Главные вкладки

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для старшего дошкольного возраста по теме: «Для чего нужны заповедники»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Долинина Екатерина Леонидовна

    Технологическая карта ОД по познавательному развитию, в ходе которой дети знакомяться с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Иркутской области. У детей формируются  представления о работе сотрудников заповедника, заповедных зонах окрестностей. В детях воспитывается уважение к природе, желание помогать и защищать природу и ее жителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

    по познавательному развитию (ознакомление с природой) для старшего дошкольного возраста по теме: «Для чего нужны заповедники»

    Составил: Долинина Е.Л.,

    воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 105»

     

    Цель: создать условия для формирования у детей представлений о существовании и работе заповедных зон в Иркутской области.

    Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные.)

    1. Познакомить с понятием «Заповедник», «Заповедная зона», их предназначением; заповедными зонами Иркутской области. Формировать представления о работе сотрудников заповедника, заповедных зонах окрестностей

    2. Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию.

    3. Воспитывать в детях уважение к природе; подвести детей к выводу о том, что человек должен помогать и защищать природу и ее жителей.

    Образовательная область: Познавательное развитие.

    Виды детской деятельности: Вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы, решение проблемных ситуаций, поисковые задания с дидактической игрой, просмотр видеофильма, обсуждение, цепочки наводящих задач.

    Оборудование: Иллюстрации с изображением исчезнувших животных (мамонт, дронт, моа, морская корова, тур, гавайская цветочница), видеофильм «Возвращение утраченного», фланелеграф. 

    Предварительная работа: беседа «Охраняемые растения и животные Иркутской  области»,  чтение художественной литературы  (рассказы Бианки, Чарушина), рассказ о «Красной Книге», рассматривание карты Иркутской области и деление её на заповедные зоны.

    Структура

    Содержание образовательной деятельности

    Планируемый результат

    Вводная часть: Организация детей  установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).  

    Воспитатель:

    -Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила необычное письмо из леса, сейчас я его зачитаю:

    «О природе люди думать перестали.
    И лесные жители обижаться стали.
    На охоте люди птиц, зверей стреляют.
    И деревья все подряд часто вырубают.
    Реки засоряют, травы выжигают,
    И о жителях лесных ничего не знают».

    Для того, чтобы узнать, что случилось в лесу, мы в него и отправимся.

    (На фланелеграфе - иллюстрация леса, на сосне сидит белка, под сосной заяц).

    Привлечь внимание, заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

    Основная часть: Создание условий для разнообразной активной  деятельности  детей. Актуализация  имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка, осуществление дифференцированного подхода.

    Воспитатель:

    - В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла, уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало.

    Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист.

    -Заяц, от чего ты такой испуганный? –спрашивает белка.

    -Как же тут не напугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали всех зверей, разожгли костер, потушить позабыли -разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унес. Совсем житья не стало в нашем лесу.

    -Да, если так и дальше дело пойдет, то о нас ребята будут узнавать только по картинкам.

    -А что, разве уже есть такие животные?- спрашивает заяц.

    -Да есть, хочешь расскажу? А вы ребята, хотите?

    У меня есть телевизор, поэтому я вам их еще и покажу.

    (На мониторе компьютера появляются поочередно рисунки уже вымерших животных).

    1.Еще в каменном веке в Европе первобытные охотники способствовали исчезновению лесных слонов и мамонтов.

    2. На островах Индийского океана жила птица дронт, высотой 80 см., весом 20 кг., с недоразвитыми крыльями. Этот родственник голубя спокойно ходил по лесам, питаясь плодами и семенами. Через 200 лет после освоения островов все дронты были истреблены людьми, свиньями и собаками.

    3.На островах Австралии жила гигантская птица моа, напоминающая страусов. Их истребили из-за их вкусного мяса. Одного яйца моа хватало на обед всей семье.

    4. Во время экспедиции Беренга к берегам Аляски шторм выбросил корабль на подводные рифы. Экипаж перенес нелегкую зимовку благодаря крупному морскому зверю, неизвестному до сих пор науке. Его назвали морской коровой. Из-за вкусного мяса и жира ее полностью уничтожили.

    5. Гавайские цветочницы, жившие в Америке, стали жертвами красоты. Их яркими перьями украшали свои головные уборы воины и вожди.

    6. В Европе жил большой бык –тур. Охотники его полностью истребили.

    7. Зебра квагга, жившая в Африке, тоже была уничтожена охотниками.

    Выслушал заяц историю белки и говорит:

    - Да, печальная история. Неужели нам никто не поможет?

    Белка отвечает:

    - Слышала я от моей бабки, что есть на свете леса, в которых животных никто не трогает.

    Почти 100 лет назад был издан закон, который позволил создать у нас в стране заповедники, ботанические сады и национальные парки.                                      Заповедник- это место, которое охраняется государством. На их территории людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Это наше богатство, которым мы можем гордиться. Заповедников сейчас насчитывается больше 100 в нашей стране (Баргузинский, Астраханский, Кавказский, «Семь островов» (острова Белого моря).

    У нас в Иркутской области охраняется озеро Байкал, где гнездятся многие виды птиц.

    Физкультминутка.

    Проводится  физкультминутка «Путешествие».

    Мы идём по просёлочной дороге, по разогретой солнцем земле, (топают ногами).
    Перед нами луг, под ногами мягкая трава 
    (скользят  ногами).
    Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок 
    (растирают  ладони).
    По деревянному мостику переходим через реку, 
    (высоко поднимают  ноги).
    Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку, 
    (прыгают на двух ногах).
    Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветви, 
    (поднимают руки вверх, покачиваются).
    Справа и слева спелые ягоды, соберём их  
    (выполняют наклоны вправо-влево, приседают).
    Вот мы и пришли!

    Воспитатель:

    -Чем же занимаются сотрудники заповедников?

    Демонстрация видеофильма «Возвращение утраченного».

    Обсуждение увиденного.

    1. Охраняют существующие виды растений и животных.

    1. Отлавливают зверьков в одних областях и выпускают в другие.

    Когда-то наши прадеды и деды охотились на речного зверька с ценным мехом. Это выхухоль. Животное это жило по берегам рек, питалось моллюсками. У основания хвоста у него есть пахучая железа, секрет которой пахнет фиалками. Поэтому во всех домах в сундуках с одеждой лежал хвост выхухоля. В результате бездумной охоты в нашей области выхухоль был истреблен. Работники Байкало-Ленского заповедника снарядили экспедицию по другим областям: определили места обитания этих зверьков, установили ловушки, пойманных животных привезли и выпустили их на наши водоемы. Благодаря этим мерам выхухоль снова прижился и численность его постепенно возрастает.

         3.   Разведение  и восстановление уже исчезнувших в нашей области видов.

    На территории Байкало-Ленского заповедника были построены вольеры, куда поселили несколько пар белой куропатки, которые через некоторое время дали потомство. Выращенных в неволе птиц выпустили в естественную среду. Остается надеяться, что птицы приживутся и дадут потомство уже в природе.          

    - Ребята, мы уже с вами знакомились с главной книгой природы.    

    Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу. Растения и животные включаются в нее не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер они перестанут нуждаться в защите. Например, в Австралии живет интересный зверек- сумчатый медведь- коала.(Демонстрация иллюстраций).Он обитает в эвкалиптовых лесах. К 1937 году осталось не более 1000 животных, и численность их продолжала падать. В результате принятых мер по охране животных уже через 20 лет насчитывалось 50 тыс. сумчатых медведей, и сейчас их уже не относят к исчезающим. Спасенное животное или растение переводят в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению не всегда так бывает.

    Воспитатель:

    -Ребята, давайте поиграем и повторим охраняемых животных.

    Проводится дидактическая игра «Животные Красной Книги».

    Воспитатель:

    -Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу?

    Охранять и беречь природу надо в любом месте.

    Проводится с детьми игра « Это я, это я, это все мои друзья…» 

    Воспитателем задаются определенные вопросы как о позитивном, так и негативном поведении в природе. Если подразумевается положительный ответ, то ребята говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если  вопрос содержит в себе информацию о недопустимом поведении в природе, то дети должны промолчать. Если  кто-то затрудняется с ответом, то необходимо объяснить, что так друзья природы не поступают. Зачастую это объясняют сами дети.

    1. Кто цветы и травы знает и зверей не обижает?
    2. Кто, стирая пот с лица, строит домик для скворца?
    3. Кто в собаку камень бросил и щенка ногой отбросил?
    4. Кто сломал у дуба ветку и на птиц накинул сетку?
    5. Кто кормить не забывает кроликов и попугаев?
    6. Кто собак так крепко любит, приласкать их не забудет?
    7. Кто топтал цветы на клумбе, привязал котенка к тумбе?
    8. Гладит кто щенков и кошек, птицам сыплет вкусных крошек?
    9. Кто и в лютые морозы в комнате разводит розы?
    10. Кто сегодня в сад пошел и все грядки прополол?
    11. Кто растит в саду цветы небывалой красоты?
    12. Кто, жалея птичку в клетке, ей дает одни конфетки?
    13. Кто березку посадил и цветы в саду полил?
    14. Кто, забыв свои игрушки, делает для птиц кормушки?

    Воспитатель:

    Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Заключительная часть: подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка).

    Спасибо, ребята, вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам свои тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей Земли и беречь ее.                                                                        

    Подвести к пониманию того, что необходимо заботиться и защищать природу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности ОО Познавательное развитие (квест)

    Квест, приключенческая игра, адвенчура — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Цель: Развитие познавательных процессов ...

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) с детьми 5-7 лет

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) с детьми 5-7 лет группа «Солнышко»Тема: «Песня ко...

    Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию . в старшей группе тема «Пернатые друзья»

    Развивать системное мышление.Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.Развивать способность детей сра...

    Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Овощи и фрукты»

    Развитие познавательной инициативы в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях....

    Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».

    Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...