«Образовательный проект по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Колоски на доброй почве»»
проект (подготовительная группа) по теме

Детский сад № 45 «Колосок» построен в микрорайоне «Кузнечики» Городского округа Подольск. Микрорайон вырос на месте бывшей военной части, на окраине города, в котором расположены важные социально-культурные объекты, детские сады, школы, новый физкультурно-оздоровительный комплекс, новая поликлиника и детские площадки, отдел полиции и новый храм. Это «город в городе».
В первую очередь, микрорайон «Кузнечики» предназначается военным. Несколько тысяч военных смогли получить в собственность квартиры. Дмитрий Анатольевич Медведев назвал «Кузнечики», стратегически важным объектом для выполнения обязательств Государства перед военными. 
Детский сад с Севера граничит с крытым физкультурно-оздоровительным комплексом, построенным с целью всеобщего оздоровления населения и культивирования здорового образа жизни, с Юга – с территорией конно–спортивного комплекса «Фаворит», на востоке находится Никольский Храм и с Запада – территория жилого комплекса.
Дошкольное учреждение  посещают дети из разных семей, а именно:
семьи военных, которые получили квартиру в микрорайоне «Кузнечики» - в запасе, отправленные на новое место службы: 33.3%
семьи коренных подольчан: 7,3%
бывшие москвичи, переехавшие в наш город для улучшения жилищных условий или по другим причинам: 31,9%
семьи мигрантов: 27,5%
В МДОУ № 45  работает родительский клуб «Колосок».На базе клуба проводятся семинары для родителей «Семейные ценности. Проблемы семьи сегодня» с участием настоятеля Никольского Храма, который помогает родителям сформировать нравственные навыки и привычки, заложить в детях основы духовной культуры, что ведет к снижению отрицательных жизненных моментов в семьях воспитанников и к росту положительных социальных результатов.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buldovich_o.o._proekt_koloski_na_dobroy_pochve.docx130.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад  № 45 «Колосок»

https://af.attachmail.ru/cgi-bin/readmsg?id=15074580400000000189;0;1&mode=attachment&email=oksana970@mail.ru&rid=996619167283417921235538447513806577513

 БУЛДОВИЧ  ОКСАНА  ОЛЕГОВНА

Название  работы

«Образовательный проект  по духовно – нравственному

 воспитанию детей дошкольного возраста

«Колоски на доброй почве» »

                                                                                             

Центральный федеральный округ
2018 год

План

образовательного  проекта

по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

«Колоски на доброй почве»

Содержание:

  1. Методический паспорт__________________________________________________  3
  2. Пояснительная записка_________________________________________________  5

2.1. Актуальность проекта. Анализ проблемной ситуации

2.2. Цель и задачи проекта

2.3. Инновационность проекта

2.4. Основные принципы проекта

2.5. Условия и методы реализации проекта

2.6. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми и родителями

2.7. Особенности и  суть проекта

2.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки

2.9. Ресурсы

  1. Содержание проекта____________________________________________________ 13

Подготовительный этап

Практический этап

Аналитический этап

3.1. План совместных мероприятий  по духовно-нравственному воспитанию МДОУ  центра развития ребенка  -  детского сада № 45 «Колосок» с Никольским храмом Городского округа Подольск  на 2016 – 2017 учебный год_____________________________________________14

3.2. План совместных мероприятий  по духовно-нравственному воспитанию МДОУ  центра развития ребенка  -  детского сада № 45 «Колосок» с Никольским храмом Городского округа Подольск  на 2017 – 2018 учебный год___________________________________________    17

3.3. Реализация образовательного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в 2016 – 2017 учебном году_________________ ________________   20

3.4. Реализация образовательного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в 2017 – 2018 учебном году _________________________________   39

3.5. Мониторинг реализации программы__________________________________________   44

  1. Оценка эффективности реализации проекта_____________________________   45
  2. Перспективы развития проекта________________________________________    45
  3. Основные риски проекта______________________________________________    45
  4. Библиография проекта_________________________________________________   46
  5. Приложение 1 «Программа реализации____________________________________

 

  1. Методический паспорт

образовательного  проекта по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста  «Колоски на доброй почве»

№ п/п

Структура

Содержание

Тема

Образовательный  проект «Колоски на доброй почве», направленный на духовно – нравственное развитие и воспитание православного мировоззрения детей в  ДОУ.

Руководитель проекта

Заведующий МДОУ центром развития ребенка – детским садом № 45 «Колосок»  Племянникова Ольга Николаевна

Исполнитель проекта

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Юридический адрес

исполнителя проекта

142121

Московская область, Г.о. Подольск, г. Подольск, микрорайон Кузнечики, площадь Защитников Отечества, дом 7

тел. 8-(496)-7-59-14-54; 8-(496)-7-59-14-55

Адресация проекта

Проект предназначен старшим воспитателям, а также воспитателям  старших и  подготовительных групп.

Цель

Проекта

Проблема:

- кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и необходимость оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры;

-несогласованность образовательных программ дошкольного и школьного звена образования, их несоответственность с понятиями предметной области «Духовно-нравственная культура». Следствием этого является неподготовленность дошкольников к освоению новой предметной области при начале обучения в школе;

-дети не могут оценить ситуацию и сделать соответствующие выводы;

Цель: раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческих качеств, дать ребенку правильные нравственные ориентиры с помощью духовно-нравственной истории России.

Задачи проекта

1.Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

2.Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

3. Возрождать  духовно - нравственное воспитание детей

через сказки, легенды, поэзию, музыку, художественные картины, т.е. через искусство.

4.Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).

5.Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

6.Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

7.Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

8.Создавать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям:

-проявить нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.);

-увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;

-научиться слушать и слышать одновременно, развить воображение.

9.Способствовать повышению значения семейных ценностей.

10.Повысить активность педагогов и родителей в желании реализовать проект путем просвещения на семинарах для родителей: «Семейные ценности. Проблемы семьи сегодня» с  настоятелем Никольского храма Никитой Ганабой в Г.о. Подольск, на заседаниях Родительского клуба «Колосок»  или других мероприятий совместно с родителями (законными представителями),  на семинарах для педагогов.

11.Сформировать у детей  устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к православной культуре.

8.

Благополуча-тели проекта

Родители (законные представители), дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

9.

Типовые особенности проекта

По характеру создаваемого продукта: духовно-нравственное образование.

По профилю знаний: межпредметный проект.

По характеру координации: с открытой координацией.

По уровню контактов: на уровне ДОО,

По срокам реализации: долгосрочный.

10.

Ожидаемые результаты реализации проекта

улучшатся  представления:

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

-о духовных и нравственных ценностях, чувстве патриотизма, появится гордость за свой народ;

-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-дети познакомятся с историей и культурой своей страны, с православными праздниками;

-научатся проявлять сострадание, сочувствие, радость и беречь и поддерживать красоту;

-поверят в свои силы и будут стремиться нести  добро,

-сформируются основы духовной культуры, что приведет к снижению отрицательных жизненных моментов в семьях воспитанников и к росту положительных социальных результатов,

-наладится у родителей тесный контакт с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у детей, воспитанию чувства благодарности к святыням;

- у родителей сформируется понимание того, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности, любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим.

9.

Исполнители основных мероприятий

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

  1. Социальный паспорт микрорайона Кузнечики.

Детский сад № 45 «Колосок» построен в микрорайоне «Кузнечики» Городского округа Подольск. Микрорайон вырос на месте бывшей военной части, на окраине города, в котором расположены важные социально-культурные объекты, детские сады, школы, новый физкультурно-оздоровительный комплекс, новая поликлиника и детские площадки, отдел полиции и новый храм. Это «город в городе».

В первую очередь, микрорайон «Кузнечики» предназначается военным. Несколько тысяч военных смогли получить в собственность квартиры. Дмитрий Анатольевич Медведев назвал «Кузнечики», стратегически важным объектом для выполнения обязательств Государства перед военными.

Детский сад с Севера граничит с крытым физкультурно-оздоровительным комплексом, построенным с целью всеобщего оздоровления населения и культивирования здорового образа жизни, с Юга – с территорией конно–спортивного комплекса «Фаворит», на востоке находится Никольский Храм и с Запада – территория жилого комплекса.

Дошкольное учреждение  посещают дети из разных семей, а именно:

  • семьи военных, которые получили квартиру в микрорайоне «Кузнечики» - в запасе, отправленные на новое место службы: 33.3%
  • семьи коренных подольчан: 7,3%
  • бывшие москвичи, переехавшие в наш город для улучшения жилищных условий или по другим причинам: 31,9%
  • семьи мигрантов: 27,5%

В МДОУ № 45  работает родительский клуб «Колосок», которым руководит педагог – психолог Макарова Н.Ю. На базе клуба проводятся семинары для родителей «Семейные ценности. Проблемы семьи сегодня» с участием настоятеля Никольского Храма                         Н. А. Ганабы. Отец Никита помогает родителям сформировать нравственные навыки и привычки, заложить в детях основы духовной культуры, что ведет к снижению отрицательных жизненных моментов в семьях воспитанников и к росту положительных социальных результатов.

Пояснительная записка

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н.И. Пирогов

2.1. Актуальность проекта:  В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача, стоящая перед педагогом  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  1. формирование потребности в здоровом образе жизни;
  2. формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  3. эстетическое развитие детей;
  4. сотрудничество семьи и ДОУ
  5. обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

2.2. Цель проекта: раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческих качеств, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, с помощью духовно-нравственной истории России.

Задачи проекта:

1.Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

2.Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

3. Возрождать  духовно - нравственное воспитание детей

через сказки, легенды, поэзию, музыку, художественные картины, т.е. через искусство.

4.Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).

5.Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

6.Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

7.Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

8.Создавать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям:

-проявить нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.);

-увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;

-научиться слушать и слышать одновременно, развить воображение.

9.Способствовать повышению значения семейных ценностей.

10.Повысить активность педагогов и родителей в желании реализовать проект путем просвещения на семинарах для родителей: «Семейные ценности. Проблемы семьи сегодня» с Н.А. Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск, на заседаниях Родительского клуба «Колосок»  или других мероприятий совместно с родителями (законными представителями),  на семинарах для педагогов.

11.Сформировать у детей  устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к православной культуре.

2.3. Инновационность проекта:

- использование  проекта для создания целостной основы воспитания и социализации воспитанников в рамках духовно- нравственного развития;

-возможность адаптировать традиционные формы  работы к современным требованиям;

-наличие заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данного проекта;

-согласие многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач;

2.4. Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, Никольский храм для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Участники реализации проекта

Дети.

Педагоги.

Родители.

Социум

2.5. Условия и методы реализации проекта

Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

Методы реализации проекта:

Наглядный

Словесный

Практический

Наглядный метод:

наблюдение;

просмотр сказок;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий к храму, целевые прогулки.

Словесный метод:

чтение литературы;

разучивание стихотворений;

беседа с элементами диалога;

загадывания загадок;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

разбор ситуаций;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

организовывать продуктивную деятельность;

проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

2.6.Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми и их родителями:

Формы работы с детьми:

-чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из книг учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» Шевченко Л.Л.;

-цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Спасы)

- тематические выставки детского творчества.

-знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов.

- экскурсии в Никольский храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

-слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Таким образом,  проект состоит из нескольких направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Формы работы с родителями:

-Семинары для родителей: «Семейные ценности. Проблемы семьи сегодня» с Н.А. Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск;

- заседания Родительского клуба «Колосок»  на духовно-нравственные темы;

-наглядные виды работы: выставки детских работ, литературы;

-экскурсии;

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

2.7. Особенности и суть проекта

Проект рассчитан на один год поэтапного обучения детей старших и подготовительных групп.

1 этап: подготовительный (сентябрь)

2 этап: основной (октябрь – май)

3 этап: заключительный (июнь-август)

2.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1. Воспитатели способствуют усвоить воспитанникам основные положительные  и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта, верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение, честность, чуткость.

Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.

Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.

2. Воспитатели помогают детям  узнать и использовать в общении элементарные
этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (детском учреждении, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).

Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.

Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.

3. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Дать детям знания о Православной Церкви и Православном Храме. Приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц.

  1.   Ресурсы

Организационные:

- деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ центра развития ребенка – детского сада № 45 «Колосок» (одно из приоритетных направлений ДОУ – духовно – нравственное), годовым планом и планом реализации проекта.

Информационные:

- учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» Шевченко Л.Л.;

- авторская программа по дополнительному образованию;                                  

- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение: 
- администрация ДОУ;

- старший воспитатель;
- воспитатели; 

-инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
Материально-техническое обеспечение:

- наличие музыкального и физкультурного  зала,

- наличие инновационного оборудования в соответствии с ФГОС ДО;

- мультимедийный проектор, 
- экран, 
- ноутбук, 

- музыкальный центр.

Финансово – экономическое обоснование мероприятий проекта

с 01.09.2016 года по 31.08.2017 года.

Количество участвующих: старшая и подготовительные группы.

п/п

Наименование мероприятий/

вид расходов

Расчет стоимости

Сумма  в рублях

Примечания

1

Приобретение  технических средств для работы с видео изображением (цифровой фотоаппарат)

9000 рублей

9000 рублей

2

Приобретение расходных материалов (картриджи, клейкая лента и т.д.)

4000 рублей

4000 рублей

3

Приобретение методического и дидактического материала, специальной литературы  для образовательной деятельности с детьми.

3000 рублей

3000 рублей

4

Приобретение дипломов, грамот, подарков

2500 рублей

2500 рублей

Итого:

18500рублей

          Максимальная сумма на реализацию проекта на год – 18500 рублей.

Для повышения педагогической компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания необходима серия консультаций для воспитателей ДОО.

  1. Содержание проекта:

1 этап (подготовительный), целью которого является подготовка материально – технической базы МДОУ для проведения проекта; анкетирование родителей (законных представителей), по выявлению  их отношения к духовно – нравственному воспитанию  детей на базе дошкольного учреждения и их отношении к реализации данного проекта в нашем МДОУ, сбор и обработка  данных.

2 этап (основной), в ходе которого проходят интегрированные занятия с детьми  и ежемесячные духовно – нравственные  мероприятия по знакомству дошкольников и их родителей  с православной культурой. Также проводятся беседы с педагогами и родителями (законными представителями), направленные на укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, вовлечение семьи в культурно-духовную деятельность. Проектом предусмотрены образовательные мероприятия для детей и родителей (законных представителей), встречи со священником, музыкально-творческие встречи, фотовыставки, участие в конкурсах, экскурсии в Никольский храм.

На 3 этапе (заключительном), запланировано: итоговое анкетирование родителей (законных представителей); проведение итогового совместного мероприятия дошкольников и родителей, педагогов и настоятеля Никольского храма Никиты Ганабы, а также дается   аналитическое заключение по реализации проекта и дальнейшему его развитию.

3.1. План совместных мероприятий  по духовно-нравственному воспитанию

МДОУ  центра развития ребенка  -  детского сада № 45 «Колосок»

 с Никольским храмом Городского округа Подольск  на 2016 – 2017 учебный год

Утверждаю:                                                                                                       Согласовано:

Заведующий                                                                                                       Настоятель Никольского храма

 МДОУ  №  45  «Колосок»                                                                                Г.о.Подольск          

______О.Н.Племянникова                                                                                 ____________Н.А.Ганаба

Месяц проведения

Планируемая дата

Фактическая

 дата

Место

проведе-

ния

Наименование

 мероприятия

Цели и задачи  мероприятия

Ответствен-ные

Примечания

Октябрь

06.10. 2016г.

06.10.

 2016 г.

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Установочное мероприятие:

Встреча педагогов МДОУ № 45 «Колосок» с отцом Никитой настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

Приобщение

педагогических сотрудников дошкольного учреждения  

к нравственным и духовным ценностям православной культуры

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Ноябрь

17.11. 2016 г

17.11. 2016 г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Семинар  педагогических работников МДОУ № 45 «Колосок» с отцом Никитой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск в предверии праздника «Дня Матери» -  27 ноября 2016 г.

Повышение квалификации: просмотр конспектов воспитателей настоятелем Никольского храма.

Анализ, рецензии, консультации, ответы на вопросы.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 57 «Рождество Христово», сл. И муз. Е.Королева)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

2.Оказание методической помощи настоятеля на подготовке детей к конкурсу: «Рождественская песня»

Декабрь

15.12. 2016г

16.12. 2016г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Взаимодействие МДОУ с Никольским Храмом:

« Рождественская выставка» (на территории Храма)

Приобщение к православной тематике (ребенок и родители)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

2. Семинар на тему: «Николай Чудотворец – добрые дела» с Н.А. Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

Приобщение  к православным традициям воспитанников подготовительной группы

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 34 «Песня о святителе Николае. Духовное песнопение»)

Январь

11.01. 2017г

11.01. 2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 Колосок»

1.Экскурсия к Храму для

воспитанников и педагогов ДОУ

Знакомство с внешним видом Никольского Храма

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

 Православная культура для малышей.

Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм.

с.45-47 «Храм»,

с.48 «Православный храм»)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

2.Беседа  воспитанников ДОУ с отцом Никитой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск  на тему: «Святки»

 (с 7 по 17 января 2017 г.)

Приобщение к православной тематике

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 4.  

Чему мы радуемся? Православные праздники)

31.01. 2017г

31.01. 2017г

Храм Христа Спасителя Зал Церковных Соборов

Московский региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917 – 2017: Уроки столетия»

V Конференция преподавателей модуля «Основы Православной культуры» Москвы и Московской области

Отдел религиозного образования Московской городской епархии

Присутствовали:

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Февраль

08.02. 2017г

17.02. 2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Семинар для родителей: «Семейные ценности. Проблемы семьи сегодня» с Н.А. Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

Родительский клуб «Колосок»

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры (ребенок и родители)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Март

02.03. 2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Встреча с детьми, посещающими Воскресную школу. Исполнение детьми детского сада песен, рассказывание стихотворений духовно – нравственного содержания.

Приобщение к православной тематике (ребенок и родители)

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

 Православная культура для малышей.

Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм

с.59 «Воробей», «ворона»

с.60 «Строим кормушки»)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

13.03-17.03. 2017г

13.03-14.03. 2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

2.Муниципальная предметная неделя по предметам «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» (далее Неделя) проводится по теме «Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной».

Повышение качества обучения основам православной культуры и духовного краеведения Подмосковья ;

Возрождение системы наставничества и передачи опыта в педагогической среде.

Комитет по образованию Администрации  Г. о.  Подольск и МУ ДПО «Информационно-методический центр».

Участвовали:

Старший воспитатель Булдович О.О.

Воспитатель

Федосова О.А.

Апрель

21.04. 2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Православная Пасха – 16 апреля 2017 г.

Приобщение к православной тематике (ребенок и родители):

Создание педагогами, детьми  и родителями пасхальных яиц, куличей, поделок и открыток к Светлому празднику.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 4.  

Чему мы радуемся? Православные праздники)

с.42 «Светлое воскресенье»,

с.45.»Праздничный концерт»

-Рабочая тетрадь, с.33)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

2.Семинар: «Как праздновали Пасху на Руси» с Н.А. Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

3.Выставка: «Пасхальная ярмарка»

Май

26.05.2017г

26.05.

2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1. Экскурсия с дошкольниками  к Никольскому Храму с отцом Никитой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

1.Познакомить детей с архитектурой церквей;

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

 Православная культура для малышей.

Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм

С.49 «Храм»)

2.Учить рисовать купол православного храма

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск

Неретина Е.В.

2. Рисунки детей «Никольский Храм. Какой был и каким станет…»

3.Фотографии

Июнь

 14.06.     2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Экскурсия с настоятелем Никитой Ганабой  по дошкольному учреждению с детьми:

знакомство  с цветником, с огородом

 Воспитывать интерес детей к труду на огороде, осуществлять наблюдения в природе.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей.

Книга 1. Прогулки по дням творения.

С.52 игра «Я садовником родился»

- Шевченко Л.Л. Добрый мир.

CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 11 «Мой садик» сл. А.Плещеев. муз.П.И.Чайковский)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Июль

 31.07.     2017г

09.08. 2017г.

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1. Экскурсия детей МДОУ 45 в церковный садик при Никольском храме

 Показать разнообразие цветочных растений, сравнить цветы.

Воспитывать      бережное отношение к растениям.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей.

Книга 1. Прогулки по дням творения.

С.50 «Милый сад»)

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Август

 30.08.     2017г

30.08.     2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Семинар для воспитателей и  дошк ольников на тему: «Православные праздники» (с 14 по 29 августа  2017 г.) со священником Никитой Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

2.Подписание Плана совместных мероприятий на 2017-2018 учебный год

Донести до детей мысль о том, что народу в это время необходимо запастись главными летними продуктами: медом, яблоками и хлебом (орехами).

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей.

Книга 1. Прогулки по дням творения.

с.37 «Откуда взялся хлеб», с.41гра «Яблочко»

- (Шевченко Л.Л. Добрый мир.

CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 12 «Вальс цветов»).

Заведующий д/с № 45  Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

3.2. План совместных мероприятий  по духовно-нравственному воспитанию

МДОУ  центра развития ребенка  -  детского сада № 45  «Колосок»

с Никольским храмом Городского округа Подольск  на 2017 – 2018 учебный год

Утверждаю:                                                                               Согласовано:

Заведующий                                                                               Настоятель Никольского храма

 МДОУ  №  45  «Колосок»                                                        Г.о.Подольск          

______О.Н.Племянникова                                                        ____________Н.А.Ганаба 

Месяц проведения

Ориентировочные сроки

Место

проведе-

ния

Наименование

 мероприятия

Цели и задачи

Ответственные

Примечания

Сентябрь

20.09.2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Установочное мероприятие:

Встреча педагогов и воспитанников МДОУ № 45 «Колосок» с Никитой Александровичем Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

Приобщение

педагогических сотрудников дошкольного учреждения  

к нравственным и духовным ценностям православной культуры

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Октябрь

13.10.2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Семинар  педагогических работников МДОУ            № 45 «Колосок» с Н.А. Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск в предверии праздника «Покрова Пресвятой Богородицы»

Приобщение  к православным традициям воспитанников подготовительной группы

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей.

Книга 1. Прогулки по дням творения.с.24 «Осень»,

- Шевченко Л.Л. Добрый мир.CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 6 «Осенняя песня.Цикл «Времена года. Октябрь.», муз.П.И.Чайковского

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Ноябрь

03.11.2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Беседа священника Никиты Ганабы, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск  с воспитанниками ДОУ в предверии праздника «Казанской Божьей матери».

Приобщение воспитанников к православной культуре

Формирование у детей гордости за своё Отечество.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 48 «Русь называют Святою», сл.и муз. архидиакон Роман (Тальберг).

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Декабрь

22.12.2017г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Беседа с дошкольниками и воспитателями на тему: «Николай Чудотворец – добрые дела» с отцом Никитой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

Приобщение  к православным традициям воспитанников старшей  и подготовительной групп.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей.

Книга 2. Хорошо - плохо. С. 9, « Главные правила жизни добрых детей»

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 37 «Доброта», муз. И.Лученок

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Январь

19.01.2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 Колосок»

Семинар на тему: «Крещение Господне.

О святой воде.» со священником Никитой  Ганабой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения.с.30 «Путешествие воды»,

с.32 стих-е «Вода»

(обсуждение-размышление)

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Февраль

16.02. 2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Круглый стол для родителей:

« Сретение Господне.О семье. О почитании родителей» с отцом Никитой, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

2.Родительский клуб «Колосок»

Продолжать прививать детям, что старших надо уважать.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

 Православная культура для малышей.

Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм

с.6 «Как Бог учил относится к родителям»,

«седьмая дочка»

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Март

22.03. 2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Встреча  воспитанников ДОУ с настоятелем Никольского храма Г.о.Подольск, священником Алексием Суриковым.

«День православной книги»

Знакомство дошкольников с первой печатной книгой на Руси, с дореволюцион -ными богослужебными книгами из ризницы Никольского храма.

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

-методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Апрель

        13.04. 2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Семинар для педагогов: «Пасхальный праздник» с настоятелем Никольского храма Г.о.Подольск, священником Алексием Суриковым.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.CD - диск. Музыкальное

сопровождение занятий

№ 78 «К Пасхе»,

сл.И.Каховская, муз.В.Казбанов

с.54 «Пасха пришла»

2. (Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 4.  

Чему мы радуемся? Православные праздники)

с.58, игра «Играем в салки-догонялки», «Катание яиц»

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

2.Выставка: «Пасхальная ярмарка»

Май

11.05.2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

Семинар  педагогических работников МДОУ            № 45 «Колосок» с Алексием Суриковым, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск в предверии праздника «Троица»

Приобщение  к православным традициям воспитанников подготовительной группы

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения.с.17 «Май»)

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск

Неретина Е.В.

Июнь

 1                   15.06.2018

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Экскурсия с отцом Алексием по дошкольному учреждению с детьми:

Продолжаем знакомство  с цветником, с огородом, с садом, проводим наблюдения в природе.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения.с.52, «Тыква на огороде»

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Июль

     31.07.2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1. Экскурсия детей МДОУ 45 в церковный садик при Никольском храме

Предложить посильную помощь в ухаживании за цветами на клумбе.

Шевченко Л.Л. Добрый мир.

 Православная культура для малышей.

Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм

с.52 «Церковь Божия», рисуем храм).

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

Август

          30.08.2018г

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»

1.Семинар на тему: «Православные праздники» (с 14 по 29 августа  2018 г.) с Алексием Суриковым, настоятелем Никольского храма в Г.о. Подольск

2.Подписание Плана совместных мероприятий на 2018-2019 учебный год

Прививать детям уважительное отношение к хлебу, а так же ко всем продуктам питания.

(Шевченко Л.Л. Добрый мир.

Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения.с.86  игра «Пчелки и медок»

Заведующий МДОУ

Племянникова О.Н.

Старший воспитатель Булдович О.О.

Приглашенные гости:

методист по духовно-нравственному воспитанию  ИМЦ Г.о. Подольск Неретина Е.В.

3.3. Реализация образовательного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в 2016 – 2017 учебном году 

Сентябрь:

Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей

              дошкольного возраста для родителей и педагогов

1. Считаете ли вы свою семью православной? ______________________________________

2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться

духовно-нравственное воспитание? _______________________________________________

3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _____________________________________________

4. Посещаете ли Вы православный Храм?__________________________________________

5. Знаете и отмечаете ли вы православные праздники?_______________________________

6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями?

_____________________________________________________________________________

7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города?__________________________________

8. Какую информацию по теме духовно – нравственного воспитания Вы хотели бы получить?_____________________________________________________________________

9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? _____________________________________________________________________________

10. Что вы предпримете, если ребенок совершит:

- плохой поступок?_____________________________________________________________

- хороший поступок?___________________________________________________________

11. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? ______________________________________

12. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры?__________________________________

13. Хотели бы Вы, чтобы в МДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?___________________________________________

14. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию______________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Анализ анкет по духовно – нравственному воспитанию детей

дошкольного возраста среди родителей

№ п/п

Вопросы анкеты

2016 – 2017 учебный год

2017 – 2018 учебный год

1

Количество опрошенных (всего)

27 родителей

63 родителя

2

Считаете ли вы свою семью православной?

24 чел.

57 чел.

3

С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?

1) с 0 до 3 лет - 9 чел.

2) с 3 до 7 лет - 11 чел.

3) с 7 и далее – 7 чел.

1) с 0 до 3 лет - 17 чел.

2) с 3 до 7 лет - 19 чел.

3) с 7 и далее - 27 чел.

4

Крестили ли Вы ребёнка в Церкви?

23 чел.

51 чел.

5

Посещаете ли Вы православный Храм?

24 чел.

57 чел.

6

Знаете и отмечаете ли вы православные праздники?

24 чел.

57 чел.

7

Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями?

1) положительно - 24 чел.

2) иного вероисповедания - 3 чел.

1) положительно - 57 чел.

2) иного вероисповедания - 6 чел.

8

Знаете ли Вы историю, традиции своего города?

27 чел.

63 чел.

9

Какую информацию по теме духовно – нравственного воспитания Вы хотели бы получить?

1) о православных праздниках - 3 чел.

2) о традициях нашей духовной культуры - 15 чел.

3) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа- 9 чел.

1) о православных праздниках- 12 чел.

2) о традициях нашей духовной культуры - 29 чел.

3) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа - 22 чел.

10

Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки?

26 чел.

61 чел.

11

Что вы предпримете, если ребенок совершит:

1). плохой поступок?

2).хороший поступок?

1) сделаю замечание – 27 чел.

2) похвалю -27 чел.

1) сделаю замечание – 63 чел.

2) похвалю - 63 чел.

12

Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор?

1) часто – 4 чел.

2) только детские передачи – 9 чел.

3) 20-30 минут в день - 14 чел.

1) часто – 6 чел.

2) только детские передачи – 18 чел.

3) 20-30 минут в день - 39 чел.

13

Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры?

1) да – 4 чел.

2) нет - 23 чел.

1) да – 22 чел.

2) нет - 41 чел.

14

Хотели бы Вы, чтобы в МДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?

1) да – 27 чел.

2) нет - 0 чел.

1) да – 62 чел.

2) нет - 1 чел.

15

Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Дети должны уметь общаться со священнослужителями, адекватно воспринимать их присутствие

Устраивать совместные мероприятия с представителями духовенства для педагогов и родителей                     ( беседы, круглые столы).

Далее представлены ответы родителей на вопросы из анкеты на диаграммах.

Анализ анкет показал, что основная масса опрошенных родителей являются православными, их дети, крещённые в Церкви, опрошенные все знакомы с главными православными праздниками и их традициями.

Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности.

Практически все опрошенные положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм, к тому же, хотели бы получить список литературы для детей по данной теме.

Порадовало, что адекватно отреагировали на вопросы о плохих и хороших поступках, а также то, что дети не засиживаются за телевизором и компьютерными играми.

Опрос показал, что многие опрошенные находятся в некотором заблуждении относительно вопроса о возрасте начала духовно – нравственного воспитания (путают с походом в Храм) и это, видимо, наше упущение по просветительской работе о данной теме

3.5. Мониторинг реализации программы.

I. Обучающиеся.

Показатели

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Количество воспитателей, реализующих программу

0

1

1

2

2

4

Количество воспитателей, формирующих знания о православной истории

0

1

1

2

2

4

II. Кадры.

№ п/п

Кадры

2016 – 2017 уч. г.

(количество)

2017 – 2018 уч. г.

(количество)

1

Количество педагогических работников, работающих по духовно-нравственной программе

2

4

2

Прошли курсы

2

(декабрь,2016 г.)

2

3

Посещали семинары, конференции и т.д.

5

5

4

Посещают клуб «Духовное наследие»

3

3

5

Члены Ассоциации преподавателей Духовно-нравственной (православной) культуры

2

4

III. Мероприятия в ДОУ.

п/п

Мероприятия в ДОУ

2015 -2016

 учеб. год

2016 - 2017

 учеб. год

2017 -2018

 учеб. год

Кол-во

встреч

Кол-во

участников

Кол-во

встреч

Кол-во

участников

Кол-во

встреч

Кол-во

участников

1

Встреча воспитателей со священнослужителем

0

0

7

16

9

16

2

Встреча родителей со священнослужителем

0

0

2

15

3

31

4

Встреча детей со священнослужителем

0

0

3

27 (подг. группа) 

4

25

(ст.гр.), 27(подг.гр.)

4

Посещение церкви детей с родителями и воспитателями

3

7

3

11

3

23

4.Оценка эффективности реализации проекта

Целью духовно-нравственного развития и воспитания  старших дошкольников является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Критерием эффективности воспитания и развития является уровень воспитанности, под которым понимается степень сформированности качеств личности. Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  • педагогические наблюдения;
  • мониторинг подготовленности детей (оценка динамики уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста по четырем направлениям: нравственно-патриотическому, экологическому, художественно-эстетическому и социально-личностному).
  • консультативные беседы и анкетирование родителей.

Можно сделать вывод, что проект эффективен. В результате реализации проекта, мы надеемся, что  на основе сотрудничества семьи и ДОУ сможем воспитать личности, стремящиеся к духовному росту, доброте, способные противостоять злу.

                5.Перспективы развития проекта

Мы предполагали закончить данный проект 31 августа 2017, но увидев его  положительное воздействие на воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогов и дальше будем продолжать развитие проекта, увеличивая срок еще на 3 года.

Таким образом, перспективами развития проекта могут стать:

• Формирование общей и коммуникативной культуры личности ребенка.

•Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса.

•Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка.

•Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

•Освоение педагогами современных технологий, способствующих личностному росту выпускника.

               6.Основные риски проекта

Возможный риск

Возможный способ преодоления

1

Нежелание родителей знакомства своих детей с православными традициями.

Повысить активность педагогов и родителей в желании реализовать проект путем педагогического просвещения на родительских собраниях, на консультациях.

2

Малоинициативность детей, нежелание принимать участие в проекте

Использование разных форм работы с детьми для привлечения их к совместной деятельности

3

Недостаточная осведомленность родителей и педагогов о том, как донести до детей духовно-нравственные ценности.

Проведение консультативно-разъяснительную  работу (встречи с представителями духовенства, беседы, семинары, консультации, памятки, рекомендации)

5

Пассивность родителей в желание развития своего ребенка, в  освоении мира и окружающих его предметов, человеческих отношений, собственных функциональных возможностях

Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей.

7. Библиография  проекта

1). Блинская М. Праздник готовим сами: Домашние рождественские постановки. - СПб: Издательство «Сатисъ», 1999

2). Детская Библия. Издание Библейского общества. Стокгольм. 1988.

3). Евангелие для малышей. «Русский хронограф», М., 2009

4). Крупин В.Н. Детский церковный календарь. - М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2002

5).Потаповская О.М. Самые главные праздники. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». М., «Планета 2000», 2004

6).Праздник Рождества Христова. Сборник материалов для организации праздника. Ред. Гурьянова Н. Ч.1.М., 2000

7)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

8)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

9)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.  Семья. Родина. Православный храм. Найти меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

10)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4.              Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

11)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

12)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

13)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014

14)        Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. CD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

15).Щербинина Ю.В. Православные праздники: Сценарии спектаклей к православным праздникам. - М.: Издательство «Ковчег», 2007

Интернет ресурсы:

  1. http://tv-soyuz.ru/
  2. http://www.verav.ru/
  3. http://www.orthedu.ru/
  4. http://www.cdrm.ru/
  5. http://festival.1september.ru/
  6. http://nsportal.ru/
  7. http://drevo-info.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовное развитие детей дошкольного возраста".

В данной презентации представлен как теоретический аспект данной темы, так и немного из опыта работы воспитателя ДОУ....

Эффективность использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей дошкольного возраста

В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы тр...

Фольклор как средство формирования патриотических чувств и развития духовности у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей детских садов.Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу раз...

Проект по нравственно-духовному воспитанию детей дошкольного возраста

laquo;Лучший способ сделать ребенка хорошим –это сделать его счастливым».Оскар Уайльд   «Волшебный мир рыцарей и принцесс» Актуальность проекта. Современн...

Патриотическое и духовное развитие детей дошкольного возраста через сказку

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде прост...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Добрые ладошки»

Цель: сформировать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, волонтерство.За...