«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».
материал на тему

Самоанализ опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_manastyrly_a.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБШЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Манастырлы Ангелины Дмитриевны,

воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский.

ТЕМА:

«Создание условий для развития   творческих способностей детей

 дошкольного возраста средствами фольклора».

  1. Информационный блок
  1. Название темы опыта

        Создание условий для развития   творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора.

1.2    Введение

 «Душа никогда не мыслит без представлений». АРИСТОТЕЛЬ.

          Тема, над которой я работаю последние три года - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора. Выбор темы был для меня закономерен: считаю, что в настоящее время всем, кто работает с детьми, необходимо подняться на современный уровень осознание функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка. Образовательная программа «От рождения до школы МБ ДОУ «Светлячок» и педагогические технологии направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии интеграция познания, деятельности, творчества, достижение своих возможностей, способствуют раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Наиважнейшая задача общества – укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения; наисильнейший воспитательный инструмент- слово, фольклор, устное творчество, литературные произведения.

Опираясь на народные методы воспитания, педагоги создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Детская литература, фольклор, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на развитие образной речи, воспитание нравственных качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни.

  1. Актуальность темы

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру. Играет неоценимую роль во всестороннем развитии.  

В результате общения с художественным произведением, фольклором у дошкольников воспитывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости. В последние годы, годы компьютерных технологий наряду с поиском современных моделей воспитания, актуален интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.

  1. Цель опыта

        Развитие детской активности и стремление к самостоятельности и творчеству. Приобщение к истокам русского народного творчества

1.4 Задачи

  • Поддерживать у детей стремление к выразительности исполнения музыкальных произведений;
  • Развивать умение тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения.
  • Чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении.
  • Осуществлять восприятие детей через знакомство с  произведениями декоративно - прикладного искусства, устного народного творчества.
  • Развивать умения выражать в речи отношение к воспринимаемому.

2.  Описание технологии опыта

В разделе «Ребенок и музыка» раскрываются задачи приобщения детей к истокам русской народной культуры, к фольклору. Знакомство с фольклором предполагается осуществлять через восприятие детьми произведений декоративно - прикладного искусства, знакомство с различными средствами устного народного творчества, развитие умения выражать в речи отношение к воспринимаемому; развитие песенного, танцевального, музыкального — игрового и импровизационного - мелодического творчества детей. Исходя из этого, я составила план - программу для детей младшего и старшего дошкольного возраста, где наряду с приобщением детей к истории  русской народной культуры разработала рекомендации по обучению детей фольклорному пению. Заключается моя работа не только в организации и проведении праздничных представлений, но и знакомства с историей, бытом, искусством русского народа, участия в городских семинарах. В своей работе по ознакомлению с народным творчеством использую новейшую технологию, разработанную Е. Я. Шпикаловой - крупнейшим специалистом по народному искусству, которая подчёркивает необходимость синтеза разных видов искусств в воспитании детей: «Дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Только тогда им станет понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное». («Народное искусство в воспитании детей» М. 2000 С. 12 п. р. Т. С. Комаровой).

2.1   Описание сути опыта

При разработке своей план - программы взяты за основу задачи:

• Воспитать основы народной культуры в единстве всех её важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста;

• Развивать стойкий интерес к народному творчеству;

• Обогащать музыкально - слуховой опыт детей в процессе усвоения произведений народной музыки; 1 Поддерживать у детей стремление к выразительности исполнения музыкальных произведений;

• Развивать умение тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении. Работаю по своей программе с января 2000 года. Кружковые занятия провожу в музыкальном зале, где созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Для работы мной были отобраны следующие приоритеты: кое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц и т.п.). В фольклоре, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. На своих занятиях, кроме обучения детей фольклорному пению, знакомя их с русским народным декоративно прикладному искусством (городецкая, палехская, хохломская роспись); со старинными орудиями труда, с предметами обихода; с русскими народными костюмами; с вышивкой, с ковроткачеством. Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и с некоторыми видами народного искусства, я понимаю, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Уже первые шаги в этом направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, конечно, раскрепощает их, порождая положительные эмоции. А многоканальная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через сознание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждения в необходимости принятия малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создания условий для самовыражения. Умело использую такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность детей к познанию, стремлюсь к развитию потенциальных возможностей каждого ребенка. Вводить детей в «фольклор», считаю, следует как можно раньше. Для вхождения ребенка в мир прекрасного необходимо создать предпосылки, определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему, с целью постепенного постижения языка народного искусства. Результатом моей педагогической деятельности являются: 1. Постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной и художественной деятельности ( фольклорному пению, к русскому народно- прикладному творчеству); 2. Формирование у детей ценностного отношения к народной музыке, устному народному творчеству. 3. Потребность детей в общении с прекрасным, умение детей выразить свои впечатления в музыкально-ритмических движениях, в оркестровке, инсценировках, театрализациях, рисовании и других видах деятельности. Проанализировав уровень развития своих воспитанников, был сделан вывод: использование фольклора может стать эффективным средством оптимизации процесса укрепления психофизического развития детей дошкольного возраста. Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова при проведении занятий  (непосредственно образовательной деятельности) сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. На всех мероприятиях использовались разные произведения устного народного творчества, такие, как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок. В произведениях устного народного творчества, используемых мной, детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания. Фольклор и устное народное творчество создают в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем, что позволяет растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству . В рамках этого проекта мною был разработан ряд мероприятий, нацеленных на укрепление физического, психического здоровья детей через произведения устного народного творчества: комплексные, игровые мероприятия: «Бабушкины забавушки», «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Во поле березка», «Матрешки в жизни ребенка»и др. Особый интерес в рамках проекта , вызвали у детей проведение познавательных игр и развлечений . Это инсценировки, вечера досуга: «Чем богаты, тем и рады», «Бабушка Арина к нам в гости пришла», «Весна идет, весна-красна», «Колокольчики звенят», «У Матрешки день рождения» и др. Очень важно было научить ребят слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью мы обыгрывали малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.

2.2    Результативность и эффективность опыта

Базисными моментами, формирующими характер ребенка в дошкольном детстве, являются – личный пример окружающих и «слово». «Слово», интонационная выразительность, с которой оно произнесено, играет наиважнейшую роль в воспитании маленького ребенка. Из поколения в поколение, из столетия в столетие истоки воспитания маленького человечка начинаются с устного народного творчества – фольклора. То, что отобрано вековыми традициями, не может быть плохим. Фольклор – это сильнодействующее воспитательное средство. При помощи него можно похвалить, пожурить, посетовать, пожалеть, ус покоить, побудить на какие-либо действия. Различные формы устного народного творчества – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей, с учетом их возрастных возможностей.

Театрализованная деятельность увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять , что хорошо, а что дурно, что красиво, а что не красиво.  

3. Заключение

Мои воспитанники неоднократно являлись участниками культурной жизни города. Выпускники занимаются в Школе искусств № 1 ( музыкальной)- 30%, школе искусств № 2-60%, в эколого-эстетическом центре «Гармония»- 10%. Выпускники активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, занимают призовые места. Думаю, что моя педагогическая деятельность по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора поможет моим воспитанникам решить проблему эстетического развития личности, в перспективе вижу широкие возможности развития гармонического человека.

4. Список литературы

  1. Высшая школа 1978, Виноградов, Г.С.Народная педагогика, Русский детский фольклор,
  2. Мельников, Приобщение к истокам русского народного творчества, Художественный фольклор, Этнопедагогика,  
  3. Проценко Е. А., Лебедева Н. В. Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова // Молодой ученый. — 2016. — №10.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »

Справка  по  итогам  тематической  проверки«Создание условий для развития творческих способностей  детей в соответствии  с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...

«Создание условий для развития творческих способностей обучающихся 5-7 лет средствами конструктивной деятельности в «LEGO – м@стерской»»

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий направленных на развитие творческих способностей обучающихся 5-7 лет средствами конструктивной деятельности в «LEGO – м@стерской»,формирова...

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Доклад "Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста"

Из опыта работы по развитию творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста...

«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...

Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...