Конспект НОД по экологии для детей подготовительной к школе группы на тему: "Лес в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Максимова Зинаида Владимировна

Лес – уникальное царство природы, где растут деревья, кустарники и травы, где живут звери, птицы, насекомые и множество других живых организмов. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему с цепочками питания и совместного обитания на одной территории.

Заботясь о лесе, мы заботимся о себе. Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать её богатства, заботиться.  Тогда и природа нашей Родины тоже будет заботиться о нас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_v_zhizni_cheloveka.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии

 для детей подготовительной к школе группы на тему: 

«Лес в жизни человека»

Цель: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

закрепить представления детей о лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека; особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление; уточнить правила поведения в лесу.

Развивающие:

развивать память, внимание, желание узнавать что – то новое; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю; объяснять детям необходимость бережного отношения к использованию природных ресурсов своего края; учить детей видеть красоту природы.

Оборудование: иллюстрации деревьев, леса в разное время года, деревянных изделий, картинки правил поведения в лесу.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

   Ребята, сегодня я вам предлагаю закрыть глаза и послушать звуки природы. (Звучит шум леса). Что вы слышите?(Ответы…..) Мы слышим шум деревьев. И сегодня мы с вами поговорим о лесе.

2. Основная часть.

  Что же такое лес? Лес – это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

- Вы когда-нибудь бывали в лесу? (Ответы….) 

- Что вам там понравилось, запомнилось? (Ответы….)                                  

   Лес прекрасен в любое время года: и весной, когда деревья окутаны лёгкой зелёной дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец. (Иллюстрации леса в разное время года)

Попробуйте отгадать загадку:

          Зимой – в белом кафтане,

          Весной – в зелёном сарафане,

          Летом – в платье цветном,

          Осенью – в плаще золотом.  (Ответы…)

Это лес в разное время года.

- Какие звуки можно услышать в лесу? (Пение птиц, стук дятла, голоса животных, шелест листвы…)

- Кого мы можем встретить в лесу? (Лису, медведя, лося, ёжика, насекомых…)

- Что ещё есть в лесу? (Ягоды, грибы, орехи, травы, ручьи…)

Динамическая пауза «Здравствуй лес!»

Здравствуй, лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны) 

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) 

Ты о чем шумишь листвою   (Руки подняты вверх) 

Ночью темной, грозовою?    (Выполнять покачивания направо-налево) 

Кто в глуши твоей таится?  

Что за зверь? Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь

над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево) 

Всё открой, не утаи.              (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем) 

Ты же видишь — мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди) 

   Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

   Зелёные насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. (Карта России с природной зоной)

- Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?

   Давным-давно, сотни миллионов лет назад, наша Земля выглядела совсем по-другому. Не было суровых зим, а времена года почти не отличались друг от друга. На небе часто собирались тёмные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжёлые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьёв, озёр и топких болот.

   Условия на Земле благоприятствовали росту и развитию буйной растительности. Поэтому леса были необыкновенно пышные, а многие растения в них достигали высоты 30 – 40 метров. Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы деревьев превратились в камень – уголь, который сейчас люди используют как топливо.

   Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли совсем, а стали более приспособленными к холодному климату.

- Какие же деревья растут в современных лесах? Об этом мы узнаем, отгадав загадки. (Выставляются картинки отгаданных деревьев)

     Что же это за девица:

     Не швея, не мастерица,

     Ничего сама не шьёт,

     А в иголках круглый год?     (Ель)

     У меня длинней иголки, чем у ёлки.

     Очень прямо я расту, в высоту.

     Если я не на опушке -

     Ветви только на макушке.     (Сосна)

     Тёмной он покрыт корой,

     Лист красивый вырезной,

     А на кончиках ветвей

     Много - много желудей.        (Дуб)

     Стройна, кудрява, белокора,

     И любит русские просторы,

     Весной серёжки надевает

     И вкусным соком угощает.    (Берёза)

     Что за дерево, ответьте,

     Всю весну, когда цветёт,

     Самый вкусный мёд на свете

     Щедро пчёлкам раздаёт.         (Липа)

     Если дунет ветерок -

     Задрожит её листок.

     Ветерок совсем не сильный,

     Но дрожит листок…             (осины)

   Все эти и многие другие деревья можно встретить в лесу.

   Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зелёных зон вокруг городов, а также леса-заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зелёные насаждения, растущие в районах с высокой плотностью населения, где много транспорта. К третьей группе относятся леса многолесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там. А занимаются этим лесорубы.

Физминутка «Лесоруб»

Лесоруб рубил дрова:           (дети выполняют упражнение «топор»)

Раз-два, раз-два!                

Прямо постоял немножко,    (встали прямо)

Поскакал на правой ножке.  (прыжки на правой ноге)

И на левой поскакал.             (прыжки на левой ноге)

Снова прямо постоял.            (встали прямо)

И опять рубить дрова:

Раз-два, раз-два!                     (дети выполняют упражнение «топор»).

 

   Дерево – один из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах. Это отличный материал для изготовления мебели, потому что оно хорошо поддаётся обработке, долговечно, красиво и имеет приятный запах.

- Что делают из древесины? (Из древесины делают столы, шкафы, стулья, табуретки, кровати, полки; мы ходим по деревянному полу, покрытому досками; в наших домах есть деревянные окна и двери. Из древесины делают различные предметы, шкатулки, музыкальные инструменты, посуду, игрушки, дома и бумагу) 

- Как же получить всё это?  (Ответы …)

  Сначала лесорубы валят лес, очищают деревья от веток, затем везут на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Там их распиливают на доски, брус разных размеров, а потом из них строят дома, изготавливают мебель и много разных деревянных предметов.

(Иллюстрации)

  Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц, животных, насекомых. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют  - лесник. Он присматривает за лесом, следит за порядком в лесу, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых деревьев и принимает участие в посадке молодых. (Иллюстрация лесника)

Лесник охраняет обитателей леса от злых людей – браконьеров. Он помогает в голодное время лесным обитателям, устраивает «столовые» для птиц. Каждый день лесник ходит по лесу и смотрит, чтобы лес содержался в чистоте. А как этого достичь? При посещении леса нужно придерживаться определённых правил поведения.  И мы с вами сейчас вспомним эти правила.

Игра «Умеете ли вы беречь лес?»

Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь выбрать правильный ответ. Для этого за верное высказывание вы поднимайте зелёную фишку, в противном случае – красную.

Представьте, что вы вошли в глубь леса. Здесь прохладно, тенисто, пахнет молодой листвой и свежими травами. Вам хочется поиграть. Как вы поступите?

* Станете ходить и бегать по траве вокруг деревьев.

* Станете ходить только по тропинкам, стараясь не мять траву.

* Соберёте букет для мамы (ведь цветов так много вокруг…)

* Полюбуетесь цветами, но рвать не станете, а когда вернётесь домой, расскажете маме о чудесной поляне в лесу.

* В лесу будете шуметь, громко перекликаться, аукать.

* Близко подойдёте к гнезду и потрогаете его руками.

* Возьмёте с собой в лес собаку.

* Весь мусор (от сока, обёртки от конфет…) соберёте в пакетик и унесёте с собой.

* Разожжёте костёр, ведь в лесу так много сухих веток.

* Разворошите муравейник, чтобы посмотреть, как он устроен внутри и что будут делать забавные муравьишки, когда их дом разрушен.

* Соберёте в корзинку грибы, аккуратно срезав их ножом.

* Не будете топтать ядовитые грибы (ведь ими лечатся некоторые животные).

Про лес люди придумали много разных пословиц и поговорок:

* Лес – наше богатство.

* Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

* Лес – это зелёный наряд нашей планеты.

* Лес и вода – родные брат и сестра.

* Хорошо в лесу – береги его красу.

* Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

* Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.

* Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

3.Итог

- Какая роль леса в природе?

(Лес – это дом для растений, животных, грибов, птиц, почв. Деревья обогащают воздух кислородом, сохраняют влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают и реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли.)

- Какую роль играет лес в жизни человека?

(Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками, красотой. Это источник ягод, грибов, орехов, лекарственных растений, источник древесины.)

- Что такое лес?

(Это целый мир, в котором обитает множество растений и животных. Лес называют природным сообществом.)

Лес – уникальное царство природы, где растут деревья, кустарники и травы, где живут звери, птицы, насекомые и множество других живых организмов. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему с цепочками питания и совместного обитания на одной территории.

Заботясь о лесе, мы заботимся о себе. Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать её богатства, заботиться.  Тогда и природа нашей Родины тоже будет заботиться о нас.

Уважайте и любите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Вода в жизни людей»

Цель.  Показать значение воды в жизни людей.Образовательные задачи: Расширять представления о роли воды в жизни человека и ее влиянии на здоровье. Познакомить с историей и устройством в...