Конспект организованной образовательной познавательно - исследовательской деятельности «Эти загадочные камни».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Материал данной образовательной деятельности развивает у детей старшей группы интерес к исследовательской деятельности, знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obr._deyat-ti._dlya_uchiteley.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной познавательно - исследовательской
деятельности «Эти загадочные камни».
Цель: развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, знакомить с разнообразием мира камней, их свойствами.
Задачи:
Обучающие: формировать умение классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер). Активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
Продолжать учить детей давать полные ответы.
Формировать творческие способности.
Развивающие: развивать визуальную и мышечную память; умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты. Развивать познавательную активность, умение работать в подгруппах.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы. Воспитывать у детей чувство взаимного уважения, умение выслушивать мнения сверстников.
Оборудование и материалы: камни разные на подносах, лупы, карандаши (цветные и простые), демонстрационные схемы, шапка магистра, блокноты на каждого ребенка. Поднос с различными камнями. Слайды: дети со своими коллекциями; слайды на тему – что можно сделать из камней.
Предварительная работа: беседа «Откуда берутся камни?», «Что можно построить из камня», беседа об увлечениях детей, определение понятия «коллекционирование», беседа о правилах поведения в лаборатории; рассматривание энциклопедий о неживой природе .
Словарная работа: коллекция, галька, шероховатый, шершавый.
Этапы ОД
Этап | Задача этапа | Содержание деятельности |
Вводно – организационный | Создаёт атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребёнка. Формирование интереса к содержанию ОД. | В. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Проходите на коврик и усаживайтесь поудобнее. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой /берутся за руки/, подарим друг другу и нашим гостям ваши замечательные улыбки. Ребята, у каждого человека есть своё увлечение или любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. Таня, чем ты любишь больше всего заниматься? /люблю танцевать). А ты, Рома? (заниматься спортом-борьбой), Катя П. (рисовать, делать поделки). Посмотрите на экран. А я знаю, что Аня собирает разных лошадок- пони, Эвелина копит фантики от конфет, Арья собирает игрушки-роботы, Катя делает из паробусинок поделки с мамой и копит их. |
Актуализация | Активизирует процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний. | Ребята, а когда вы что-то собираете, как называется это увлечение? /Коллекционирование/. А набор игрушек, книг или других предметов? /коллекция/. Не так давно одним из моих увлечений тоже стало коллекционирование. А что я стала коллекционировать, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В сережках у мамы огнем он горит. Правильно, это камень. Посмотрите, какие камни у меня есть в коллекции /на подносе/. Каждый предмет имеет свои секреты. Вы, хотите узнать секреты камней? |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение, закрепление имеющихся представлений) | Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов. Развивать интерес к исследовательс-кой деятельности. | Ребята, а как мы можем узнать что-то о камнях? /Ответы детей - почитать книги, спросить у родителей, обследовать их, провести опыты, эксперименты/. Где можно проводить опыты? /в лаборатории/. А кто проводит опыты, эксперименты? /учёные, исследователи/ Для изучения секретов камней, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Мы с вами сегодня будем учёными - исследователями. Дети проходят к столам, надевают форму, усаживаются подгруппами /по2- 3-4 чел./ Слежу за осанкой. В: Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы и вы могли зарисовать свои наблюдения, хочу подарить вам вот такие блокноты. Учёные – исследователи, когда что – то исследуют, они вместе обсуждают свои исследования, делают выводы. Вот и вы сегодня будете работать подгруппами и вместе проводить исследования. Давайте вспомним, какие «помощники» нам нужны для экспериментов? /Глаза, руки, уши/. Самыми первыми начинают работу наши глаза. Только глаза. |
Практическая часть | Формировать умение классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер…) Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты. Развивать умение работать подгруппами /парами/. Развивать связную речь, познавательный интерес. | Опыт 1. «Какими бывают камни?» Какими бывают камни? Внимательно рассмотрите все камни у вас на столах. /Дети уже рассматривают/, говорю: чтобы ещё лучше рассмотреть, вы можете использовать …что это? Лупа. Посоветуйтесь друг с другом, обсудите и дайте ответ. Ответы должны быть полными. Так значит, какие бывают камни? (разного размера – большие и маленькие, разного цвета, формы). А что вы увидели через лупу? (на камнях есть полоски, крапинки, ямочки). Зарисуйте свои наблюдения на первой странице блокнота. Какой вывод сделали мои исследователи? - все камни разные. Зарисовывают, я выставляю на доску свою схему. Я нарисовала вот такую схему. Опыт 2. Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Погладьте камушки. Все ли камни одинаковы на ощупь? Что вы почувствовали? /одни камни шершавые, неровные, а другие гладкие/. Посоветуйтесь в своей подгруппе и покажите самый шершавый /шероховатый/ камень. А теперь самый гладкий камешек? Кто знает, как называются ровные, гладкие камни? /галька, если не отвечают, говорю сама/. Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (В воде, озере, море) Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым, гладким). Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокноты, зарисуйте свои наблюдения. Зарисовывают, выставляю свою схему. |
Динамическая пауза | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка | В. Делать научные открытия - дело не из лёгких, поэтому в лаборато-риях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся. Физкультминутка « Гора». Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка. (тянутся на цыпочках) Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает. (прикладывают ладони к щекам, качают головой) И камешки теряет. И каждый день, И каждую ночь. Катятся, катятся (дети отходят в разные стороны) Камешки прочь. Раскатились камешки, (прикладывают ладони к щекам, качают головой) И с той самой поры ничего не осталось (все показывают руками на пустое место) От нашей горы! |
Практическая часть (продолжение) | Активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации. | В. Ребята, в начале занятия вы сказали, что для проведения исследований нашими помощниками будут глаза, руки и уши. Глаза и руки нам уже помогли узнать некоторые секреты камней. Опыт 3. Какие же секреты о камнях мы можем узнать с помощью ушей? Ответы детей: как стучат камни друг о друга, можно постучать камнем о предмет и услышать звук, как падают. Вывод: камень может издавать звуки. Зарисуйте это в своих блокнотах. Опыт 4. Ребята, как вы думаете, а можем ли мы изменить камень? Как? Ответы детей. Я предлагаю вам сейчас разрисовать их красиво. Как вы думаете, это возможно? Давайте пройдём к столам, где стоят краски. Но только времени у нас с вами осталось немного, всего 5 минут и за это время мы должны успеть их разрисовать. А чтобы засечь 5 минут, мы используем /что это?/ песочные часы. Пока песок сыпется, вы разрисовываете, а как перестанет сыпаться, заканчиваем работу. Практическая часть. Слежу за умением правильно держать кисточку, пользоваться краской. Стоп! Посмотрите, получилось у вас изменить цвет камня? Как ты, Настя, изменила цвет камня? Митя? (нарисовали ….) Составьте свои раскрашенные камни на столик. Посмотрите, у нас с вами получилась ещё одна красивая коллекция – коллекция разрисованных камней. Вам нравится она? Мне тоже. Давайте и это наблюдение зарисуем в блокнотах – мы можем изменить цвет камня. Моя схема. |
Рефлексия | Слушают, обобщают. Делятся впечатлениями. | В. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Исследуя камни, мы страничка за страничкой составили о них целый рассказ. Рассказ в схемах. Давайте вспомним все «секреты» камней, которые мы сегодня открыли /Надеваю шапку магистра, ребёнок говорит/. Ребята, зная все секреты камней, скажите, где можно использовать камни? /Строить дома, заборы, дороги, лестницы, камины, делать украшения, делать поделки…/. Можно предложить посмотреть на экране, что можно сделать из камня (по времени) Ребята, вам интересно было на занятии? Что больше всего понравилось? Я надеюсь, что теперь одним из ваших увлечений тоже станет коллекционирование. Блокноты вы можете взять домой, записывать в них свои интересные наблюдения, о которых потом расскажите в группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)
Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки при выполнении пр...
Конспект организованной образовательной поисково-исследовательской деятельности в средней логопедической группе Тема занятия: «Подарок от дяди Степы»
Тема занятия: «Подарок от дяди Степы» ...
"Волшебный цитрус апельсин" Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4 – 5 лет)
Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи:совершенствовать у дошкольников умение...
Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный воздушный шар».
Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях....
Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»
Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей на тему: «Радуга»...
Совместная организованная образовательная познавательно-исследовательская деятельность детей и родителей подготовительной группы "Экспериментальная лаборатория"
Развитие познавательного интереса и познавательной активности у детей и родителей в ходе познавательно-исследовательской деятельности....