Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему : "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тимошина Елена Алексеевна

Занятие  на  тему: «Хлеб -  всему  голова».                                                                                                                           

Цели: Познакомить  детей с  тем, как  выращивали  хлеб  в  старину, с  обычаями  связанными  с  хлебом, употреблять  в  разговорной  речи  пословицы, поговорки  о хлебе, воспитывать  бережное  отношение  к  хлебу.                                                                                                                   

Ход  занятия.                                                                                                                     

Детей  встречает  воспитатель  в  казачьем  костюме.                                                                                                                                                                                                                                                             

Хозяйка: Здравствуйте, гости  дорогие! Дети: «Здравствуйте, хозяйка».                                                                                                              

Ребята, если  отгадаете  загадку, то  узнаете - о чем  сегодня  будем говорить.   «Отгадать  легко  быстро  мягкий, пышный  и душистый  он и черный, он и белый, а бывает  подгорелый  без него  плохой  обед, вкусней  его  на  свете  нет».                

Дети: Это  хлеб.                                                                                                                                                

Хозяйка:  Ребята, а какие  слова  в загадке  помогли  вам  догадаться, что это  хлеб?           

Илья:  В загадке  хлеб  мягкий.                                                                                                                                                                       

Даша: Хлеб описан  в загадке  что  пышный, а хлеб - он правда  пышный.                                                                                                       

 Антон: Хлеб бывает  белый и черный, а бывает и подгорелый.                                  

Хозяйка: У  народа   много   пословиц  и  поговорок  про  хлеб.  Назовите  их.                                                                                                                

Дима: «Хлеб – всему  голова».                                                                                                                                                                                                                                            

Маша: «Будет   хлеб, будет  и  обед».                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ваня: «Хлеба  ни куска  -  стол  доска».                                                                                                                                                                                                                                

Света: «Если   хлеба  каравай   так  и под  елью   рай».                                                                                                                                 

Хозяйка: «Как   вы   поняли  эту  пословицу?».                                                                                                                                                                                                                   

Антон: «Хлеба  каравай, значит  хлеба  много, а  если  человек  не  голоден,  так  ему  и под  елью  хорошо.                                                                                                                                                                      

Хозяйка: «Слово  хлеб  в русском  языке  всегда  обозначало  достаток. Вы  слышали  такое   выражение: «заработать  на  хлеб»  или «он  дал  ему  хлеб» -  то есть  обеспечил  доход. Или «отнял  у кого- то  хлеб» - обозначает  лишить  места  работы.                                                                                                                                          

Илья: «Если   нет  в доме  хлеба, значит - есть  нечего, люди  голодают, а если в  доме  есть  хлеб  то  в доме   праздник, и  этот  праздник  может  быть  и под елью ».                                                     

  Хозяйка: « Как  вы думаете, ребята  из  чего  состоит  хлеб?                                           

Маша: Хлеб  это  колосья   пшеницы,  из которого  пекут хлеб.                                                                       

Хозяйка: Чтобы  хлеб попал  на  стол, необходимо  пройти  несколько   трудовых   операций, колосья   перемалывают  и превращают  их  в  муку.   А  знаете  ли вы,  какая бывает   мука? 

Дети: Мы  затрудняемся  вам  сказать.                                                    

Хозяйка:  Посмотрите, ребята  у  меня на столе  разные   виды   муки. Это  мука  пшеничная  высший  сорт. Это  мука  пшеничная  низкий  сорт.   На  тарелочках  лежит  мука   разного   сорта.  Обратите   внимание   на цвет   муки, одинаковый  ли он? 

Дети:  Нет -  мука  имеет  разный  цвет.                                                                                            

Света: Мука  ржаная она  темная, мука  пшеничная   она   светлая.                                                                                                             

  Хозяйка: Как  вы  думаете,  какой  хлеб  получается   из   пшеничной   муки?                                                                                               

Ваня: Из   пшеничной   муки   получается   белый  хлеб.                                                                                                                                  

 Хозяйка: Как  вы   думаете,   какой   хлеб  получается  из ржаной муки?                                                                                                                                     

 Антон: Я думаю  - что  из  ржаной  муки  получается  темный  хлеб.                                                                                                     

Хозяйка: « Я  вам  сегодня  расскажу, как  раньше  на  Руси  выращивали  хлеб. К  севу  готовились  заранее. Мылись  в бане, надевали  чистую  рубашку  и с  лукошком  на  груди  выходили  в поле. В  лукошке  лежали  семена  пшеницы  и ржи. Вот  идет  сеятель  по полю  и через  каждые   два шага  разбрасывает  пригоршню  зерна  веером, слева – направо. Вы  думаете, какая  должна  быть погода  в этот  день?».                                                                                                

Даша: «При  засевание  семян  пшеницы, погода  должна  быть  безветренная, чтобы  семена  попали  в землю».                                                                                                                            

Хозяйка: Предлагаю  вам  рассмотреть  картинки  с  изображением   крестьян, сеявшие  пшеницу и рожь, и ответить на   несколько  вопросов.  В какое   время  года  засеивали  пшеницу  и рожь крестьяне?        Света: Я, думаю -  что  только  весной  засеивали  пшеницу  и  рожь.                                                                              

Хозяйка: « А  что  засеивали  люди  весной?».                                                                                      

Ваня: «Засеивали  весной  поля  пшеницей  и рожью».                                                                                                        

Хозяйка: «А  были  ли у людей  помощники   при  посадки  семян  пшеницы и ржи ?. Дети: У  нас  нет предположений. 

Илья: Были  лошади, которые   помогали  засеивать  поля.

Хозяйка:«Запрягали лошадей  в плуг это специальное  такое  оборудование  сделанными  людьми и  с помощью  его взрыхляли  землю, а затем  засеивали  семенами  пшеницы  и ржи. Как  вы  думаете, ребята -  что  необходимо  для  жизни и роста  растений?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Антон: «Для роста  пшеницы  и ржи  нужны  солнце  и  вода  то  есть  дождик ».

Хозяйка: «Вот и  звали  люди  дождик».                                                                                                                                                                                            

Маша:«Дождик, дождик, поливай -  будет  хлеба  каравай, будут  булки, будут  сушки, будут  вкусные   ватрушки».                                                                                                                                

Хозяйка: « Ребята, скажите  когда  же  поспевает  пшеница  и рожь?».                                                                                                                

Даша: «Пшеницу  и  рожь  собирали  осенью».                                                                                                         

Хозяйка: Поспела  пшеница  и рожь, пришла  пора  убирать  урожай. Брали  мужчины  в руки  косы, а женщины  серп  и шли  в поле. Срезали  колосья  и  собирали  их в  сноп. Но  колосья  надо  было  еще обмолотить, то есть  вынуть  из  колосьев  зерна, а для  этого  люди  брали  цеп -  ручное  орудие  для  молотьбы  и  били  им по колосьям. Затем  зерно  просеивали  и везли  на  мельницу, там  молотили  и  получалась  мука, а  затем  пекли  хлеб. Вот  посмотрите  на  столе  у  меня   спелые колосья  и  картинки  с изображением  серпа  и  кос, для  уборки  урожая.

Смотря  на  картинки    найдите   картинки  с изображением  серпа, и  с изображением  плуга и с изображением казака  с  косой и  скажите  для  чего они  нужны.                                                                                                                                                                                                     

Ваня: «У меня  картинка  с  изображением  казака  с  изображением  косой, она  нужна  казаку  чтобы косит  колосья  пшеницу».                                                                                     

Маша: «Я  нашла  картинку  с  изображением  женщины, в  руках  которой  находится  серп, он  необходим  для  срезания  им колосьев   пшеницы».                                                                                   

Антон: «Картинка   с казаком  который  управляет  плугом  и он управляет  им, чтобы взрыхлить   поля, для посева  семян  пшеницы.                                                                                         

Хозяйка: «Вот  собрали  казаки и казачки  пшеницы, как  вы думаете,  что делали они  с  урожаем  пшеницы». 

Илья: Семена  пшеницы  перемалывали  и  превращали их  в муку.                                                            

Хозяйка: « А  где  перемалывали  семена  в деревне?. Вспомните  сказку «Кот  в сапогах  у кого  было три сына? И  что оставил  мельник  своему  сыну? ».                                                                 

Даша: В  сказке  «Кот  в сапогах»  три сына   было  у мельника, а  одному  из  сыновей  он  оставил  мельницу  значит   там  и  перемалывали  колосья  пшеницы.

Хозяйка: А  сейчас  в  наше   время - где  перерабатывают  колосья пшеницы, кто  как  думает?».

Показ   картинки  с изображением  элеватора.                                                                                                                                                                                                                                    

Антон: Я  предполагаю  что  это  элеватор.

Хозяйка: «Да  сейчас  зерно  перерабатывают  на  элеваторе, из  зерна  получается   мука, и что делают  с мукой  дальше?                                                                                                   

Света: «Её  отправляют  на  хлебозавод, где  из неё  пекут  хлеб  и другие   хлебобулочные  изделия. Показ   картинки  с изображения  с хлебного завода.                                                                                                

Хозяйка: Ребята, скажите,  из чего  состоит  хлеб? Дети:  Мы  не  знаем.                                                                      

  Хозяйка: « Мы  сегодня  с вами  попробуем  испечь  хлеб, для  этого  нам  нужна  формочка  для выпечки хлеба,  мука, соль, дрожжи, посмотрите  как  нужно замесить   тесто, как  оно  поднимется  сразу  мы  отнесём  на кухню  в духовку, и будем ждать  когда   выпечёт  хлеб. Хозяйка месит тесто, ставит  в  форму.                                                                                                                                                              

Хозяйка: А  сейчас  познакомлю вас с  традициями  с  связанными с хлебом. Обычно  хлеб в доме пекла  самая  опытная  хозяйка. Женщина, которая  пекла  хлеб, пользовалась  в семье  большим  уважением. А  вот  разрезать  хлеб должен  был мужчина.

С  хлебом  связаны   различные  приметы. Например,  считалось, что  каждый  кусок  хлеба, а  особенно  первый,  отрезанный  от  каравая, содержит  в себе  силу, здоровье.  Не  разрешалось, чтобы  один  человек  доедал  хлеб  за другим, потому  что  он  тогда  заберет  его  силу, здоровье.                                                                                 

Люди  считали,  что  хлеб  оберегает  от всяких  бед и  несчастий. Поэтому, его   клали  в колыбель к   маленькому   ребенку.  

Хлеб с  солью  обязательно   брали  в дорогу. Считалось, что они  охраняют  человека  в пути.

 При  приближающейся  грозе, которую  очень  боялись  хлеб  выносили на улицу, чтобы   защитить   посевы. Нельзя  было   выбрасывать  хлеб, сорить хлебом, оставлять  недоеденные   куски. Считалось, что   тогда  случится  неурожай.

Дорогих  гостей  и раньше  и сейчас  встречают   хлебом – солью. Вот  расшитое  полотенце,  а на  нем  хлебный  каравай  с соломкой  с солью.                                                                         

Хлеб  выпекали  особой  круглой  формы. Круглой  хлеб  называют  караваем.                   

При встрече  гостей каравай  обязательно  нужно  было  положить  на   новое, расшитое  полотенце. В центре  каравая   ставили   солонку  с солью.  Преподносили  хлеб – соль, обязательно с поклоном. Тот, кого  встречают  хлебом – солью  должен  отломить  небольшой   кусочек, обмакнуть  его  в соль  и съесть.   Даже  русские   цари  в начале  пира  одаривали   гостей  хлебом и  солью.            

О гостеприимном  хозяине  говорили «Дом, как  полная  чаша -  хлеб соль со  стола не сходят».

Был  такой  обычай:  после  обеда  в каждом доме  на стол  стелили  чистую скатерть  и ставили   посередине  стола  хлеб и соль.  Это  говорило  о том, что  дом  готов  к принятию  гостей.  Хлеб и соль, стоящие  на столе  оберегают  дом  от враждебных  сил. 

Если  в дом  входил  посторонний  и заставал  семью  за  обедом, то он  приветствовал  всех  словами: «Хлеб да  соль». Хозяин  отвечал: «Хлеб  кушать, милости  просим». Отказ  от угощения  очень  обижал  хозяев.

Хлеб всегда  был  главным  богатством   России.  Хлеб -  всему  голова.                                                            

Хлеб -  всему голова, значит  хлеб -  главный  продукт, без него  в  Древней  Руси  не садились за  стол. К хлебу всегда  относились  с уважением. После  еды  со стола  собирали  все крошки и съедали их. Если  хлеб  нечаянно  роняли, то подняв  кусочек с пола целовали его и просили  прощения.

Хозяйка: Ребята, предлагаю  вам   составить   рассказа  о  хлебе.                                                      

Составление   рассказа  детьми  о  хлебе.         

Хозяйка: Ребята, а  в каких  сказках  идёт  речь  о хлебе, назовите  их.                                            

Даша: «Сказка  «Колосок» где  петушок нашел зерно, его  обмолотил, отнес  на мельницу, из муки  пек  пирожки.                                                                                                                                          

Ваня: Был каравай  хлеба  который  приготовила   царю  батюшке  лягушка, в  сказке «Царевна  Лягушка».

Маша: Сказка «Петушок  и  жернова»  в этой сказке  петушок  выручил  стариков, и вернул им  жернова, которые  пекли  хлебобулочные  изделия.                                                                                      

Хозяйка: «Хлеб  мы  вам  подносим, поклоняясь,  отведать  просим.                                          

Антон: «Вот  он  хлебушко  душистый, с  хрупкой  корочкой  витой, вот он  теплый, золотистый,  словно  солнцем  налитой. В  каждый  дом  на каждый  стол  он  пожаловал,  пришел, в нем  здоровье  наше, сила, в нем  чудесное  тепло, сколько  рук его  растило, охраняло, берегло. Ведь  не  сразу  зерна  хлебом  тем, что  на столе. Люди  долго и упорно  потрудились  на  земле».                                                                                                              

Хозяйка  режет  хлеб и угощает  всех  детей.                                                         

                                                                                              

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_hleb_vsemu_golova.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  на  тему: «Хлеб -  всему  голова».                                                                                                                            

Цели: Познакомить  детей с  тем, как  выращивали  хлеб  в  старину, с  обычаями  связанными  с  хлебом, употреблять  в  разговорной  речи  пословицы, поговорки  о хлебе, воспитывать  бережное  отношение  к  хлебу.                                                                                                                  

Ход  занятия.                                                                                                                      

Детей  встречает  воспитатель  в  казачьем  костюме.                                                                                                                                                                                                                                                            

Хозяйка: Здравствуйте, гости  дорогие! Дети: «Здравствуйте, хозяйка».                                                                                                               Ребята, если  отгадаете  загадку, то  узнаете - о чем  сегодня  будем говорить.                                        «Отгадать  легко  быстро  мягкий, пышный  и душистый  он и черный, он и белый, а бывает  подгорелый  без него  плохой  обед, вкусней  его  на  свете  нет».                Дети: Это  хлеб.                                                                                                                                                

Хозяйка:  Ребята, а какие  слова  в загадке  помогли  вам  догадаться, что это  хлеб?            Илья:  В загадке  хлеб  мягкий.                                                                                                                                                                      

Даша: Хлеб описан  в загадке  что  пышный, а хлеб - он правда  пышный.                                                                                                        Антон: Хлеб бывает  белый и черный, а бывает и подгорелый.                                  

Хозяйка: У  народа   много   пословиц  и  поговорок  про  хлеб.  Назовите  их.                                                                                                                

Дима: «Хлеб – всему  голова».                                                                                                                                                                                                                                            

Маша: «Будет   хлеб, будет  и  обед».                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ваня: «Хлеба  ни куска  -  стол  доска».                                                                                                                                                                                                                                

Света: «Если   хлеба  каравай   так  и под  елью   рай».                                                                                                                                

Хозяйка: «Как   вы   поняли  эту  пословицу?».                                                                                                                                                                                                                  

Антон: «Хлеба  каравай, значит  хлеба  много, а  если  человек  не  голоден,  так  ему  и под  елью  хорошо.                                                                                                                                                                      

Хозяйка: «Слово  хлеб  в русском  языке  всегда  обозначало  достаток. Вы  слышали  такое   выражение: «заработать  на  хлеб»  или «он  дал  ему  хлеб» -  то есть  обеспечил  доход. Или «отнял  у кого- то  хлеб» - обозначает  лишить  места  работы.                                                                                                                                          

Илья: «Если   нет  в доме  хлеба, значит - есть  нечего, люди  голодают, а если в  доме  есть  хлеб  то  в доме   праздник, и  этот  праздник  может  быть  и под елью ».                                                        Хозяйка: « Как  вы думаете, ребята  из  чего  состоит  хлеб?                                            

Маша: Хлеб  это  колосья   пшеницы,  из которого  пекут хлеб.                                                                        

Хозяйка: Чтобы  хлеб попал  на  стол, необходимо  пройти  несколько   трудовых   операций, колосья   перемалывают  и превращают  их  в  муку.                                                         А  знаете  ли вы,  какая бывает   мука?  Дети: Мы  затрудняемся  вам  сказать.                                                    

Хозяйка:  Посмотрите, ребята  у  меня на столе  разные   виды   муки.                                                            Это  мука  пшеничная  высший  сорт. Это  мука  пшеничная  низкий  сорт.                                                                                                 На  тарелочках  лежит  мука   разного   сорта.  Обратите   внимание   на цвет   муки, одинаковый  ли он?  Дети:  Нет -  мука  имеет  разный  цвет.                                                                                            

Света: Мука  ржаная она  темная, мука  пшеничная   она   светлая.                                                                                                                Хозяйка: Как  вы  думаете,  какой  хлеб  получается   из   пшеничной   муки?                                                                                                 Ваня: Из   пшеничной   муки   получается   белый  хлеб.                                                                                                                                   Хозяйка: Как  вы   думаете,   какой   хлеб  получается  из ржаной муки?                                                                                                                                      Антон: Я думаю  - что  из  ржаной  муки  получается  темный  хлеб.                                                                                                      

Хозяйка: « Я  вам  сегодня  расскажу, как  раньше  на  Руси  выращивали  хлеб. К  севу  готовились  заранее. Мылись  в бане, надевали  чистую  рубашку  и с  лукошком  на  груди  выходили  в поле. В  лукошке  лежали  семена  пшеницы  и ржи. Вот  идет  сеятель  по полю  и через  каждые   два шага  разбрасывает  пригоршню  зерна  веером, слева – направо. Вы  думаете, какая  должна  быть погода  в этот  день?».                                                                                                 Даша: «При  засевание  семян  пшеницы, погода  должна  быть  безветренная, чтобы  семена  попали  в землю».                                                                                                                            

Хозяйка: Предлагаю  вам  рассмотреть  картинки  с  изображением   крестьян, сеявшие  пшеницу и рожь, и ответить на   несколько  вопросов.                                                                                                              В какое   время  года  засеивали  пшеницу  и рожь  крестьяне?                                                                            

Света: Я, думаю -  что  только  весной  засеивали  пшеницу  и  рожь.                                                                              

Хозяйка: « А  что  засеивали  люди  весной?».                                                                                      

Ваня: «Засеивали  весной  поля  пшеницей  и рожью».                                                                                                        

Хозяйка: «А  были  ли у людей  помощники   при  посадки  семян  пшеницы и ржи ?. Дети: У  нас  нет предположений.  

Илья: Были  лошади, которые   помогали  засеивать  поля.

Хозяйка:«Запрягали лошадей  в плуг это специальное  такое  оборудование  сделанными  людьми и  с помощью  его взрыхляли  землю, а затем  засеивали  семенами  пшеницы  и ржи. Как  вы  думаете, ребята -  что  необходимо  для  жизни и роста  растений?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Антон: «Для роста  пшеницы  и ржи  нужны  солнце  и  вода  то  есть  дождик ». Хозяйка: «Вот и  звали  люди  дождик».                                                                                                                                                                                            

Маша:«Дождик, дождик, поливай -  будет  хлеба  каравай, будут  булки, будут  сушки, будут  вкусные   ватрушки».                                                                                                                                

Хозяйка: « Ребята, скажите  когда  же  поспевает  пшеница  и рожь?».                                                                                                                

Даша: «Пшеницу  и  рожь  собирали  осенью».                                                                                                          

Хозяйка: Поспела  пшеница  и рожь, пришла  пора  убирать  урожай. Брали  мужчины  в руки  косы, а женщины  серп  и шли  в поле. Срезали  колосья  и  собирали  их в  сноп. Но  колосья  надо  было  еще обмолотить, то есть  вынуть  из  колосьев  зерна, а для  этого  люди  брали  цеп -  ручное  орудие  для  молотьбы  и  били  им по колосьям. Затем  зерно  просеивали  и везли  на  мельницу, там  молотили  и  получалась  мука, а  затем  пекли  хлеб. Вот  посмотрите  на  столе  у  меня   спелые колосья  и  картинки  с изображением  серпа  и  кос, для  уборки  урожая.

Смотря  на  картинки    найдите   картинки  с изображением  серпа, и  с изображением  плуга и с изображением казака  с  косой и  скажите  для  чего они  нужны.                                                                                                                                                                                                    

Ваня: «У меня  картинка  с  изображением  казака  с  изображением  косой, она  нужна  казаку  чтобы косит  колосья  пшеницу».                                                                                    

Маша: «Я  нашла  картинку  с  изображением  женщины, в  руках  которой  находится  серп, он  необходим  для  срезания  им колосьев   пшеницы».                                                                                  

Антон: «Картинка   с казаком  который  управляет  плугом  и он управляет  им, чтобы взрыхлить   поля, для посева  семян  пшеницы.                                                                                          

Хозяйка: «Вот  собрали  казаки и казачки  пшеницы, как  вы думаете,  что делали они  с  урожаем  пшеницы».  

Илья: Семена  пшеницы  перемалывали  и  превращали их  в муку.                                                             Хозяйка: « А  где  перемалывали  семена  в деревне?. Вспомните  сказку «Кот  в сапогах  у кого  было три сына? И  что оставил  мельник  своему  сыну? ».                                                                  Даша: В  сказке  «Кот  в сапогах»  три сына   было  у мельника, а  одному  из  сыновей  он  оставил  мельницу  значит   там  и  перемалывали  колосья  пшеницы.

Хозяйка: А  сейчас  в  наше   время - где  перерабатывают  колосья пшеницы, кто  как  думает?». Показ   картинки  с изображением  элеватора.                                                                                                                                                                                                                                    

Антон: Я  предполагаю  что  это  элеватор.

Хозяйка: «Да  сейчас  зерно  перерабатывают  на  элеваторе, из  зерна  получается   мука, и что делают  с мукой  дальше?                                                                                                    

Света: «Её  отправляют  на  хлебозавод, где  из неё  пекут  хлеб  и другие   хлебобулочные  изделия. Показ   картинки  с изображения  с хлебного завода.                                                                                                

Хозяйка: Ребята, скажите,  из чего  состоит  хлеб? Дети:  Мы  не  знаем.                                                                        Хозяйка: « Мы  сегодня  с вами  попробуем  испечь  хлеб, для  этого  нам  нужна  формочка  для выпечки хлеба,  мука, соль, дрожжи, посмотрите  как  нужно замесить   тесто, как  оно  поднимется  сразу  мы  отнесём  на кухню  в духовку, и будем ждать  когда   выпечёт  хлеб. Хозяйка месит тесто, ставит  в  форму.                                                                                                                                                              

Хозяйка: А  сейчас  познакомлю вас с  традициями  с  связанными с хлебом. Обычно  хлеб в доме пекла  самая  опытная  хозяйка. Женщина, которая  пекла  хлеб, пользовалась  в семье  большим  уважением. А  вот  разрезать  хлеб должен  был мужчина.

С  хлебом  связаны   различные  приметы. Например,  считалось, что  каждый  кусок  хлеба, а  особенно  первый,  отрезанный  от  каравая, содержит  в себе  силу, здоровье.  Не  разрешалось, чтобы  один  человек  доедал  хлеб  за другим, потому  что  он  тогда  заберет  его  силу, здоровье.                                                                                  

Люди  считали,  что  хлеб  оберегает  от всяких  бед и  несчастий. Поэтому, его   клали  в колыбель к   маленькому   ребенку.  

Хлеб с  солью  обязательно   брали  в дорогу. Считалось, что они  охраняют  человека  в пути.

 При  приближающейся  грозе, которую  очень  боялись  хлеб  выносили на улицу, чтобы   защитить   посевы. Нельзя  было   выбрасывать  хлеб, сорить хлебом, оставлять  недоеденные   куски. Считалось, что   тогда  случится  неурожай.

Дорогих  гостей  и раньше  и сейчас  встречают   хлебом – солью. Вот  расшитое  полотенце,  а на  нем  хлебный  каравай  с соломкой  с солью.                                                                        

Хлеб  выпекали  особой  круглой  формы. Круглой  хлеб  называют  караваем.                    

При встрече  гостей каравай  обязательно  нужно  было  положить  на   новое, расшитое  полотенце. В центре  каравая   ставили   солонку  с солью.                  Преподносили  хлеб – соль, обязательно с поклоном. Тот, кого  встречают  хлебом – солью  должен  отломить  небольшой   кусочек, обмакнуть  его  в соль  и съесть.   Даже  русские   цари  в начале  пира  одаривали   гостей  хлебом и  солью.            

О гостеприимном  хозяине  говорили «Дом, как  полная  чаша -  хлеб соль со  стола не сходят».

Был  такой  обычай:  после  обеда  в каждом доме  на стол  стелили  чистую скатерть  и ставили   посередине  стола  хлеб и соль.  Это  говорило  о том, что  дом  готов  к принятию  гостей.  Хлеб и соль, стоящие  на столе  оберегают  дом  от враждебных  сил.  

Если  в дом  входил  посторонний  и заставал  семью  за  обедом, то он  приветствовал  всех  словами: «Хлеб да  соль». Хозяин  отвечал: «Хлеб  кушать, милости  просим». Отказ  от угощения  очень  обижал  хозяев.

Хлеб всегда  был  главным  богатством   России.  Хлеб -  всему  голова.                                                             Хлеб -  всему голова, значит  хлеб -  главный  продукт, без него  в  Древней  Руси  не садились за  стол. К хлебу всегда  относились  с уважением. После  еды  со стола  собирали  все крошки и съедали их. Если  хлеб  нечаянно  роняли, то подняв  кусочек с пола целовали его и просили  прощения.

Хозяйка: Ребята, предлагаю  вам   составить   рассказа  о  хлебе.                                                      

Составление   рассказа  детьми  о  хлебе.         

Хозяйка: Ребята, а  в каких  сказках  идёт  речь  о хлебе, назовите  их.                                            

Даша: «Сказка  «Колосок» где  петушок нашел зерно, его  обмолотил, отнес  на мельницу, из муки  пек  пирожки.                                                                                                                                          

Ваня: Был каравай  хлеба  который  приготовила   царю  батюшке  лягушка, в  сказке «Царевна  Лягушка».

Маша: Сказка «Петушок  и  жернова»  в этой сказке  петушок  выручил  стариков, и вернул им  жернова, которые  пекли  хлебобулочные  изделия.                                                                                      

Хозяйка: «Хлеб  мы  вам  подносим, поклоняясь,  отведать  просим.                                          

Антон: «Вот  он  хлебушко  душистый, с  хрупкой  корочкой  витой, вот он  теплый, золотистый,  словно  солнцем  налитой. В  каждый  дом  на каждый  стол  он  пожаловал,  пришел, в нем  здоровье  наше, сила, в нем  чудесное  тепло, сколько  рук его  растило, охраняло, берегло. Ведь  не  сразу  зерна  хлебом  тем, что  на столе. Люди  долго и упорно  потрудились  на  земле».                                                                                                              

Хозяйка  режет  хлеб и угощает  всех  детей.                                                          

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Занятиепо математике в подготовительной группе

Занятие по математике.Тема:« В гости к Дюймовочке».Программное  содержание:Закрепить знания детей о геометрических фигурах (название, особенности, сходство и отличия) , знание цветов; умение поль...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....