии с природой»

   Образовательная деятельность, проводимая в режимные моменты в процессе которой дети не только учатся видеть красоту окружающей природы, но и приобретают навыки культурного и имеющая воспитательно-развивающий характер, а также создаю условия для самостоятельной познавательной детской деятельности.  

    В своей работе я учитываю, что нельзя заложить основы экологического мировоззрения и правильное отношение к своему здоровью без поддержки семьи и связи с социумом.
  Взаимодействуя с родителями через  разнообразные формы объясняю значение развития экологических представлений о природе родного края. Направляю внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Периодически привлекаю семьи воспитанников к активному отдыху, экскурсиям с детьми в родной лес. А также вовлекаю родителей в совместную с детьми исследовательскую и  проектную  деятельность ( оформление альбомов, газет, книг-самоделок) . Охотно родители соглашаются участвовать в выставках совместного творчества, досугах, познавательных викторинах.


    В свой работе применяю как наглядные, так и словесные методы работы: вопросы к детям , объяснение, худ.слово. В практической деятельности использую следующие развивающие методы: ответы детей, систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, создание книг-самоделок, сбор природного материала, совместный труд детей и взрослых в природе .

  Решение поставленных задач направлено на достижение основной цели – воспитание у детей устойчивой потребности в познании родного края, а на этой основе- формирование у детей бережного, внимательного отношения к его природе.

Поэтому  в группе создана развивающая среда, которая соответствует ряду условий:

                         Уголок природы

Комнатные растения, требующие разных способов ухода

Материалы для ухода за растениями

«Огород на подоконнике»

Альбомы с фотографиями любимой и родной природы

Природный материал нашего края

Календарь погоды

Дидактические игры о родной природе

Природоохранительные и запрещающие знаки

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми

Выставка овощей, фруктов, осенних цветов родного края.

                  Опытно-исследовательская лаборатория

-емкости для экспериментирования

-подносы на каждого ребенка

-лупы

-полочка с материалами и предметами для экспериментирования

-материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом

-семена для посадки и проращивания в разных условиях

-песочные часы

                   Центр занимательной математики

-дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др.

-логические задачи, придуманные детьми

                   Центр книги и развития речи

-схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах родной природы

-иллюстрации с изображением времен года, животных, растений нашего края  для описания

-познавательная литература о родной природе

-картины о природе и труде взрослых в природе (о нашем крае)

-книги –самоделки по данной тематике «Всё о птицах нашего края» и.т.д.

-альбом о родной природе : рассказы, стихи, загадки, приметы и др.

                   Центр художественного творчества

-картины-пейзажи нашей местности, натюрморты овощей и фруктов

-силуэты животных, рыб, насекомых нашего края для раскрашивания

-поделки из бумаги «Природа любимого края в оригами»

-поделки из природного материала по данной тематике

-предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты и т.д.( о любимой природе нашего района)

                 Центр здоровья и физической культуры

-шапочки цветов, насекомых, животных птиц нашего края для имитации их движений и проведения подвижных игр

-наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о необходимости соблюдения правил поведения в условиях родной природы, что благотворно действует на здоровье человека

                  Центр игры

Материалы к сюжетно-ролевым играм «Доктор Айболит», «Помощники леса»

Дидактические игры: «Чей хвост», «Где чей домик», «Кто что кушает», «Зоологическое лото», «Животные и растения родного края»

                Центр музыки и тетра

-альбом песен о родной природе с подбором иллюстраций и фотографий

-различные виды театра

-подбор произведений для слушания звуков любимого леса

    В подготовительной группе, где я работаю, прекрасный живой уголок, в оформлении которого приняли активное участие родители и дети. В центре уголка, между комнатными растениями, оборудовали аквариум – модель природного водоема, мини – экосистема, изготовили клетки для декоративных птиц, животных.  И я решила создать « картотеку разумных и полезных предложений », в которую вошли советы родителей, воспитателей и специалистов. Большая работа ведется по оформлению календарей погоды и природы, дневник наблюдений, красочно оформляем уголок дежурств по природе.
   Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе , любят экспериментировать, Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов с водой, почвой, посева семян, колировка рассады. Тем самым наглядно показали детям возможность вторичного использования материалов, которые выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
  В уголке  детского сада я организовала мини-музей «Природа родного края», который включает в себя: фотографии, картины, рисунки, гербарии, книги, открытки, на которых представлен растительный и животный мир нашей местности. Это бесценное место, откуда маленький человек вынесет много знаний . В музее мы проводим не только занятия по ознакомлению с окружающей средой, но и развитие речи, математику, художественно – продуктивную деятельность, музыку.
   Вместе  с детьми создали макет экологической системы «Лес». В макете представлен растительный и животный мир, а также имеются модели : «Птицы», «Звери», «Насекомые»- эти модели помогали детям в составлении обобщенных описательных рассказов. Моделируя, дети в игре устанавливают причинно-следственные связи, определяют, почему отдельные животные, растения не могут жить в чуждой им экологической среде. Предметные модели: «Лес», «Поле», «Луг», «Водоем» с их помощью у детей формируются представления о соответствующих экосистемах.

    В уголке природы имеется зона под названием «Зеленая лечебница», которая «выезжает» в группы и привлекает детей к работе по оказанию помощи растениям – обрезке, пересадке, подкормке, лечению.
 Одно из видных мест в нашей группе занимает выставка детских работ «Природа и фантазия детей», которая постоянно обновляется поделками и рисунками детей.

  Увидев растения на участке детского сада, дети хотят узнать о его особенностях, росте в рубриках газеты «Как растут растения», «Секреты фасолинки», «Хитрости семян», «Растения у тебя дома». Любой ребенок должен почувствовать, что детский сад это его второй дом. А свой дом надо хорошо знать, любить и быть в нем хозяином.

   Особое место я отвожу игре, - так как через игру ребенок познает мир и все то, что его окружает. Проводила подвижные, словесные игры природоведческого содержания «Скажи, что лишнее»,  «Изобрази животного нашей местности», «Кто как кричит» и т.д. Но больше внимания уделяю дидактическим играм «Живое – неживое», «Зоологическое лото», «Разложи карточки», «Животные и растения родного края», так как они способствуют систематизации представлений о мире природы.

     С целью обогащения, расширения представлений о родном крае использую художественное слово: стихи, песни и рассказы о родном крае интересны и содержательны.           Художественное слово, соединенное с живым восприятием природы, помогает созданию ярких образов, углублению знаний детей.

  В продуктивной деятельности дети делали зарисовки по результатам наблюдений и бесед, изготавливали макеты с изображением животных и растений родного края, изготавливали пособия для занятий. Увлеченные занятиями, они ведут дневники, зарисовывая свои наблюдения, изготавливают подарки в день рождения елочки, розового куста, живо включаются в учебный процесс, проводят опыты, экспериментируют и радуются новому ростку, объекту.
  Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный, целенаправленный, практический подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Вся  территория  детского сада утопает в зелени красивых деревьев (берез, рябин, елей, тополя, клена, сирени), кустарни-ков, изящная альпийская горка и благоухающие цветами клумбы. На площадке у нас  есть озелененная беседка для отдыха, песочный дворик, небольшой огород. Вкопаны лавочки, дети спокойно сидят на них, отдыхают, наблюдают за насекомыми, птицами, цветами. Здесь дети учатся созерцать природу, сосредотачиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Цветник и огород облагораживаем  вместе с детьми, а также наблюдаем за работой дворника. Рядом находится школьный двор, недалеко от детского сада  красивый лес.

    Все это помогает детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это формирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно складывается на развитии его психики

    Мною накоплен ценный опыт работы по детскому словотворчеству. В совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей рождаются интересные экологические сказки, рассказы, загадки. Это ценный результат самовыражения детей, их опыта, эмоциональ-ных переживаний, отношения к происходящему.
   

   Тематика занятий построена так, что она дополняет воспитательно-образовательный процесс детского сада и помогает воздействовать на эмоциональное развитие ребенка. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски природы родного края, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать.
          Таким образом, формирование у детей старшего возраста системы знаний о родном крае является одним из условий нравственного становления личности. Краеведческий материал расширяет кругозор детей, расширяет их интеллектуальный потенциал. Родной край- это та среда, в которой живут дети, источник их впечатлений, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела ООП

Для системного экологического развития  детей я  провожу мониторинг образовательного процесса (по образовательным областям) и мониторинг детского развития (уровень развития интегративных качеств),  на основе полученных результатов составляю перспективное планирование где отражается интеграция  с различными видами детской деятельности, индивидуальная работа и  результаты выполнения ООП по интегративным качествам .

1.Описание интегративных качеств ребёнка подготовительной группы в соответствии с разделом ООП.

  • Физически развитый…Ребенок подвижен. Проявляет активность при организации подвижных игр, связанных с природой родного края.
  • Любознательный, активный. Ребёнок проявляет разнообразные познавательные интересы к экспериментированию над объектами природы родных мест. Проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении экологических заданий. Выполняет поручения взрослых, стремиться быть аккуратным и заботливым в отношении родной природы .
  • Эмоционально отзывчивый. Эмоционально реагирует и адекватно воспринимает происходящие явления, изменения в природе родного края;  отражает образы родной природы в речи; проявляет гуманное отношение к свои родным местам.
  • Овладевший средствами общения…Обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой, сообщает о впечатлениях от увиденного, задает вопросы, подробно отвечает на вопросы об изменениях, причинно-следственных связях между экосистемами в рамках родного края.
  • Способный управлять своим поведением. Управляет своим поведением, стремиться выполнять нормы и правила, понимает важность нравственного поведения по отношению к природе родного края, а также испытывает чувство вины, стыда и осознаёт последствия в случае нарушения норм и правил. Способен длительно проявлять волевое усилие в процессе исследовательской, проектной деятельности по изучению растительного и животного мира родной природы; контролирует и преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия ( трудиться, стараться, сосредотачиваться).
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим по дальнейшему ознакомлению с природой родного края.
  • Имеющий первичные представления …..Ребенок имеет первичные представления об особенностях жизни животных, птиц, растений на земле, в воде и воздухе на территории нашего края. Понимает взаимосвязь жизнедеятельности животных, птиц, растений, выстраивая экологические цепочки. Значения природной среды для человека. Усилия человека по сохранению целостности экосистем на протяжении родных просторов.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу (использование схем, моделей), слушать взрослого и выполнять его инструкции, касающиеся углубления знаний о природе нашего края.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Осуществляет самоконтроль, проявляет индивидуальность в проектной деятельности, выразительно отражает в речи свои наблюдения о родной природе, впечатления в процессе продуктивной деятельности. Имеет практические навыки ухода за живой природой. Знает известных Павловских авторов песен, рассказов и стихов о родном крае.

2. Представление результатов мониторинговых исследований  раздела ООП

 В начале нашего пути дети  испытывали затруднения:

- в выделении конкретных признаков живой природы родного края;

- с трудом определяли характерные признаки строения животных и растений нашей местности;

- с помощью взрослого устанавливали причинно-следственные связи в природе;

- гуманное отношение было ситуативным.

           

         Следующие  показатели на слайде, представленные в результате проведенной работы :  

Сравнительные диаграммы по уровню развития интегративных качеств у дошкольников,  начало работы  и  май 2013г                                                                                                  /  итоговые результаты- по методике ЮА Афонькиной/

Результаты мониторинга развития интегративных качеств у детей подготовительной группы  на конец 2012-2013 уч.года показывают, что высокий уровень развития имеют  40 % детей, средний уровень- 60% детей. По социально-личностному и познавательно-речевому развитию  показатели значительно улучшились, поэтому есть все основания утверждать, что проведенная мною работа успешна, приятно видеть детей и родителей, знающих и любящих природу своего края.

Мониторинг уровня овладения детьми умениями и навыками  по образовательным областям, май 2013 г,

Улучшились показатели развития  детей по всем образовательным областям:   по ОО «Здоровье» - на 22 %, по ОО «Физическая культура» - на 28%; по ОО «Безопасность» – на 35%; по ОО «Труд»- на 32%; по ОО «Социализация» -на 47%; по ОО «Познание» : по сенсорному развитию – на 15 %; по уровню математических представлений на 15%, по ознакомлению с окружающим на 45%; по ОО «Коммуникация» – на 23 %; по ОО «Чтение художественной литературы»- на 36%;  по ОО «Художественное творчество»-на 29%,по ОО        «Музыка»-на        12%.  

   Подводя итоги диагностирования, хочется отметить, что не только системность и комплексность, дающая возможность включить эту  деятельность, материально краеведческого содержания, но и заинтересованность этой деятельностью взрослых, дала положительные результаты, что позволяет  воспитывать ребенка знающего и любящего свой родной край

  1. Реализация принципа интеграции

Образовательные области

Интеграция по задачам и содержанию

психолого-педагогической работы.

Здоровье

Формировать представления о важности сохранения здоровья при взаимодействии с природой родного края.  

Социализация

Развивать инициативу, организаторские способности при проведении подвижных, дидактических игр краеведческого содержания.  Привлекать к созданию книг-самоделок о природе родного края. Воспитывать такие качества как дружелюбие, привычку сообща трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с красивой природой края; воспитывать чувство гордости за неё.

Труд

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к родной природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, трудиться на территории ДОУ (на огороде, помогать облагораживать цветочные клумбы, сгребать снег и т.д).

Закреплять умение работать с природным материалом (создавать фигурки людей, животных, птиц из шишек, веточек, травы, желудей, передавать выразительность образа, создавать общие композиции, например «Лесная полянка».

Безопасность

Продолжать формировать навыки культуры поведения и представлений об опасных для человека ситуациях в окружении родной природы .

Познание

Углублять представления о растительном и животном мире родного края. Подвести детей к  пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от чистоты родной природы.

Развивать проектную деятельность по данной теме (исследовательскую, творческую). Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. Закреплять умения детей пользоваться шаблонами, моделями и схемами по ознакомлению с природой нашего края.

Коммуникация

Формировать умение связно рассказать об увиденном  в окружающей родной природе. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи при чтении стихов, рассказов воспроизведении экологических сказок о родном крае.

Чтение художественной литературы

Использовать художественные произведеняй Павловских поэтов в организации образовательной деятельности.

Художественное творчество

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности и детали в природе родного края и четко отображать их в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать развивать коллективное творчество. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям родного края, произведениям искусства Павловских художников, к художественно-творческой деятельности.

Музыка

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре (содержанием и исполнением песен о родном крае)

  1. Представление результатов.

 Внешние результаты для социума (профессиональное сообщество, родители)

- разработка перспективного плана по данному направлению;

 - выступление на педсовете в детском саду на тему «Влияние природы родного края на формирование эстетических чувств дошкольника»;

- памятка для воспитателей по проведению целевых прогулок;

- консультация для педагогов на тему «Воспитание доброты к природе»;

- открытый показ организации прогулки на тему «Что нам подарила осень?»;

- выставки: детских рисунков, поделок из природного материала (совместные работы родителей и детей) на темы: «Родные просторы»,  «Берегите природу», «Дары моего огорода» ;

- открытый показ организации литературно-музыкального досуга для детей на тему «Охранять природу - значит охранять Родину»,

- тематический вечер  на тему «Лекарственные растения родного края»;

- интеллектуальная игра для детей (КВН) на тему «Родной край»;

- оформление фотогазеты на тему «Птицы нашего края»;

- картотека дидактических игр краеведческой направленности;

- анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»;

- консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»;

- родительское собрание на тему «Войди в природу другом»;

- информация в родительском уголке на тему «Мой ребенок- юный эколог»;

- природоохранительные акции «Береги деревце- сохранишь лес!»;                                                                      - оформление папки-передвижки на тему «Люби и охраняй окружающую природу»;

- выставка фотографий на тему «Прикоснись к природе сердцем»

- выставки: детских рисунков, поделок из природного материала, букетов (совместные работы родителей и детей)  на темы: «Родные просторы»,  «Берегите природу», «Осенние фантазии» ;

Внутренние результаты – для детей.

Дети проявляют интерес к экологическим играм о природе родного края, проектной и исследовательской деятельности, охотно в них участвуют. Интересуются новым, неизвестным в окружающем . Активно задают вопросы, любят экспериментировать. Способны планировать свои действия, направленные на достижение поставленных целей. Знает и соблюдает правила поведения в природе любимого края (не ломать, не бросать и т.д.).  Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи между природными явлениями; выделяет особенности и детали в окружающей природе и воспроизводит в речи, продуктивной деятельности. Могут осуществлять самостоятельный выбор решения творческих задач из предложенных вариантов. Полученные знания и навыки  дети используют в самостоятельной деятельности (в группе, на прогулке, в лесу и .д.). Объем имеющихся у детей экологических представлений хорошо виден в организации досугов, викторин, экологических уроков. Совместные с родителями мероприятия объединили интересы и взгляды детей со взрослыми, наладились взаимоотношения. Дети отзывчивы, гуманны и  воспитаны по отношению к другим людям, окружающей родной природе.

  1. Характеристика эффективности методической разработки

Изучение литературы по данной теме позволило мне систематизировать свои знания по углублению экологических представлений у  детей о природе родного края и понять, что комплексное использование всех форм организации образовательного процесса помогает расширить знания о природе нашего края, понять красоту и значимость воспитания заботливого, бережного отношения к ней.  

Содержание работы с детьми обогатилось использованием развивающих приемов экспериментирования, моделирования.

Применение требований Программы позволило обогатить свои рефлексивные умения с целью отслеживания уровня развития интегративных качеств и овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Обогатились мои исследовательские, проектировочные умения по данному направлению работы, а также организаторские способности при взаимодействии с родителями воспитанников в проведении  консультаций, родительских собраний, мастер-классов, семейных досугов.

   В заключении своего выступления мне хочется отметить, что  формирование у детей старшего возраста системы знаний о родном крае является одним из условий нравственного становления личности. Краеведческий материал расширяет кругозор детей, расширяет их интеллектуальный потенциал. Родной край- это та среда, в которой живут дети, источник их впечатлений, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей.

                   

                                               

                                                Список литературы

  1. Алешина Н.В.»Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М, 2008г
  2. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», М 2005г
  3. Груба Г.В., Помелова И.К. «Ребенок познает мир», НН, 2003г
  4. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград 2007г
  5. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живем в России», М 2008г
  6. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду», М 2010г
  7. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду», М 2004г
  8. Под ред. Васильевой М.А, Комаровой Т.С, Гербовой В.В. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М 2005г
  9. Порхунова В.В.«Планирование эколого-образовательного процесса в ДОУ» НН 2004г
  10. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г.»Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ /интегрированные занятия/», М 2005г
  11. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», М 1998г
  12. Программа экологического образования дошкольников Рыжовой Н.А. «Наш дом-природа», М 1998г
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой , М 2010г
  14. Стеркина Р.Б., Князева О.Л.,Авдеева Н.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
  15. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», М 2008г
  16. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста / Осень. Зима. Весна. Лето / , М 2006г
  17. Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Санкт-Петербург 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...