Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной группы "Экспериментальная лаборатория"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Барышникова Людмила Валентиновна

Развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей в ходе познавательно-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментальная лаборатория»

Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность  детей и родителей  подготовительной к школе группы

Цель: развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
  • Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
  • Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
  • Пополнить словарный запас детей за счет лов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.

Развивающие:

  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

Воспитательные:

  • Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
  • Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

Материал и оборудование для опытов:

Для  демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус, тарелка, молоко, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды.

На каждого ребенка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар, молоко, пищевая красители, ватные палочки, средство для мытья посуды.

Ход совместной организованной образовательной  познавательно-исследовательской деятельности:

Воспитатель:

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем?!

Воспитатель: Дети, родители, сегодня у нас с вами необычная встреча.  Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

А что такое лаборатория? (Ответы детей)

А как нужно вести себя в лаборатории?

А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести сами опыты? Тогда отправляемся:

Вправо, влево повернись,

В экспериментальной лаборатории окажись!

Опыт №1.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли смешать две жидкости? (Ответы детей)

А все ли жидкости смешиваются?

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное  масло – это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Жидкость.

Воспитатель: Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой.

Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?

(Ответы детей. Выводы делают самостоятельно).

Воспитатель: Как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель: Слой масла находится на поверхности воды. Это  происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется – эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель: Возьмите сахар. А вы знаете, как называется такой сахар?

Воспитатель: Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?

Дети: (Ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель: Сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите, мука – это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий материал.

Воспитатель: Возьмите емкость с водой и добавьте полную ложку муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?

Дети: (Ответы).

Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.

Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Опыт №4.

А соль – это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий материал.

Воспитатель: Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Добавьте еще пять полных ложек и продолжайте размешивать. Добавляйте соль пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?

Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль.

Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль  раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Опыт №5.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах, например, на воде, на молоке?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.

Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивают предположения детей, вместе наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко. Дети комментируют свои наблюдения, делают выводы.

А теперь попробуем ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим?

Дети: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, получаются круги. В тарелке образуются разные узоры.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так получается?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Ребята, вы сегодня провели опыты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт – фокус с воздушным шариком и бутылкой.

Опыт демонстрируется без объяснения.

Вставляется воронка в горлышко шарика. Аккуратно насыпается 2 столовые ложки соды в воронку и стряхивается в шарик. В бутылку наливается уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляется шарик на горлышко бутылки. Поднимается шарик и встряхивается так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Прозвучало много ответов и правильных, и неправильных. Давайте сделаем так. Дома вместе с родителями попытаетесь найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажете. Интересно, кто первым найдет ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

"Волшебный цитрус апельсин" Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4 – 5 лет)

Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи:совершенствовать у дошкольников  умение...

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный воздушный шар».

Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях....

Конспект организованной образовательной познавательно - исследовательской деятельности «Эти загадочные камни».

Материал данной образовательной деятельности развивает  у детей старшей группы интерес к исследовательской деятельности, знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами....

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"

Презентация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная лаборатория"...