"Образовательный проект как способ поддержки спонтанной игры дошкольников"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Седых Татьяна Геннадьевна

"Образовательный проект как способ поддержки  спонтанной игры дошкольников"

Реализация  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует поиска способов построения образовательного процесса дошкольной образовательной  организации , которые позволили бы в максимальной степени реализовать идеи, заложенные в данном документе.

В теории и практике дошкольного образования постоянный интерес вызывает проектный способ организации образовательного процесса . Образовательный проект может выступать  как способ поддержки спонтанной игры детей  дошкольного возраста . Спонтанная игра рассматривается как игра, идущая  от самого ребенка, от его собственной , но при этом обогащенной  культурным опытом  инициативы. Именно такая игра имеет  наибольшую педагогическую  ценность, так как активность  в ней принадлежит  самому ребенку. Однако открытым  остается вопрос о механизмах поддержки спонтанной игры в образовательном процессе детского сада .

 Поддержка спонтанной игры посредством образовательного проекта возможна при учете актуальных интересов детей дошкольного возраста и проявлений их субкультуры, обогащении содержания игрового опыта , который  имеется у ребенка. При этом  включение детей в образовательный проект позволяет  обогатить игровой опыт  ребенка за счет социально  значимого содержания, создать продукты  детской деятельности, которые будут использоваться в игре.  Особенность  образовательных проектов  в том, что они  встраиваются в текущее образовательное содержание,  делая его значимым и мотивированным для дошкольников за счет направленности на обогащение игровой деятельности.

Все виды деятельности детей,   включенные в образовательный проект, направлены на пошаговое создание результата - продукта, который имеет ценность для детской жизнедеятельности и может быть использован детьми.

Способы учета детских интересов и проявлений субкультуры дошкольников в образовательном проекте обусловлены необходимостью поддержки самостоятельности и инициативности детей .

   Хочу  поделится своим  опытам поддержки спонтанной дошкольной деятельности. Все проекты, организованные в группе учитывали интерес детей . Один из таких проектов был   Проект " Затерянный мир динозавров " 

  Данный проект позволил обогатить игровой опыт ребенка. Мы   читали  художественную  литературу о динозаврах. Дети  не только заинтересовались, что когда-то  существовали такие животные как динозавры и почему они вымерли, но и получили определенные знания. 

Этапы реализации проекта

На подготовительном этапе были продуманы цели и задачи проекта, подобран информационный материал для детей , книги, энциклопедии , иллюстрации, игры и игрушки по данной теме ,во время основного этапа шла организационная  работы над проектом " Затерянный мир динозавров".

    С детьми составлен план на неделю в котором я предусмотрела выход на игровую деятельность. Были просмотрены  мультфильмы, познавательные фильмы . Ребята принесли энциклопедии из дома и разнообразные  игрушки  динозавров.  В процессе изучения динозавров, ребята выбирали для себя любимый вид динозавра. Кому-то нравились здоровяки Диплодоки, а кому хищный Тираннозавр.

  Так  у ребят проснулся огромный интерес, и возникло желание нарисовать, слепить  любимого динозавр.

   В ходе реализации проекта ребята узнали что  благодаря каким профессиям, такими как  палеонтолог , окаменелые останки динозавров извлекают  и затем собирают  и располагают в  палеонтологических музеях, и тем самым мы можем представить какие животные жили на нашей земле. При рассказе о профессии палеонтолог я   принесла песок и таз и засыпала игрушечного динозавра и на примере показала как с помощью кисточки  и инструментов ведутся раскопки и это послужило толчком  к спонтанной игре.   Ребята  как настоящие палеонтологи вели раскопки  с помощью кисточек, затем  помещали находки в музей. В музее выбирали экскурсоводов и дети с удовольствием рассказывали  что узнали  о динозаврах  : названия динозавров, хищники или травоядные  и т.д. Тем самым  как итог проекта было сделана выставка " Динозавры", которая использовалась детьми в игре.

Организовать игру в библиотеку помог проект  «Путешествие по «реке времени». История создания Книги.

   Цель этого проекта расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги и как итог проекта создания реки времени .

       В ходе непрерывной образовательной деятельности дети познакомились с историей создания книги. Дети совершили путешествие в древность, где увидели каменные, глиняные и книги из папируса. Узнали о том, как появились печатные книги. Затем  дети вместе с родителями сделали книжки-малышки .  Это послужило  спонтанной игре в  библиотеку.  Ребятами были сделаны формуляры, вывески библиотека и  читальный зал . Просмотрели мультфильм о правилах поведения в библиотеке. Ребята выбрали библиотекаря который рассказал какие книги есть и помогал выбрать интересующие книги.    Впечатлений у детей было много. На реке времени дети раскрашивали  и размещали свои рисунки в исторической последовательности  (древность, старина, современность) что и послужило итогом  проекта ,а игра в библиотеку продолжается и сейчас.

 Интересный был проект "23 февраля "

 Целью проекта привлечение внимание к празднику – дню защитника Отечества.

  С детьми  рассматривание иллюстраций, книг по теме защитники нашей Родины.

  Ребятам стало интересно что за праздник 23 февраля и кого поздравляют и почему.

 Был составлен план в котором дети  предложили  на занятии по  конструированию сделали  из бумаги «Танки » , когда были сделаны танки, то возникла идея сделать танкистов.   На занятии по  лепка мастерили танкистов  из пластилина  что и послужила спонтанной игре " Танкодром ". Мальчишки сделали различные преграды для прохождения своих танков, выстраивали солдат и устраивали сражения.   

 

Проект  "Озеро Байкал и его обитатели "

   Данный проект позволил расширить и углубить представления о нерпе как уникальном млекопитающем и других обитателей озеро Байкал.

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе.

   В нашей группе данный проект  прошел через следующие мероприятия: Чтение художественной литературы», Бурятская легенда «Богатырь Байкал», «Слово о Байкале» (мифы, легенды, предания, сказки).

Просмотр презентации  «Озеро Байкал и его обитатели».

Рассматривали  книги о природе Байкала, иллюстраций, фотографий, открытки с изображением  пейзажей, рыб, животных, населяющих Байкал.

 

На неделю с ребятами  был составлен план  для создания макета озеро Байкал .  Дети из пластилина сделали   озеро и рыб, которые обитают в Байкале. На аппликации дети мастерили деревья ( сосны, кедр, ходульные деревья),из соленого теста лепили нерпят,  рисовали животных и растения .

Итоговое мероприятие  нашей экологического проекта  стала презентация макета   "Озеро Байкал и его обитатели"  для детей  подготовительной группы № 4

    В этом проекте  макет стал  как завершающим событием  и способствовал спонтанной  игре и  послужил запуском  игровой деятельности детей  с полученным  продуктом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли   и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...

Воспитательно – образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Гражданин России»

Разработка проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:    «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...

Краткосрочный образовательный проект по физической культуре «Играем в бадминтон» для старших дошкольников

Проект разработан и опробирован с целью популяризации бадминтона в летний оздоровительный период среди воспитанников ДОУ и их семей....

Научная статья "Игровая образовательная технология как способ организации деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Концептуальные основы игровой технологии:1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся припомощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средствапобуждения и стимулирования ре...