Главные вкладки

    Фольклор как средство формирования патриотических чувств и развития духовности у детей дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Цион Наталия Юрьевна

    Консультация для воспитателей детских садов.

    Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx35.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида Невского района

    Санкт-Петербурга

    «Фольклор как средство формирования  патриотических чувств и развития духовности

    у детей дошкольного возраста»

                                                                                                             Воспитатель: Цион Н.Ю.

    193 231

    Санкт-Петербург

    Ул. Коллонтай д. 21, корпус 5, Литер А

    Тел. 588-96-88

                                                               

    Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора.

    Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа я работаю по теме: «Приобщение к истокам русской народной культуры».

    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

         Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

    Что же такое фольклор?

    Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

    Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

    Устное – из уст в уста.

    Народное – автор – народ.

    Творчество – создано в результате труда.

     Фольклор всегда был неразрывно связан с опытом народной педагогики и широко применялся в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

    К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на  самотёк.

     А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

    Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

    Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня 

    Ее прямая функция — успокоить, убаюкать маленького ребенка.

    Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Свое название они получили от слов «пестовать», тешить, что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках.

    Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!».

    Пестушки «Сорока-сорока...», «Идет коза рогатая...», «Ладушки-ладушки...», «Приди, котинька - коток...», «Поехали, поехали...» и др. хорошо известны и широко используются сегодня многими молодыми родителями. Мы хотим обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причем уроки эти ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьет. В «Ладушках» наказывают кошку Машку за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».

    Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.

    Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и трех лет. Вот тут и помогут пестушку с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

    А сейчас уважаемые коллеги, я познакомлю Вас с вариантом пестушки «Сорока-сорока». Прошу вас разделиться на пары и попестовать этой пестушкой друг друга:

    Сорока, сорока,

    Сорока-белобока

    Кашку варила,

    На порог скакала,

    Гостей скликала.

    Гости услыхали,

    Быть обещали.

    Гости - на двор,

    Кашицу - на стол.

    Затем перебирают пальчики, начиная с большого:

                           Этому дала на блюдечке,

    Этому - на тарелочке,

    Этому - на ложечке,

    Этому - поскребушки.

    Дойдя до мизинца, захватывают его двумя пальцами и трясут:

    А этому - не дала!

    Зачем дров не носил,

    Воды не носил?

    Знай наперед:

    Здесь водица -

    Холодная (между кистью руки и самою рукою), Здесь - тепленькая (в сгибе локтя),

                     А здесь - горяченькая (под мышкой),

    Здесь - кипяток, кипяток!

    При последнем щекотливом прикосновении ребенок смеется.

    Очень хорошо повеселились,… Продолжаем.

    Большое внимание при работе с детьми  я уделяю потешкам.

    Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

    Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. И у вас сейчас будет время, чтобы подготовиться.

                   Вспомнить и рассказать потешки  используемые в процессе  

       Умывания, кормления.                        Одевания, укладывания ко сну.

     (Участники мастер – класса выполняют задание)

    На смену пестушкам и потешкам в 3—4 года к ребенку приходят прибаутки — маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок.

    Существует особый вид прибауток — небылицы или перевертыши, как назвал их К.И. Чуковский.

    Сейчас я предлагаю вам придумать свое продолжение или свой конец к фольклорной небылице, попробуйте сочинить свою необычную историю:  

    «Однажды утром по вечерней улице пролетала стая кошек...», «Открылся на болотной кочке детский сад. Собрались в нем лягушата, комарята, жучки, паучки и решили они...», «Как-то раз повел котенок своего папу - кота на работу...».

    (Участники мастер – класса выполняют задание)

    В детской среде ребенок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения.

    Одним из наиболее известных средств народной педагогики, развивающих эти стороны личности ребенка, являются народные игры.

    Предлагаю вашему вниманию следующую игру:

    «Колечко»

    Игра, где есть возможность помериться силой и ловкостью

    Формируемые качества: внимание, интуиция, сноровка.

    Условия игры:

    На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три - четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

    Игру можно проводить, как в помещении, так и на свежем воздухе. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

    Предлагаю поиграть в эту игру. (Участники мастер – класса выполняют задание).

    Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечивая духовное здоровье наших детей.

    Считалки, с которых часто начинаются игры. Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребенка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему.

    Считалка помогает воспитать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение

    правил общежития поможет не окрик, не наказание, а определенный словесный уговор:

    Чок-чок, губы на крючок.

    А кто скажет - тому щелчок.

    Повседневная жизнь ребенка — это не только смех и веселье, радость и безудержное удовольствие и счастье. По разным причинам и поводам ребенку свойственны и чувства огорчения, обиды, неприязни, злости, отвращения и т.п.

    Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций ребенка в слове, а именно - в дразнилках. Но на дразнилки можно ответить. Быстрый, удачный, если он в рифму, ответ на дразнилку, помогал ребенку пережить чувство обиды, взять пусть небольшой реванш, но. Что самое главное, впредь быть предусмотрительным и постараться более не попасть в подобную неприятную ситуацию.

    Была бы я (был бы я),

    Да очередь твоя!

    Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

    -Дорога, сметана, окно.                                    («Колобок»).

    -Коса, заяц, зима.                                              («Заюшкина избушка»).

    -Печка, кисель, Баба Яга.                                 («Гуси - лебеди»).

    -Мороз, падчерица, справедливость.              («Морозко»).

    -Корова, холсты, яблоки.                                 («Крошечка-Хаврошечка»).

    -Прорубь, лень, печка.                                     («По щучьему веленью»).

    (Участники мастер – класса выполняют задание)

    В завершении сегодняшнего мастер-класса, я хочу предложить вам блиц опрос:

                1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете?

    2.Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

    3. Назовите форму фольклора?

    У Ивашки – рубашка,

    У рубашки – кармашки,

    Кармашки – у рубашки,

    Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)

    4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

    5.Когда используется пестушка: « С гуся вода, с лебедя вода, с  Пети вся худоба»               (при купании)

    6.Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

    7. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

    (Участники мастер – класса выполняют задание)

    Большое Вам спасибо!

    , знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,  

     

    Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Я  буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

    А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

    Творческих всем успехов!!!

    Используемая литература:

    О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

    Прорблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем в психологии и педагогики, поскольку дае...

    Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

    Значение народной игрушки в развитии эмоциональной сферы дошкольника....

    Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

    Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

    «Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...

    «Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

    «Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно...