План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Рудикова Наталья Сергеевна

Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. 

Задачи:

Обучающие:  Формировать представления о лиственных и хвойных деревьях Крыма, их разнообразии. Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям. Закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к хвойным и лиственным деревьям; зрительное внимание, память, мышление;  речь детей, обогащать их словарь.

Воспитательные: Воспитывать интерес  и бережное отношение к деревьям, любовь к родной природе,   родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_derevya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

План – конспект по познавательному развитию.

Ознакомление с  миром природы. (Краеведение)

(Старшего и подготовительного дошкольного возраста )

                 Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Воспитатель:

Рудикова Н.С.

        2020г.

Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. 

Задачи:

Обучающие:  Формировать представления о лиственных и хвойных деревьях Крыма, их разнообразии. Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям. Закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к хвойным и лиственным деревьям; зрительное внимание, память, мышление;  речь детей, обогащать их словарь.

Воспитательные: Воспитывать интерес  и бережное отношение к деревьям, любовь к родной природе,   родному краю.

Форма организации: групповая.  

Форма работы: беседа, художественное слово, объяснение, показ фото.  

Материал и оборудование: презентация на тему «Хвойные и лиственные деревья Крыма », ноутбук, экран, мультимедийный проектор, вырезанный из бумаги лист, кукла-игрушка Старичок-Лесовичок.

Предварительная работа:

• наблюдения за деревьями на территории ДОУ;

• чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихотворений  о природе;

• рассматривание иллюстраций о  деревьях.

Ход НОД:

Воспитатель: К нам на занятие залетел листочек:

«Легкий, воздушный, ветерку послушный». Ребята, как вы думаете, откуда прилетел к нам листочек?

(Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель:  (Слайд №2) Этот листочек прилетел к нам из леса. Ребята, посмотрите какой красивый лес! В нем растет много разных деревьев! Давайте узнаем их получше!  

Воспитатель: (Слайд №3) Деревья – это самые крупные растения суши. Вытягиваясь вверх, они простираются над другими представителями растительного мира и получают больше солнечного света, необходимого им для роста.

Воспитатель: (Слайд №4) Посмотрите внимательно и  скажите, какие основные части дерева вы знаете ?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мне кажется к нам  кто-то идет.

(Воспитатель вносит куклу- игрушку - Старичока-Лесовичока)

Есть на свете старичок

Старичок - Лесовичок

Носит он из пестрых листьев

Разноцветный колпачок.

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные

Сам- он в алом армяке.

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам

Ходит – бродит по травинкам

Старичок-Лесовичок –

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь,

И в зной –

Сторожит он мир лесной.

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам пришел?

Воспитатель (Старичок - Лесовичок) :

Я ребята старичок –

Старичок - Лесовичок

200 лет в лесу живу,

Все про лес вам расскажу.

Живу в лесу я издавна –

Слежу за лесом пристально.

Лес не только для забавы,

Лес-богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Слышал я,  что вы про деревья  разговор ведете. Я все деревья  знаю. Всех их от злых людей да пожаров охраняю . Все деревья я люблю.

Старичок – Лесовичок: Ребята,  а скажите мне , пожалуйста, какие деревья бывают? (Ответы детей)

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 5) Правильно ребята, деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Все хвойные деревья вечнозеленые, им не страшны холода. На лиственных деревьях листья распускаются каждый год. Поздней осенью они отмирают и облетают под воздействием сильных ветров и стужи. Как называется это явление? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы встречаем деревья повсюду – в парках, скверах, вдоль дорог, даже на территории нашего детского сада,  их много. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. И сейчас Старичок – Лесовичок нас познакомит с некоторыми Лиственными и хвойными деревьями, которые растут у нас в Крыму.

Воспитатель: Но сначала,  давайте представим, что мы прогуливаемся с вами по лесным дорожкам.

Физминутка.

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

Старичок - Лесовичок: (Слайд №7) Отгадайте загадку,  о каком дереве в ней говорится.

У него в июне с веток

тёплым снегом пух летит.

В сентябре он жёлтый, светлый –

словно солнышко, блестит! (Тополь)

(Ответ детей)

За окном, в разгаре лета,
Побелела вся земля.
Неужели снег? Нет, это –
Пух роняют тополя!

Воспитатель: Посмотрите, какой у тополя сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 8)

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

потому что это ... (КЛЁН).

(Ответы детей)

Воспитатель:

В самого себя влюблён

раскрасавец яркий клён.

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается.

Старичок – Лесовичок: (Слайд №9) Обратите внимание на это дерево.

   Кто знает, что это за дерево?  

Воспитатель: А вы никогда не задумывались, почему люди это дерево так назвали?

Старичок – Лесовичок: Оказывается, название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что берёзовые веточки, принесенные в дом, защищают от зла. Чем же берёза отличается от всех деревьев? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, березу ни с чем не спутаешь. Такого белого ствола ни у одного дерева больше нет.

Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.  

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 10)

Из меня плетут корзины,

Мои ветки тонки, длинны,

У воды расту, плаксива.

Угадали кто я? - …(ива)

Воспитатель:

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.

Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускающиеся вниз, даже ствола не видно

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 11)

О каком следующем дереве мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Листья, как твоя ладонь,

Пальцы растопырены.

Белых свечек по весне

Видимо — невидимо. (каштан)

Воспитатель: Каштан - красивое дерево, особенно в пору цветения, когда его соцветия придают дереву нарядный, праздничный вид. Листья крупные,  напоминают ладонь с растопыренными пальцами. Плод каштана – округлая ярко зеленая коробочка покрытая шипами. Внутри коробочки одно, реже два – три семени. По каштану можно предсказывать погоду. Народная примета: Если на листьях  каштана появились «слёзы» (липкие капельки сока, то через сутки или двое будет дождь.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 12)

Под чинаром, под платаном
хорошо сидеть южанам:
даже в самый жаркий день
под густым платаном тень.
Клён листвой и ёж плодами,
он всегда на юге с нами.

Воспитатель: Это потрясающе красивы деревья! Огромные, раскидистые, листья у них похожи на кленовые, а ещё удивительная кора - мозаичная, серовато-оливковая. Они её сбрасывают, и ствол обнажается и становится серебристо-белым. За это дерево иногда называют "бесстыдница". Плод — многоорешек, остающийся на деревe всю зиму и pаспадающийся вeсной на отдельные орешки, pазносимые вeтром.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 13)

А это, какое дерево? Послушайте…

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (Дуб)

Воспитатель: Скучно дубу одному

На пустой поляне.

Ветер подбежит к нему

И к землице тянет.

Ветер дубу нипочём —

Сильный дуб, кряжистый.

Сколько желудей на нём:

Гладких, золотистых!

Как созреют — упадут,

Не отыщем в травах.

А возьмут и прорастут —

Зашумит дубрава.

- Ствол дуба покрыт темной корой он могучий, крепкий. Ветки длинные, толстые. Листья овальные. У дерева плоды- жёлуди.

Старейший в Крыму и России дуб ("черешчатый" дуб) живет уже 800 лет в районе "Белой Скалы" (Белогорск). Дуб носит название "Суворовский" в честь русского полководца А.В.Суворова.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 14)

Белым цветом расцветает

и свистульки дарит детям

Кто акацию не знает

развесёлую на свете.

Воспитатель: Взгляните на это дерево. Это белая акация. Сейчас акацию можно встретить на многих улицах нашего поселка, но когда-то она росла только за океаном, в далекой Америке. Очень полюбилась белая акация людям за свои красивые и ароматные цветки. И стихи, и песни сочиняют про «белой акации гроздья душистые». К тому же цветет акация не один раз в год, как большинство деревьев, а дважды: в начале лета и осенью.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 15)

Как ты строен и прекрасен,
наш родной высокий ясень!
Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист.

Воспитатель: Это дерево называется ясень. Послушайте, как о нем говорят: «Дерево, у которого редкие листья, много просветов». Чего – чего, а «просветов» - пустых мест, в кроне ясеня хватает. Крона ясеня ажурная, легкая, и все для того, чтобы дереву доставалось больше солнца. Весной цветет ясень рано, еще листьев нет на дереве, а цветки уже распустились и цветут пышным цветом. Посмотрите на плоды ясеня. Падая, они вертятся и далеко отлетают от дерева.  

Разминка для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 16) А сейчас, я вас ребята познакомлю с некоторыми  хвойными деревьями, растущие у нас в Крыму. И название  первого хвойного дерева каждый из вас знает. (Слайд № 17)  

Длинная иголочка,

Золотая смолочка.

Любим летом и зимою

Мы в бору дышать…….         (сосною)

Воспитатель: Правильно, ребята, это крымская сосна.

Вечнозеленое растение вырастает очень высокое. Ствол гладкий, прямой. Внизу веток у старых сосен нет, т. к. сосна светолюбивое растение. Нижние ветки у сосны отмирают – очищаются от сучьев и ствол приобретает вид стройной «колонны» уходящей в небо.

Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Долго растет сосна.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 18)

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки 
...(Ёлка) 

Воспитатель: Живёт ель до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. Хвоинки колючие, четырёхгранные, острые. Есть ели с голубоватой, синевато-белой и золотисто-жёлтой хвоей. Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы они открываются и оттуда вылетают семена. Крылатые семена подхватывает ветер и уносит далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные ёлочки.

Любят ёлочку детишки,

Ищут милую в лесу.

Соберут под нею шишки

И в карманах их несут.

Из еловых шишек можно

Всё, что хочешь, смастерить.

Это просто невозможно

Взять и ёлочку срубить

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 19)

Пихты с виду кажутся Злючками,

Лапы их покрыты Колючками,

Да колючки-то незлые у пихты,

Можешь даже погладить их ты.

Воспитатель: Пихта – очень высокое дерево. Иголки пихты (или хвоинки по-другому) забирают из земли очень мало воды (влаги). Это помогает пихте выживать зимой. Почки пихты зимой закрыты смолой, а к осени на вершинах пихт вырастают созревшие шишки. Они подсыхают, падают на землю и рассыпаются. И потом из этих семян вырастают молодые пихточки.  

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 20)

Шишек урожай хороший
Собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти 
Любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр
Великан известный ... (
Кедр)

Воспитатель: Немало легенд связано и с религиозным почитанием кедра.  В честь этого дерева ежедневно возносились молитвы.  Считалось, что человек, повредивший или срубивший кедр, губил, таким образом, свою душу, ведь именно у этого таежного великана искали коренные жители Сибири спасения и защиты.

Вообще, кедр являлся священным деревом, защитником, поэтому легенды о нем живы и передаются из уст в уста. У некоторых народностей считается, что изначально кедры можно было вообще найти только в раю, и лишь по случайности одно из зерен его упало на землю, и из него вырос самый первый таежный великан. Именно поэтому кедр пользуется большим уважением у многих людей Сибири, остается царем тайги, чудо – деревом. В народе его всегда с любовью называли кормильцем, целителем.  Для многих нужд использовалось оно — все целиком, до последней иголочки.

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 21)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. 
(Лиственница)

Я вовсе не завистница,-

Заявляет Лиственница:

Что под именем таким?

Это просто псевдоним.

Воспитатель: Несмотря на то, что она относится к хвойным деревьям, на зиму сбрасывает свои иголки, которые перед этим желтеют как обычная листва. А весной лиственница снова покрывается молодой ярко-зелёной хвоей. Иголки у лиственницы не колючие, а мягкие, приятные на ощупь.

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Старичок – Лесовичок: Ребята, я вас познакомил с разными лиственными и хвойными деревьями. А теперь хочу проверить ваши знания, как вы запомнили название и особенности деревьев.

Игра «Назови дерево». (Слайд № 22)

Игра «Четвертый лишний» (Слайд № 23)

Игра «Подбери листик к дереву» (Слайд № 24)

Игра «Чьи плоды» (Слайд № 25)

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 26) Ребята, скажите, для чего нужны деревья?

Старичок – Лесовичок: (Слайд № 27)  А какие предметы делают из дерева?

Воспитатель: Правильно. Деревья нужно беречь, из них можно сделать много полезных предметов, которые так необходимы для жизни человека. Хотите поиграть со мной в игру «Доскажи словечко»?

Игра: «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя …   (кровать)

Как приятно нашей Ане

Поваляться на …   (диване)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …   (стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном … (кресле)

С пирогами чай попьем

За обеденным …  (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в … (шкаф).

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны и поэтому назвали правильно все предметы. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать  из дерева

Старичок – Лесовичок:

Не зовите докторов вы из поликлиники!

Лучше всяких докторов рощи и малинники!

Лучшие таблетки - еловые ветки

Надо в лес ходить гулять, чтоб лекарство не глотать!

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

Будем  мы с деревьями  дружить-

Охранять их и  любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для старшего дошкольного возраста по теме: «Для чего нужны заповедники»

Технологическая карта ОД по познавательному развитию, в ходе которой дети знакомяться с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Иркутской области. У детей...

План - конспект занятия по обогащению словаря в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья».

На занятии  решаются задачи лексического развития: закрепление представлений о хвойных и лиственных деревьях, подготовка к составлению описательного рассказа о дереве....

Презентация к занятию (окружающий мир, подготовительная группа) на тему: "Хвойные и лиственные деревья"

Слайд 1Хвойные и лиственные деревьяСлайд 2Воспитатель рассказывает, что все это листья, включая хвоинки. Вместе играют в игру "От какого это дерева лист"  Слайд 3Деревья с хвоинкам...

Конспект ОД «Познавательное развитие» (ознакомление с природой за живым объектом ) для детей младшей группы Тема: «Наши соседи - насекомые»

Цель: формирование представлений у детей о насекомых Программные задачи: Образовательные: -продолжать знакомить детей с насекомыми; - установить отличия и сходства у бабочки и жука...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с социальным миром. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Война. Победа. Память.

Тема: Война. Победа. Память. Цель: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.  Познакомить с дет...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....