Эффективность использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Шушанова Светлана Владимировна

 

 

     В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы традиционные подходы к диагностированию детей. Экологическое воспитание закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его нравственную позицию и отношения с окружающей средой в течение всей жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень эффективности

     В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы традиционные подходы к диагностированию детей. Экологическое воспитание закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его нравственную позицию и отношения с окружающей средой в течение всей жизни. Большой объем природоведческих знаний, фиксируемый в диагностиках уровня экологической воспитанности, вовсе не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к природе. Поэтому, для определения эффективности проводимой нами работы, мы отобрали следующие критерии, оформленные в следующую диагностическую карту:

ФИО ребёнка

Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

Реализация элементарных навыков рационального природопользования

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе

Желание участвовать в посильной практической деятельности

Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы

Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе

Сформированность чувства ответственности за свои поступки  и понимания их последствий для окружающего мира

Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков

Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы

   

     Для определения эффективности работы используется комплекс диагностических приёмов:

  • Опросы;
  • Игры;
  • Сочинение сказок;
  • Рассказы с ошибками;
  • Рассказы с вопросами;
  • Рисунки:

     -   рисунки с заданием (на знание и понимание материала)

     -   творческие рисунки

  • Обсуждение литературных произведений;
  • Задания сказочных персонажей;
  • Творческие задания;
  • Создание проблемных ситуаций

 

    Обследование детей старшей группы, проведённое с помощью этой диагностической карты, показало:

  • дети проявляют высокий интерес к объектам природы, любознательны - 98,3%;
  •   интерес, проявляемый ими, поддерживается желанием общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
  •  81,2% детей понимают и обосновывают необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делят животных на «вредных» и «полезных»);
  •  68% детей могут прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
  •  по наблюдениям за детьми и в ходе бесед с ними выяснилось, что многие из них пытаются ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде;
  • у 87,9% сформировано образное восприятие природы, то есть большинство из них умеют выразить своё отношение к природе через изобразительную деятельность, рассказ, сказку.

2014-15 учебный год

ФИО ребёнка

Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

Реализация элементарных навыков рационального природопользования

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе

Желание участвовать в посильной практической деятельности

Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы

Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе

Сформированность чувства ответственности за свои поступки  и понимания их последствий для окружающего мира

Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков

Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы

1

н/н

н/н

н/н

н

н

н

н/н

н/н

н

2

н/н

н/н

н/н

н/н

н

н

н/н

н/н

н

3

в/н

н

в/н

в/н

н

н

н

н

н

4

н/н

н/н

н/н

н

н

н/н

н/н

н/н

н

5

н

н

н

н

н

н

н

н

н

6

в/н

в/н

в/н

н

н

н

в/н

в/н

в/н

7

н

н

н

н

н

н

н

н

н

8

н

н

н/н

н

н

н

н/н

н

н

9

н

н

н

н

н

н

н

н

н

10

н

н

н

н

в/н

в/н

н

н

в/н

11

н

н

н

н

н

н

н

н

н

12

н

н

н

н

н

н

н

н

н

13

н

н

н

н

н

н

н

н

н

14

н

н

н

н/н

н

н

н

н

н

15

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

16

н

н

н/н

н

н

н

н

н/н

н

17

н

н

н

н

н

н

н

н

н

18

н

в/н

н

н

н

в/н

н

в/н

в/н

19

н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

20

н

н

н

н

н

н

н

н

н

21

н

н/н

н

н/н

н

н

н

н

н

Итог                          

85,7%

80,9%

80,9%

85,7%

100%

95,2%

80,9%

85,7%

100%

   

2015-16  учебный год

ФИО ребёнка

Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

Реализация элементарных навыков рационального природопользования

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе

Желание участвовать в посильной практической деятельности

Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы

Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе

Сформированность чувства ответственности за свои поступки  и понимания их последствий для окружающего мира

Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков

Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы

1

н/н

н/н

н

н

н

н

н

н/н

н

2

н

н

н/н

н/н

н

н

н

н/н

в/н

3

в/н

н

в/н

в/н

н

н

н

н

н

4

н

н/н

н

н

н

н

н

н/н

н

5

н

н

н

н

н

н

н

н

н

6

в/н

в/н

в/н

н

н

н

в/н

в/н

в/н

7

н

н

н

н

н

н

н

н

н

8

н

н

н

н

н

н

н

н

н

9

н

н

н

н

н

н

н

н

н

10

н

н

н

н

в/н

в/н

н

н

в/н

11

н

н

н

н

н

н

н

н

н

12

н

н

н

н

н

н

н

н

н

13

н

н

н

н

н

н

н

н

н

14

н

н

н

н/н

н

н

н

н

н

15

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

16

н

н

н

н

н

н

н

н/н

н

17

н

н

н

н

н

н

н

н

н

18

н

в/н

н

н

н

в/н

н

в/н

в/н

19

н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

20

н

н

н

н

н

н

н

н

н

21

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Итог                          

95,2 %

90,4%

100%

90,4%

100%

100%

100%

90,4%

100%

     Таким образом, положительная динамика результатов работы   позволяют нам сделать вывод об эффективности используемых нами средств экологического образования для формирования у детей нравственного отношения к миру, который характеризуется сформированностью экологической культуры:

Заключение

     Если об экологии и её проблемах говорится уже достаточно давно, то к проблемам экологии души современное общество повернулось совсем недавно. Экология души подразумевает формирование нравственной позиции человека к миру. 

     Вся культура человечества строилась и строится на основе взаимодействия человека с окружающим миром.  И для сохранения и выживания этой культуры необходима перестройка сознания, когда нормы нравственного отношения к природе станут внутренней потребностью личности. И работа эта должна вестись с самого раннего возраста.

   Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.    Впечатления, полученные в детстве от общения с природой необходимы, необыкновенно остры. Они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи с родной землёй, формируется любовь к ней.

       Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Шушанова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовное развитие детей дошкольного возраста".

В данной презентации представлен как теоретический аспект данной темы, так и немного из опыта работы воспитателя ДОУ....

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Патриотическое и духовное развитие детей дошкольного возраста через сказку

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде прост...

Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у  детей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: - компетентности педагогов и родителей в области математиче...

"Использование логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста "

Определение эффективности применения логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: И...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие:  Формировать представления о лиственных и хвойных д...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....