Проект "Деревья нашего края"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ярчихина Ольга Юрьевна

Данный проект направлен на формирование представлений детей о деревьях родного края через различные виды детской деятельности. Предназначен для педагогов дошкольного образования и родителей.  Проект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

                   

ПРОЕКТ

«Деревья нашего края»

Для детей 3 – 4 лет (младшая группа «Ромашки»)

Срок реализации: 19 – 30 апреля 2021 года.

                                                                               

Воспитатели:

                                                                                 Ярчихина О.Ю.

Тихонюк Ж.Т.

                                     

п. г. т. Березово

2021

Краткая аннотация проекта: Данный проект направлен на формирование представлений детей о деревьях родного края через различные виды детской деятельности. Предназначен для педагогов дошкольного образования и родителей.  Проект составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность: Взаимоотношения человека с природой - очень актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья -  прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. 

Поддерживая интерес и стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность сделать первые открытия. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку  достичь свой более высокий уровень.

Проект «Деревья нашего края» предоставляет большие возможности для творчества, самостоятельности, умения работать в коллективе; дает возможность проявить себя не только детям, но и родителям. Проект составлен с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей. 

Обоснование необходимости проекта: По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о деревьях родного края и их роли в жизни человека.

Цель: Формирование познавательного интереса детей к деревьям родного края через различные виды детской деятельности.

Задачи проекта: 

Образовательные

  • Формировать элементарные представления о деревьях родного края и их роли в жизни человека;
  • Активизировать и пополнить словарный запас детей.

Развивающие

  • Развивать речь, память, наблюдательность, познавательный интерес, творческие способности через разнообразные формы и методы работы.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Тип проекта: групповой, познавательно - иследовательский, краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  2 недели (с 19 по 30 апреля 2021 г.)

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно – эстетическое развитие».

Участники проекта:

  • Воспитатели,  
  • Дети младшей группы «Ромашки»,
  • Родители,
  • Инструктор по физической культуре.

Взаимодействие с социумом:

  • Экскурсия в музей на тему: «Лес - наше богатство»
  • Выездная экскурсия из библиотеки «Сказки и стихи о лесе»

Методы и приёмы:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, фотоальбомов, репродукций, показ презентаций, экскурсии)
  • Словесные (беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов детьми)
  • Практические (игры, опыты, изготовление игр, совместные выставки, разучивание стихов)

Мониторинг:

  • Знает и называет некоторые деревья.
  • Знает и называет части дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья)
  • Имеет представление о правилах поведения в лесу.

Ожидаемый результат:

  • Имеют  представление о деревьях родного края.
  • Имеют представление о частях дерева (ствол, корни, крона, ветки и т.д.)
  • Имеют простейшие представления об использовании древесины в различных областях.
  • Сформированы первоначальные представления о правилах безопасного поведения в лесу.
  • Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Планирование и организация деятельности

1 этап – подготовительный.

Мероприятия

Цель

Результат

Ответственные

1.

Опрос детей:

«Какие деревья вы знаете?»,

«Что вы хотите узнать о деревьях?»,

«Где мы можем найти информацию?»,

«Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?».

Выявить объем знаний детей по теме: «Деревья».

У детей недостаточный запас знаний о деревьях.

Воспитатель

2.

Диагностика

Уточнить объем знаний детей на тему «Деревья»

Начало проекта:

Высокий – 0%

Средний – 46%

Низкий –  54%

Воспитатель

3.

 Разработка проекта  

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы

Воспитатель

4.

Родительское собрание

Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью.

Определение объема помощи родителями по теме  проекта. Анкетирование.

Воспитатель

5.

Создание предметной среды в группе по теме проекта

Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей.

Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме  проекта, выставка рисунков на тему «Деревья – наши друзья».

Воспитатель

Родители

2этап – основной.

Мероприятия

Цель

Результат

Ответственные

1. Познавательное развитие

1.

1.ООД ознакомление с окружающим миром:

«Деревья в нашем саду»

(1 неделя)

Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев нашего края.

Сформировано представление детей о деревьях, дети ориентируются, какие деревья есть на территории детского сада.

Воспитатель, дети.

«Знакомство со свойствами дерева»

(2 неделя)

Формировать представление детей о свойствах деревьев. Формировать первичные представления о безопасном поведении в природе и в быту.

У детей сформированы представления о свойствах деревьев, о безопасном поведении в природе и в лесу.

Воспитатель, дети.

2. Развитие  познавательно – исследовательской деятельности:

Целевая прогулка в  парк

Дать детям представление о деревьях, растущих в парке, о их значимости для человека и в целом для экологии.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

У детей сформировано представление о деревьях, растущих на территории парка; о значимости их для человека. Дети знают и соблюдают правила поведения на природе.

Воспитатель, дети.

Целевая прогулка по территории детского сада.

Уточнить знания о деревьях, растущих на территории детского сада. Дать представление о значимости деревьев на участке детского сада для людей.

У детей имеются представления о деревьях на территории детского сада и о значимости их для окружающей среды и непосредственно для людей, находящихся на территории (защищают от солнца, очищают воздух и т.д.). Дети знают и соблюдают правила поведения на природе.

Воспитатель, дети.

3. Беседы с детьми:

«Что такое лес?»;

«Здравствуй, дерево!»;

 «Какие деревья растут на участке»;

«Как деревья помогают человеку»;

«Как появляются деревья»;

«Почему нужно беречь и охранять деревья»;

«Как сберечь деревья?».

Совершенствовать знания о разных профессиях и орудиях труда. Пополнить объем знаний об истории появления разных профессий. Расширить знания и представления о труде взрослых. Формировать представление о труде взрослых.

Расширенные и систематизированные знания детей о профессиях, орудиях труда, истории профессий.

Воспитатель, дети.

4.Рассматривание: фотоальбомов, репродукций, иллюстраций, альбомов с изображением разных деревьев и предметами, сделанными из дерева.

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей

Обогатили и расширили речь детей.

Воспитатель, дети.

2. Речевое развитие.

2.

1.ООД:

Составление рассказа - описания  «Одинокая сосна»

(1 неделя)

Учить детей составлять рассказ с опорой на схему и опорные картинки. Формировать умение составлять  рассказы описательного характера, дополнять свои рассказы деталями.

Развивать память и внимание.

Дети внимательно рассматривают картину, могут выделить и описать главные объекты и предметы на картине с опорой на картинки и схему, дополняют рассказ воспитателя прилагательными при описании объектов на картине.

Воспитатель, дети.

Заучивание стихотворения «Тополиная метель»

Е. Серова

 (2 неделя)

Учить детей интонационно и выразительно рассказывать            наизусть стихотворение.

Дети  с удовольствием придумывают продолжение рассказа, пробуют пересказать близко к тексту.

Воспитатели, дети.

2. Чтение художественной литературы.

П. Воронько «Липка», «Берёзка»; М. Ивенсен «Ёлочка»; И. Семенова «Березка; И. Токмакова «Ива»; А. Прокофьев «Наш лесок»; О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель».

Развивать любознательность, кругозор

Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения.

Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения.

Воспитатели, дети.

3. Художественно – эстетическое развитие

3.

1.Рисование: «Деревья весной» (1 неделя)

Закрепить умение детей передавать образ весеннего дерева используя нетрадиционную технику рисования «выдувания». Воспитывать бережное отношение к природе.

Выставка работ

Воспитатели, дети.

2.Рисование: «Наш парк» коллективная работа  (2 неделя)

Учить детей приемам рисования

(закрашивание, не выходя за контур); передавать образы разных деревьев;  развивать аккуратность; воспитывать любовь к рисованию.

Выставка работ

Воспитатели, дети.

3.Аппликация: коллективная работа «Волшебное дерево»

(1 неделя)

Учить детей создавать коллективную работу и передавать в ней образ волшебного дерева из ладошек. Пользоваться аккуратно клеем.

Выставка работ

Воспитатели, дети

4.Лепка: «Веточка вербы» (2 неделя)

Формировать и закреплять у детей представление о веточках вербы и их особенностях. Использовать различные приемы лепки.

Выставка работ

Воспитатели, дети.

4. Социально – коммуникативное развитие

4.

1.Сюжетно – ролевые игры:

«Строители»,

«Семья»,

 «Пожарная часть»,

«Путешествие в весенний лес», «Лесные спасатели».

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организовать совместную, познавательно – продуктивную деятельность.

Совместно с воспитателем организовывают игру и подбирают необходимые атрибуты.

Воспитатели, дети

2.Дидактические игры:

Лото «От какого дерева лист»;

«Найди дерево по описанию»;

«Часть и целое»;

«Детки с какой ветки»;

«Четвертый лишний»;

«Домино».

Учить детей обобщать и классифицировать. 

Учить из четырёх и более частей собирать целое.

Развивать у детей внимание, память, воображение.

У детей сформированы знания и представления по теме проекта.

Воспитатели, дети

3.Беседы о безопасном поведении в природе.

Формировать навыки безопасного поведения в природе.

Сформированы навыки безопасности

Воспитатели, дети, родители.

5.Физическое развитие.

5.

Подвижные игры:

«Во поле береза стояла»;

«Найди свой дом»; «Найди листок, какой покажу», «Лесник и елочки».

Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание

Сформированы двигательные навыки и умения.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, дети

6.Взаимодействие с родителями

6.

Консультации:

  • «Берегите лес»
  •  «Деревья – легкие нашей планеты»

Папка – передвижка:

  • «Стихи и загадки о деревьях»
  • «Опасности в лесу»
  • «Игры и игрушки из деревянного бросового материала»

Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родителями приобретены новые знания, усвоены новые факты по тематике проекта.

Воспитатели, родители, дети

3 этап – заключительный.

1.

Выставка совместных работ:  «Наш волшебный лес»

Формировать умение использовать разнообразные методы и приемы рисования, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми, воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Выставка работ

Родители, дети, воспитатели.

2.

Развлечение: «День рождения березки»

Создать радостное настроение от участия в развлечении, способствовать развитию положительных эмоций, сопереживания. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений.  Доставить детям радость от игры с персонажами.

У детей созданы положительные эмоции от игр; развиты внимание, координация движений, быстрота реакций.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители,  дети.

3.

Лэпбук: «Деревья»

Закрепить и систематизировать изученный материал.

Создание лэпбука на тему «Деревья»

Воспитатели, родители, дети

4.

Итоговая диагностика по проекту

Выявить знания детей по проведенному проекту

Высокий – 58%

Средний – 42%

Низкий – 0%

Воспитатели

5.

Подведение итогов проекта

Обработка и оформление материалов проекта

Презентация проекта перед родителями и воспитателями

Воспитатели

Результаты проекта:

  • Дети имеют представления о деревьях родного края и их роли в жизни человека.
  • Овладели расширенным словарным запасом;
  • У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • Оформлены выставки работ по данной теме;
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Деревья».
  • Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукты проекта:

  • Создан лэпбук: «Деревья нашего края».
  • Изготовлены дидактические игры «Собери дерево», «С какого дерева лист?», «Собери картинку».
  • Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;

Перспективы развития проекта: 

  • участие в конкурсах различного уровня,
  • публикации проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ,
  • дальнейшее продолжение работы над проектом.

Заключение:

Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о деревьях родного края, о роли деревьев в жизни человека,  расширить словарный запас детей; проект помог  детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Деревья нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 144с.
  3.  Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с
  4. Веракса Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» для второй младшей группы/Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А,Васильева.  – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013. – 184с.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа / В.В. Гербова. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80с.
  6. Ковалько В.Н. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В.Н. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2006. – 176с.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. / Т.С. Комарова. – М.:  Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.
  8. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. -.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
  9. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению  с окружающим миром: Для детей 4 – 7 лет / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 80с.
  10. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т.И. Подрезова, - М.: Айрис – пресс, 2009. – 256с.
  11. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа / И.А. Помораева, В.А. Позина, - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 64с.
  12.  Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 96с.
  13.  Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет / Э.Я. Степаненкова – М., Мозаика-Синтез, 2013. – 144с.
  14.  Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н.П. Ильчук и др. – М.: АСТ, 1998. – 608 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...