Доклад "Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста"
материал на тему

Григорьева Татьяна Юрьевна

Из опыта работы по развитию творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста.

Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития – проблема, привлекающая внимание широкого круга психологов и педагогов. Переход к новым образовательным стандартам сопровождается усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных детей уже на этапе дошкольного образования.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детский одаренности. Существует две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных).

Под одаренностью понимается, прежде всего, высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении его жизни.

Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

У одаренных детей наблюдается также высокая активность, повышенный интерес к той деятельности, которая связанна с проявлением того или иного вида способностей. К характеристике одаренного ребенка дошкольного возраста следует также отнести высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них: игрой, конструированием, изобразительной и другими). Именно в них дошкольник может сам активно создавать замыслы, проявлять инициативу и способности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, обладает цельно рядом характерных свойств: беглостью (способностью за короткий временной период продуцировать множество идей), гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии), оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения), детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всём стиле поведения. Сравнительная лёгкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.

Виды одарённости в дошкольном возрасте:

Музыкально одарённые дети

Дети с высокими творческими (художественными) способностями

Дети с литературными способностями

Дети с артистическими способностями

Дети, имеющие спортивный талант

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями

Дети с выраженными техническими способностями

Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

Существует связь между возрастом, проявлениями одарённости и областью деятельности. Наиболее рано одарённость проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связанно с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одарённость.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для любого ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. Характерными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных организациях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Работа с одарёнными детьми в ДОО является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В ДОУ постепенно складывается система выявления и поддержки одарённых и способных детей.

Цель: создание условий для выявления, гармоничного развития детей с высоким уровнем творческих способностей и их самореализации в различных видах деятельности при тесном взаимодействии с семьёй.

Задачи:

  1. Создавать условия для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;
  2. Развивать способности и задатки одарённых и высокомотивированных дошкольников;
  3. Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
  4. Преодолевать возможные проблемы личностного развития одарённых детей.

На первом этапе воспитатели и специалисты ДОО проводят наблюдение за детьми в разных видах детской деятельности, изучение продуктов детского творчества, беседы. Результаты  наблюдений фиксируются педагогами в картах. Также происходит выявление детей, показавших в ходе мониторинга и планового психологического обследования результаты высокие и выше среднего. Кроме того, проводится анкетирование и родителей и анализ результатов наблюдений педагогов.

Важной составляющей в выявлении и поддержке способностей детей является создание условий для проявления их  интересов и склонностей,  в том числе проведение занятий с детьми в рамках вариативной части образовательной программы детского сада; участие воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах; внедрение в работу с детьми педагогических технологий, признанных эффективными для развития нестандартного мышления и творческого потенциала (кейс-технологии, информационные технологии, триз-технология, технология проблемного обучения и т.д.)

Воспитанники ДОУ в соответствии со своими интересами и склонностями посещают разные кружки. Дети с музыкальной одарённостью посещают вокальные кружки «Задоринка», хоровой кружок мальчиков «До-ми-соль-ка». Кружковая работа проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 30 мин. Для развития вокально – хоровых, певческих, творческих навыков и способностей используются различные методы и технологии: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж лица, пальчиковая гимнастика, валеологические распевки, фонопедический метод В.В. Емельянова. Используются авторские методики В. Кацер «Учимся петь играя», А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать играя». На занятиях уделяется много времени актерскому мастерству, что позволяет раскрепощению детей, развитию мимики, жестов, умение выступать перед зрителем, красиво «держаться» на сцене. Для развития чувства ритма применяются дидактические игры «Повтори», «Ножки – ладошки», «Осенний паравозик».

Задачи по психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей, стоящие перед специалистами ДОО, такие как обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей, выявление и развитие музыкальных и художественных способностей, создание условий для реализации творческого потенциала одарённого ребёнка, не могут успешно решаться без непосредственного участия родителей дошкольников в образовательном процессе.

Понимая важность взаимопонимания и сотрудничества между специалистами детского сада и семьями талантливых воспитанников, мы регулярно проводим совместные мероприятия. Тематические праздники: «День матери», «Сильные, смелые, ловкие, умелые»,  на которых родители становятся активными участниками всего мероприятия. Мамы танцую вместе со своими детьми, изготавливают костюмы и атрибуты, играют всевозможные роли в сценках, показывают свое мастерство в изготовлении поделок. Папы участвуют в соревнованиях спортивного типа совместно со своими детьми, что доставляет огромную радость и чувство гордости у детей.  Ежегодно проводиться фестиваль семейного творчества «Счастливы вместе», в котором принимают семьи воспитанников в полном составе. Фестиваль проходит на высоком эмоциональном подъеме, и дает возможность объединить семьи всего детского сада. В течении года устраиваются всевозможные выставки «Осенние поделки», «Новогодние игрушки», «Лучшая кормушка для птиц», «У мамы руки золотые», дети совместно с родителями изготавливают поделки для выставок и с удовольствием рассматривают поделки других участников выставки. Для родителей проводятся консультации «Что такое музыкальность», «Одаренный ребенок – как его распознать, и развивать…».

Систематическое проведение подобных мероприятий позволяет заинтересовать родителей в совместной работе и привлечь их к более активному и творческому участию в воспитательном процессе, тем самым способствуя созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ.

Подтверждения эффективности работы являются достижения детей: дипломы победителей и призеров в различных конкурсах и викторинах различного уровня. Успешные выступления в концертных программах, фестивалях, семинарах, мероприятиях муниципального уровня также можно отнести к достижениям детей.

Способности в отличии от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем. Поэтому важным направлением работы детского сада является создание психологически комфортной среды для развития творческого потенциала детей с признаками одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей  дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...

Конспект НОД .Развитие творческих способностей и воображение у детей дошкольного возраста.

Развивать творческое воображение детей ,создавать условия для развития творческих способностей. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форм...

Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"

Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...