Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Волшебство бересты"
план-конспект занятия (старшая группа)

Плотникова Анастасия Юрьевна

Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_beresty.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности

по познавательному развитию

 в старшей группе

Тема: "Волшебство бересты"

Воспитатель I квалификационной категории

Плотникова Анастасия Юрьевна

Санкт-Петербург

2019 г.

  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ: «Познавательно-исследовательская деятельность»

 ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель: - расширить и уточнить представления детей о русской берёзе и бересты , о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

-познакомить детей с полезными свойствами, и особенностями бересты.

- обогащать представления детей о мире предметов сделанных из бересты;

- расширить природоведческий словарь детей (чечевички)

- развивать творческие способности детей.

- воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать эстетический вкус.

Познакомит со свойствами берёзы и её коры – бересты, в ходе экспериментальной  деятельности (прочность, гибкость, многослойность).

 Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности природы и произведений народного творчества  России.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Обучающие:

Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.

Познакомить обучающихся со свойствами берёзы и её коры – бересты ,строе-нием и использования её в быту. Дать представление о художественной ценности материала.

Обогащать словарь детей словами-прилагательными.

Материал:

Береста снятая с дерева, пенёк берёзовый, берестяные шкатулки , кузовок, лапоть, украшение , картина из бересты, стальная заострённая палочка, фотографии с письменностью на бересте.

Подготовительная работа:

Дети знакомятся с  лиственными деревьями и песнями про берёзу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Настасьей .На улице зима и я пришла к вам помочь натопить вашу печку.

Ребята как вы думаете с чем я к вам пришла?

Я принесла замечательных берёзовых дров. А где у вас печь?

Дети: Нет печки !У нас работают батареи.

Воспитатель:

А у нас в деревне дома отапливают дровами и самые лучшие из них это берёзовые, а растапливаем дрова берестой с поленца. Береста очень быстро разгорается и горит как спичка.

Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).

Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)

(Показ материала-бересты)

Береста-это верхний ,защитный слой  у коры .Один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали много полезностей .Но об этом я расскажу позже. Сейчас расскажу о самой бересте.

Давайте разглядим саму бересту. Потрогайте её.

Кора берёзы состоит из нескольких слоёв. Наружный слой – это береста, чистый и белый по всей площади которого имеются чёрточки.

Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)

Это защитный слой!

Как вы думаете зачем он –этот защитный слой? ( Ответы детей)

Эти чёрные чёрточки так называются чечевичками, через них берёза дышит, осуществляет газообмен. На зиму чечевички закрываются, заполняясь особым веществом.  Береста состоит из тончайших слоёв, которые образуются в процессе роста дерева. Наружный слой шершавый и слоистый, а внутренний слой приятный как будто бархатный.

Таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Об этом знали ещё наши прадеды.

В Новгороде была найдена берестяная книжка из 12 страниц, написанная в12 веке, молитва. Эти письма пролежали в земле более 800 лет и сохранились до наших дней.

- Вот мы с вами и выяснили, что это за материал такой – береста.

- А теперь поговорим о заготовке и хранении бересты.

Береста не продаётся в магазинах. Поэтому «заготовка бересты» - это то, без чего  не обходятся.

Разглядываем  пенёк берёзовый .Где ствол, кора, береста на нём.

Есть несколько правил заготовки бересты, которые нужно знать, чтобы не навредить природе:

1. Не нужно брать сырья больше, чем вы можно использовать .

2. Ствол должен быть ровным и гладким.

3. Бересту лучше собирать в конце весны, в начале лета. Когда соко-движение.

4. Выбираем дерево для снятия бересты которое пойдет на дальнейшую обработку. Например мебель ( табурет , стол) деревянные полы.

Снимать бересту можно несколькими способами:

1 способ - спиралью . По кругу отдирают бересту от ствола.

2 способ - пластование: делаем два надреза вокруг и надрез вдоль и лопаткой отделяем бересту от ствола.

3 способ – ско́лотень (цилиндр): спиливаем дерево чурбаки  и длинным , тонким ножом отделяем бересту от ствола и выбивают осторожно.  

- Вот мы и разобрали с вами способы заготовки бересты.

Давайте ребята с вами поиграем  в старинную игру « Ручейок» , под песню «Во поле берёзка стояла».

А сейчас я вас приглашаю в небольшой музей берестяных изделий.

И поговорим о изделиях из бересты. Без бересты нашим предкам пришлось бы туго. Из неё делали предметы первой необходимости. Например: крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, шляпы и лапти т.к. береста не промокает. Предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу - это ковшики, ложки. Ковшики и посуду делали так искусно что хорошо воду держали и не пропускали не капельки.

Давайте опробуем налить воду в стаканчик из бересты. И мы увидим что вода не капает.

Хочу отдельно вас познакомить с таким не заменимым предметом как ТУЕС . В современном мире у нас есть термос , а раньше это был туесок. С ним ходили в поля работать и еда оставалась горячей или если надо  холодной. Еда в нём могла долго храниться свежей благодаря свойствам коры. В нем солили грибы, квасят капусту, держат мед, сметану, ягоды, и ничего в туесе не портится. 

Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).

 

Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами повторим кто что запомнил про бересту. Скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня беседовали, с каким материалом познакомились?

Всё верно, мы познакомились с таким материалом, как береста.

- Что вы мне кратко можете рассказать о бересте?

- Кто может кратко сказать, как заготавливают бересту?

Молодцы, всё усвоили, занятие с вами было очень интересным.

- До свидания, до новых встреч. Мне было с вами очень приятно общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Волшебство песка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста по теме «Волшебство песка»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности  "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы с использованием технологий: ...

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»...