План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Рудикова Наталья Сергеевна

План – конспект по познавательному развитию.

Ознакомление с миром природы. (Краеведение)

(Старшего и подготовительного дошкольного возраста)

 

Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_raznoobrazie_rasteniy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

План – конспект по познавательному развитию.

Ознакомление с миром природы. (Краеведение)

(Старшего и подготовительного дошкольного возраста)

Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

Воспитатель:

Рудикова Н.С.

2020г.

Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

Цель:  Расширить представление детей о разнообразии травянистых  растений Крыма.

Задачи: Формирование у детей представления о разнообразии цветов, растущих в природе нашей местности. Знакомить детей с легендами, народными поверьями, сказками, стихотворениями, загадками о цветах. Развивать любознательность, познавательную активность, связную речь. Закреплять умение отвечать на вопросы, используя форму сложного предложения. Воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе.   Воспитывать у детей  бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к родному краю.

Форма организации: групповая.  

Форма работы: беседа, художественное слово, объяснение, показ фото.  

Материал и оборудование: презентация на тему «Разнообразие растений», ноутбук, экран, мультимедийный проектор, мяч.

  

Ход НОД:

Воспитатель: Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Воспитатель: Ребята, о чём стихотворение, которое я вам прочитала?  

Воспитатель:  О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них.

Чтение легенды. « В стародавние времена во мраке и стуже лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило — у древних славян Бог Солнца, Земли и плодородия, пламенем взора своего слои мрака над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, нежилась в юной своей красе, набираясь до краёв животворной силой. Молвил тогда Ярило: «Ох ты, Мать Сыра Земля! Полюби меня, Бога Светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми...»        

Вот так и пришли на Землю цветы. С тех пор каждую весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие леса.        

Воспитатель: (Слайд №1) Сегодня,  мы поговорим о цветах.  Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их ... Не получается? Правильно сказал поэт А. Яшин:

«А цветы разве знаем

на лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
а подкошены, - сеном!»

Пройдемся, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как называются цветы, которые весной первыми расцветают в лесу и на лугу?

Воспитатель: Правильно, это первоцветы. Как мы радуемся им! Это такие цветы, как примула, подснежник, прострел или сон трава, фиалка, крокусы. Их очень много. Но мы рассмотрим  с вами некоторые  первоцветы, которые растут на лугах и в лесах в нашем Крыму и в нашей местности.

Воспитатель:  (Слайд №3)

Любима солнцем примула.

Весна же ей для стимула —

То жаркий день преподнесёт,

То белым снегом занесёт,

А первоцвет не удивлён —

Он с детских лет в Весну влюблён!

(Г. Горлова)

Примула - небольшое многолетнее травянистое растение. Медом пахнет первоцвет, сладким нектаром. Ее стебельки, похожи на связки золотых ключиков, попадаются и на лесной прогалине, и в самой чаще леса.   

О примуле сложили такую легенду.

«На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса - эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее почему то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу - цветок, который первым распускается весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. С той поры деревенская молодежь ходит любоваться на эти цветы едва сойдет снег»

Воспитатель: Отгадайте загадку, о каком цветке в ней говорится?

Вот, скромно

голову склоня,

Качаясь,

смотрит на меня,

Сквозь снег пробившсь,

лёгкий, нежный,

Весенний беленький…

(Подснежник.)

Воспитатель: (Слайд №5) Правильно, это Подснежник. Его можно встретить на опушках лесов, среди кустарников, в гористой местности.  Темно-зеленые листья покрыты сизым налетом. Растение зацветает в начале весны, цветение продолжается около месяца. Белые одиночные цветочки источают тонкий аромат. В конце весны листва пропадает до следующего года. Ребята, послушайте сказку о подснежнике.

«Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.»

Воспитатель: (Слайд №7)

Вот сиреневый цветок,

Неширок и невысок,

Но - внимательней смотри -

С жёлтым солнышком внутри!

Воспитатель: Это Прострел или Сон трава, появляется сразу после того как растаял снег. Цветочки сон травы бывают разнообразного цвета: красно-фиолетовыми, синими, фиолетовыми, нежно- розовыми, а иногда и золотыми, похожие на небольшой тюльпан, приносят в наш мир много добра и красоты.

Легенда гласит, что давным-давно у цветка были красивые, большие и широкие листья. Листья имели такой внушительный размер, что за ними легко прятался изгнанный из Рая Сатана. Бдительный архангел Михаил решил выгнать Сатану из укрытия, метнув в цветок громовые молнии. С тех пор листья сон-травы остались «прострелянными» - рассеченными на множество тончайших долек, а всякая нечисть обходит цветок стороной.

Следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества, обращаться с ним нужно осторожно.

 

Физминутка: «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (подтягиваются – руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты (подтягивание – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда (машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки (наклонны),

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: В мире цветов есть не только первоцветы, но и другие цветы, которые зацветают позже первоцветов и тоже очень красивые. Мы их очень часто встречаем весной и летом в своей местности.

Воспитатель: (Слайд №9)

Незабудка-синеглазка

Робко смотрит на меня,

Как сияют – просто сказка! –

Искры синего огня!

Рвать не стану незабудку –

Просто «Здравствуй!» ей скажу,

А взгрустнется – так минутку

Я на фото погляжу…

(Яна Воронец)

Воспитатель: Незабудка мелкоцветковая. Растет у лесного ручья, у края лесных болот, на лесных лугах. Цветет с половины апреля до половины июня. Красивые маленькие голубые цветки собраны в кисть. В голубых лепестках венчика есть пять желтых чешуек, которые образуют кольцо, делая цветок более заметным и не позволяя воде проникать внутрьцветка.
О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.

Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «А если много, то…».

(Фронтально бросаю  мяч, и начинаю фразу, предлагая ребёнку, который поймал мяч закончить предложение)

- Если одна, то примула , если много, то… (Примулы).

- Если одна, то незабудка, если много, то… (Незабудки).

- Если один, то подснежник, если много, то… (Подснежники).

Если один, то протрел , если много, то… (Прострелы).

Если одна, то фиалка, если много, то… (Фиалки).

- Если один, то крокус, если много, то… (Крокусы).

Воспитатель: (Слайд №11)

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое,
             воздушное,
Ветерку послушное.

Е. Серова

Воспитатель: Одуванчик видели в своей жизни все, это самый распространенный полевой и луговой цветок. Растет на полянах и лугах, около дорог, часто как сорняк в полях и огородах. Растение это лекарственное, у которого используют и листья, и корень.  

В старинной легенде рассказывается, что на  Руси одуванчик был самым любимым цветком:  давал нектар пчелам, девушкам – цветы на венки, его  корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали дорогу путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил головку, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

Воспитатель: (Слайд №13)

Крохотная девочка

Вышла на лужок

Желтая головушка

Беленький венок!

Как называется цветок? (Ромашка)

Воспитатель: Ромашка – это однолетний представитель луговых цветов. Стебель прямой, разветвленный у основания, заканчивается цветком с белыми лепестками и желтой сердцевиной.  

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

Воспитатель: (Слайд №15)

Мак раскрылся. Всех вокруг

Красотой пленил!

Лепесточки-деточки,

Все свои раскрыл.

Сразу пчёлок он привлёк

И жужжат они,

Собирая свой нектар

Наперегонки.

Воспитатель: Мак - один из самых красивых полевых цветов. На ощупь махровые, похожие на шелк лепестки цветков этого растения имеют самую разнообразную окраску. Встречаются маки с расцветками белого, светло - розового, красного и даже черного цвета .В северной России растут полярные маки желтого цвета, которые могут выживать даже подо льдом. Листья и стебель растения покрыты маленькими ворсинками.

Происхождению мака посвящены легенды. Когда богиня любви и красоты Венера потеряла своего любимого сына Адониса, она пролила целый океан слёз. Там, где слезинка попадала на землю, расцветал мак. И теперь лепестки мака падают словно сами собой, будто капают слёзы из глаз безутешной матери.

По другой легенде, в период правления Чингисхана на полях росли белые цветы. Во время одного из страшных и жестоких сражений, тысячи людей пролили свою кровь, которая обагрила белые маки. С тех пор цветы получили алый цвет, напоминающий кровь.

Воспитатель: (Слайд № 17)

Голубыми глазками

Смотрит он всегда,

Солнышко и дождик -

Вот его друзья.

Если дождик не идёт,

Я его полью,

Из колодца, во дворе,

Воду принесу.

Спросите вы у меня:

"Что же за цветок?"

Я отвечу вам, друзья:

"Это, василёк".

Воспитатель: Василек луговой с лилово-пурпурными соцветиями, снизу одетыми коричневато-серебристыми чешуйками, имеет высокие стебли. Прочный стебель и листья у василька покрыты коротенькими волосками, на ощупь шероховатые, как будто затянутые паутиной. Удлиненные листья (нижние с черешками, верхние - без) как бы надрезаны крупными зубчиками. Цветет василек с середины июня до сентября

Сказка о васильке.

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.

Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. - Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. - Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужны цветы?

Воспитатель: Нам цветы  нужны не только для красоты, но и для жизни. Не будут цветов – не  сможем мы жить. Поэтому, дети запомните главное правило - просто так цветы рвать нельзя. Ведь они очень нужны пчелам, бабочкам и  другим насекомым. Сорвав  один цветок, лишаете жизни больше цветов. Ведь на следующий год не будет появляться цветы из их семян. Если сегодня сохраним один цветок – то на следующий год сто цветов вырастит.

 

Воспитатель: (Слайд №18) Рассказывать о наших крымских цветах можно очень много и долго. Каждое из них уникально и неповторимо.

Кто не любит Крым наш вольный ?!
Весь в цвету в июне он.
Для травы, цветов — раздолье,
Что не луг, то прям газон.

Нежный запах разнотравья,
Тебе голову вскружит.
Сколько тут разнообразья!
Над цветком пчела жужжит

И всё пахнет летом, морем,
Тёплым днём, большой мечтой…
Крымом, счастьем и прибоем,
Да, дорогою витой.

Воспитатель: Какой цветок вам понравился больше всего? (Ответы детей)

О каких цветах вы хотели бы узнать больше информации? (Ответы детей)

У кого из вас в палисадниках растут первоцветы? Какие? (Ответы детей)

 Как нужно относиться к первоцветам? (Ответы детей)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не

будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое календарное планирование по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) детей старшего дошкольного возраста.

Целью моей педагогической деятельности является на данный момент: обогащение экологическх предствлений детей через дидактические игры и пособия. Мною было разработано перспективное годовое планировани...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»

Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие:  Формировать представления о лиственных и хвойных д...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с социальным миром. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Война. Победа. Память.

Тема: Война. Победа. Память. Цель: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.  Познакомить с дет...