«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».
материал на тему
Предварительный просмотр:
ОБОБШЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Манастырлы Ангелины Дмитриевны,
воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский.
ТЕМА:
«Создание условий для развития творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами фольклора».
- Информационный блок
- Название темы опыта
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора.
1.2 Введение
«Душа никогда не мыслит без представлений». АРИСТОТЕЛЬ.
Тема, над которой я работаю последние три года - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора. Выбор темы был для меня закономерен: считаю, что в настоящее время всем, кто работает с детьми, необходимо подняться на современный уровень осознание функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка. Образовательная программа «От рождения до школы МБ ДОУ «Светлячок» и педагогические технологии направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии интеграция познания, деятельности, творчества, достижение своих возможностей, способствуют раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Наиважнейшая задача общества – укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения; наисильнейший воспитательный инструмент- слово, фольклор, устное творчество, литературные произведения.
Опираясь на народные методы воспитания, педагоги создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Детская литература, фольклор, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на развитие образной речи, воспитание нравственных качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Актуальность темы
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру. Играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
В результате общения с художественным произведением, фольклором у дошкольников воспитывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости. В последние годы, годы компьютерных технологий наряду с поиском современных моделей воспитания, актуален интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
- Цель опыта
Развитие детской активности и стремление к самостоятельности и творчеству. Приобщение к истокам русского народного творчества
1.4 Задачи
- Поддерживать у детей стремление к выразительности исполнения музыкальных произведений;
- Развивать умение тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения.
- Чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении.
- Осуществлять восприятие детей через знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства, устного народного творчества.
- Развивать умения выражать в речи отношение к воспринимаемому.
2. Описание технологии опыта
В разделе «Ребенок и музыка» раскрываются задачи приобщения детей к истокам русской народной культуры, к фольклору. Знакомство с фольклором предполагается осуществлять через восприятие детьми произведений декоративно - прикладного искусства, знакомство с различными средствами устного народного творчества, развитие умения выражать в речи отношение к воспринимаемому; развитие песенного, танцевального, музыкального — игрового и импровизационного - мелодического творчества детей. Исходя из этого, я составила план - программу для детей младшего и старшего дошкольного возраста, где наряду с приобщением детей к истории русской народной культуры разработала рекомендации по обучению детей фольклорному пению. Заключается моя работа не только в организации и проведении праздничных представлений, но и знакомства с историей, бытом, искусством русского народа, участия в городских семинарах. В своей работе по ознакомлению с народным творчеством использую новейшую технологию, разработанную Е. Я. Шпикаловой - крупнейшим специалистом по народному искусству, которая подчёркивает необходимость синтеза разных видов искусств в воспитании детей: «Дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Только тогда им станет понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное». («Народное искусство в воспитании детей» М. 2000 С. 12 п. р. Т. С. Комаровой).
2.1 Описание сути опыта
При разработке своей план - программы взяты за основу задачи:
• Воспитать основы народной культуры в единстве всех её важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста;
• Развивать стойкий интерес к народному творчеству;
• Обогащать музыкально - слуховой опыт детей в процессе усвоения произведений народной музыки; 1 Поддерживать у детей стремление к выразительности исполнения музыкальных произведений;
• Развивать умение тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении. Работаю по своей программе с января 2000 года. Кружковые занятия провожу в музыкальном зале, где созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Для работы мной были отобраны следующие приоритеты: кое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц и т.п.). В фольклоре, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. На своих занятиях, кроме обучения детей фольклорному пению, знакомя их с русским народным декоративно прикладному искусством (городецкая, палехская, хохломская роспись); со старинными орудиями труда, с предметами обихода; с русскими народными костюмами; с вышивкой, с ковроткачеством. Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и с некоторыми видами народного искусства, я понимаю, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Уже первые шаги в этом направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, конечно, раскрепощает их, порождая положительные эмоции. А многоканальная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через сознание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждения в необходимости принятия малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создания условий для самовыражения. Умело использую такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность детей к познанию, стремлюсь к развитию потенциальных возможностей каждого ребенка. Вводить детей в «фольклор», считаю, следует как можно раньше. Для вхождения ребенка в мир прекрасного необходимо создать предпосылки, определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему, с целью постепенного постижения языка народного искусства. Результатом моей педагогической деятельности являются: 1. Постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной и художественной деятельности ( фольклорному пению, к русскому народно- прикладному творчеству); 2. Формирование у детей ценностного отношения к народной музыке, устному народному творчеству. 3. Потребность детей в общении с прекрасным, умение детей выразить свои впечатления в музыкально-ритмических движениях, в оркестровке, инсценировках, театрализациях, рисовании и других видах деятельности. Проанализировав уровень развития своих воспитанников, был сделан вывод: использование фольклора может стать эффективным средством оптимизации процесса укрепления психофизического развития детей дошкольного возраста. Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова при проведении занятий (непосредственно образовательной деятельности) сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. На всех мероприятиях использовались разные произведения устного народного творчества, такие, как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок. В произведениях устного народного творчества, используемых мной, детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания. Фольклор и устное народное творчество создают в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем, что позволяет растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству . В рамках этого проекта мною был разработан ряд мероприятий, нацеленных на укрепление физического, психического здоровья детей через произведения устного народного творчества: комплексные, игровые мероприятия: «Бабушкины забавушки», «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Во поле березка», «Матрешки в жизни ребенка»и др. Особый интерес в рамках проекта , вызвали у детей проведение познавательных игр и развлечений . Это инсценировки, вечера досуга: «Чем богаты, тем и рады», «Бабушка Арина к нам в гости пришла», «Весна идет, весна-красна», «Колокольчики звенят», «У Матрешки день рождения» и др. Очень важно было научить ребят слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью мы обыгрывали малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.
2.2 Результативность и эффективность опыта
Базисными моментами, формирующими характер ребенка в дошкольном детстве, являются – личный пример окружающих и «слово». «Слово», интонационная выразительность, с которой оно произнесено, играет наиважнейшую роль в воспитании маленького ребенка. Из поколения в поколение, из столетия в столетие истоки воспитания маленького человечка начинаются с устного народного творчества – фольклора. То, что отобрано вековыми традициями, не может быть плохим. Фольклор – это сильнодействующее воспитательное средство. При помощи него можно похвалить, пожурить, посетовать, пожалеть, ус покоить, побудить на какие-либо действия. Различные формы устного народного творчества – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей, с учетом их возрастных возможностей.
Театрализованная деятельность увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять , что хорошо, а что дурно, что красиво, а что не красиво.
3. Заключение
Мои воспитанники неоднократно являлись участниками культурной жизни города. Выпускники занимаются в Школе искусств № 1 ( музыкальной)- 30%, школе искусств № 2-60%, в эколого-эстетическом центре «Гармония»- 10%. Выпускники активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, занимают призовые места. Думаю, что моя педагогическая деятельность по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора поможет моим воспитанникам решить проблему эстетического развития личности, в перспективе вижу широкие возможности развития гармонического человека.
4. Список литературы
- Высшая школа 1978, Виноградов, Г.С.Народная педагогика, Русский детский фольклор,
- Мельников, Приобщение к истокам русского народного творчества, Художественный фольклор, Этнопедагогика,
- Проценко Е. А., Лебедева Н. В. Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова // Молодой ученый. — 2016. — №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-279061-1600280264.jpg)
Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »
Справка по итогам тематической проверки«Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
«Создание условий для развития творческих способностей обучающихся 5-7 лет средствами конструктивной деятельности в «LEGO – м@стерской»»
Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий направленных на развитие творческих способностей обучающихся 5-7 лет средствами конструктивной деятельности в «LEGO – м@стерской»,формирова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854204-1479658931.jpg)
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-563468-1538891414.jpg)
Доклад "Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста"
Из опыта работы по развитию творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1101229-1548530808.jpg)
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/13/picture-1495607-1699902547.jpg)
Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...
Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...