Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию . в старшей группе тема «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тетерина Елена Федоровна

Развивать системное мышление.

Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить. Развивать чувство партнерства и сотрудничества.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.

Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание  иллюстраций с изображением птиц, прослушивание записи – пение птиц, чтение сказок, где встречаются птицы (домашние и дикие) экскурсия в мини-музей «Русская изба» в детском саду, просмотр презентации «Детям о музеях», опытно-исследовательская деятельность: «Что легче?».

Мультимедийное  оборудование (компьютер, экран, проектор), презентация «Музеи», «волшебный экран» с пятью окошками и приложение к нему картинок: птица – синица, схема строения птиц,  лес, речка, поле, гнездо с птенчиком, птичья пара на веточке дерева, знаки: «Помощь взрослого», «Можно трогать». «Можно играть», «Нос»,  ящик ощущений, дидактическая игра: «Найди пару» «Собери целое», косыночки трех цветов по количеству детей (красные, желтые, синие), аудио запись пения птиц, фишка-смайлик по количеству детей, картинки портфель и компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_pernatye_druzya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Елочка»

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

.

в старшей группе тема «Пернатые друзья»

воспитатель I  кв. категории

 МДОУ детский сад

общеразвивающего вида «Елочка»

 

                                                                                                                                                             Тетерина Е. Ф.                                  

Технологическая карта

Автор конспекта

Тетерина  Елена Федоровна

Возрастная группа

Старший возраст 5-6 лет

Форма организации, количество

обучающихся

Подгрупповая, 15 человек

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема занятия

Наши пернатые друзья

Культурная  практика

  1. Познавательное развитие, технология ТРИЗ  метод «системный оператор».

Культурно-смысловой

контекст

Дать наиболее полное представление о рассматриваемом  объекте - птицы. Определить роль и место объекта, их взаимодействие по каждому элементу в системе, подсистеме, надсистеме.

Цель занятия

  1. Развивать системное мышление.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Предварительная работа:

Оборудование:

Продолжать знакомить детей с обитателями природы - птицами. Уточнить и систематизировать знания детей о них, активизировать словарь по теме.

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить. Развивать чувство партнерства и сотрудничества.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.

Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание  иллюстраций с изображением птиц, прослушивание записи – пение птиц, чтение сказок, где встречаются птицы (домашние и дикие) экскурсия в мини-музей «Русская изба» в детском саду, просмотр презентации «Детям о музеях», опытно-исследовательская деятельность: «Что легче?».

Мультимедийное  оборудование (компьютер, экран, проектор), презентация «Музеи», «волшебный экран» с пятью окошками и приложение к нему картинок: птица – синица, схема строения птиц,  лес, речка, поле, гнездо с птенчиком, птичья пара на веточке дерева, знаки: «Помощь взрослого», «Можно трогать». «Можно играть», «Нос»,  ящик ощущений, дидактическая игра: «Найди пару» «Собери целое», косыночки трех цветов по количеству детей (красные, желтые, синие), аудио запись пения птиц, фишка-смайлик по количеству детей, картинки портфель и компьютер.

Последовательность деятельности:

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

ведение  в ситуацию

Приветствие: «Здравствуйте»

Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «В музее…»

Беседа: «А что если в музей пойти в воскресный день нет возможности , но очень,  очень  хочется , то…

Презентация «Музеи» (вспомнить, что такое музей? какие они бывают). Зрительная гимнастика.

«Тему мини-музея помогут определить загадки»

              1.Кто на елке на суку счет ведет :ку-ку-ку-ку?

              2.В красной шапке расписной в черненьком кафтане,

              Знаменит в семье лесной песенкой смешной ,

              Что за песня- красота: тук-тук-тук, да тра-та-та.

              3.Зимой на ветках яблоки скорей их собери,

               И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ….

Итак, тема нашего мини-музея: «Птицы». В  нашем «доме творчества» будут экспонаты, игры,  знаки, которые помогают узнать «что можно делать с этим

или  иным предметом»

Дети приветствуют гостей и друг друга.

Составление 2-3 предположений о том, что это можно сделать в группе детского сада. Например: есть различные игровые зоны в группе - спортивная, игровая, театральная,  а  музея нет. Да, создать мини-музей в группе  – это хорошо.

Дети рассказывают: музей это дворец музы, творчества.

Дети  слушают воспитателя, отгадывают загадки.

Кукушка

Дятел

Снегирь

А чтобы работа спорилась надо разделиться на группы (с помощью разноцветных косынок).  Дети настраиваются на предстоящую интересную деятельность.

Детская цель: «Хотим создать мини – музей в группе».                  

Актуализация знаний

Первая подгруппа:

Игра «Волшебный экран» - для подбора экспонатов в мини- музей

 «А  поможет нам заполнить  его стихотворение Марата Гафитуллина  «Что-то».

Вторая подгруппа:

Игра  «Ящик ощущений»

 «Какой предмет на ощупь? Какой формы?  Что есть у предмета? И т.д.»

Игра         «Найди пару»

« Рассмотрите картинки и назовите птиц, а теперь каждой птице надо найти пару  и объяснить почему?»

Третья группа:

Представление знаков, которые помогут определить  деятельность ребенка с экспонатом.

«Надо внимательно рассмотреть знаки и определить правило, затем объяснить его»

Дети дают более полное представление о птицах, определяют действия (летают, уничтожают вредных насекомых, плавают, откладывают и высиживают яйца и т.д.),  места обитания - это лес, водоем, горы, поле, что они являются частью природы. Частью планеты Земля. Определяют   систему в прошлом объекта и в  будущем.

Проявлять умения: слушать взрослого, отвечать на вопросы, выполнять инструкцию, оказывать помощь друг другу в заполнении   «волшебного экрана»

Дети определяют на ощупь  предмет и рассказывают свои ощущения (лежит в ящике яблоко и шишка т.е. питание птиц)

Проявляют умение слушать взрослого, отвечать на вопросы.

В этой игре дети определяют птиц по видам: водоплавающие, зимующие и перелетные,  домашние.

Проявлять умение формулировать свой выбор.

Дети договариваются о предстоящей работе между собой. Начинают выполнять задание.

«Знак ладонь» - можно трогать, брать в руки, рассматривать.

«Знак дети» - можно играть с этим экспонатом, но не ломать, убирать на место.

Бережно обращаться с ним.

«Знак взрослый и дети» - можно спрашивать у воспитателя или у родителей о том, чтобы хотелось узнать по теме музея.

Дети рассказывают о своем выборе и оказывают помощь друг другу при затруднениях в ответах

Затруднения в ситуации

Педагог  предлагает считалку.

Педагог помогает с помощью наводящих вопросов.

Дети затрудняются в выборе цвета   косынки.

Дети затрудняются в распределении картинок на  «волшебном экране»

Открытие нового знания

Беседа о выполнении практических действий с «волшебным экраном»  по  технологии ТРИЗ методом «системный оператор»

«В первом окошке птица (система настоящая кто это?  Что делает?)

 Во втором окошке из чего состоит?  (подсистема в настоящем какое оно?»

 В третьем окошке среда обитания (над система в настоящем,  где живет  или находиться?»

В четвертом окошке кем был? (система в прошлом какие были его свойства, возможности?)

 В пятом окошке кем будет? (система в будущем  – что произойдет с объектом через некоторое время?).

Вопросы: Какой экспонат мы можем расположить в над системе в настоящее?

               Кем были птицы – система в прошлом?

Зафиксировать новые знания детей в речи и в способах действия.

Использование в речи понятия: «система»  «над система»  «под система»

Например: птица- это животное покрытое перьями, умеющее летать это система в настоящем, умеет летать, клевать, строить гнезда, плавает,  чирикать, может  откладывать яйца и выводит птенцов.

Макет речки, макет леса ,скворечник

В прошлом птица была птенчиком, который вылупился из яйца. Можно в мини - музее расположить разные виды гнезд, с разным размер  яиц, с разным цветом яиц.

Проявлять умение слушать взрослого, отвечать на вопросы.

Осмысление, рефлексивный компонент

«Предлагаю вашему вниманию – картинки портфеля и компьютера. Если  вам понравилось все в занятии, то кладем фишку смайлик к портфелю. Если вы хотите что- то дополнить или придумать свое, тогда кладем фишку смайлик к компьютеру.

Формулирование не менее двух действий, которые помогли достигнуть цели (индивидуальные ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»

Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «В мире Песочной Феи»

Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей со свойствами песка, его происхождением, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.Развитие познавательной активности в процессе зна...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Волшебство бересты"

Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Мой город - Колпино»

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину через интерактивную экскурсию....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей....