Образовательный проект «Россия – Родина моя» для детей дошкольного возраста.
проект по окружающему миру

Радченко Полина Анатольевна

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать  в ее возрождении; любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотически

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 146

___________________(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 146)_____________________

664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, дом 265 А, тел. 42-76-13

Detsad146@mail.ru

Паспорт проекта  « Россия – родина моя»

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова

Актуальность

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать  в ее возрождении; любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.

Тип проекта: информационно – творческий.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой, внутрисадовский.

По количеству участников: групповой.

Группа разновозрастная 4-7 лет.

Сроки реализации проекта: 2019-2022год.

Руководитель проекта:  воспитатель – Радченко П.А.

Участники проекта:

  1. Педагоги группы.
  2. Дети дошкольного возраста.
  3. Родители.
  4. Специалисты детского сада:

Музыкальный руководитель – Дробышевская Е.В.;
Логопеды – Радченко Е.А., Жилкина О.С.;

Психологи – Ларина П.М., Кузнецова К.С.

Инструктор по физической культуре – Опрышко Т.Л.

  1. Окружающий социум.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице Москве, города Иркутска, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

Проблемная ситуация: дети узнали, что 12 июня объявлен в нашей стране выходным днем и у них возник вопрос, какой праздник отмечается в этот день? Оказалось, что не все знают его название и чему он посвящен. Мы заговорили о символах России. Дети проявили заинтересованность и стали задавать много вопросов. Что означает официальный и неофициальный символ? Какие неофициальные символы есть у России? В процессе совместного обсуждения решили больше узнать о нашей стране, найти ответы на возникшие вопросы. Так зародилась идея совместного проекта.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.

Задачи:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране. 

Интеграция образовательных областей: 

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие. 

Принципы организации образовательного процесса в ходе реализации проекта:

принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.

 Методы:
1. Метод проблемных вопросов.
2. Метод анализа.
3. Метод игрового моделирования.
4. Метод беседы, и другое.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему.  Распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают. Выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Формы работы:

  1. Работа с детьми

Экскурсии

Викторины

Праздники

Чтение художественной литературы

Беседы

Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)

Художественное творчество

Наблюдение, прогулки 

Слушание музыки

Мультимедийные презентации

Видеоролики 

Непосредственно образовательная деятельность.

  1.  Работа с родителями

Консультации

Совместная работа с детьми разной направленности

Участие в конкурсах на различных уровнях

Помощь в подготовке праздников и развлечений

Ожидаемый результат:

Для детей:

После завершения проекта дети будут знать:

  1. Что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине.
  2. Символику России (флаг, герб, гимн России), значение символов России.
  3. Название столицы нашей Родины – Москвы и  иметь представление о
  4.  г. Москве, о малой Родине,  Иркутской области, о любимом городе Иркутске.
  5. О правительстве, президенте России.
  6. Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
  7. О том, что дерево берёзка – символ России.

Для родителей:
     1. Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов: 
     1. Повышение уровня педагогического мастерства

Продукты проекта:

1. Центр патриотического воспитания в группе.

2. Тематические иллюстрированные альбомы.

3. Коллекция тематических наборов открыток из разных городов России.

4. Фестиваль-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146  «Мы поем о себе и о Родине», первое место.

5. Литературный Фестиваль  в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146  «Русско-бурятский фольклор», первое место.

6.  Всероссийский патриотический конкурс «Великая Россия», номинация «Хореография», возрастная категория 4-6 лет, первое место.

7. Международный творческий  конкурс «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ-2022» в номинации «Литературная постановка», конкурсная работа «Десять правил маленького россиянина», третье место.  

8. Смотр-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Байкальские сказки», диплом за актуальность оформления выступления.

Этапы работы над проектом.

Информационно-накопительный:

  • определение целей и задач проекта; 
  • составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями; 
  • подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
  • подготовка костюмов для праздника инсценировок;
  • создание предметно развивающей среды; 
  • беседы с родителями и консультация для родителей. 
  • оформление родительского уголка материалами по теме. 

Организационно-практический

  • экскурсия в музей «Музей боевой славы»;
  • чтение художественной литературы разных народов России;
  • рассказывание по картинам;
  • исследовательская деятельность в развивающем центре;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий; 
  • проведение цикла тематических занятий и бесед;
  • разучивание песен, стихов о Родине, России;
  • прослушивание песен разных народов России;
  • инсценировка отрывков из сказок;
  • подвижные игры народов России;
  • творческие работы с семей по теме: «Народы России»;

Презентационно – завершающий

  •  фестивали, смотры-конкурсы  «Мы дети твои Россия»;
  • выставка продуктов детской деятельности;
  • творческие работы, презентации, сделанные семьями детей

1. Примерный материал  познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

Название темы

Возраст детей

1.

Занятие ««Мое Отечество - Россия»»
Программное содержание: 

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны.

Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

2.

Занятие «Государственная символика России»
Программное содержание:  

Формировать у детей представления о «Государственной символике России»,о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране

Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

3.

Занятие ««Мой родной край»
Программное содержание:

Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад.

 Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

4.

Занятие «Охраняем природу, значит, охраняем Родину» .
Программное содержание:

Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

 Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

5.

Занятие «Москва – сердце России».

 Программное содержание: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

6.

Занятие «Я – ребенок, я гражданин….».

 Программное содержаниепомочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью.

Средняя, старшая и подготовительная группа(с усложнением материала согласно возрасту)

2. Участие детей в реализации проекта:

Вид деятельности

Средняя группа

Старшая группа Подготовительная группа

Изобразительная деятельность.

Создание патриотического уголка  в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото. Президента страны

Пополнение уголка  патриотического воспитания: областной и районной символикой.

Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не нужно"
Рисование на тему: «Дадим шар земной детям".
Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Аппликация на тему: «Дружба народов» 
учить детей вырезать фигуру человека: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа человека. Развивать внимание, чувство формы.

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы.

Тематические занятия.
Беседы.
Просмотр иллюстраций о городах России, символике Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина».
Ф. Глинка «Москва»
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
И. Токмакова «Красная площадь»
З. Александрова «Дозор»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».
В.Брюсов «Москва»
А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»
Н.Рубцов «Привет, Россия!»
Поговорки и пословицы о России
Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. 
России.
Обсуждение о празднике России

Тематические занятия.
Просмотр видеофильма "Парад на Красной площади"для детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня

Спортивное развитие

Спортивная эстафета   "Мы сильные и смелые".

Смотр городской «Смотр-конкурс песни и маршировки»

Изготовление подарков

Изготовление коллективной открытки"Флаг России"

Рисование картины «Моя Родина»

Музыкальное развитие

"Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине

Участие в городском смотре-конкурсе Февральский ветер"

Конструирование из снега

Конструирование крепости из ледяных кирпичиков.

Конструирование  аттракционов  

Игровая деятельность

Эстафета «Сильные, смелые, ловкие».
«Узнай наш флаг»
«Узнай, где я нахожусь?»
«Кто в какой стране живет?»
«Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»)
«Собери герб»

«Найди свое дерево».
«Раз, два, три – к берёзке беги»
«Мы веселые ребята…»

Игровая викторина "Мой Иркутск"
Дидактические игры:
Подвижные игры:

  • Хороводные игры:

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет

 ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.

3. Участие воспитателей, родителей и социума в реализации проекта:

Содержание работы

Время проведения

Ответственный

Разработка планов совместной работы

Август

Старший воспитатель

Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы

Август

Музыкальный руководитель

Организация выездной экскурсии к Вечному огню и в Музей Боевой славы, посвященной  Дню Победы.

Апрель-май

Воспитатели

Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

Февраль, Апрель

Воспитатели

Проведение спортивного досуга совместно с папами

Февраль

Воспитатели , муз.работник

Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в группе

Май

Воспитатели

Оформление материалов проведения мероприятий и совместных фестивалей, конкурсов

июнь

Старший воспитатель

Участие родителей в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя»
участие в выставке рисунков «Белая береза- символ России», используя различные техники рисования.

 

Родители,
воспитатели

На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в совместной  деятельности

 (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов, фестивали);

 в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой (конкурсы и фестивали  и смотры на разных уровнях),

проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм,

средств патриотического воспитания детей;

- работа с социумом (библиотека, выездные экскурсии). 

Вывод:

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена. 

Никто не забыт, ничто не забыто.

Используемая литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
  2. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
  4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  9. Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
  10. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Интернет ресурсы (презентации). 




Предварительный просмотр:

       

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 146

___________________(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 146)_____________________

664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, дом 265 А, тел. 42-76-13

Detsad146@mail.ru

Паспорт проекта  « Россия – родина моя»

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова

Актуальность

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать  в ее возрождении; любить свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.

Тип проекта: информационно – творческий.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой, внутрисадовский.

По количеству участников: групповой.

Группа разновозрастная 4-7 лет.

Сроки реализации проекта: 2019-2022год.

Руководитель проекта:  воспитатель – Радченко П.А.

Участники проекта:

  1. Педагоги группы.
  2. Дети дошкольного возраста.
  3. Родители.
  4. Специалисты детского сада:

Музыкальный руководитель – Дробышевская Е.В.;
Логопеды – Радченко Е.А., Жилкина О.С.;

Психологи – Ларина П.М., Кузнецова К.С.

Инструктор по физической культуре – Опрышко Т.Л.

  1. Окружающий социум.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице Москве, города Иркутска, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

Проблемная ситуация: дети узнали, что 12 июня объявлен в нашей стране выходным днем и у них возник вопрос, какой праздник отмечается в этот день? Оказалось, что не все знают его название и чему он посвящен. Мы заговорили о символах России. Дети проявили заинтересованность и стали задавать много вопросов. Что означает официальный и неофициальный символ? Какие неофициальные символы есть у России? В процессе совместного обсуждения решили больше узнать о нашей стране, найти ответы на возникшие вопросы. Так зародилась идея совместного проекта.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.

Задачи:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране. 

Интеграция образовательных областей: 

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие. 

Принципы организации образовательного процесса в ходе реализации проекта:

принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.

 Методы:
1. Метод проблемных вопросов.
2. Метод анализа.
3. Метод игрового моделирования.
4. Метод беседы, и другое.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему.  Распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают. Выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Формы работы:

  1. Работа с детьми

Экскурсии

Викторины

Праздники

Чтение художественной литературы

Беседы

Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)

Художественное творчество

Наблюдение, прогулки 

Слушание музыки

Мультимедийные презентации

Видеоролики 

Непосредственно образовательная деятельность.

  1.  Работа с родителями

Консультации

Совместная работа с детьми разной направленности

Участие в конкурсах на различных уровнях

Помощь в подготовке праздников и развлечений

Ожидаемый результат:

Для детей:

После завершения проекта дети будут знать:

  1. Что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине.
  2. Символику России (флаг, герб, гимн России), значение символов России.
  3. Название столицы нашей Родины – Москвы и  иметь представление о
  4.  г. Москве, о малой Родине,  Иркутской области, о любимом городе Иркутске.
  5. О правительстве, президенте России.
  6. Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
  7. О том, что дерево берёзка – символ России.

Для родителей:
     1. Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов: 
     1. Повышение уровня педагогического мастерства

Продукты проекта:

1. Центр патриотического воспитания в группе.

2. Тематические иллюстрированные альбомы.

3. Коллекция тематических наборов открыток из разных городов России.

4. Фестиваль-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146  «Мы поем о себе и о Родине», первое место.

5. Литературный Фестиваль  в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146  «Русско-бурятский фольклор», первое место.

6.  Всероссийский патриотический конкурс «Великая Россия», номинация «Хореография», возрастная категория 4-6 лет, первое место.

7. Международный творческий  конкурс «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ-2022» в номинации «Литературная постановка», конкурсная работа «Десять правил маленького россиянина», третье место.  

8. Смотр-конкурс в МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 «Байкальские сказки», диплом за актуальность оформления выступления.

Этапы работы над проектом.

Информационно-накопительный:

  • определение целей и задач проекта; 
  • составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями; 
  • подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
  • подготовка костюмов для праздника инсценировок;
  • создание предметно развивающей среды; 
  • беседы с родителями и консультация для родителей. 
  • оформление родительского уголка материалами по теме. 

Организационно-практический

  • экскурсия в музей «Музей боевой славы»;
  • чтение художественной литературы разных народов России;
  • рассказывание по картинам;
  • исследовательская деятельность в развивающем центре;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий; 
  • проведение цикла тематических занятий и бесед;
  • разучивание песен, стихов о Родине, России;
  • прослушивание песен разных народов России;
  • инсценировка отрывков из сказок;
  • подвижные игры народов России;
  • творческие работы с семей по теме: «Народы России»;

Презентационно – завершающий

  •  фестивали, смотры-конкурсы  «Мы дети твои Россия»;
  • выставка продуктов детской деятельности;
  • творческие работы, презентации, сделанные семьями детей

1. Примерный материал  познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

Название темы

Возраст детей

1.

Занятие ««Мое Отечество - Россия»»
Программное содержание: 

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны.

Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

2.

Занятие «Государственная символика России»
Программное содержание:  

Формировать у детей представления о «Государственной символике России»,о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране

Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

3.

Занятие ««Мой родной край»
Программное содержание:

Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад.

 Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

4.

Занятие «Охраняем природу, значит, охраняем Родину» .
Программное содержание:

Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

 Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

5.

Занятие «Москва – сердце России».

 Программное содержание: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

Средняя, старшая и подготовительная группа (с усложнением материала согласно возрасту детей)

6.

Занятие «Я – ребенок, я гражданин….».

 Программное содержаниепомочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью.

Средняя, старшая и подготовительная группа(с усложнением материала согласно возрасту)

2. Участие детей в реализации проекта:

Вид деятельности

Средняя группа

Старшая группа Подготовительная группа

Изобразительная деятельность.

Создание патриотического уголка  в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото. Президента страны

Пополнение уголка  патриотического воспитания: областной и районной символикой.

Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не нужно"
Рисование на тему: «Дадим шар земной детям".
Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Аппликация на тему: «Дружба народов» 
учить детей вырезать фигуру человека: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа человека. Развивать внимание, чувство формы.

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы.

Тематические занятия.
Беседы.
Просмотр иллюстраций о городах России, символике Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина».
Ф. Глинка «Москва»
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
И. Токмакова «Красная площадь»
З. Александрова «Дозор»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».
В.Брюсов «Москва»
А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»
Н.Рубцов «Привет, Россия!»
Поговорки и пословицы о России
Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. 
России.
Обсуждение о празднике России

Тематические занятия.
Просмотр видеофильма "Парад на Красной площади"для детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня

Спортивное развитие

Спортивная эстафета   "Мы сильные и смелые".

Смотр городской «Смотр-конкурс песни и маршировки»

Изготовление подарков

Изготовление коллективной открытки"Флаг России"

Рисование картины «Моя Родина»

Музыкальное развитие

"Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине

Участие в городском смотре-конкурсе Февральский ветер"

Конструирование из снега

Конструирование крепости из ледяных кирпичиков.

Конструирование  аттракционов  

Игровая деятельность

Эстафета «Сильные, смелые, ловкие».
«Узнай наш флаг»
«Узнай, где я нахожусь?»
«Кто в какой стране живет?»
«Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»)
«Собери герб»

«Найди свое дерево».
«Раз, два, три – к берёзке беги»
«Мы веселые ребята…»

Игровая викторина "Мой Иркутск"
Дидактические игры:
Подвижные игры:

  • Хороводные игры:

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет

 ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.

3. Участие воспитателей, родителей и социума в реализации проекта:

Содержание работы

Время проведения

Ответственный

Разработка планов совместной работы

Август

Старший воспитатель

Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы

Август

Музыкальный руководитель

Организация выездной экскурсии к Вечному огню и в Музей Боевой славы, посвященной  Дню Победы.

Апрель-май

Воспитатели

Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

Февраль, Апрель

Воспитатели

Проведение спортивного досуга совместно с папами

Февраль

Воспитатели , муз.работник

Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в группе

Май

Воспитатели

Оформление материалов проведения мероприятий и совместных фестивалей, конкурсов

июнь

Старший воспитатель

Участие родителей в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя»
участие в выставке рисунков «Белая береза- символ России», используя различные техники рисования.

 

Родители,
воспитатели

На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в совместной  деятельности

 (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов, фестивали);

 в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой (конкурсы и фестивали  и смотры на разных уровнях),

проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм,

средств патриотического воспитания детей;

- работа с социумом (библиотека, выездные экскурсии). 

Вывод:

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена. 

Никто не забыт, ничто не забыто.

Используемая литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
  2. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
  4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  9. Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
  10. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Интернет ресурсы (презентации). 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Россия - Родина моя!" с детьми старшего дошкольного возраста

В методической разработке представлен материал по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Проект очень заинтересовал детей и был реализован в полном объеме....

Сценарий праздника День России на улице для детей дошкольного возраста «Россия — Родина моя»

Данное мероприятие следует проводить в форме игры «Вертушка» по станциям.На каждой станции воспитатели  проводят ряд игр и эстафет, связанных с темой праздника.Дети проходят по станциям согласно ...

«Образовательный проект по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Колоски на доброй почве»»

Детский сад № 45 «Колосок» построен в микрорайоне «Кузнечики» Городского округа Подольск. Микрорайон вырос на месте бывшей военной части, на окраине города, в котором расположе...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

Сценарий праздника День России «Россия — Родина моя» для детей дошкольного возраста

Сценарий праздника предназначен для педагогов и музыкальных руководителей детского сада. Праздник для детей дошкольного возраста....

Проект «Россия - Родина моя» для детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ«Россия - Родина моя»для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: Карцева Елена Юрьевна,воспитатель, 1кв.к.Актуальность проекта: гражданско-патриотическое воспитание сего...