"Волшебный цитрус апельсин" Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4 – 5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Старых Елена Михайловна

Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • совершенствовать у дошкольников  умение использовать органы чувств  для познания окружающего мира;
  • расширять представления детей о фруктах;
  • закреплять умение определять геометрическую форму исследуемого объекта, его цвет;
  • формировать умение использовать опытно-экспериментальную деятельность для решения проблемы и нахождения истины;
  • развивать речевые навыки детей через умение ставить  проблемные вопросы и отвечать на них;
  • воспитывать чувство удовлетворения, радости от первоначальных  открытий и изобретений.

Предварительная работа: Наблюдение за ростом и развитием растений в группе;  беседы о растениях, овощах, фруктах, здоровье, витаминах; загадывание загадок про овощи и фрукты; дидактическая игра «Что где растет».

Оборудование для воспитателя и детей: фрукты (апельсины, яблоко),  тазики с водой; марля; картинки (овощи, фрукты, радуга, апельсиновый сок), колокольчик; геометрические фигуры (круг), прозрачные стаканчики с водой, гуашевые краски, кисточки,  пиктограммы настроения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_apelsin.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

(конспект организованной образовательной

познавательно – исследовательской деятельности

с детьми 4 – 5 лет)

                                                                  Выполнила: воспитатель

Старых Елена Михайловна

2018

Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • совершенствовать у дошкольников  умение использовать органы чувств  для познания окружающего мира;
  • расширять представления детей о фруктах;
  • закреплять умение определять геометрическую форму исследуемого объекта, его цвет;
  • формировать умение использовать опытно-экспериментальную деятельность для решения проблемы и нахождения истины;
  • развивать речевые навыки детей через умение ставить  проблемные вопросы и отвечать на них;
  • воспитывать чувство удовлетворения, радости от первоначальных  открытий и изобретений.

Предварительная работа: Наблюдение за ростом и развитием растений в группе;  беседы о растениях, овощах, фруктах, здоровье, витаминах; загадывание загадок про овощи и фрукты; дидактическая игра «Что где растет».

Оборудование для воспитателя и детей: фрукты (апельсины, яблоко),  тазики с водой; марля; картинки (овощи, фрукты, радуга, апельсиновый сок), колокольчик; геометрические фигуры (круг), прозрачные стаканчики с водой, гуашевые краски, кисточки,  пиктограммы настроения.

Ход занятия

  1. Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам интересную сказку.

Далеко-далеко, в сказочной стране Витаминии жили добрые витамины, самым веселым и жизнерадостным из них был витамин «С». Он был румяным, жизнерадостным и никакая болезнь ему была не страшна (педагог показывает детям пиктограмму настроения - радость).

У витамина «С» было много разных домиков. Он жил в апельсине, лимоне, черной смородине, малине и других ягодах и фруктах, а так же в овощах – капусте, луке, томате.

В один из вечеров сгустились над страной тучи, завыл грозный ветер, все вокруг закружилось в серой мгле. Ураган бушевал всю ночь. Утром витамин «С» проснулся в незнакомом месте, посмотрел по сторонам и горько заплакал. Все кругом было незнакомым. Витамин «С» даже не знал, как ему теперь отыскать свои красивые и вкусные домики (педагог показывет пиктограмму настроения - грусть).

Воспитатель.  Ребята, давайте мы все вместе поможем витамину «С» найти один из его домиков. Для этого каждому необходимо быть очень внимательным: мы будем отгадывать загадки, проводить опыты, играть.

  1. Знакомство с апельсином.

Загадка:

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)

Воспитатель достает из контейнера апельсины и раздает детям.

  1. Опыт 1 «Цвет апельсина

Воспитатель.  Ребята, скажите, пожалуйста, какого  цвета апельсин?» (Ответы детей – оранжевый; педагог выставляет на мольберт картинку с изображением радуги).

«Как получить оранжевый цвет, если в красках такого цвета нет. А вам он нужен?» (На столах гуашевые краски нескольких цветов и стаканчики с водой. Дети пробуют смешать несколько вариантов. Смешав желтую и красную – получат оранжевый.).

  1. Опыт 2 «Форма  апельсина»

Воспитатель спрашивает детей, какой формы апельсин? (Ответы детей). А как это можно проверить? (Прокатывают апельсин по столу).

  1. Опыт 3 «Звуки апельсина» (развитие слухового восприятия)

Приложите апельсин к ушку и послушайте, звенит он или нет!? Можете его слегка потрясти, может так он звенит?

(Совместно с детьми определяем, что апельсин не звенит. Значит, он беззвучный (на мольберт выставляется картинка – перечеркнутый колокольчик).

  1. Опыт 4 «Развитие тактильного восприятия»

Потрогайте апельсин пальчиками и скажите он твердый или мягкий? - твердый.

А сейчас закройте глазки погладьте мое яблочко, затем ваш апельсин. Ощутите руками какая поверхность у этих фруктов гладкая или шероховатая.» - у апельсина шероховатая.

  1. Пальчиковая игра  « Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка ... кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

  1. Опыт 5 «Тонет – не тонет»

Как вы думаете, апельсин тонет в воде или нет? (Дети обсуждают, но точного ответа нет)

Ребята, давайте проведем эксперимент и узнаем, тонет апельсин в воде или нет! (Педагог ставит тазики с водой на столы, дети опускают апельсины в воду, смотрят, делают вывод, что апельсин не тонет в воде).

Ребята, а сейчас я открою вам один секрет. Скажите, пожалуйста, для чего люди надевают плавательный (спасательный) жилет, когда  идут плавать? (Ответы детей  - чтобы не утонуть).

Секрет заключается в том, что кожура у апельсина – это то- же самое, что и жилет для человека. Сейчас мы провеем опыт и узнаем, так ли это на самом деле, защищает ли в воде апельсин его кожура.

Воспитатель знакомит детей с кожурой апельсина, рассказывает, что из кожуры апельсина готовят настои, варенье и ещё …апельсиновое масло.

Педагог очищает апельсин от кожуры («снимает спасательный жилет») и опускает апельсин в воду: апельсин пошел ко дну

  1.  Опыт 5 «Запах апельсина»

Воспитатель разрезает апельсин и предлагает детям понюхать его: есть ли у апельсина запах, если есть, то  какой это запах. (Резкий, сладкий, приятный).

Педагог рассказывает детям о том, что благодаря наличию в апельсинах комплекса витаминов и других биологически активных веществ, эти цитрусовые рекомендуют для профилактики некоторых заболеваний и даже для  лечения. Вещества (пектины), которые содержатся в апельсинах, способствуют улучшению процесса пищеварения.

  1. Опыт 6.  «Запах апельсина»

Воспитатель рассказывает детям, что очень полезен и нужен всем апельсиновый сок – и здоровым, и больным: здоровые смогут сохранять своё здоровье, а больные – вернуть его, если будут употреблять сок правильно и в меру. Натуральный сок из апельсинов получить очень легко на соковыжималке. Нужно очистить апельсины от кожуры и разделить на дольки подходящего размера. Для приготовления сока следует использовать плоды спелые и здоровые.

Мы с вами сейчас получим сок из апельсина ручным способом, через марлю.

Педагог разрезает апельсин на куски и показывает,  как через марлю выдавить сок.

В завершении этого познавательно-исследовательского занятия, будет самое приятное – это поедание сладких апельсинов.

  1.  Итог занятия. 

Ребята, о чем мы сегодня говорили. Что нового и интересного мы узнали об апельсине с помощью опытов? (Ответы детей).

Молодцы, ребята, мы помогли витамину «С» найти свой дом! (На мольберт выставляется картинка - пиктограмма настроения  « радость»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Как добыть воду?".

В конструкте представлена организация образовательной познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Как добыть воду?". Образовательная область: по...

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный воздушный шар».

Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях....

Конспект организованной образовательной познавательно - исследовательской деятельности «Эти загадочные камни».

Материал данной образовательной деятельности развивает  у детей старшей группы интерес к исследовательской деятельности, знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами....

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»...

Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной группы "Экспериментальная лаборатория"

Развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей в ходе познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег»

Задачи:образовательные задачи:• побуждать детей к разнообразным действиям, направленным на ознакомление со свойствами снега (холодный, рыхлый, белый, хрустит при ходьбе, тает в рук...

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег»

Формировать интерес к экспериментированию с объектами неживой природы...