Конспект организованной образовательной познавательно - исследовательской деятельности «Эти загадочные камни».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Балдакова Татьяна Александровна

Материал данной образовательной деятельности развивает  у детей старшей группы интерес к исследовательской деятельности, знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obr._deyat-ti._dlya_uchiteley.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной познавательно - исследовательской

                      деятельности  «Эти загадочные камни».

Цель: развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, знакомить с разнообразием мира камней, их свойствами.

Задачи:        

Обучающие: формировать умение классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер). Активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.

Продолжать учить детей давать полные ответы.

Формировать творческие способности.

Развивающие: развивать визуальную и мышечную память;  умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты. Развивать познавательную активность, умение работать в подгруппах.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы. Воспитывать у детей чувство взаимного уважения, умение выслушивать мнения сверстников.

Оборудование и материалы: камни разные на подносах, лупы, карандаши (цветные и простые), демонстрационные схемы, шапка магистра, блокноты на каждого ребенка.  Поднос с различными камнями. Слайды: дети со своими коллекциями; слайды на тему – что можно сделать из камней.

Предварительная работа: беседа «Откуда берутся камни?»,  «Что можно построить из камня», беседа об увлечениях детей, определение понятия «коллекционирование»,   беседа о правилах поведения в лаборатории; рассматривание энциклопедий о неживой природе .

Словарная работа: коллекция, галька, шероховатый, шершавый.

Этапы ОД

Этап

Задача этапа

    Содержание деятельности

Вводно –

организационный

Создаёт атмосферу

психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребёнка.

Формирование интереса к содержанию ОД.

В. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Проходите на коврик и усаживайтесь поудобнее. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой /берутся за руки/, подарим друг другу и нашим гостям ваши замечательные улыбки.

Ребята, у каждого человека есть своё увлечение или любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время.  Таня,  чем ты любишь больше всего заниматься? /люблю танцевать). А ты, Рома? (заниматься спортом-борьбой), Катя П. (рисовать, делать поделки).  Посмотрите на экран. А я знаю, что Аня собирает разных лошадок- пони, Эвелина копит фантики от конфет,   Арья  собирает игрушки-роботы, Катя делает из паробусинок поделки с мамой и копит их.

Актуализация

Активизирует процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес.

Поощряет детей к высказываниям.

Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

Ребята, а когда вы что-то собираете, как называется это увлечение? /Коллекционирование/. А набор игрушек, книг или других предметов? /коллекция/.   Не так давно одним из моих увлечений тоже стало коллекционирование. А что я стала коллекционировать, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать. Тяжелый, большой - одному не поднять.         Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Правильно, это камень. Посмотрите, какие камни у меня есть в коллекции /на подносе/. Каждый предмет имеет свои секреты. Вы, хотите узнать секреты камней?

Восприятие и усвоение нового

(либо расширение, закрепление имеющихся представлений)

Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов.

Развивать интерес к исследовательс-кой деятельности.

Ребята, а как мы можем узнать что-то о камнях? /Ответы детей - почитать книги, спросить у родителей, обследовать их, провести опыты, эксперименты/. Где можно проводить опыты? /в лаборатории/. А кто проводит опыты, эксперименты? /учёные, исследователи/

 Для  изучения секретов камней, я предлагаю вам пройти в  нашу лабораторию. Мы с вами сегодня будем учёными - исследователями.  Дети проходят к столам, надевают форму, усаживаются подгруппами /по2- 3-4 чел./ Слежу за осанкой.

В: Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы и  вы могли зарисовать свои наблюдения,  хочу подарить вам вот такие блокноты. Учёные – исследователи, когда что – то исследуют, они вместе обсуждают свои исследования, делают выводы. Вот и вы сегодня будете работать подгруппами и вместе проводить исследования.

Давайте вспомним, какие «помощники» нам нужны для экспериментов? /Глаза, руки, уши/. Самыми первыми начинают работу наши глаза. Только глаза.

Практическая часть

Формировать умение классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер…)

Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты. Развивать умение работать подгруппами /парами/. Развивать связную речь, познавательный интерес.

Опыт 1. «Какими бывают камни?»

Какими бывают камни?  Внимательно рассмотрите все камни у вас на столах. /Дети уже рассматривают/, говорю: чтобы ещё лучше рассмотреть, вы можете использовать …что это? Лупа. Посоветуйтесь друг с другом, обсудите и дайте ответ. Ответы должны быть полными.  Так значит, какие бывают камни? (разного размера – большие и маленькие, разного цвета, формы).  А что вы увидели через лупу? (на камнях есть полоски, крапинки, ямочки).  Зарисуйте свои наблюдения на первой странице блокнота.  Какой вывод сделали мои исследователи? - все камни разные.

Зарисовывают, я  выставляю на доску свою схему. Я нарисовала вот такую схему.

Опыт 2. Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Погладьте камушки. Все ли камни одинаковы на ощупь? Что вы почувствовали? /одни камни шершавые, неровные, а другие гладкие/.

 Посоветуйтесь в своей подгруппе и покажите  самый шершавый /шероховатый/ камень.

А теперь самый гладкий камешек? Кто знает, как называются ровные, гладкие камни? /галька, если не отвечают, говорю сама/. Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (В воде, озере, море)

Как вы думаете, почему у него нет острых углов?  (вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым, гладким).

 Ребята, какой секрет вы  открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокноты, зарисуйте свои наблюдения.

Зарисовывают, выставляю свою схему.

Динамическая пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

В. Делать научные открытия - дело не из лёгких, поэтому в лаборато-риях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

Физкультминутка « Гора».

Стоит гора-старушка,                   (поднимают руки вверх)

До небес макушка.                       (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает,                        (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает,                    (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает.       (прикладывают ладони к щекам, качают головой)

И камешки теряет. И каждый день,

И каждую ночь. Катятся, катятся                         (дети отходят в разные стороны)

Камешки прочь.  Раскатились камешки,      (прикладывают ладони к щекам, качают головой)

И с той самой поры  ничего не осталось (все показывают руками на пустое место) От нашей горы!

Практическая часть (продолжение)

Активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.

В. Ребята, в начале занятия вы сказали, что для проведения исследований нашими помощниками будут глаза, руки и уши. Глаза и руки нам уже помогли узнать некоторые секреты камней.  Опыт 3. Какие же секреты о камнях мы можем узнать с помощью ушей? Ответы детей: как стучат камни друг о друга, можно постучать камнем о предмет и услышать звук, как падают. Вывод: камень может издавать звуки. Зарисуйте это в своих блокнотах.

Опыт 4.  Ребята, как вы думаете, а можем ли мы изменить камень? Как? Ответы детей. Я предлагаю вам сейчас разрисовать их красиво. Как вы думаете, это возможно?  Давайте пройдём к столам, где стоят краски. Но только времени у нас с вами осталось немного, всего 5 минут и за это время мы должны успеть их разрисовать. А чтобы засечь 5 минут, мы используем /что это?/ песочные часы. Пока песок сыпется, вы разрисовываете, а как перестанет сыпаться, заканчиваем работу. Практическая часть. Слежу за умением правильно держать кисточку, пользоваться краской. Стоп! Посмотрите, получилось у вас изменить цвет камня? Как ты, Настя, изменила цвет камня? Митя? (нарисовали ….) Составьте свои раскрашенные камни на столик. Посмотрите, у нас с вами получилась ещё одна красивая коллекция – коллекция разрисованных камней. Вам нравится она? Мне тоже.

Давайте и это наблюдение зарисуем в блокнотах – мы можем изменить цвет камня. Моя схема.

Рефлексия

Слушают, обобщают. Делятся впечатлениями.

В. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Исследуя камни, мы страничка за страничкой составили о них целый рассказ. Рассказ в схемах.  Давайте вспомним все «секреты» камней, которые мы сегодня открыли /Надеваю шапку магистра, ребёнок говорит/.

Ребята, зная все секреты камней, скажите, где можно использовать камни?

/Строить дома, заборы, дороги, лестницы, камины, делать украшения, делать поделки…/.  Можно предложить посмотреть на экране, что можно сделать из камня (по времени)

Ребята, вам интересно было на занятии? Что больше всего понравилось? Я надеюсь, что теперь одним из ваших увлечений тоже станет коллекционирование.

 Блокноты вы  можете взять домой, записывать в них свои интересные наблюдения, о которых потом расскажите в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

"Волшебный цитрус апельсин" Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4 – 5 лет)

Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи:совершенствовать у дошкольников  умение...

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный воздушный шар».

Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях....

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»

Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»...

Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной группы "Экспериментальная лаборатория"

Развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей в ходе познавательно-исследовательской деятельности....